Файл: Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Характеристика российской системы налогообложения
1.1 Функция налогообложения: понятие, особенности, эволюция
1.2. Анализ существующих систем налогообложения в РФ
Глава 2 Современное состояние налоговой системы РФ
2.1 Современное состояние и реформирование системы налогообложения РФ
2.2 Проблемы и направления совершенствования современной системы налогообложения в РФ
2.4 Актуальные проблемы регулирования местных налогов на уровне муниципальных образований
Введение
Формирование правильной законодательной базы налогообложения юридических лиц – основополагающая задача фискальных органов. Так как, основным потоком средств, для пополнения федерального бюджета, являются взимаемые налоги с юридических лиц.
Объективно обусловлено, что российское налоговое законодательство является самой активно изменяющейся отраслью права. Доказательством пристального внимания государства, уделяемого регулированию правоотношений в сфере налогообложения юридических лиц, является внесение изменений и дополнений Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ).
В отношении юридических лиц применяют такие налоги как налог на прибыль, НДС, акцизы, ЕСН, налог на имущество организаций, земельный налог, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, госпошлина, налог на игорный бизнес, транспортный налог, сбор за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.
Существуют особенности налогообложения юридических лиц, которые заключаются в следующем:
- постановка на учет в налоговых органах предполагает обязанность по уплате налогов и сборов;
- предприятие самостоятельно исчисляет и уплачивает налоги;
Предпринимательская деятельность юридических лиц, определение которой дает гражданское законодательство, основывается на осуществлении самостоятельной, проводимой на свой риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли. Прибыль же определяется разностью притока и оттока денежных средств (и иных материальных благ). К последнему (оттоку), с экономической точки зрения, относятся фискальные платежи. Таким образом, стремление к максимизации конечного финансового результата предпринимательской деятельности юридических лиц включает в том числе задачу оптимизации или планирования размера налоговых платежей государству.
Выбор оптимального сочетания (построения) форм правоотношений, а также возможных вариантов их соотношения в рамках действующего законодательства о налогах и сборах с целью направленного воздействия на элементы налогообложения юридических лиц и предопределения размера налоговых обязательств и определяет, на мой взгляд, сущность налогообложения юридических лиц. Соответственно, под налогообложением юридических лиц может подразумеваться процесс предопределения и формирования размера налоговых обязательств юридических лиц, осуществляемый посредством выбора оптимального сочетания (построения) различных вариантов осуществления предпринимательской деятельности и размещения активов, направленный на достижение как можно более низкого уровня возникающих при этом налоговых обязательств налогообложения юридических лиц.
За последнее десятилетие произошли существенные перемены во всех сферах жизни общества и государства. На фоне процессов глобализации и межгосударственной интеграции происходят качественные преобразования в политической, экономической, культурной сферах; меняется уровень и качество жизни населения.
Необходимой предпосылкой продуктивных реформ по обеспечению качества жизни населения является постоянное, системное повышение эффективности реализации основных направлений государственной деятельности – функций государства. Вопрос о четком и полном определении содержания понятия функций государства является одним из важнейших в общей теории государства. Среди стратегических направлений государственной деятельности выделяется функция налогообложения – одна из базовых функций государства по обеспечению постоянного повышения эффективности формирования налоговых доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы государства за счет выстраивания оптимальной системы установления и взимания налогов и акцизов, а также сборов, пошлин и платежей, в целях реализации стоящих перед государством задач, обусловленных как классовой, так и общесоциальном его сущностью и социальным назначением.
Значимость функции налогообложения состоит в том, что она является необходимой финансовой предпосылкой существования самого государства, а, соответственно, реализации всех прочих направлений государственной деятельности. Также во взаимосвязи с функцией налогообложения государство реализует свои прочие функции – экономическую, социальную, развития научно-технического прогресса и культуры, экологическую и др. Темпы и характер правотворческой работы по реализации функции налогообложения задаются Президентом РФ в ежегодных Посланиях Федеральному Собранию РФ последних лет. В данных программных документах Президент страны, говоря о необходимости продолжения реформ в отечественной экономике, констатирует необходимость построения в рамках соответствующих мероприятий оптимальной налоговой системы, постоянного повышения эффективности реализации функции налогообложения. Современная государственная политика в сфере работы с налогоплательщиками в России говорит о либеральном, демократическом подходе государства к вопросам реализации функции налогообложения, что приносит свои плоды в виде повышения эффективности работы в указанной сфере.
