Файл: Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Несмотря на внесенные изменения система налогообложения в 2017 году в России остается прежней. Уплата налогов, наполнение бюджетов, основы налоговой системы были сформированы еще в 1992 году.[11] Именно в тот период времени в РФ были приняты ряд законодательных нормативно - правовых актов, которые обозначили отдельные виды сборов и налогов, а, так же, принципы, по которым действует налоговое законодательство по настоящее время.

2.2 Проблемы и направления совершенствования современной системы налогообложения в РФ

Современная экономика России на сегодняшний день находится в стадии поиска наилучшей модели развития, которая будет способствовать ее активному росту. Важнейшую роль занимает государственный бюджет, который напрямую зависит от проведения бюджетно-налоговой (фискальной) политики в стране. Поэтому целесообразно осуществление контроля системы налогообложения и ее регулирование, чтобы правительство могло выполнять свои обязательства. Однако меры проведения данной политики, будь то предоставление льгот или наоборот, ужесточение санкций, приводят к различным экономическим последствиям, влияющим на государство в целом.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.[12]

На современном этапе важными характеристиками системы налогообложения становятся стабильность и равномерность. Так как налоги являются основным источником пополнения доходов государства, их поступление должно осуществляться таким образом, чтобы обеспечить расходную часть бюджета страны. В таком случае государство способно выступать гарантом социальной устойчивости населения. Развитие экономики в современных условиях очень динамичный процесс, поэтому система налогообложения в России не может быть неподвижной. Ее оптимальное посторенние на длительный период времени довольно сложная, а в некотором смысле и не выполнимая задача перед государством.


В связи с этим совершенствовать ее с течением времени требуется постоянно.

Одной из проблем российской системы налогообложения является неравномерное распределение налогов между плательщиками. Ярким примером выступает тот факт, что на рынке процветает теневая экономика. Организации, преднамеренно и незаконно укрывающие часть доходов, тем самым уменьшая выплаты по налогам, становятся лидирующими, а не нарушающие закон – возмещают недостачи в государственный бюджет. Так в стране происходит расслоение общества.

Еще одним аспектом разделения общества на «богатых» и «бедных» является взимание налога на доходы физических лиц (НДФЛ). В некоторых европейских странах действует «прогрессивная налоговая ставка, увеличивающаяся с ростом налоговой базы».[13] Это позволяет взимать с налогоплательщика больший налог при большем поступлении к нему дохода. Однако в российское налогообложение предусматривает пропорциональную ставку налога, при которой независимо от поступивших доходов к налогоплательщику, уплачивается фиксированная сумма налога, в размере 13%.

Российская Федерация – самая большая страна по территориальному признаку в мире, разделенная на множество регионов, областей и т.д. Но их развитие существенно отличается друг от друга. Данная проблема образовалась в результате того, что налог с организации взимается по месту ее регистрации, в том регионе, где находится их главный офис. В настоящее время большинство 253 крупнейших фирм зарегистрированы в столице – Москве, следовательно, и крупнейшие налоговые сборы находятся там же, независимо от того, что работающие в ней сотрудники могут быть абсолютно из разных точек страны.

Так одни регионы развиваются быстрее, а другие отстают. Перечень проблем в отечественной налоговой системе пополняет и наличие значительной доли теневой экономики в стране.

Устранить ее, или хотя бы снизить, помогла бы возможность налоговой службы проводить анализ доходов налогоплательщиков, исходя из их расходов. Данная практика уже имела место быть в начале 2000 годов, однако разрешение таких полномочий налоговой службе не дало результатов, так как они не были проработаны до конца и имели массу нюансов.

Исходя из всего вышесказанного, необходимо совершенствование налоговой системы России:

• Проверка движения капитала юридических лиц, во избежание оттока капитала в оффшорные зоны.

• Расширение полномочий налоговой службы. С усилением надзора, число уклоняющихся от уплаты налогов снизилось бы в будущем.


• Повышение информированности граждан и создание прозрачности движения денежных ресурсов.

Данный фактор немало важен, потому что гражданин, хорошо осведомленный о целях расходования собранных налоговых средств, будет согласен осознанно отдавать их в бюджет государства. Повышение финансовой грамотности налогоплательщиков в России, оказание им консультационных услуг при исчислении и уплате налогов, постоянное усовершенствование самой налоговой системы страны – все эти факторы будут способствовать решению возникающих проблем взимания налогов.

2.3. Налогообложение бизнеса в условиях в условиях цифровой экономики, перспективы и реальные возможности будущего.

Цифровая экономика – экономическая деятельность, основанная на цифровых технологиях. Расчёты за услуги и товары цифровой экономики производятся зачастую электронными деньгами. Большинство стран в перспективе стремятся перейти к цифровой экономике, так как технологии развиваются с огромной скоростью.[14] При цифровой экономике предполагается, что налогообложение будет осуществляться через настроенную систему, предполагающую взаимодействие налоговых органов и налогоплательщиков через специально разработанную информационную систему.

Система налогообложения должна обеспечивать полное формирование сведений обо всех зарегистрированных компаниях в Российской Федерации. При переведении всего документооборота в электронный вид, для большинства компаний это означает сокращение работы с документами и упрощение взимания налогов. Налоговые органы также смогут вычислять необходимые им статистические данные, сведения необходимые для контроля за налогоплательщиками. ФНС сможет проверять все операции проводимые компаниями и следить за отчислением налогов. Налоговые органы смогут получить информацию о сделках, активах, и контрагентах, что также способствует уменьшению теневого сектора в экономике или затруднению нелегальной деятельности.

