Файл: Пространство политических коммуникаций региона: взаимодействие региональной власти и СМИ».pdf
Добавлен: 02.04.2023
Просмотров: 376
Скачиваний: 3
Но вместе с негативными проявлениями в гражданском обществе появляются и положительные проявления. Такие общества реагируют на сиюминутные проблемы людей, а так же способны развиваться в различных направлениях. Данный факт помогает государству снизить контроль над деятельностью гражданских объединений, что в свою очередь приводит к серьезному повышению роли данных обществ и усилению гражданской инициативности. Соответственно, это способно приводить к постепенному улучшению российского общества и выходу некоторых гражданских объединений из внеполитичных рамок, что ставит вопрос об отношении этих объединений к гражданскому обществу.
Данные факторы говорят об усилении иерархичности элементов гражданского общества. Вскоре можно будет говорить, хоть и в переносном смысле, о гражданском обществе как о государстве в государстве. Но вместе с осложнением структуры и усилением самостоятельности общества приходит самодостаточность. По мнению А. Хлопина, «особое соотношение целого и части с характерной для каждой части самодостаточностью, не оставляющей места для общественных интересов, обрывает социальное взаимодействие многих добровольных объединений в российском Третьем секторе»[32].
Все это говорит о том, что многие гражданские объединения редко знают о родственных объединениях, а так же, что у них просто отсутствует потребность в объединение с ними из-за недостаточного осознания общих интересов. В этом и заключается проблема качественного развития гражданских движений. Еще одна проблема кроется во взаимодействии гражданского общества с органами государственной власти и местного самоуправления. Такие связи часто носят закрытый характер и проявляются в нелегальных способах, например, взятках.
Гражданское общество - это общество равных возможностей, основанное на принципах социальной справедливости и социальной солидарности сильных и слабых[33]. Это означает, что государству необходимо решить не только проблему инициативности граждан, но и улучшить экономическую составляющую, которая составляет систему социальной поддержки граждан. Любое гражданское общество может качественно существовать лишь при условиях политической и экономической стабильности государства. Для этого государство должно направить свои действия на установление экономического порядка для благополучия всего своего населения.
Так называемая рыночная реформа, проведенная в нашей стране, официально декларировалась как попытка достижения достойного уровня жизни для всего населения и снижение финансового расслоения населения. На деле достижение этих целей так и остается декларацией. Несмотря на экономические сложности в стране, безусловный положительный эффект в последнее десятилетие имеет место быть. Современный российский рынок теперь частично ориентирован на решение задач в социальной сфере.
Кроме того в российское государство отдает предпочтение к изданию двусмысленных, расплывчатых и часто неопределенных норм права, которые способствуют возникновению практических сложностей в правовой системе страны и неразрешимых ситуации в обществе, которое зависит от действия этих норм. Такие нормативные акты издаются по причине того, что подобные законодательства, безусловно, быстрее способны приспособиться к изменениям в окружающей обстановке, почти не доставляя при этом хлопот государству. Но государство способно использовать расплывчатые законодательные нормы в своих целях, что следует из монополии государства на официальное толкование данных норм.
Существует мнение, что власти (в том числе и власти других стран) используют данную возможность для всестороннего контроля частной жизни граждан, и нивелирования гражданских прав и обязанностей людей. Все это способно привести нас к несвободному гражданскому обществу. Между гражданским обществом и правовым государством должна существовать взаимозависимость, которая находит свои проявления в государственных гарантиях и в участии гражданского общества в значительной части государственной жизни. Развитие правового государство означает увеличение гарантий и возможностей гражданского общества, а значит его улучшению.
Однако в нашей стране такому улучшению препятствуют следующие факторы:
- не обеспечено всеобщее равенство граждан и организаций перед законом;
- низкое качество развития гражданских обществ;
- рост меркантильных стремлений граждан, что проявляется не в удовлетворении общественных интересов, а в получении прибыли (в том числе и незаконным путем) с помощью гражданских объединений;
- ухудшение взаимовыгодных связей между схожими гражданскими объединениями и усиление их отдаленности от остального общества;
- присутствие коррупционной составляющей во взаимоотношениях между гражданским обществом и различными уровнями власти;
- отсутствие надёжного экономического фундамента для функционирования гражданских обществ;
- расплывчатость и двусмысленность российских законодательных актов;
- через различные формы давления на неугодные властям СМИ зачастую ставится под сомнение важность свобода слова и прессы.
Логично, что общество в современной России в данный исторический момент нельзя назвать именно гражданским, так как оно представляет собой своеобразный объект для манипуляций со стороны государства. Однако в сравнении с прошлыми периодами истории России общество в стране достигает новых вершин, усложняется, увеличивается число сторон жизни, в которых уменьшается или полностью исчезает участие государства. Все это показывает потенциал и перспективу становления гражданского общества в России, однако не без помощи государства и при исправлении названных выше проблем. Гражданское общество имеет закономерную возможность на существование в нашей стране, и оно будет существовать.
Глубокие изменения социально-политических отношений последних десятилетий в России стали возможны в результате серьезных преобразований внутри страны. До сих пор одним из наиболее важных посылов выступает попытка ускорить построение гражданского общества. Непосредственно гражданское общество характеризуется способностью к самоорганизации, отличается инициативностью и способностью граждан к объединению в организованные сообщества.
Опыт новейшей политической истории наглядно демонстрирует, что современный профиль способностей государства неразрывно связывается со становлением глобального мира, информационной стадией развития человечества, с повышением удельного веса сетевых и полицентрических форм организации власти и, как следствие, с качественно новым уровнем участия гражданских структур в осуществлении управленческих функций государства. Это означает, что без выработки компетенций, предполагающих включение в осуществление специализированных функций государства гражданских структур, невозможно полноценно использовать общественный потенциал данного института, находить адекватные ответы на внешние и внутренние угрозы, снижать риски общественного развития и т.д. Точнее говоря, сегодня без набора таких, условно говоря, государственно-гражданских компетенций государства невозможно решать задачи развития общества, а в недалекой перспективе и сохранить должный уровень функционала этого института власти и управления (включая и сохранение его суверенитета).[34]
1.3 Особенности взаимодействия российского общества и власти (включая региональную) в РФ
Для любой страны идеальным бы являлось состояние, при котором её население представляло собой однородное по своему составу общество, расселенное равномерно по всей территории. Однородность должна в себя включать равенство в доходах, в образовании, в политических предпочтениях, в национальности, в религиозных верованиях и многих других аспектах. Но в реальности такой однородности нет и быть не может в силу как личной индивидуальности каждого субъекта общества (гражданина), так и культурных и другого рода различий групп граждан (народов, народностей, национальностей, профессиональных объединений, преступных сообществ, религиозных объединений, представителей субкультур и т.д.). Если перевести на язык народного фольклора, то звучать это будет как: «На вкус и цвет товарищей нет» и «В чужой монастырь со своим уставом не ходят».
Угодить всем сразу нельзя. Кто-то в любом случае почувствует себя обделенным и обиженным. Но можно и нужно со всеми поддерживать продуктивный диалог (коммуникацию), в том числе и в политическом аспекте.
С начала 2000-ых было положено начало реформам, которые были направлены на укрепление вертикали власти, что привело на данный момент к усилению политического и экономического контроля федерального центра над регионами. Так же увеличились полномочия исполнительных органов власти (с логическим уменьшением роли представительных органов) как на федеральном, так и на региональном уровнях. Усиление исполнительной ветви власти сформировало условия, при которых гражданские структуры вытеснены из публичной политики и дистанцированы от участия в принятии политических решений.
Непосредственно в механизме взаимоотношений «центр-регионы» были предприняты следующие важные шаги:
- созданы федеральных округов (в качестве новых административно-территориальных единиц);
- в каждом федеральном округе назначен полномочный представитель Президента РФ;
- реформирован принцип формирования Совета Федерации (из его состава выведены губернаторы);
- отмены выборы в Государственную думу по территориальным округам (заменены на выборы по партийным спискам);
- переход от выборов губернаторов к их назначению федеральным центром (с 2012 года прямые выборы были возвращены в ряд регионов);.
- создание в 2000 году Госсовета РФ.
- корректировка системы перераспределения доходов от налогов в пользу федерального центра.
На уровне местного самоуправления, усиление управленческой вертикали привело к тому, что муниципалитеты из институтов, по Конституции самостоятельных в пределах предмета своего ведения, превратились в технический инструмент управления на местах, в органы с ограниченным набором полномочий, зависимые от вышестоящих органов государственной власти.
Вышеперечисленные изменения в политической системе страны оказали безусловное влияние на содержание отношений уровня «центр-регионы». Но непосредственный функционал региональной власти в пространстве политических коммуникаций существенных изменений не претерпел. По А.М. Тамицкому следует, что региональные органы государственной власти России в пространстве политических коммуникаций
- представляют собой системообразующий компонент политических отношений в регионе;
- в целом претендуют на исключительное легитимное представление интересов населения региона;
- обладают возможностью перераспределения ресурсы (в том числе и информационные) между другими акторами с помощью средств нормативно-правового и административного воздействия;
- должны стремиться отслеживать все информационные потоки в регионе и вступать в коммуникации с как можно большим числом других акторов[35]:.
Власть воспринимается нами частью коммуникативного пространства, знаком, расшифровка которого позволяет не только получить информацию извне, но и дает возможность появиться новой информации, так как каждый из адресатов обладает собственным неповторимым набором кодов для расшифровки[36].
Индикаторами публичности являются: прозрачность деятельности власти, диалогичность взаимодействия политических субъектов, открытый характер политического процесса, конкурентность политического поля (реальная политическая конкуренция рассматривается как непреложное условие «столкновения интересов», результатом которого становятся эффективные решения общественных проблем). Важнейшим аспектом функционирования публичной политики является ее коммуникативная сторона: в процессе информационных обменов устанавливается коммуникация между властью и обществом[37].
Информационно-коммуникативные потребности региональной власти весьма разнообразны. В качестве основных отметим следующие: 1) сбор максимально полной информации о тенденциях социально-экономического, общественно-политического и культурного развития региона с целью повышения эффективности государственного управления; 2) создание и распространение информационных сообщений о собственной деятельности; 3) регулирование информационных потоков с целью упорядочения публичных коммуникаций и стабилизации структуры политико-коммуникативного пространства региона; 4) формирование позитивного имиджа региональной власти и благоприятного отношения к ней общественного мнения; 5) согласование деятельности региональной власти с деятельностью иных значимых акторов.
Такого рода явления демонстрируют неуклонное расширение медийного пространства, усиление тенденции к индивидуализации информационных запросов (пока, правда, только через интернет-продукты), расширению зрительской аудитории. Показательно и то, что под влиянием этих процессов практически все органы государственной власти и управления обзавелись собственными сайтами, расширяющими передачу сведений для граждан в режиме онлайн; в ряде регионов возникли интернет-приемные Президента и ряда политических партий; высшие статусные лица государства, активно используя сетевые инструменты для общения с политическими институтами и гражданами, подавая таким образом пример, которому начинает следовать все большее число госслужащих и т.д. Да и в низовых политических структурах также интенсивно распространяются аналогичного рода формы активности, использующие пространство блогосферы, сетевые структуры и др.[38]