Файл: Применение форм документов для внутренней бухгалтерской отчетности в налоговом учете».pdf
Добавлен: 02.04.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы форм документов для внутренней бухгалтерской отчетности в налоговом учете
1.1. Понятие и состав бухгалтерской (финансовой) отчётности
1.2. Нормативное регулирование бухгалтерской (финансовой) отчетности в РФ
1.3. Специфика составления внутренних отчетов предприятия для налогового учета и их формы
2.1. Организационно-экономическая характеристика организации
2.2. Порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности
2.3. Анализ форм документов для внутренней бухгалтерской отчетности в налоговом учете
Введение
Актуальность темы исследования. В настоящее время одной из актуальных тем в системе бухгалтерского и налогового учета являются проблемы, связанные с составлением и представлением бухгалтерской отчетности.
В процессе развития Российской Федерации на современном этапе происходят кардинальные изменения в экономическом, информационном и правовом сферах. Согласно таким процессам, меняются и традиционные цели функционирования отечественных предприятий различных отраслей экономики и значительно повышается роль информационного обеспечения в обосновании разноплановых управленческих решений. В современных условиях для эффективной деятельности каждому хозяйствующему субъекту необходима информация о бизнес-партнерах и конкурентах в соответствующей сфере деятельности.
Это вызывает повышенное внимание к внутренней бухгалтерской финансовой отчетности как основного источника информации об имущественном и финансовом состоянии предприятия, а также результаты его производственно-хозяйственной деятельности за определенный период.
С целью ускорения процесса интеграции России в мировое сообщество активно проводится гармонизация многих национальных положений с международными стандартами бухгалтерского учета. В этом процессе одним из важнейших является предоставление пользователям полной, своевременной, объективной и непредвзятой информации о финансовом состоянии.
В современных рыночных условиях значение внутренней бухгалтерской отчетности заключается в том, что она является источником информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности предприятий; по соответствующим показателям руководство субъекта хозяйствования анализирует деятельность, получает информацию для дальнейшего ее планирования, и тому подобное. Поэтому наиболее полное понимание этого понятия является достаточно важным и неотъемлемым элементом достижения независимости и стабильности на внешнем рынке, поскольку на сегодняшний день успешное функционирование компании представляет собой не только обеспечение прибыльности, но и способность аккумулировать денежные средства, поддержание его ликвидности, платежеспособности, формирование оптимальных денежных потоков с целью эффективного хозяйствования субъекта.
Цель курсовой работы – анализ применения форм документов для внутренней бухгалтерской отчетности в налоговом учете.
В соответствии с поставленной целью в работе решены задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы форм документов для внутренней бухгалтерской отчетности в налоговом учете;
2. Анализ практики применения форм документов для внутренней бухгалтерской отчетности в налоговом учете ООО «ПРОСТОР»;
Объектом исследования является ООО «ПРОСТОР».
Предметом исследования являются теоретические положения и организационно-методические подходы к формированию форм документов для внутренней бухгалтерской отчетности в налоговом учете.
Теоретической основой исследования послужили научные труды ведущих отечественных ученых, специалистов в области теории и практики анализа финансовой отчетности: Агеевой О.А., Бабаева Ю.А., Бакаева А.С., Вахрушиной М.А., Гиляровской Л.Т., Дружиловской Т.Ю., Ковалёва В.В., Мизиковского Е.А., Новодворского В.Д., Палия В.Ф. и других.
Информационной базой исследования являются годовые отчеты, данные бухгалтерского учета, статистической отчетности, первичные документы ООО «ПРОСТОР» за 2017 -2019 гг.
1. Теоретические основы форм документов для внутренней бухгалтерской отчетности в налоговом учете
1.1. Понятие и состав бухгалтерской (финансовой) отчётности
Бухгалтерская отчетность должна вестись на любом предприятии. Она отражает все результаты финансовых операций.
Бухгалтерская отчётность – единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах её хозяйственной деятельности в отчётном периоде, составляемая на основе данных бухгалтерского учёта по установленным формам [10, с. 140].
Бухгалтерская отчётность – это система, в которой фиксируются итоги деятельности компании за отчетное время. Объединяет в себе таблицы, формируемые на основании показателей статистического, оперативного и бухучета. Это заключительный этап учета. Отчетность нужна для ряда целей:
1. Анализа эффективности работы предприятия внешними структурами;
2. Анализа экономических показателей внутри компании;
3. Оперативного управления работой;
На основании полученных данных происходит планирование дальнейшей деятельности.
Цель бухгалтерской (финансовой) отчетности состоит в полном и достоверном представлении широкому кругу пользователей информации о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении [11, с. 130].
Все сведения отчетности должны быть правдивыми. Для проверки реальности поданной информации указанные значения сопоставляются с данными за предыдущие периоды. Документ формируется по формам, которые установлены Минфином РФ.
Отчетность подразделяется на виды на основании периодичности ее формирования:
1. Годовая. Выполняется на основании пункта 2 статьи 13 ФЗ от 6.12.2011 г. №402;
2. Промежуточная. Формируется за период меньше 12 месяцев. Обязанность ее составления может быть установлена как законом, так и внутренними документами компании. Подробная информация о данной форме отчетности содержится в пункте 4 статьи 13 ФЗ от 6.12.2011 г. №402.
Практически все компании обязаны составлять годовую форму. Промежуточная отчетность актуальна только для ряда фирм.
Состав, а также требования к содержанию и порядку представления бухгалтерской отчетности определены в Положении по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденном приказом Минфина России от 06.07.99 г. № 43н.
В 2017 году компании обязаны составлять промежуточную и годовую отчетность. Первая объединяет в себе:
1. Баланс. Составляется по форме №1;
2. Отчет о прибыли и тратах. Формируется по форме №2;
3. Отчет о движении финансовых потоков;
4. Записку с необходимыми пояснениями [12, с. 124].
Формы отчетности и особенности заполнения документа устанавливаются Минфином РФ. В пояснительной записке указывается следующая информация:
− оценка деловых операций, проведенных компанией. Она может включать в себя обширность рынка сбыта, проведенные экспортные поставки, репутацию фирмы на рынке;
− исполнение поставленного плана, соблюдение установленных темпов роста;
− эффективность применения имеющихся ресурсов;
− динамика ключевых значений деятельности за несколько лет;
− планируемые вложение капитала;
− проведенные мероприятия экономического характера [11, с. 218].
Данный перечень является рекомендуемым. В записке имеет смысл указывать те сведения, которые могут быть интересными лицам, пользующимся отчетностью.
Состав отчетности определяется нуждами ее пользователей. Они подразделяются на две категории:
1. Внутренние. Это сотрудники компании. Информация из отчетности нужна им для планирования деятельности компании, отслеживания результатов. Документ используется администраторами, менеджерами, лицами, ответственными за развитие организации и ее финансовые результаты;
2. Внешние. Это могут быть инвесторы, кредиторы, налоговые органы, банковские учреждения, страховые компании. Отчетная информация нужна для принятия решения о выдаче кредита, начале сотрудничества, проверки законности деятельности компании, информационных целей [12, с. 137].
Развернутое изложение данных – признак надежной компании, которая нацелена на поиск инвесторов и кредиторов. На основании информации в отчетности можно сделать вывод об успешности деятельности организации. С положительными показателями компания имеет больше возможностей для получения инвестирования, займов, заключения контрактов.
Сложно различить ошибки, допущенные в бухучете, и те, которые содержатся в отчетности. Неправильная информация, изложенная в учете, «идет» в отчетность. Рассмотрим самые распространенные грубые ошибки, которые может допустить бухгалтер:
− отсутствуют первичные документы. Вся информация, которая содержится в бухучете и отчетности, должна быть подтверждена «первичкой»;
− допущена ошибка, которая спровоцировала снижение суммы налогов. Санкции применяются в том случае, если налоги из-за неправильной информации уменьшились более чем на 10%;
− данные регистров и данные отчетности не совпадают. Как правило, такая «ошибка» является намеренной. Выполняется она для того, чтобы организация смогла получить заем в банковском учреждении.
Как правило, за несущественные ошибки не следует никакого наказания. Однако за крупные ошибки ответственные лица несут ответственность:
1. Игнорирование установленных сроков предоставления годовой отчетности в налоговую. Согласно пункту 1 статьи 126 НК РФ, полагается штраф в размере 200 рублей. На ответственное лицо может быть наложен штраф 300-500 рублей;
2. Нарушение срока подачи отчетности в учреждение государственной статистики. Положен штраф в размере 3000 - 5000 рублей (на основании статьи 19.7 КоАП РФ). На ответственное лицо может быть наложена ответственность в размере 300-500 рублей.
3. Предоставление неверных данных в объеме более 10% от отчетности. Полагается штраф для должностных лиц в размере 2000 - 3000 рублей [13, с. 125].
Таким образом, знания практики бухгалтерского учета в сочетании с постоянным мониторингом меняющейся законодательной базы обеспечивают корректное составление бухгалтерской отчётности, постановку и ведение бухгалтерского учёта, что выражается в снижении издержек на содержание бухгалтерии, в защите от штрафных санкций со стороны налоговых органов, и в конечном итоге в росте эффективности бизнеса.
1.2. Нормативное регулирование бухгалтерской (финансовой) отчетности в РФ
Бухгалтерская отчетность является инструментом рыночных отношений, обеспечивающая каждого субъекта рынка необходимой ему финансовой информацией.
Состав бухгалтерской отчетности определен Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 №402-ФЗ [2], а ее содержание – Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденным приказом Министерства финансов России от 06.07.1999 № 43н [6].
Начиная с 2013 года бухгалтерскую отчетность подписывает только руководитель организации. Подписи главбуха больше не требуется (п. 8 ст. 13 Закона № 402-ФЗ).
Данным законом закреплена обязанность (за исключением организаций государственного сектора и ЦБ РФ) представления одного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности не позднее трех месяцев после окончания календарного года в органы государственной статистики по месту государственной регистрации организации (ч. 1, 2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). В составе годовой бухгалтерской отчетности представляется бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и приложения к ним. Закон не требует сдавать пояснения в составе отчетности для ИФНС и Росстата.
Утвержденные приказом Министерства финансов России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» формы бухгалтерской отчетности, приведенные в качестве приложения к данному приказу, не являются рекомендуемыми. Их нельзя сокращать, но в случае необходимости детализации отдельных статей можно дополнять новыми строками [3].
Росстат приказом № 670 от 29 декабря 2012 г. «Об утверждении Порядка представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности» утвердил новый порядок представления бухгалтерской отчетности в органы статистики. Его действие распространяется на юридические и физические лица, обязанные составлять годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с Законом № 402−ФЗ [2].
В последнее время формат и порядок представления бухгалтерской отчетности неоднократно претерпевал изменения. В 2012 г. в Приказ № 66н были внесены очередные изменения. Они коснулись субъектов малого предпринимательства. Критерии малого предпринимательства установлены Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Так, средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек, выручка от реализации без учета НДС или балансовая стоимость активов не должны быть больше 400 млн. руб. Кроме того, в уставном капитале малой организации доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, а также юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%.