Файл: Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На современном этапе развития механизма реализации, функция налогообложения имеет фискальную, регулирующую (стимулирующую и дестимулирующую), распределительную и контрольную подфункции. Функция налогообложения является самостоятельной, основной, постоянной внутренней функцией современного российского государства, важным структурным элементом механизма реализации которой является международное сотрудничество в указанной сфере. Реализуя данную функцию внутри государства, РФ является активным участником международных отношений в сфере налогообложения. Значимость функции налогообложения состоит в том, что она является необходимой финансовой предпосылкой существования самого государства, а, соответственно, реализации всех прочих направлений государственной деятельности.

Кроме того, с учетом регулирующей, распределительной и контрольной подфункций, функция налогообложения является полноценным сбалансированным государственным инструментом по управлению важнейшими общественными процессами. Следует особо отметить, что во взаимосвязи с реализацией функции налогообложения государство реализует свои прочие функции – функцию развития научно-технического прогресса и культуры, экономическую, социальную, экологическую и др. Функция налогообложения, являясь важнейшим направлением деятельности государства по повышению эффективности взимания обязательных платежей, как материальной основы для осуществления государством всех прочих функций, имеет длительную историю эволюции. Зародившись на самых ранних этапах развития государства в виде жертвоприношения и десятины, взимаемых с населения в пользу князей в обмен на покровительство и защиту от врагов, впоследствии она претерпела ряд изменений. Об этом говорят постепенная дифференциация налоговых платежей, введение налоговых льгот, возникновение у данной функции, помимо фискальной, регулирующей, распределительной и контрольной подфункций. Посредством реализации фискальной подфункции происходит наполнение бюджета, являющегося финансовой основой деятельности государства. С помощью регулирующей и контрольной подфункций государство управляет экономическими процессами, происходящими в обществе, стимулирует либо дестимулирует хозяйствующих субъектов к определенным видам финансово-хозяйственной деятельности. Распределительная подфункция является государственным средством достижения социальной справедливости в обществе, используя которое, осуществляет рациональное перераспределение материальных благ с учетом общественных потребностей.


Таким образом, если на этапе возникновения данной функции смыслом ее реализации было исключительно наполнение бюджета, то в настоящее время, помимо указанной цели, налогообложение является мощным регулирующим рычагом, использующимся государством для решения широкого круга задач в соответствии с его целями на определенном этапе развития.

1.2. Анализ существующих систем налогообложения в РФ

В России существует несколько видов систем налогообложения. Есть налоговые режимы наилучшим образом адаптированные для бизнесов с небольшой выручкой, а есть режимы, позволяющие предприятиям нести разумную платежную нагрузку при высокой прибыли.

Предприниматели могут выбрать оптимальный вариант налогового режима, который был бы привлекателен для их бизнеса. Налоговым кодексом РФ установлены два вида налоговых режимов:

1.Общий режим.

2.Специальные: Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) Упрощенная система налогообложения (УСН) Упрощенная система налогообложения на основе патента Единый налог на вмененный доход (ЕНВД).

У каждого из налоговых режимов есть свои преимущества и недостатки. Для того чтобы сделать оптимальный выбор следует учитывать множество факторов. Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут применять общий и специальные режимы налогообложения, кроме патентной системы, применяемой только индивидуальными предпринимателями. Налоговый режим выбирается добровольно. Чтобы перейти на специальный режим налогообложения нужно в установленные Налоговым кодексом сроки подать в территориальный налоговый орган соответствующее заявление. Общий налоговый режим Общий налоговый режим основной режим налогообложения для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Он применяется организациями, не перешедшими на специальные налоговые режимы УСН, ЕНВД, УСХН. Этот режим самый обременительный для плательщиков, так как обязывает их вести бухгалтерский и налоговый учет в полном объеме и представлять бухгалтерскую и налоговую отчетность в налоговые органы в соответствии с установленными сроками.

При общем режиме уплачиваются следующие основные налоги: налог на добавленную стоимость (НДС); налог на имущество организаций; налог на прибыль организаций (кроме индивидуальных предпринимателей); налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Полный перечень налогов установлен ст. 13, 14 и 15 НК РФ. Также организации перечисляют платежи в Фонды (ПФР, ФСС, ФОМС) в полном объеме. У предприятий, работающих при общем режиме налогообложения, не будет проблем с юридическими лицами, платящими НДС. Предприятия работающие в убыток освобождаются от платежа налога на прибыль.


Специальные налоговые режимы Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) предназначается для сельскохозяйственных производителей. Сельхозпроизводители, которые выбрали ЕСХН, освобождаются от необходимости уплаты: налога на прибыль; НДС; налога на имущество. Фермер, зарегистрированный как ИП не должен платить также НДФЛ, налог на имущество физических лиц. Плательщики единого сельскохозяйственного налога должны исполнять предусмотренные законом обязательства для налоговых агентов. ЕСХН нельзя применять в случае, если организация или индивидуальный предприниматель не производит сельхозпродукцию, а только осуществляет ее промышленную переработку. Переход на данную систему налогообложения имеет добровольный характер. Порядок подачи заявления и перехода на ЕСХН подробно отражен в НК РФ.

Правильность исчисления, удержания и уплаты налогов и сборов, страховых взносов, проверяют и сопоставляют документы, которые представляются в виде заверенных копий проверяют налоговые инспекторы в ходе проверки. В случае отказа представления нужных документов на предпринимателя налагается штраф (ст. 126 НК РФ). Документы запрашиваются только в письменном виде. В требовании должно быть четко указано, какой именно документ запрашивается. Проверяющие могут потребовать следующие документы:

- свидетельство о регистрации;

- налоговые декларации; - внутренние приказы;

- книги учета доходов и расходов; - регистры налогового учета;

- договоры;

- лицензии;

- банковские и кассовые документы;

- бухгалтерская отчетность;

- акты о выполнении договорных обязательств; - другие первичные учетные документы.

Самым популярным режимом налогообложения среди предпринимателей малого и среднего бизнеса является упрощенная система налогообложения (УСН). Этот режим отличается простотой ведения учета и отчетности. Уплату налога на имущество, на прибыль и НДС заменяет единый налог. При УСН есть два объекта налогообложения: доходы по ставке 6%; доходы минус расходы по ставке 15%. Основное преимущество УСН низкие налоговые ставки. Недостаток проблематично заключать контракты с фирмами, которые выбрали общий режим налогообложения. При патентной системе налогообложения предполагается уплата налога в величине, которая определяется как потенциально возможная для соответствующего вида деятельности. Показатель вычисляется по критериям установленным НК РФ, а также региональными правовыми актами. Одновременно с патентной системой могут применяться и другие режимы налогообложения, предусмотренные законодательством РФ. Налоговым периодом в рамках рассматриваемой схемы расчета с государством является календарный год или промежуток времени действия патента. Налоговая ставка по патентной системе составляет 6%. При исчислении фактической величины платежа учитывается налоговая база, определяемая в соответствии с установленными НК РФ критериями (ст. 346.51 НК РФ). Если действие патента меньше года, то налог исчисляется пропорционально отношению количества месяцев предпринимательской деятельности к 12 месяцам полного периода. Предприниматель, который пользуется данной системой налогообложения, имеет право нанимать на работу других граждан не более 15 человек. При патентном режиме налогообложения не платится НДФЛ, налог на используемое в бизнесе имущество физических лиц и НДС. По патентной системе с 2013 года можно работать в розничной торговле (если площадь зала не превышает 50 кв. м по каждому объекту) и в общепите (если площадь не более 50 кв. м) Дополнительные перечни предпринимательской деятельности, относящиеся к бытовым услугам и по которым допускается работа по патентной системе могут устанавливаться субъектами РФ.


Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) предусматривает уплату единого фиксированного налога, определяемого государством. Размер выручки бизнеса не имеет значения. По ЕНВД могут работать только организации, занимающиеся определенными видами деятельности: оказание бытовых услуг гражданам; предоставление сервисов, связанных с техническим обслуживанием, ремонтом и мойкой транспортных средств; оказанием транспортных услуг; предоставление зданий и жилых помещений в аренду, гостиничный бизнес (если площадь спальных мест помещений не превышает 500 кв. м по каждому объекту); общепит; розничная торговля; предоставление платных мест на автостоянках.

Предприниматели часто выбирают ЕНВД, так как данная схема налогообложения имеет ряд преимуществ. Для ЕНВД установлен упрощенный порядок отчетности перед ФНС (если организация не ведет деятельность, подпадающую под ОСН). Заполнение налоговой декларации имеет весьма простую структуру, состоит всего из 5 страниц и не предполагает особой сложности. С 2013 года данный налог является добровольным.

Рассмотрев основные режимы налогообложения, предусмотренные законодательством РФ, можно сделать выводы, что для выбора оптимального варианта налогообложения следует учитывать такие критерии, как: интенсивность получения доходов; соотношение выручки и расходов; ожидаемые перспективы роста бизнеса. В силу законодательных требований те или иные режимы налогообложения организаций могут не иметь альтернативы. Это зависит от числа наемных работников, от площади объекта, от величины выручки, остаточных средств и т.д. В ряде случаев рассмотренные режимы налогообложения могут не только облегчить платежную нагрузку на бизнес, но также и отчетные процедуры. Начинающим бизнесменам будет легче начать коммуникации с госструктурами.

Глава 2 Современное состояние налоговой системы РФ

2.1 Современное состояние и реформирование системы налогообложения РФ

Налоги, государственные сборы и пошлины, уплачиваемые физическими лицами и предприятиями, являются основообразующей частью налоговой системы Российской Федерации. Налоговая система – это совокупность налогов, устанавливаемых государственной властью, а также методы и принципы их построения.[10] В настоящее время происходит реформирование системы налогообложения, в связи с этим вносится множество коррективов в работу российских бухгалтеров, которая должна быть направлена на внедрение данных новшеств налогового законодательства в практику своей деятельности.


Основные изменения при уплате налогов и страховых взносов, прежде всего, коснулись кодов бюджетной классификации: вместо трех КБК по каждому фонду, будет действовать единый КБК. Также изменения коснулись налога на добавленную стоимость, согласно ФЗ № 130 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пояснения по НДС можно сдавать только в электронном виде. Все пояснения по НДС в ФНС должны подаваться через операторов налоговых органов. В случае возникновения расхождений в отчетности и отсутствия разъяснений этих расхождений в течение 5 дней, компанию оштрафуют на 5000 руб. Если в течение года подобное нарушение повторяется, штраф увеличивается четырехкратно. Чтобы избежать штрафа, компания сможет предоставить уточнённый вариант пояснений. Применительно к налогу на прибыль организаций (глава 25 НК РФ) с 1 января 2017 года хозяйствующие субъекты столкнулись со следующими изменениями: − задолженность принадлежит категории контролируемой в большем количестве случаев (нюансы прописаны в статьях 105.1 и 269 НК РФ); 185 − контролируемая задолженность рассчитывается на основе совокупности всех обязательств, обладающих признаками такой задолженности (статья 269 НК РФ); − пересчёт процентов по контролируемой задолженности запрещён (статья 269 НК РФ); − при расчёте налога на прибыль к расходам организации можно будет относить суммы, затраченные на оценку квалификации персонала. Больше налогов организациям платить не придется, но поступления будут распределяться иначе: 17 % (вместо 18 % ) – в региональный бюджет; 3 % (вместо 2 % ) – в федеральную казну.

Еще одно изменение, касающееся данного налога – налоговую базу по прибыли можно будет уменьшить за счет убытков, понесенных в предыдущих налоговых периодах, не более чем на 50 %. Сейчас предприятия могут вычесть из прибыли все свои убытки. То есть даже если компания понесла в предыдущие годы огромные убытки, а потом резко вышла на прибыль, избавиться полностью от уплат в казну не удастся. Чтобы смягчить действие этой меры, закон отменяет 10 - летнее ограничение на перенос убытков. С 2017 года при создании резерва в течение налогового периода по результатам отчетных периодов его сумма не должна будет превышать наибольшую из двух величин — 10 % от выручки за предыдущий налоговый период или такую же часть от выручки за текущий отчетный период. До 2010 года компании платили единый социальный налог, но затем он был заменен перечислениями в различные фонды (ПФР, ФСС и ФОМС). В начале 2016 года ФНС по решению Президента решила вернуть старый единый налог под новым названием: ЕССС (Единый социальный страховой сбор). Администрирование обязательных страховых взносов забрали у фондов и передали в ведение ФНС. Федеральный закон № 243 - ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование содержит основную часть изменений, связанных с передачей администрирования страховых взносов налоговым органам». Взносы единым налогом все - таки не стали, оставшись взносами.