Критерии, которым должна соответствовать система налогообложения при цифровой экономике:


1)  создание новых форм взаимодействия госорганов;

2)возможность консультироваться с сотрудниками ФНС по онлайн переписке;

3) переведение всего документооборота в электронный вид;

4) создание единой информационной системы;

5) полное обеспечение достоверного контроля над всеми видами предпринимательства;

6)  возможность упростить систему взимания налогов со всех налогоплательщиков.

Создание такой системы предполагает наличие определенных проблем, которые на этапе реализации могут помешать дальнейшему развитию. Такая система предполагает создание большой информационной платформы, которая будет многофункциональной, при этом должна будет обеспечиваться максимально полный доступ ко всей информации и функциям данного сервиса. Это может потребовать крупных дотаций из бюджета не только на создание, но и на поддержание функционирования данного информационного пространства. Потребуется гигантские облачные склады для хранения всей информации на данном сервисе. Есть возможность столкнуться с нехваткой квалифицированных сотрудников способных обеспечивать работоспособность данного сервиса, перегрузка системы означает отключение от единственной системы со всей информацией для налоговых органов, что может сильно тормозить деятельность ФНС. Понадобится поддержка системы, которая исключит возможность полного уничтожения сервиса с последующим исчезновением данных.

В Российской Федерации уже существуют несколько проектов ФНС, которые являются прототипами налогообложения в цифровой экономике. Данные проекты находятся в стадии разработки. Одним из таких проектов является АИС налог-3 (3 поколение). Данный проект введен в Санкт-Петербурге. Это автоматизированная информационная система, благодаря которой сотрудники налоговой службы получают возможность формировать информацию о налогоплательщиках по всей территории РФ в автоматическом режиме. Данная программа также обеспечивает возможность внутреннего аудита результатов работы сотрудников территориальных налоговых органов и центрального аппарата налоговой службы. Система позволяет сократить трудозатраты на проведение расчетов, включая начисление налогов и контроль налоговой отчетности. Автоматическая система самостоятельно проверяет всю сданную документацию и выявляет ошибки в ней.

«Минкомсвязи России в рамках программы «Цифровая экономика» представило план мероприятий по направлению «Информационная инфраструктура» на 2017-2020 годы. При этом, показатели и индикаторы ключевых достижений просчитаны в нем до 2024 года. В документе говорится о трех основных целях направления «Информационная инфраструктура». Во-первых, сети связи должны удовлетворять потребности экономики по сбору и передаче данных граждан, бизнеса и власти с учетом технических требований, предъявляемых цифровыми технологиями. Во-вторых, отечественная инфраструктура хранения и обработки данных должна обеспечивать предоставление гражданам, бизнесу и власти доступных, устойчивых, безопасных и экономически эффективных услуг, в том числе позволять экспортировать услуги по хранению и обработке данных. И третья цель – это разработка и функционирование цифровых платформ работы с план мероприятий по направлению «Информационная инфраструктура» на 2017-2020 годы данными для обеспечения потребностей граждан, бизнеса и власти».


Также будет стоять задача адаптации сервиса под банки, ведь предприниматели и физические лица смогут через онлайн - банкинг оплатить все пошлины, штрафы, а также при желании налоги. Необходимо создание программы, которая автоматически сможет находить неправильное заполнение документации, отчетов, расхождения в подсчетах, что значительно упростит работу налогоплательщиков. Данный сервис сможет контролировать обороты на коммерческих сайтах, это позволит усилить контроль над электронной коммерцией. Но для поддержания данной программы налогообложения в первое время необходимы будут дополнительные средства, которые будут взиматься с налогоплательщиков.

В Соединенных Штатах Америки регистрация юридического лица составляет тридцать минут, открыть его можно в домашних условиях используя определенный сайт. Данная возможность упростит процесс регистрации и налогообложения, так как все данные моментально будут регистрироваться в системе. Создание приложения для телефонов в разы упростит работу с данным сервисом и позволит предпринимателям функционировать с системой из любой точки мира, а также следить за налоговыми отчетами компании если ему пришлось делегировать управление ответственному лицу. Для налогоплательщика приложение будет полезно тем, что он сможет в любой момент узнать свои долги по налогам в кратчайшие сроки, так как работа в этом приложении сократит объем работы связанный с поиском сайта в поисковике, вход в учетную запись, поиск данной услуги. Также в одну систему, возможно, будет внести все данные такие как: ЕГРЛ, ИНН, ИГРН и так далее. В систему будет включена справочная служба, которая будет содержать материалы о налоговых платежах, как они осуществляются, в соответствие с какими законами взимаются определенные виды налогов. Базисной программой для развития новый системы налогообложения в цифровой экономике будет взята АИС налог-3, которая будет усовершенствована. Федеральная налоговая служба РФ разрабатывает много новейших систем, которые успешно реализуются в действительности и улучшают налоговую систему в стране. Выбирая новейшие технологии и применение их в государственном управлении, ФНС делает большой технологический прорыв и тем самым приближается к эффективному налогообложению в экономике. Трудоемкий процесс, который потребует высоких финансовых вложений, однако после реализации, проект будет выполнять некоторые большие объемы работ, не требуя вмешательств со стороны человека. Создание такого сервиса также сократит бюрократию. Базисные программы уже созданы, а это означает, что проект реализуем.