Файл: Применение форм документов для внутренней бухгалтерской отчетности в налоговом учете».pdf
Добавлен: 02.04.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы форм документов для внутренней бухгалтерской отчетности в налоговом учете
1.1. Понятие и состав бухгалтерской (финансовой) отчётности
1.2. Нормативное регулирование бухгалтерской (финансовой) отчетности в РФ
1.3. Специфика составления внутренних отчетов предприятия для налогового учета и их формы
2.1. Организационно-экономическая характеристика организации
2.2. Порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности
2.3. Анализ форм документов для внутренней бухгалтерской отчетности в налоговом учете
Приказом Министерства финансов России от 17.08.2012 № 113н были введены упрощенные формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках для субъектов малого предпринимательства. Эти формы сокращены кардинально по сравнению со «стандартными». Их показатели объединены по группам статей (без детализации).
Например, показатель «материальные внеоборотные активы» включает основные средства и незавершенные капитальные вложения, а «финансовые и другие оборотные активы» - дебиторскую задолженность. Таким образом, в активе бухгалтерского баланса осталось всего пять показателей, в пассиве - шесть, а в отчете о финансовых результатах - семь.
Ведущую роль в обновлении нормативной базы в свете Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности играли переориентация нормативного регулирования с учетного процесса на бухгалтерскую отчетность, регулирование финансового учета, органичное сочетание нормативных предписаний федеральных органов исполнительной власти с профессиональными рекомендациями, взвешенное использование международных стандартов в национальном регулировании.
В соответствии с этими нормативными актами в состав отчетных форм организации входит бухгалтерский баланс. Он отличается многогранностью и емкостью содержания. В современном составе отчетности организации бухгалтерский баланс исполняет роль своеобразного стержня, вокруг которого группируются представленные в наглядной форме данные о деятельности хозяйствующего субъекта за определенный период времени (отчетный период).
Следует внести коррективы в действующие положения, содержащиеся в приказе Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций», в отношении того, что последние имеют право самостоятельно определять детализацию показателей по статьям отчетов и содержание пояснений к ним (п.п. 3, 4). Дело в том, что это не полностью соответствует требованиям, установленным в международных стандартах, на базе которых реформируется отечественный бухгалтерский учет [3].
Дальнейшее преобразование системы бухгалтерской отчетности должно включать в себя введение процедуры ее корректировки в связи с инфляцией.
1.3. Специфика составления внутренних отчетов предприятия для налогового учета и их формы
Внутренняя отчетность предприятия – это совокупность важных показателей работы компании, представленная в графическом или текстовом виде. На основе внутренней отчетности принимаются важные управленческие решения, отслеживают эффективность деятельности компании, сверяют план и факт, составляют прогнозы и находят причины того или иного отклонения в показателях [14, с. 178].
В настоящее время даже небольшим субъектам предпринимательства предписано сдавать бухгалтерские внутренние отчеты, которые формируются на финансовых показателях предприятия. Такие новые распоряжения озадачили многих специалистов этой сферы возникшими вопросами по поводу обеспечения учета и форм, надлежащих к применению. Этот вид фиксации и изучения показаний обозначается незаменимым для разработки всевозможных решений для разных уровней управления предприятием руководящим звеном.
Цель, побуждающая проводить отчет – внутренний финансовый контроль, обеспечивающий топ-менеджеров затребованной информацией для последующих координирующих мероприятий [15, с. 109].
Параметры, регламентирующие внутренний финансовый отчет, формулируют директора и другие уполномоченные сотрудники в получении данных для составления дальнейшего плана действий. Координаторы поводят разъяснительную работу с исполнителями, по поводу длительности, объёма и вида, определенных к собранию материалов.
Для управленческого состава важность состоит не только в содержании собранных и подвергнутых тщательному анализу материалов, методов их доставки, но и в формах бухгалтерской отчетности, а также корректности составленных сводок. Проведенная процедура учета позволяет быстро составить мнение о фактических результатах на предприятии, их несоответствие плану, и помочь в разработке стратегии оптимизированных действий на будущее.
Как и все мероприятия, применяемые в своей работе учреждением, учётная деятельность тоже имеет свои требования к структуре и содержанию.
Причем значимыми являются как формальные, так и специальные предписания. Формальные требования, определяющие внутренний отчёт организации:
1. Целесообразность – пригодность поданных данных для предназначенной цели; объективность и точность – отчётность не зависит от субъективной точки зрения составителя, степень погрешности в проведенной проверке не влияет на планирование чётко аргументированных решений [16, с. 216]. Скорость и оперативность предоставления может повлиять на достоверность показателей – имеет смысл стараться её уменьшить;
2. Оперативность процесса в том, что отчеты предоставляются ко времени, требуемому для урегулирования поднятых вопросов;
3. Краткость – в анализируемых данных не допускается лишнего материала. Чем короче отчет, тем быстрее проходит обработка материала, и скорее принимается необходимое решение; сопоставимость анализа дает возможность применить информацию в деятельности центров ответственности, и соотнести её с планами и сметами;
4. Адресность – результатам внутренней отчетности нужно попасть к уполномоченному лицу или руководителю, но обязательно основываться на конфиденциальности, принятой предприятием; эффективность – затраты на проведение отчета должны положительно соотноситься с выгодами от выявленных данных для проведения управленческих изменений.
Специальные требования, регламентирующие анализ показателей: Гибкая, но единообразная форма. Системе учета положено иметь постоянную структуру и сохранность многих первичных показаний, но претерпевать трансформацию при переменах в деятельности учреждения. Понятность и обозримость материала [17, с. 111].
