Файл: Пространство политических коммуникаций региона: взаимодействие региональной власти и СМИ».pdf
Добавлен: 02.04.2023
Просмотров: 356
Скачиваний: 3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы данной курсовой работы, а именно - взаимодействие региональной власти и средств массовой информации, обусловлена необходимостью наличия обязательного диалога между властью и обществом в современной России. Для автора актуальность темы курсовой работы связана с его первым образованием по специальности «Журналистика».
Кроме того, актуальность исследования данной темы обуславливается множеством кардинальных изменений в политической системе нашего государства, как и во всей социальной системе страны, произошедшими в последние десятилетия. Одновременно с системными изменениями политической сферы начали свое стремительное развитие новые политико-коммуникационные отношения. На данный момент умение применять средства политической коммуникации для представителей федеральной и региональной власти и руководства средств массовой информации может помочь в предотвращении кризисных ситуаций, отладить социальные связи и снять социальную напряженность в отдельно взятом регионе страны.
В Российской Федерации усложняется как политическая система, так и система социально-политической коммуникации с постепенным изменением её значения в политическом процессе страны.
В тексте работы представлены теоретические и практические материалы из целого ряда дисциплин, которые имеют прямое отношение к выстраиванию диалога между представителями власти и обществом посредством средств массовой информации: политологии, коммуникативистики, юриспруденции, журналистики и т.д.
Целями данной работы выступают:
1) Выявление внутри Российской Федерации особенностей политической коммуникации в системе «общество-власть».
2) Представление анализа и краткого разбора условий для деятельности средств массовой информации в Российской Федерации.
3) Описание современных возможностей совершенствования взаимодействия региональной власти в России со средствами массовой информации.
Для достижения данных целей автором были поставлены следующие задачи:
1) обозначить теоретико-методические основы изучения политической коммуникации;
2) обобщить процессы формирования и развития гражданского общества в России;
3) рассмотреть особенности взаимодействия российского общества и региональной власти в Российской федерации.
4) разобрать правовые и экономические условия для деятельности средств массовой информации в Российской федерации с последующим анализом политического аспекта данной деятельности;
5) рассмотреть роль и место российских средств массовой информации в процессе формирования гражданского общества;
6) проанализировать взаимодействие региональных институтов власти и средств массовой информации в Российской федерации;
7) рассмотреть возможности развития системы коммуникации органов региональной власти и СМИ в РФ
Объектом данного исследования выступают политические коммуникации как частное проявление коммуникаций.
Предмет исследования – особенности взаимодействия региональной власти и средств массовой информации в современной России.
Значительная часть работы так же будет посвящена раскрытию понятию гражданского общества в России.
Гипотеза данной работы - средства массовой информации должны стать реальным механизмом взаимодействия общества и власти, нести миссию духовного оздоровления общества.
При создания данной работы были привлечены многочисленные литературные и другие информационные источники:
- для описания особенностей развития и процессов становления знаний о современных политических коммуникациях автор в частности обращался к трудам Херманна М. К., Соловьева А.И., Дзагоевой Д.Т., Тимофеевой Л.Н., Маркова А.А., Стриганковой Е.Ю. и т.д.
- при характеристике теоретических и практических представлениях о сущности деятельности СМИ автор в том числе привлек данные из российских и международных нормативных документов (Конституция, федеральные законы, декларации и т.п.).
- в частях работы, посвященным понятию гражданского общества и особенностям его становления в нашей стране, сделаны соответствующие ссылки на научные разработки Орловой В. А., Сморгуновой В. Ю. Абражеевой Д. В., Музыкина А. А. и т.д.
При написании данной работы применялись следующие методы исследования (на базе междисциплинарного подхода): конкретизация и идеализация, сравнение, изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики, анализа литературы, анализа нормативно-правовой документации по теме курсовой работы, изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики, конкретизация и идеализация, индукция и дедукция.
Краткое описание структуры работы:
1. «Введение раскрывает актуальность работы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, обозначает гипотезу, кратко перечисляет основные литературные источники и научные разработки, на основании которых была создана работа.
Первая глава посвящена основам политической коммуникации, общим процессам развития гражданского общества в нашей стране и взаимодействию российского общества и региональной власти.
Во второй главе разбираются правовые, экономические и политические аспекты работы СМИ в России и мире.
В третьей главе рассматривается роль и место российских СМИ для гражданского общества, взаимодействие региональных институтов власти и СМИ, общие моменты для развития системы региональной коммуникации
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме, подтверждается правильность поставленной гипотезы.
Последней частью данной работы является список использованных источников. Данный список разделен на 4 части: нормативные акты, книги, печатная периодика, источники на электронных носителях удаленного доступа. Всего указаны 97 источников.
1 ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ В СИСТЕМЕ «ОБЩЕСТВО-ВЛАСТЬ»
1.1 Теоретико-методические основы изучения политической коммуникации
Для начала мы попробуем разобраться, что же такое политическая коммуникация. В данном разделе работы автор опирался на разработки и статьи доктора политических наук Тимофеевой Л.Н., материалы кандидатской диссертации Дзагоевой Д.Т., учебные пособия под редакцией Соловьева А.И. и т.д.
Коммуникации, включая социальные коммуникации, изучают научные дисциплины под общим названием коммуникативистика. «Этот термин вошел в обиход российских обществоведов сравнительно недавно – в 90-е годы прошлого века – в связи с выходом в свет книг Л. М. Земляновой “Современная американская коммуникативистика” и “Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества. Толковый словарь терминов и концепций”»[1].
Различие терминов «коммуникативистика» и «коммуникация» заключается в следующем. Коммуникативистика - наука, которая изучает коммуникации - науки, которые в свою очередь изучают «природу и строение информационно-политической сферы общественной жизни, характерные для нее механизмы и тенденции развития публичных и непубличных контактов, формы эволюции общения правящих кругов и гражданского общества»[2]. И здесь теория до сих пор не успевает за практикой.
Множество попыток ученых теоретически обосновать определение «коммуникации» привело к тому, что «по данным исследователей из США, где с 1930-х годов в университетах читаются курсы по коммуникации, насчитывается около 250 различных теорий (…) и 126 определений коммуникации (…)»[3]. Данные теории развивались в разных областях человеческих знаний, поэтому и сейчас работы над метатеорией коммуникаций продолжаются, в том числе – в России.
«На фоне интенсивных исследований информационно-коммуникационных процессов все рельефнее видятся очертания политической коммуникативистики - науки, изучающей природу и строение информационно-политической сферы общественной жизни, характерные для нее механизмы и тенденции развития публичных и непубличных контактов, формы эволюции общения правящих кругов и гражданского общества. Как показывает опыт, эта субдисциплина развивается тем успешнее, чем более заметную роль играют политические коммуникации в репродукции механизмов государственного управления и социализации индивида, выстраивании новой системы представительства интересов граждан и, в конечном счете - в становлении информационного общества и соответствующих структур властного регулирования в публичной сфере[4]».
Более детально в этой части работы мы остановимся на основополагающих выводах в отношении политической коммуникации исследователей Ж.-М. Коттре, Х. Арендт, К. Дойча, Ю. Хабермаса, А.И. Соловьева и др., которые легли в основу современных теорий коммуникаций, включая коммуникации политические.
Ж.-М. Коттре дает определение политической коммуникации на основании характера ее воздействия на действующую политическую систему. Воздействие это может быть прямым или непрямым, опосредованным или непосредственным. Основываясь на данных утверждениях, Ж.-М. Коттре определяет политическую коммуникацию её источника, содержания и объекта политики, содержания информации, значимой для функционирования политической системы[5].
Без политической коммуникации в обществе невозможно формирование представлений о власти любого уровня. Являясь необходимым условием для работы политических институтов, политическая коммуникация является обязательным элементом как при борьбе за власть, так и при исполнении властью своих функций.
Политический теоретик Ханна Арендт уделяла значительное внимание политическим коммуникациям, определяя феномен власти как «многостороннее, тотальное общение, связанное с необходимостью организации согласованных общественных действий людей, основанных на преобладании публичного интереса над частным[6].
Власть, по мнению Х. Арендтн, является не собственностью индивидуума, а представляет собой совместное действие. А коммуникация в представлении Х. Арендт выступает не только как речевое взаимодействие или как способность убеждения посредством речи, символов и знаков, но и как возможность осуществления самой власти[7].
К. Дойч обозначил особую роль для политической коммуникации в рамках политического процесса, когда власть в лице конкретного правительства занимается реализацией своей мобилизационной функции через регулирование и контроль информационных потоков в политической системе.
Для К. Дойча политическая коммуникация выступает важной и значимой частью политической системы, К. Дойч полагал, что все политические системы по сути своей являются информационно-коммуникативными, зависящими от характера и качества поступающей в систему информации, от ее постоянства и объема[8]. По Дойчу, управление государственных лидеров основано на имеющейся политической информации, а информационная элита вообще задает направление и контролирует властные институты и механизмы[9].
К. Дойч в своих рассуждениях приходит к следующему выводу - политическая система может пониматься как коммуникационная сеть с обширными каналами и множеством элементов, а политическая коммуникация является крайне важной частью политической науки.
Концепция Ю. Хабермаса основывается на принципиальном положении о том, что политика отражается в системе коммуникативных действий, выступающих в качестве цепочки опосредовани[10]. Соответственно, коммуникативное действие Ю. Хабермас определяет как «действие, ориентированное на достижение взаимопонимания и согласия[11]». И данное согласие основано на убеждении, а не на принуждении в отношении ожидаемых следствий и определенной ситуации.
В интерпретации Ю. Хабермаса коммуникативное действие представляет собой следующую структуру:
1) «ориентация на взаимопонимание как механизм координации действий»;
2) «ситуация действия и ситуация речи»;
3) «фон жизненного мира», задающий условия и ресурсы взаимопонимания;
4) «сферы референций» или «притязания высказываний на значимость»: взаимопонимание подразумевает достижение согласия на уровне знания, нормы, оценок и чувств[12].
Ю. Хабермас разделяет власть на два основных типа. «Мы можем различать власть, рождающуюся в процессе коммуникации, и административно применяемую власть. В деятельности политической общественности встречаются и прекращаются два противоположных процесса: с одной стороны, коммуникативное формирование легитимности власти, которая рождается в свободном от всякой репрессивности процессе коммуникаций политической общественности, а с другой – такое обеспечение легитимности через политическую систему, с помощью которой административная власть пытается управлять политическими коммуникациям[13]».