Файл: Права и обязанности прокурора в оперативно-розыскной деятельности (Предмет, задачи, пределы и правовые основы прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 129

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следует констатировать, что использование подзаконных актов для устранения нормативного пробела в действующем законодательстве не всегда приводит к ожидаемым результатам, так как приказы Генерального прокурора РФ являются внутриведомственными правовыми актами и не распространяют свои предписания и требования на поднадзорные органы.

2.2. Группы полномочий прокурора при осуществлении надзора за ОРД

Полномочия прокурора при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов в ОРД могут быть поделены на группы исходя из разницы в содержании и направленности использования предоставленных прокурорам прав.

К полномочиям, направленным на выявление нарушений законов согласно ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», относятся: право по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных органов, иметь доступ к их документам и материалам; право проводить прокурорские проверки (проверять исполнение законов в связи с наличием информации о фактах нарушения законов); право требовать от руководителей или других должностных лиц поднадзорных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; право требовать от руководителей или других должностных лиц поднадзорных органов выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; право требовать от руководителей или других должностных лиц поднадзорных органов проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; право вызывать должностных лиц и граждан для получения объяснений по поводу нарушений законов и т.п.

Согласно п. 9 Приказа Генерального прокурора РФ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности» от 15 февраля 2011 г. № 33 в сфере надзора за исполнением законов в ОРД их реализация предполагает в первую очередь[46]:

– право знакомиться с представленными подлинными оперативно-служебными документами, включающими в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий;


– право получать письменные объяснения от должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по поводу выявленных нарушений закона.

К полномочиям, направленным на предупреждение и устранение нарушений законов согласно ст. 22 и 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», относятся: право выносить предостережения о недопустимости нарушений законов; право принимать меры по предупреждению нарушений прав и свобод человека и гражданина; право опротестования незаконных правовых актов; право требовать устранения выявленных нарушений законов; право инициировать уголовное или административное производство по делу; право обращения в суд в порядке гражданского судопроизводства и т.п.

Согласно п. 9 Приказа Генерального прокурора РФ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности» от 15 февраля 2011 г. № 33 в сфере надзора за исполнением законов в ОРД их реализация предполагает[47]:

– право требовать устранения нарушений закона, выявленных по делам оперативного учета и иным оперативно-служебным материалам;

– право опротестовывать противоречащие закону нормативные правовые акты органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также постановления и иные решения должностных лиц указанных органов;

– по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства в соответствии с установленными уголовно-процессуальным законом полномочиями право выносить мотивированное постановление либо требовать от уполномоченного органа передачи результатов оперативно-розыскной деятельности в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании;

– право вносить представления об устранении нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

В соответствии с ч. 5 ст. 21 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» неисполнение законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий по надзору за оперативно-розыскной деятельностью, влечет за собой установленную законом ответственность. Согласно п. 11 Приказа Генерального прокурора РФ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности» от 15 февраля 2011 г. № 33 случаи незаконного отказа от выполнения требований уполномоченного прокурора в зависимости от обстоятельств должны рассматриваться как воспрепятствование его законной деятельности. При наличии оснований виновные должностные лица должны привлекаться к предусмотренной законом ответственности.


Реализация полномочий прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов в ОРД предполагает также введение понятия «уполномоченного прокурора», что обусловлено потребностью в ограничении круга должностных лиц прокурорского надзора, которые могут осуществлять надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД. Это связано с необходимостью получения специальных допусков для работы с секретными и совершенно секретными документами и материалами, а при необходимости – со сведениями особой важности. Уполномоченный прокурор – это компетентное должностное лицо органов прокуратуры, уполномоченное на осуществление надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД. Уполномоченные прокуроры от имени Генерального прокурора РФ назначаются заместителем Генерального прокурора РФ – Главным военным прокурором, заместителями Генерального прокурора РФ в федеральных округах, прокурорами субъектов РФ, приравненными к ним военными прокурорами и прокурорами иных специализированных прокуратур. Перечисленные руководители органов прокуратуры издают приказы о назначении уполномоченных прокуроров, содержание которых доводится до сведения руководителей органов, осуществляющих ОРД[48]. До назначения на должность уполномоченного прокурора в отношении него должна быть проведена процедура допуска к сведениям, составляющим государственную тайну[49].

