ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2019

Просмотров: 4348

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

31 

принятия решений об осуществлении проектируемой хозяйственной дея-
тельности: 

 

контроль за процедурой, качеством документации и принятие реше-

ния относятся к компетенции разных организаций; 

 

контроль за качеством документации и принятие решения относятся 

к компетенции одной организации; 

 

инициатор деятельности  самостоятельно принимает решение о ее 

осуществлении, учитывая результаты ОВОС.  

В системах экологической оценки международных финансовых ор-

ганизаций  функции  специально  уполномоченных  органов  выполняют 
подразделения  этих  организаций.  Они  контролируют  соблюдение  необ-
ходимых  процедур  инициатором  деятельности,  оценивают  качество  до-
кументации  по  ОВОС,  с  учетом  чего  принимают  решение  о  выделении 
финансирования. 

Другие  заинтересованные  стороны.  Осуществление  любого  круп-

ного  проекта  затрагивает  разнообразные  интересы  общества  в  целом, 
многочисленных  организаций,  социальных  групп  и  отдельных  граждан. 
Согласование интересов с  этими сторонами, учет их мнения при плани-
ровании намечаемой деятельности составляет одну из важнейших задач 
экологической  оценки.  Роль  заинтересованных  сторон  в  этом  процессе 
можно кратко описать следующим образом: они представляют свои ин-
тересы,  а  также  интересы  других,  иногда  более  широких,  групп;  они 
также могут предоставлять информацию, необходимую или ценную для 
проведения экологической оценки.  

В  случае  трансграничного  воздействия,  в  контексте  Конвенции  

Эспо,  заинтересованной  стороной  является  страна,  которая  может  быть 
затронута  трансграничным  воздействием  проекта  и  которая  высказала 
заинтересованность участия в процедуре оценки воздействия. Ключевым 
элементом этой группы является заинтересованная общественность. Ее 
участие определено правом получения информации, выражения мнений, 
требования  должным  образом  учитывать  замечания  или  возражения  в 
отношении планируемой деятельности при принятии решения. Для про-
ектов  с  трансграничным  воздействием  передача  информации  должна 
быть в правильной форме, надлежащем объеме и на наиболее доступном 
языке.  

Консультанты  и  эксперты.  Государственные  организации  могут 

приглашать консультантов для оценки качества документации по эколо-
гической оценке, а общественность может привлекать экспертов для не-
зависимой  оценки  тех  или  иных  аспектов  намечаемой    деятельности. 
Строго  говоря,  исполнители  не  являются  самостоятельными  участника-


background image

 

32 

ми  процесса  и  выполняют  задачи,  поставленные  пригласившим  их  уча-
стником. 

Ответственность за разные элементы экологической оценки (выпол-

нение ОВОС, подготовку отчета, контроль его качества, принятие реше-
ния)  могут  нести  различные  участники  процесса.  Современные  пред-
ставления об эффективном процессе экологической оценки проектов со-
стоят в том, что он должен начинаться на самых ранних стадиях разра-
ботки  проекта  и  проходить  параллельно  с  процессом  проектирования. 
Это  позволяет  использовать  результаты  ОВОС  не  только  при  принятии 
решения об осуществлении намечаемой деятельности, но и при выработ-
ке  оптимальных  решений  в  процессе  проектирования.  Исполнитель 
ОВОС  независимый  от  инициатора,  может  выполнять  экологическую 
оценку лишь на основе завершенной или близкой к завершению проект-
ной  документации.  При  этом,  если  основная  масса  проектных  решений 
уже принята, их существенная корректировка затруднена. Поэтому, мно-
гие специалисты полагают, что система, в которой «основная часть» эко-
логической оценки является ответственностью инициатора деятельности, 
является  более  эффективной.  Необходимым  условием  функционирова-
ния  такого  порядка  принятия  решений  является  независимая  система 
контроля качества документации и активное участие в процессе общест-
венности. 

Схема  экологической  оценки  проектов.  Процесс  экологической 

оценки в национальных системах зависит от законодательной базы, сло-
жившихся традиций, времени его внедрения в практику. Однако единая 
цель, задачи и принципы экологической оценки, дают возможность гово-
рить о принципиальной схеме экологической оценки проектов, основные 
этапы которой показаны на рисунке 1. 

Процесс экологической оценки проектов начинается с их отбора или 

скрининга, представляющего  собой  принятие решения о необходимости 
проведения  экологической  оценки.  Это  решение  может  приниматься 
инициатором  деятельности  или  государственными  органами  на  основе 
перечня видов деятельности, подлежащих экологической оценке, прове-
дения  предварительной  экологической  оценки  или  путем  комбинации 
этих  способов.  Перечни  видов  деятельности,  требующих  проведения 
ОВОС оформляются соответствующими  национальными или междуна-
родными нормативно-правовыми  актами.  

Согласно  Добавления I Конвенции об оценке воздействия  на окру-

жающую среду в трансграничном контексте, к таким видам деятельности  
относятся:  


background image

 

33 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 1. Схема экологической оценки проекта 

Краткое описание 

проекта 

Нормативные 

требования 

СКРИНИНГ 

В экологической оценке нет  

необходимости – негативное  

определение 

Экологическая оценка необходима – 

позитивное определение 

СКОПИНГ: 

Определение задач  

экологической оценки 

ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ  

НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ 

Разработка мер по смягчению  
(регулированию) воздействий 

Подготовка отчета для комментариев 

Представление комментариев 

Подготовка итоговой документации 

 по экологической оценке проекта 

Оценка полноты и качества  

документов и выполнения процедур 

Принятие решения 

Проект отправлен на  

доработку  или 

не одобрен 

Проект одобрен 

Мониторинг и контроль 

 воздействий 

После- 

проектный 

анализ 

Возможное 

участие  

общественности 

Обязательное 

участие  

общественности 


background image

 

34 

1.  Нефтеочистительные  заводы  и  установки  для  газификации  и 

сжижения  угли  или  битуминозных  сланцев  производительностью  500 
тонн или более в день.   

2.  Тепловые  электростанции  или  другие  установки  мощностью  300 

мегаватт  или  более,  а  также  атомные  электростанции  и  сооружения  с 
ядерными реакторами. 

3.  Установки,  предназначенные  исключительно  для  производства 

или обогащения ядерного топлива, регенерации отработанного ядерного 
топлива или сбора, удаления и переработки радиоактивных отходов. 

4. Крупные установки для доменного и мартеновского производства 

и предприятия цветной  металлургии. 

5. Установки для извлечения асбеста, переработки и преобразования 

асбеста и асбестосодержащих продуктов. 

6. Химические комбинаты. 
7.  Строительство  автомагистралей,  трасс  для  железных  дорог  даль-

него  сообщения  и  аэропортов  с  длиной  основной  взлетно-посадочной 
полосы в 2 100 метров или более. 

8. Нефте- и газопроводы с трубами большого диаметра. 
9.  Торговые  порты,  а  также  внутренние  водные  пути  и  порты  для 

внутреннего  судоходства,  допускающих  проход  судов  водоизмещением 
более 1 350 тонн. 

10.  Установки  по  удалению  отходов  для  сжигания,  химической  пе-

реработки или захоронения токсических и опасных отходов.  

11. Крупные плотины и водохранилища. 
12.  Деятельность  по  забору  подземных  вод  в  случае,  если  годовой 

объем забираемой воды достигает 10 миллионов кубических метров или 
более. 

13. Производство целлюлозы и бумаги с получением в день 200 или 

более тонн продукции, прошедшей воздушную сушку. 

14.  Крупномасштабная  добыча,  извлечение  и  обогащение  на  месте 

металлических руд и угля. 

15. Добыча углеводородов на континентальном шельфе. 
16.  Крупные  склады  для  хранения  нефтяных,  нефтехимических  и 

химических продуктов. 

17. Вырубка лесов на крупных площадях. 
Для перечня видов деятельности, которые не вошли в Добавление I, 

при  процедуре  скрининга  используют  общие  критерии,  определяющие 
экологическое значение видов деятельности  (табл. 4). 

Следующим этапом является процедура скопинга, подразумевающая 

определение задач экологической оценки, которая включает: 


background image

 

35 

 

установление границ проектируемого объекта и зон его воздействия; 

 

выявление значимых воздействий на окружающую среду; 

 

определение круга альтернатив; 

 

определение потребностей в информации; 

 

составление перечня необходимых согласований; 

 

планирование временных рамок проведения экологической  оценки 

и требований к экспертам; 

 

планирование временных рамок взаимодействия со всеми заинтере-

сованными сторонами. 

Таблица 4 

Общие критерии, определяющие экологическое значение видов  

деятельности. Конвенция Эспо. Добавление III 

Критерий отбора 

Характеристика вида деятельности 

Масштаб 

 

Планируемые виды деятельности, масштабы которых 

являются большими для данного типа деятельности 

Район 

 

Планируемые  виды  деятельности,  которые  осуществ-

ляются в особо чувствительных или важных с экологи-
ческой  точки  зрения  районах  или  в  непосредственной 
близости от них (например, сильно увлажненные земли, 
определенные  в  рамках  Рамсарской  конвенции,  нацио-
нальные  парки,  природные  заповедники,  зоны,  пред-
ставляющие  особый  научный  интерес,  или  памятники 
археологии, культуры или истории) 

 

Планируемые  виды  деятельности  в  районах,  в  кото-

рых  особенности  планируемой  хозяйственной  деятель-
ности могут оказывать значительное воздействие на на-
селение 

Последствия 

 

Планируемые  виды  деятельности,  оказывающие  осо-

бенно  сложное  и  потенциально  вредное  воздействие, 
включая такие виды воздействия, которые влекут за со-
бой  серьезные  последствия  для  людей  и  ценных  видов 
флоры  и  фауны  и  организмов,  угрожают  нынешнему 
или возможному использованию  затрагиваемого района 
и  приводят  к  возникновению  нагрузки,  превышающей 
уровень устойчивости среды к внешнему воздействию 

 

На этой стадии выявляются потенциально важные воздействия, оп-

ределяются  принципиальные  альтернативы  намечаемой  деятельности, 
готовится план работ по дальнейшей оценке.  

При  рассмотрении  альтернатив  обязательно  требуется  рассматри-

вать несколько их видов: