ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.05.2019
Просмотров: 4348
Скачиваний: 11
31
принятия решений об осуществлении проектируемой хозяйственной дея-
тельности:
•
контроль за процедурой, качеством документации и принятие реше-
ния относятся к компетенции разных организаций;
•
контроль за качеством документации и принятие решения относятся
к компетенции одной организации;
•
инициатор деятельности самостоятельно принимает решение о ее
осуществлении, учитывая результаты ОВОС.
В системах экологической оценки международных финансовых ор-
ганизаций функции специально уполномоченных органов выполняют
подразделения этих организаций. Они контролируют соблюдение необ-
ходимых процедур инициатором деятельности, оценивают качество до-
кументации по ОВОС, с учетом чего принимают решение о выделении
финансирования.
Другие заинтересованные стороны. Осуществление любого круп-
ного проекта затрагивает разнообразные интересы общества в целом,
многочисленных организаций, социальных групп и отдельных граждан.
Согласование интересов с этими сторонами, учет их мнения при плани-
ровании намечаемой деятельности составляет одну из важнейших задач
экологической оценки. Роль заинтересованных сторон в этом процессе
можно кратко описать следующим образом: они представляют свои ин-
тересы, а также интересы других, иногда более широких, групп; они
также могут предоставлять информацию, необходимую или ценную для
проведения экологической оценки.
В случае трансграничного воздействия, в контексте Конвенции
Эспо, заинтересованной стороной является страна, которая может быть
затронута трансграничным воздействием проекта и которая высказала
заинтересованность участия в процедуре оценки воздействия. Ключевым
элементом этой группы является заинтересованная общественность. Ее
участие определено правом получения информации, выражения мнений,
требования должным образом учитывать замечания или возражения в
отношении планируемой деятельности при принятии решения. Для про-
ектов с трансграничным воздействием передача информации должна
быть в правильной форме, надлежащем объеме и на наиболее доступном
языке.
Консультанты и эксперты. Государственные организации могут
приглашать консультантов для оценки качества документации по эколо-
гической оценке, а общественность может привлекать экспертов для не-
зависимой оценки тех или иных аспектов намечаемой деятельности.
Строго говоря, исполнители не являются самостоятельными участника-
32
ми процесса и выполняют задачи, поставленные пригласившим их уча-
стником.
Ответственность за разные элементы экологической оценки (выпол-
нение ОВОС, подготовку отчета, контроль его качества, принятие реше-
ния) могут нести различные участники процесса. Современные пред-
ставления об эффективном процессе экологической оценки проектов со-
стоят в том, что он должен начинаться на самых ранних стадиях разра-
ботки проекта и проходить параллельно с процессом проектирования.
Это позволяет использовать результаты ОВОС не только при принятии
решения об осуществлении намечаемой деятельности, но и при выработ-
ке оптимальных решений в процессе проектирования. Исполнитель
ОВОС независимый от инициатора, может выполнять экологическую
оценку лишь на основе завершенной или близкой к завершению проект-
ной документации. При этом, если основная масса проектных решений
уже принята, их существенная корректировка затруднена. Поэтому, мно-
гие специалисты полагают, что система, в которой «основная часть» эко-
логической оценки является ответственностью инициатора деятельности,
является более эффективной. Необходимым условием функционирова-
ния такого порядка принятия решений является независимая система
контроля качества документации и активное участие в процессе общест-
венности.
Схема экологической оценки проектов. Процесс экологической
оценки в национальных системах зависит от законодательной базы, сло-
жившихся традиций, времени его внедрения в практику. Однако единая
цель, задачи и принципы экологической оценки, дают возможность гово-
рить о принципиальной схеме экологической оценки проектов, основные
этапы которой показаны на рисунке 1.
Процесс экологической оценки проектов начинается с их отбора или
скрининга, представляющего собой принятие решения о необходимости
проведения экологической оценки. Это решение может приниматься
инициатором деятельности или государственными органами на основе
перечня видов деятельности, подлежащих экологической оценке, прове-
дения предварительной экологической оценки или путем комбинации
этих способов. Перечни видов деятельности, требующих проведения
ОВОС оформляются соответствующими национальными или междуна-
родными нормативно-правовыми актами.
Согласно Добавления I Конвенции об оценке воздействия на окру-
жающую среду в трансграничном контексте, к таким видам деятельности
относятся:
33
Рис. 1. Схема экологической оценки проекта
Краткое описание
проекта
Нормативные
требования
СКРИНИНГ
В экологической оценке нет
необходимости – негативное
определение
Экологическая оценка необходима –
позитивное определение
СКОПИНГ:
Определение задач
экологической оценки
ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ
НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
Разработка мер по смягчению
(регулированию) воздействий
Подготовка отчета для комментариев
Представление комментариев
Подготовка итоговой документации
по экологической оценке проекта
Оценка полноты и качества
документов и выполнения процедур
Принятие решения
Проект отправлен на
доработку или
не одобрен
Проект одобрен
Мониторинг и контроль
воздействий
После-
проектный
анализ
Возможное
участие
общественности
Обязательное
участие
общественности
34
1. Нефтеочистительные заводы и установки для газификации и
сжижения угли или битуминозных сланцев производительностью 500
тонн или более в день.
2. Тепловые электростанции или другие установки мощностью 300
мегаватт или более, а также атомные электростанции и сооружения с
ядерными реакторами.
3. Установки, предназначенные исключительно для производства
или обогащения ядерного топлива, регенерации отработанного ядерного
топлива или сбора, удаления и переработки радиоактивных отходов.
4. Крупные установки для доменного и мартеновского производства
и предприятия цветной металлургии.
5. Установки для извлечения асбеста, переработки и преобразования
асбеста и асбестосодержащих продуктов.
6. Химические комбинаты.
7. Строительство автомагистралей, трасс для железных дорог даль-
него сообщения и аэропортов с длиной основной взлетно-посадочной
полосы в 2 100 метров или более.
8. Нефте- и газопроводы с трубами большого диаметра.
9. Торговые порты, а также внутренние водные пути и порты для
внутреннего судоходства, допускающих проход судов водоизмещением
более 1 350 тонн.
10. Установки по удалению отходов для сжигания, химической пе-
реработки или захоронения токсических и опасных отходов.
11. Крупные плотины и водохранилища.
12. Деятельность по забору подземных вод в случае, если годовой
объем забираемой воды достигает 10 миллионов кубических метров или
более.
13. Производство целлюлозы и бумаги с получением в день 200 или
более тонн продукции, прошедшей воздушную сушку.
14. Крупномасштабная добыча, извлечение и обогащение на месте
металлических руд и угля.
15. Добыча углеводородов на континентальном шельфе.
16. Крупные склады для хранения нефтяных, нефтехимических и
химических продуктов.
17. Вырубка лесов на крупных площадях.
Для перечня видов деятельности, которые не вошли в Добавление I,
при процедуре скрининга используют общие критерии, определяющие
экологическое значение видов деятельности (табл. 4).
Следующим этапом является процедура скопинга, подразумевающая
определение задач экологической оценки, которая включает:
35
•
установление границ проектируемого объекта и зон его воздействия;
•
выявление значимых воздействий на окружающую среду;
•
определение круга альтернатив;
•
определение потребностей в информации;
•
составление перечня необходимых согласований;
•
планирование временных рамок проведения экологической оценки
и требований к экспертам;
•
планирование временных рамок взаимодействия со всеми заинтере-
сованными сторонами.
Таблица 4
Общие критерии, определяющие экологическое значение видов
деятельности. Конвенция Эспо. Добавление III
Критерий отбора
Характеристика вида деятельности
Масштаб
•
Планируемые виды деятельности, масштабы которых
являются большими для данного типа деятельности
Район
•
Планируемые виды деятельности, которые осуществ-
ляются в особо чувствительных или важных с экологи-
ческой точки зрения районах или в непосредственной
близости от них (например, сильно увлажненные земли,
определенные в рамках Рамсарской конвенции, нацио-
нальные парки, природные заповедники, зоны, пред-
ставляющие особый научный интерес, или памятники
археологии, культуры или истории)
•
Планируемые виды деятельности в районах, в кото-
рых особенности планируемой хозяйственной деятель-
ности могут оказывать значительное воздействие на на-
селение
Последствия
•
Планируемые виды деятельности, оказывающие осо-
бенно сложное и потенциально вредное воздействие,
включая такие виды воздействия, которые влекут за со-
бой серьезные последствия для людей и ценных видов
флоры и фауны и организмов, угрожают нынешнему
или возможному использованию затрагиваемого района
и приводят к возникновению нагрузки, превышающей
уровень устойчивости среды к внешнему воздействию
На этой стадии выявляются потенциально важные воздействия, оп-
ределяются принципиальные альтернативы намечаемой деятельности,
готовится план работ по дальнейшей оценке.
При рассмотрении альтернатив обязательно требуется рассматри-
вать несколько их видов: