Файл: Выбор стиля руководства в организации (Модели организации управления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Модель является не только способом отображения состояния компании, но и объектом работы.

Существует шесть основных типов модели системы управления организацией:

1. Известно, что проекты как средство реализации масштабных уникальных задач существуют с незапамятных времен. Вспомним, например, чудеса Света. Пирамиды Хеопса в Египте, очевидно, были возведены проектным методом.

Другой вопрос состоит в том, какой метод управления являлся в ходе исторического развития доминирующим. Из показанной выше спиралевидной модели видно, как шло развитие в последние столетия[13].

Буржуазные революции XVIII-XIX веков окончательно положили конец ремесленному типу производства в Европе и заложили основу для постепенного перехода от функционального метода управления к процессному[14]. Процессное управление в мире наиболее активно стало развиваться в XX веке. А.Бабурин, утверждает, что это был первый качественный скачок в новейшей истории производственных отношений, позволивший совершить революцию в методологии управления[15].

Начиная с конца 40-х годов прошлого века в США возникает новая методология, которая получила название проектного метода управления[16]. В настоящее время этот метод далеко не исчерпал своего потенциала. Более того, управление данного типа развивается совместно с процессным методом.

Формационный подход к оценке истории во многом утратил свою актуальность. Можно сказать, что сейчас мы живем на переходном этапе к информационному обществу, и допустимо представить некое соответствие доминирующих методов управления форме общественного уклада. В доиндустриальном обществе главенствовали функции. В индустриальном формате доминируют процессные принципы.

В постиндустриальном укладе происходит активный переход от процессов к проектам.

Сущность и понятие проектной парадигмы управления, как и для предшествующих методов, лучше всего раскрывается через понимание типа реализуемой задачи, состава операций исполнителей и формы взаимодействия между ними. Если ремесленничество характеризовалось как производство типового продукта единственным исполнителем, фабричное производство выполнялось уже по специализированным функциям рабочими разных профессий. Массовое индустриальное производство стало характеризоваться цепочками взаимосвязанных работ, а не функций, выполняемых разными сотрудниками[17].


Постиндустриальные компании постепенно становятся не только более гибкими, каждый клиент и каждый продукт все больше обретают уникальность. Таким образом, и развитие бизнеса, и сами деловые процессы получают все новые черты, для которых более естественным выглядит именно проектный способ.

Л.Е.Евграфова говорила, что современная проектная модель управления типична для компаний, где система управления изменяется последовательно и с определенной целью[18].

Она включает в себя организацию специальных отделов или рабочих групп в течение некоторого времени для совместной работы над задачей или проектом. В проектной модели организаций как объектов управления руководитель проекта отвечает за общую стратегию деятельности, координацию действий исполнителей, распределение задач и их качественную реализацию. Для этого менеджер получает все необходимые права, материальные и людские ресурсы.

2. Матричная модель управления представляет собой комбинацию линейно-функциональной и проектной моделей. Это вводит двойное правило отчетности для исполнителей: они отвечают, как непосредственному руководителю в рамках своей линейной службы, так и непосредственному владельцу рабочего проекта.

Решения принимаются менеджером проекта и линейным менеджером совместно, но ответственность каждого из них имеет свои границы[19]:

- линейный (функциональный) менеджер отвечает за наличие сотрудников и ресурсов у доверенного структурного подразделения в производстве работ, связанных с цепочкой общего производственного процесса. Именно обеспечение кадровыми и материальными ресурсами предусмотрено в функционале данного структурного подразделения;

- менеджер отвечает за непосредственную работу над проектом: сроки, качество и эффективность. Ресурсы он получает от линейных единиц (структурных единиц).

3. Сервисная модель управления предполагает, что руководители проектов имеют право обращаться к линейным подразделениям за услугами, при этом они финансируют расходы, понесенные из средств, полученных для проекта. Функциональные (линейные) менеджеры в таких условиях должны стремиться оптимизировать работу своего структурного подразделения в соответствии с требованиями процесса[20].

Данная модель эффективного управления организацией требует активного пересмотра функций управления: функциональный руководитель относится к проектному менеджеру, как к заказчику, требования которого он должен удовлетворять за счет ресурсов своего подразделения[21].


4. О чистой модели управления ориентации на процесс мы много почерпнули со статьи А.А.Аверцева[22].

Данная модель подразумевает тесную взаимосвязь между управлением, производством и обеспечением. В этой модели менеджерам проектов предоставляются ресурсы, которые подчинены целям эффективности и результативности процессов.

Руководители проектов (процессов) определяются функциональными менеджерами. Линейные службы представляют собой команды, состоящие их профессионалов, которые выполняют услуги для руководителей проектов. Оплата (вознаграждение) определяется качеством оказанных услуг и выполненных работ.

Теория и практика управления в настоящее время претерпевает революцию. Основные модели управления организацией активно меняются -и это несмотря на то, что теория и практика управления постоянно развивалась и раньше, что отражалось в появлении и развитии разных школ и направлений управления. Теперь американская стратегия управления, которую можно назвать старой классикой, и японская (совсем молодая) уступают место новой модели – маркетинговой (или информационной).

Американская модель управления организацией предполагает, что результат компании зависит от внутренних составляющих: оптимального производственного процесса, снижения затрат, поиска резервов, повышения производительности труда.

В данной модели компания считается закрытой системой, а постановка целей и задач осуществляется в течение длительного времени, в течение которого они считаются стабильными.

Г.Серебрякова уточняет, что концепция деятельности предприятия основана на росте производства и углублении его специализации, структура компании разделена по функционалу - управление разделяют на службы[23].

Американская система также включает в себя мониторинг всех направлений работы и точное выполнение директив сверху.

Японская модель управления организацией сформировалась под влиянием местной культуры, политики и экономики и считается наиболее эффективной для создания гармоничной и мобильной компании. Специфика японской системы находит свое отражение в управлении персоналом, производством, продажами и маркетингом, а также в финансовом менеджменте[24].

Интересны основные характеристики модели:

- система пожизненного найма и продвижения по службе, основные критерии здесь - возраст работника и трудовой стаж;


- градация заработной платы в зависимости от возраста работника и личной заинтересованности в качестве своей работы, рационализация производственного процесса;

- организация работы в группах;

- непрерывное обучение.

Главный принцип японской системы менеджмента – повышение благосостояния всего предприятия в целом.

И.М.Жигунов и А.Н.Чаплина отмечают, что инновационная модель управления организацией – маркетинговая - основана на следующих принципах[25]:

- ориентация на человека, желающего самореализации;

- компания рассматривается как единая живая система, в которой людей объединяют общие ценности;

- организация должна внутренне стремиться к постоянному обновлению, с целью адаптации к изменяющимся внешним факторам, и особенно к основному потребителю.

Маркетинговая модель предполагает, что компания является открытой системой, успех которой определяется внешними факторами. Результат деятельности компании зависит от способности компании адаптироваться к экономической, политической, научной и технической реальности.

О данной модели писал в своем труде и Л.Е.Евграфов[26]. Он указывал, что модель имеет ситуационный подход: внутреннее управление является ответом на изменения в окружающей среде. Рычаги управления организацией адаптируются к поиску и описанию новых проблем, а затем к разработке методов решения. Приоритет отдается не бережному использованию ресурсов, а способности их эффективно распределять.

В.Л.Тамбовцев точно отмечает в своей статье, что маркетинговый подход воплотил в себе модель стратегического управления организацией, при которой планирование потенциала предприятия дополняется планированием стратегического развития в соответствии с прогнозами по окружающей среде[27].

Каждое изменение в окружающей среде предполагает изменение стратегии развития, и при этом рассматриваются определенные меры по снижению устойчивости к изменениям.

Как заявляет А.Авилов, модель стратегического управления предъявляет новые требования к сотрудникам и культуре управления: отсутствие страха грандиозных изменений и стремление к ним, готовность идти на риск, желание получать и осваивать новые возможности[28].

Таким образом, модель управления компанией является как бы полем, на котором руководитель, «проигрывая» различные управляющие воздействия, выбирает оптимальные. Поэтому, эта модель становится для руководителя не только средством отображения состояния компании, но и объектом его целенаправленной деятельности.


ГЛАВА 2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СУЩНОСТИ ВЫБОРА СТИЛЯ РУКОВОДСТВА В ОРГАНИЗАЦИИ

2.1 Сущность понятия стиля руководства

В последнее время все больше ученых связывают эффективность деятельности организации с использованием определенного стиля руководства в управлении.

Стиль управления зависит от многих факторов, среди которых самые весомые таковы: характер взаимоотношений между подчиненными и руководством, структурированность задач, степень полномочия руководителя, личные качества руководителя и подчиненных, влияние внешней среды, значение качества решений, полнота информации, качество информационных потоков, согласованность целей подчиненных и общеорганизационных целей, степень мотивированности подчиненных и тому подобное. Именно учитывая такое количество факторов влияния на стиль руководства все большую популярность приобретает так называемая синтетическая теория лидерства, в основу которой положено сочетание трех составляющих: лидер, ситуация, группа. Эти составляющие оказывают взаимное влияние, а лидерство является результатом взаимодействия этих составляющих.

На сегодня не существует единого подхода по определению стилей руководства. Е. Кузьмин, И. Волков, Ю. Емельянов рассматривают пять стилей руководства: дистанционный, контактный, целеполагающий, делегирующий, проблемно-организующий[29]. По мнению И. Шинона и Т. Колларика, их тоже пять, но они определяются как авторитарный, директивный, ситуационный, конформный, дезорганизующий[30]. А. Журавлев и В. Рубахин выделяют директивный, коллегиальный, либеральный, директивно-коллегиальный, директивнолиберальный, коллегиально-либеральный, смешанный, то есть семь стилей руководства. Существуют и другие подходы к определению стилей руководства.

Так, Г. Юкл выделяет девятнадцать категорий стилей руководства - от авторитарного к участию. В то же время все ученые подчеркивают, что ни один из стилей руководства не может гарантировать достижение необходимого результата управленческой деятельности. Большинство исследователей склонны считать, что различаются три классических стиля руководства: авторитарный, демократический и либеральный.