Файл: Выбор стиля руководства в организации (Модели организации управления).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ КАК ПРОЦЕСС
1.1 Основы управления предприятием
1.2 Модели организации управления
ГЛАВА 2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СУЩНОСТИ ВЫБОРА СТИЛЯ РУКОВОДСТВА В ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Сущность понятия стиля руководства
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В экономике России происходят существенные изменения в управлении производством, появляются новые функции, меняется структура аппарата управления, перестраиваются процессы принятия управленческих решений. Экономическая ситуация требует искать и внедрять новые управленческие методы, способы, приемы и механизмы воздействия на подчиненных, которые в совокупности формируют стиль руководства.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых начато решение данной проблемы. Традиционно в теории управления исследуется проблема стиля лидерства, а не руководства. Но в связи с неоднозначностью использования терминов очень часто ее определяют, как стиль руководства.
Стоит отметить, что понятие «стиль руководства» и «стиль управления» не нужно отождествлять. Понятие «стиль руководства» является более узким и оказывается в управленческой деятельности руководителя при решении ситуаций, обусловленных налаживанием отношений между руководителем и подчиненными. Понятие «стиль управления», наоборот, шире, обусловлено не только налаживанием отношений в коллективе, но и решением организационно-управленческих ситуаций.
Организация представляет собой сложную систему и неотъемлемой ее частью является руководство, которое координирует ее действия, обеспечивает ее целостность, сохранение и развитие, степень взаимодействия с внешней средой и, в конечном счете, достижение целей.
Успех и эффективность организации зависит от руководителя, кто будет направлять работу других и нести персональную ответственность за ее результаты. Но значительная часть людей, начинающих заниматься профессиональной управленческой деятельностью, не имеют необходимой степени грамотности в управлении.
Поэтому в настоящее время особое внимание уделяется вопросам эффективного взаимодействия руководителя и подчиненного. В данном исследовании будут рассматриваться различные стили руководства, той области менеджмента, которая имеет большое значение в управлении. Ведь от выбранного стиля руководства будут зависеть мотивация работников, их отношение к работе, уровень и качество производительности, дисциплина, командные отношения и многое другое.
Стиль руководства, который реализуется тем или иным руководителем, обусловленный его личностными характеристиками и индивидуальными качествами. Нужно отметить, что не все люди могут работать на руководящих должностях. Так, например, умный нерешительный человек сможет обнаружить свои творческие способности и стать хорошим исполнителем, работая специалистом, а не на руководящей должности.
Степень изученности проблемы. Проблеме руководства в организации посвящены труды многих ученых.
Существенный вклад в изучение проблем стиля руководства сделали такие авторы, как А.Авилов, А.А.Аверцев, А.Бабурин, В.Д.Граждан, А.Ф.Григорян, Л.Е.Евграфова, И.М.Жигунов, В.Г.Зазыкин, Э.М.Коротков, Н.В.Лазарева, В.И.Рыкунов, В.А.Розанова, А.М.Руденко, Г.Серебрякова, О.А.Страхова, В.Л.Тамбовцев и др.
Объект исследования: руководство как функция менеджмента.
Предмет исследования: стили руководства.
Цель исследования: изучить особенности выбора стиля руководства в организации.
Согласно предмету и цели определены основные задачи исследования:
- рассмотреть основы управления предприятием;
- охарактеризовать модели организации управления;
- проанализировать сущность понятия стиля руководства;
- изучить стили руководства в организации и основы выбора.
В работе использованы следующие методы исследования: анализ, наблюдение, обобщение, описание.
Основные источники полученной информации: официальные, научные и литературные источники.
Структура исследования: введение, основная часть, заключение, список литературы.
Объем работы: 32 страницы печатного текста.
Список использованной литературы содержит 23 источника.
ГЛАВА 1 УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ КАК ПРОЦЕСС
1.1 Основы управления предприятием
Система управления демонстрирует высокую эффективность не только тогда, когда менеджеры предприятий, которые принимают управленческие решения и устанавливают формы контроля, и работники, которые берут на себя ответственность за выполнение решений, действуют слаженно, но и тогда, когда между уровнями управления (институциональным, управленческим и операционным) налажен понятный и четкий алгоритм взаимоотношений. Отсутствие такого механизма между уровнями управления снижает управленческую эффективность всей системы[1].
Совершенствование системы управления предприятием должно происходить по следующим основным направлениям:
- совершенствование организационной структуры управления предприятием;
- оптимизация организации менеджмента и бизнес-процессов через улучшение системы планирования, учета и контроля за основными показателями деятельности предприятия;
- совершенствование управления производственными ресурсами и запасами;
- повышение эффективности управления инновационными процессами на предприятии, улучшение качества производимой продукции[2].
Совершенствование организационной структуры предприятия означает, прежде всего, необходимость установления оптимальной численности и структуры управленческого аппарата предприятия, а также численности работников производственных отделов и подразделений в соответствии с действующими нормами, нормативами и реальными потребностями предприятия с учетом современных рыночных условий.
Улучшить систему планирования, учета и контроля за основными показателями деятельности предприятия можно за счет внедрения эффективной системы внутреннего контроля, широкого и всестороннего внедрения вычислительной техники, развития компьютерных сетей связи, применения современных программных средств: технологий управления и информационных технологий. Прежде всего, это касается системы организации финансового менеджмента, бюджетирования, управление финансовыми потоками и затратами[3].
Совершенствование управления производственными ресурсами и запасами означает рациональное использование всех видов материальных ресурсов, применение энергосберегающих технологий, регулирование использования производственных запасов в соответствии с прогрессивными нормами.
Одним из направлений совершенствования системы управления является объектно-целевой подход с законченным циклом управления при определении организационной структуры, новых прав и обязанностей работников, а также меры ответственности за свои должностные функции руководителей и специалистов различных уровней[4].
Целевая объектно-функциональная структура аппарата управления позволит компетентно, комплексно, компактно и своевременно осуществлять процессы управления, как это и нужно при рыночной экономике[5].
Целевыми объектами управления являются ресурсы: материальные, трудовые, финансовые, а также основные средства производства, готовая продукция и другие активы.
Весь процесс управления тем или иным ресурсом рассматривается как одно целое, в рамках которого действуют взаимосвязанные информационные потоки, проходящие через все функции управления (планирование, учет, контроль и тому подобное)[6].
Организация автоматизированной системы сбора и обработки экономической информации также является одним из направлений совершенствования системы управления, что способствует построению рациональной структуры аппарата управления предприятием и более эффективному его использованию для производственных целей.
Функционирование указанной системы создает условия для повышения культуры управления, а также освобождает руководителей и специалистов различных уровней от ручного труда по сбору и обработке информации, сокращает сроки принятия управленческих решений, улучшает их качество и тому подобное.
Итак, стратегия усовершенствования системы управления сосредотачивается на[7]:
- целях развития и порядке усовершенствования комплексной системы управления предприятием и его составными частями для обеспечения эффективных решений и взаимного согласования информационных потоков и процессов принятия решений, а также организационных, кадровых и технических решений[8];
- внедрении современных средств и методов управления в пределах выбранной комплексной концепции системы управления (интегрированное управление автоматизированным процессом производства);
- совершенствовании организационных структур управления предприятием главным образом путем использования современных гибких форм (адаптивные, программно-целевые и другие структуры);
- улучшении информационной системы для управления предприятием с целью улучшения качества информационного массива и расширения возможностей его быстрого использования;
- использовании средств автоматизации и вычислительной техники для совершенствования технико-экономического уровня и качества производства (роботизация, гибкие производственные участки);
- использовании мирового опыта, а также сотрудничество внутри страны с иностранными партнерами для обеспечения необходимого уровня качества развития системы управления на предприятии[9].
1.2 Модели организации управления
В реальной действительности нет организаций, которые строили бы свою деятельность в полном соответствии с какой-либо одной моделью управления. Чаще всего в них наблюдается процесс эволюционного перехода от одних приоритетов к другим[10].
Каждая модель, каждый элемент моделей, используется в деятельности многих предприятий в той мере, насколько это диктуется ситуацией.
Феномен управления возник и развивался в процессе эволюции, от низшего к высшему, то есть от простейшего замкнутого контура с обратной связью на уровне обычного регулятора (гомеостаза) к образованию контура обратной связи с отбором полезной информации, с органами памяти, с синтезом определенных структур, которые повышают активность, живучесть систем даже к их самоорганизации.
Более глубокое познание феномена управления требует системного исследования исторического процесса возникновения и упорядочения связей во взаимодействиях, которые постоянно усложняются, то есть становления в живой природе саморегуляции, а в человеческом обществе, как заявляет Н.В.Лазарева, – целенаправленной деятельности[11]. Такое исследование выявляет значение понятий цели, информации и управления в диалектике объективного мира, способствует раскрытию самих механизмов адаптации, самоорганизации и развития материи. Собственно, становление функциональных систем, процессов саморегуляции в живой природе и формирование современного образа человеческой деятельности, которая создает ноосферу, ознаменовали восхождение материи на последующие уровни развития, составив содержание биологической и социальной форм движения.
С тех времен, когда управление стало рассматриваться как особый вид деятельности, представление о нем постоянно трансформировались. К нашему времени насчитывается большое количество разнообразных научных концепций, теорий управления и подходов к нему.
О.А.Страхова, анализируя научные исследования, посвященные развитию теории управления и менеджмента, позволяет в своей статье выделить три исторических периода[12]:
1) древний (начиная с 9-7 века до н.э. и ориентировочно до начала XVIII века). Этот период считается наиболее длительным и характеризуется накоплением опыта управления, которое еще не было выделено в самостоятельную отрасль знаний;
2) индустриальный (1776 – 1910 гг.), который характеризуется поисками принципов эффективного управления производством, появлением первых теорий научного управления;
3) системный (1911 – до настоящего времени). Управление признается как самостоятельная наука. Этот период можно охарактеризовать как период систематизации и информатизации.
Модели управления организацией – динамичные образования, которые меняются как под влиянием внешней среды, так и по внутренним причинам. Это своего рода поле для экспериментов, где руководитель выбирает наилучшее управляющее воздействие из всего многообразия возможных.