Собранные материалы отображают только те сведения, которые нужны заказавшему отчет по внутреннему аудиту ответственному работнику. Оптимальная частота представления. Сбор и анализ показателей проводится по мере необходимости, озвучиваемой руководящим звеном или сотрудником, несущим ответственность. Пригодность для оперативного анализа и контроля. Качество собранного отчетного материала должно создать условия для быстрой оценки ситуации и принятия решения. Учётным формам надлежит сохранять первичные входящие параметры: несовершенство планов и целей, смет и норм доходов, распределение несоответствий и т.п.
Одним из важных моментов являются временные рамки, в которых происходит проверка и, соответственно обработка отчета с формированием вывода для совершения последующих мероприятий. Большое значение здесь имеет удобная и доступная конфигурация, а также подача необходимых данных, и их расположение. Не существует единого, стандартного, всеми используемого шаблонного подхода, применяемого для сбора и систематизации сверки.
Отчетность субъекта предпринимательства в этом случае строго индивидуальна.
В соответствии с требованием п. 22 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, содержание внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной [4].
Классификационные признаки форм внутренней отчетности представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Классификация внутренней отчетности
Следует различать следующие формы внутренних отчетов:·
1. По содержащейся информации;
2. По уровням управления;
3. По объёму сведений;
5. По формам представления.
В экономической литературе по содержанию информации выделяют такие внутренние отчеты, как:
– комплексные, предоставляются регулярно и содержат сведения об исполнении планов и использовании ресурсов за отчетный период, для совокупной оценки и контроля;
– тематические, подготавливаются по ключевым показателям, при возникновении важных, значительных отклонений по ним;
– аналитические, предоставляются индивидуально по приказу руководителя и отражают причины и последствия результатов по определенным вопросам.
Еще одним классификационным признаком выступают уровни управления, по ним отчеты делятся на:
– оперативные, предназначены для нижнего уровня управления, содержат детальную информацию и составляются ежемесячно (таблица1);
– текущие, предназначены для среднего уровня управления и составляются ежеквартально;
– сводные, предназначены для высшего уровня управления и содержат общую информацию для принятия стратегических решений, предоставляются ежегодно [18, с. 150].
Как уже было указано, внутренние отчеты в организации оформляются в соответствии с общепризнанными для определенного государства конфигурациями документов.
Использование их значительно облегчает работу бухгалтеров в те периоды, когда в организации оформляются сведения, собранные для анализа состояния предприятия. Формы документов для проведения отчетности принимаются для того, чтобы отдельные подразделения в организации могли представить сведения о своей деятельности.
Структура построения документов отчетности строится в содержании в них всех необходимых показателей. Чтобы у менеджеров и работников бухгалтерии была возможность составить достоверный отчет о результатах внутреннего контроля, на основании которого ответственные лица будут иметь полное представление о финансовом состоянии учреждения, итогов его работы, сводок по дебиторской задолженности и различных изменениях в финансовом положении. Кроме этого, субъекту предпринимательства нужно установить способ представления форм, которые будут содержать отчет (на бумаге, на цифровых или магнитных носителях (дискеты, диски и т. д.)), а также сроки его предоставления.
Пользователь бухгалтерской отчетности - это определенное лицо (физическое или юридическое), которое заинтересовано в деятельности предприятия и получении информации об этой деятельности. Также такое лицо имеет право получать информацию о предприятии и ее изучать.
Существуют внешние и внутренние пользователи бухгалтерской финансовой отчетности [18, с. 157]:
1. Внутренние (любые сотрудники предприятия, которые изучают бухгалтерскую отчетность и принимают необходимые решения для положительной деятельности предприятия);
К внутренним пользователям бухгалтерской отчетности можно отнести абсолютно любого человека, работающего на предприятии. У таких работников обычно есть доступ к необходимым документам. Все работники заинтересованы в увеличении доходов предприятия, положительной динамике его развития, увеличении зарплат.
2. Внешние (лица, не работающие на предприятии, но заинтересованные в получении отчетной информации). Интересы внешних и внутренних пользователей бухгалтерской отчетности разнятся, а иногда и противоречат друг другу.
Часть внешних пользователей бухгалтерской отчетности не имеют конкретного интереса к отчетам предприятий. Но они обладают правом доступа к этим документам с целью выполнения рабочих обязанностей. Внешние пользователи: покупатель; поставщик; налоговая служба; инвестор, кредитор, акционер (в том числе и потенциальный); государственный орган управления; статистические органы; бухгалтерский и аудиторский органы.
Налоговая отчетность представляет совокупность документов, отражающих результаты не только финансовой, но и хозяйственной деятельности фирмы с точки зрения соблюдения обязательств налогового характера. Говоря простыми словами, в этом типе отчетности отражаются данные обо всех начисленных и уплаченных налогах, возложенных на компанию. Так, налоговая отчетность напрямую зависит от объёмов работы предприятия, общего количества персонала, деятельности фирмы и, что самое важное, формы налогообложения.
Налоговая отчетность - это налоговые декларации, которые руководителями фирмы и индивидуальными предпринимателями предоставляются в государственную налоговую службу в течение отчетного года. В эту отчетность входит также расчет платежей авансового типа, данные о численности сотрудников, иные отчеты, связанные с деятельностью фирмы [19, с. 201].
Бухгалтерская и часть налоговой отчетности ответственным лицом компании сдаются в гос. налоговую службу, данные о налогах – в ПФ (Пенсионный Фонд), Государственный Комитет Статистики и ФСС (Фонд Социального Страхования).