Вместе с тем, в сфере реализации функции налогообложения на современном этапе еще имеется ряд проблем, связанных с несовершенством законодательной базы, наличием предпосылок для создания незаконных финансовых схем, направленных на уклонение от уплаты налогов и совершение иных экономических преступлений, отсутствием необходимого уровня подготовки кадров налоговых органов, а также низким уровнем общеправовой и налоговой культуры налогоплательщиков. Актуальность данной работы определяется также поиском путей повышения эффективности реализации функции налогообложения на фоне анализа современной ситуации в России.
Цель курсовой работы – анализ современного состояния и разработка мер по совершенствованию налоговой системы РФ.
Поставленная цель исследования достигаются путем решения следующих задач:
- рассмотреть функции , понятия и эволюцию налогобложения;
- проанализировать существующие системы налогообложения в РФ;
- рассмотреть современное состояние налоговой системы РФ;
- понять проблемы и предложить пути совершенствования системы налогообложения в РФ.
Объект исследования – налоговая система РФ.
Предмет исследования – процесс налоговой системы РФ.
В курсовой работе рассмотрена история возникновения и развития налоговых систем, определена роль региональной налоговой системы в развитии экономики и социальной сферы, рассмотрены основные меры правительства по совершенствованию налоговой системы.
Курсовая работа состоит из введения двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Характеристика российской системы налогообложения
1.1 Функция налогообложения: понятие, особенности, эволюция
Истоки современного понимания функции налогообложения следует искать в самой истории развития научных представлений о данном понятии. Очевидно, что возникновение государственной функции налогообложения напрямую связано с возникновением и развитием юридико-экономического понятия налога. Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей самых разных эпох.
Так, Ф. Аквинский определял налоги как дозволенную форму грабежа, Ш. Монтескье полагал, что «…ничего не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им…»[1]. Один из основоположников теории налогообложения – А. Смит – справедливо отмечал, что «…налоги для тех, кто их выплачивает, – признак не рабства, а свободы…»[2].
Налоговая система возникла и изменялась вместе с государством. На самых ранних этапах развития государственной организации формой налогообложения считалось жертвоприношение, которое далеко не всегда было добровольным, а являлось неким неписаным законом. По мере развития государства возникла «светская» десятина, которая взималась в пользу влиятельных князей, наряду с церковной десятиной. Данная практика существовала в течение многих столетий: от Древнего Египта до средневековой Европы. Так, в Древней Греции в VII–VI вв. до н.э. представителями знати были введены налоги на доходы в размере 1/10 или 1/20 части доходов. В то же время в древнем мире имелось и серьезное противодействие прямому налогообложению. В Афинах, например, считалось, что свободный гражданин не должен платить прямых налогов. Другое дело – добровольные пожертвования. В Древнем Риме в мирное время граждане не платили денежных податей. Расходы по управлению городом и государством были минимальны. В военное же время граждане Рима облагались налогами в соответствии со своими доходами. В IV–III вв. до н.э. Римское государство разрасталось, основывались и завоевывались все новые города-колонии. Происходили изменения и в налоговом праве. В колониях вводились коммунальные налоги и повинности. В случае победоносных войн налоги уменьшались, а порой совсем отменялись. Необходимость реорганизации финансового хозяйства Римской империи, в том числе и налоговая реформа, были одной из важнейших задач, которые решал принцепс Октавиан Август. Уже в Древнем Риме налоги выполняли не только фискальную, но и стимулирующую функцию, так как население вносило налоги деньгами, оно вынуждено было развивать рынок, углублять процессы разделения труда, урбанизации. Многие хозяйственные традиции Древнего Рима перешли к Византии. В ранневизантийскую эпоху до VII в. существовал 21 вид прямых налогов.
Несколько позже стала складываться финансовая система Руси. Объединение Древнерусского государства началось лишь с конца IX века. Основным источником доходов княжеской казны была дань. Это был, по сути, сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Князь Олег после своего утверждения в Киеве занялся установлением дани с подвластных племен. Дань взималась двумя способами: «повозом», когда она привозилась в Киев, и «полюдъем», когда князья или княжеские дружины сами ехали за ней.[3] Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Пошлины взимались за перевоз через реку, за право иметь склады. После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал «выход», взимавшийся сначала баскаками – уполномоченными хана, а затем самими русскими князьями. «Выход» взимался с каждой мужской души и со скота. Каждый удельный князь собирал дань в своем уделе сам и передавал ее потом великому князю для отправления в Орду. Кроме «выхода» было еще несколько ордынских тягот. В результате, взимание прямых налогов в казну самого Русского государства было уже невозможным, поэтому главным источником внутренних платежей стали пошлины.
В качестве главного прямого налога Иван III ввел «данные» деньги с черносошных крестьян и посадских людей. Затем последовали новые налоги: «ямские», «пищальные» – для производства пушек, сборы на строительство укреплений. Иван IV также ввел дополнительные налоги. Косвенные налоги взимались через систему откупов, главными из которых были таможенные и винные. Хотя политическое объединение русских земель относится к концу XV века, стройной системы управления государственными финансами не существовало еще долго. Большинство прямых налогов собирал Приказ Большого прихода, однако одновременно с ним обложением населения занимались территориальные приказы. В связи с этим финансовая система России в XV–XVII вв. была чрезвычайно сложна и запутана. Несколько упорядочена она была в царствование Алексея Михайловича, создавшего в 1655 году Счетный приказ, деятельность которого позволила довольно точно определить государственный бюджет.
Неупорядоченность финансовой системы была характерна и для других стран того времени. Современное государство раннего периода новой истории появилось в XVI–XVII вв. в Европе. Это государство еще не имело теории налогов. Практически не существовало крупного постоянного налога, поэтому периодически парламенты выдавали разрешения правителям производить взыскания и вводить чрезвычайные налоги. Плательщиками налога обычно являлись люди, принадлежащие к 3-му сословию. Государство не имело достаточного количества профессиональных чиновников, и в результате сборщиком налогов являлся, как правило, откупщик. В Европе практиковался метод продажи с аукциона права взимания налога. Но только в конце XVII–XVIII вв. в европейских странах стало формироваться административное государство, создавшее чиновничий аппарат и рациональную налоговую систему, состоявшую из косвенных (акциз) и прямых (подушный и податной) налогов.
Отсутствие теории налогообложения, необдуманность практических мер приводила порой к тяжелым последствиям (примером могут являться соляные бунты в царствование Алексея Михайловича). В последней трети XVIII века в Европе активно разрабатывались проблемы теории и практики налогообложения. В это же время в России прямые налоги в бюджет играли второстепенную роль по сравнению с косвенными.
Примерно тогда же создается теория налогообложения. Ее основоположником считается шотландский экономист и философ Адам Смит. В вышедшей в 1776 году книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» он сформулировал основные принципы налогообложения. Именно в конце XVIII века закладывались основы современного государства, проводящего активную экономическую, в том числе финансовую и налоговую, политику. Это касается, как стран Западной Европы, так и России.
На протяжении XIX века главным источником доходов оставались государственные прямые (подушная подать и оброк) и косвенные (акцизы) налоги. Отмена подушной подати началась с 1882 года. Помимо прямых налогов, существовали земские сборы, специальные сборы, пошлины. В 80-х гг. XIX века начало внедряться подоходное налогообложение. Был установлен налог на доходы с ценных бумаг. Ставки налога в России стимулировали промышленников к получению максимальной прибыли (так как рост ставки налога на прибыль в зависимости от размеров прибыли был достаточно мал).
Вопрос возникновения налогов являлся предметом рассмотрения и изучения многих научных деятелей и позже. В этой связи обращают на себя внимание этимологические исследования американского экономиста Эдвина Селигмана, в результате которых в 1908 году ученый установил порядок развития понятия «налог» в истории человечества: «…в начале господствующей является теория дара. В средние века индивидуум делает подарок правительству. Идея дара находит свое выражение в латинском термине «donum» и в английском «benevolence». На второй ступени правительство смиренно умоляло либо просило народ о поддержке. Этой идее соответствовало латинское слово «precarium», которое употреблялось на континенте несколько столетий, а также германское «bede» (от глагола «beten» – просить).[4] На третьей стадии мы встречаемся с идеей помощи, оказываемой государству. Эта идея нашла себе выражение в латинском «adiutorium», английском «aid» и французском «aide». На четвертой стадии появляется идея о жертве, приносимой индивидуумом в интересах государства; он отказывается от материальных благ в интересах блага общественного. Данная идея из старофранцузского «gabelle», в современном немецком «Abgabe», в латинском – «dazio». На пятой стадии у плательщика развивается чувство долга, обязанности, которому соответствует английское «duty». И лишь на шестой стадии мы встречаем идею принуждения налогоплательщика со стороны государства. Эта идея выражается в английском «impost» или «imposition», а также во французском «impot» и итальянском «imposta». На последней седьмой стадии мы видим идею определенной доли или оклада, установленных правительством вне всякой зависимости от воли плательщика. Эта идея выражается в английском термине scot…».[5]