Каждому полномочию прокурора присуща особая форма его реализации. Потребность в юридическом оформлении правовых действий и решений прокурора вызывает необходимость в применении правовых актов прокурора (актов прокурорского надзора), включая акты прокурорского реагирования. Правовые действия и решения прокуроров отражаются в правовых актах прокурора (актах прокурорского надзора). Правовые акты прокурора (акты прокурорского надзора) являются разновидностью правовых актов индивидуального правоприменительного характера. К ним относятся и акты прокурорского реагирования.

К актам прокурорского реагирования, которые могут применяться при осуществлении надзора за исполнением законов оперативно-розыскными органами, относятся: протест, представление, постановление, предостережение, которые предусмотрены нормами Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и УПК РФ.

Как видно из приведенного перечня, арсенал актов прокурорского реагирования в сфере надзора за исполнением законов в ОРД в силу отсутствия специальной нормы закона носит традиционный и в какой-то мере ограниченный характер. Существует также определенная сложность, связанная с тем, что ведомственные приказы, изданные по линии ОРД как МВД РФ, так и других правоохранительных органов, не определяют механизм реализации прокурорских полномочий, порядок рассмотрения актов прокурорского реагирования и устранения допущенных нарушений законов.


Пределы прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении ОРД не позволяют прокурору непосредственно воздействовать на деятельность оперативных сотрудников и решения, принимаемые оперативно-розыскным органом, в связи с чем прокурором в этих случаях не используется такой акт реагирования, как постановление. Отменить своим постановлением какое-либо решение руководителя оперативно-розыскного органа либо признать незаконным проведение оперативно-розыскного мероприятия прокурор не вправе. В таких случаях прокурор обычно действует опосредованно, направляя руководителю оперативно-розыскного органа протест или представление.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение подведем итоги работы и укажем основные проблемы, имеющиеся при определении и реализации круга полномочий уполномоченного прокурора и возможные пути их решения.

Во-первых, это отсутствие законодательно установленного перечня полномочий по осуществлению надзора за исполнением законов в ОРД в специальных нормах Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», что предполагает разработку и включение в закон отдельной статьи, содержащей исчерпывающий перечень таких полномочий.

Во-вторых, это правовая регламентация полномочий через отсылочные нормы, что диктует необходимость устранения из Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» бланкетных норм, отсылающих к нормативным правовым актам, регулирующим сферу деятельности поднадзорных оперативно-розыскных органов в части установления отдельных полномочий прокуроров при осуществлении надзора за исполнением законов в ОРД.

В-третьих, отсутствие законодательно установленного механизма реализации законных требований прокурора, заявленных в ходе применения его надзорных полномочий, что требует включения в нормы иных законов, регламентирующих деятельность поднадзорных прокуратуре оперативно-розыскных органов положений о порядке исполнения ими законных требований прокурора и устранения нарушений законности.

В-четвертых, отсутствие отдельного законодательного регулирования полномочий по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, приводит к необходимости применения полномочий и актов реагирования, предназначенных для осуществления надзора в иных отраслях, например, за исполнением законов («общего надзора»), что позволяет определить и установить в отдельной норме Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» универсальные полномочия и акты реагирования, которые допустимо и целесообразно применять во всех существующих отраслях прокурорского надзора.


В-пятых, отсутствие полномочий по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, позволяющих быстро и своевременно устранять допущенные нарушения законов, делает возможным предложить разработку специальных полномочий, имеющих оперативный характер и позволяющих непосредственно устранять наиболее серьезные и значимые нарушения, например, связанные с несоблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Описание нормативно-правовых актов органов законодательной и исполнительной власти

1. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. (с поправками от 30 декабря 2008 г.) // http://www.consultant.ru/05.09.2012.

2. Выписка из Протокола № 9 заседания коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации «О практике прокурорского надзора за исполнением Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности”» от 17 сентября 1997 г.; п. 1 Решения расширенного заседания коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30 января 2004 г.; п. 2 Решения расширенного заседания коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 3 февраля 2006 г.; п. 10 Решения коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 19 февраля 2008 г.; п. 8 Решения коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 25 февраля 2009 г.; п. 6.4 Решения коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30 июля 2013 г. и др.

3. Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2010 г. № 63

4. Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) // СПС Гарант

5. Федеральный закон от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. – № 33. – Ст. 3349.

6. Приказ Генпрокуратуры РФ от 25.04.2000 N 56 "Об организации надзора за исполнением Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" // СПС КонсультантПлюс

7. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 7 февраля 2013 г. № 58 «Об утверждении Положения о применении общих подходов при подготовке и проведении проверок деятельности прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур // СПС КонсультантПлюс