Файл: Пространство политических коммуникаций региона: взаимодействие региональной власти и СМИ».pdf
Добавлен: 02.04.2023
Просмотров: 377
Скачиваний: 3
Региональные и муниципальные средства массовой информации, выступая основными производителями материалов на социальную тематику, тем или иным способом получают господдержку из региональных бюджетов. Но как раз местные СМИ выполняют особую социо-культурную миссию[87]. При значительной социальную нагрузке, являясь одним из важнейших источников информации[88] для населения (включая малообеспеченные его слои), региональные и муниципальные СМИ не так часто способны самостоятельно выдержать условия рыночной конкуренции. Тиражи муниципальных и региональных СМИ, получающих дотации от органов власти, на данный момент составляют не менее одной трети от всего тиража российских газет и журналов. Иными словами, разорение изданий подобного типа серьезно повлияет на информированность и социальную активность граждан. Но не следует забывать, что и без участия органов региональной власти или с их участием в учредительстве минимального числа муниципальных газет успешно работают редакции во многих регионах страны[89].
Достаточно интересной формой информирования населения является общественное телевидение. Произошедшие изменения в характере работы СМИ, формах и методах регулирования информационных потоков в европейских странах, свидетельствует о том, что оптимальной формой телерадиовещания, в которой бы отсутствовало всякое внешнее давление на информационную политику, является публичное или общественное телерадиовещание.
В последние годы исследователи пишут, что в освещении политики наступила новая фаза: от обсуждения политических проблем и описания стратегий СМИ все больше переходят к освещению собственной роли в политическом процессе. В связи с этим в теории политических коммуникаций получило интенсивное развитие новое направление исследований — метакоммуникации (metacommunication или metacoverage). По мнению исследователей, метакоммуникация представляет собой выражением саморефлексии СМИ по поводу соотношения политической журналистики и ПР-активности политиков[90].
Новейшие тенденции в развитии зарубежных СМИ характеризуются прежде всего переносом деловой и оперативной информации в компьютерные сети, увеличением удельного веса анализа, комментария и прогноза, переносом центра тяжести на персональную журналистику (что выражено в количественном увеличении числа подписанных материалов и авторских программ на радио и телевидении), изменением отношения к жанровым особенностям прессы[91]. Подобные тенденции имеют место и в нашей стране.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Важность эффективного взаимодействия региональных органов власти и средств массовой информации в России многократно подтверждается учеными, работниками СМИ и представителями власти. В условиях постоянно усложняющейся политической системы страны и общемировой обстановки возрастает общее значение оптимального применения возможностей политической коммуникации для построения диалога «общество-власть».
Значительная часть данной работы посвящена теоретическим аспектам изучения политической коммуникации, так как данная тема до сих пор вызывает множество самых разнообразных вариаций и определений. Данный факт служит подтверждением того, что теоретическое понимание сущности политических и информационных процессов в современном российском и мировом обществе является важнейшим условием для дальнейшего успешного применения новых возможностей средств массовой информации.
Подводя итоги работы в соответствии с поставленными целями, мы пришли к следующим выводам:
- особенностями российскими политической коммуникации в системе «общество-власть» являются недостаточная развитость гражданского общества в стране, финансовая и правовая зависимость СМИ от решений федеральной и региональной власти и активное применение современных технологий в работе самих СМИ.
- деятельность средств массовой информации в Российской Федерации обусловлена как особенностями процессов внутри страны (усложнения и изменения в политической системе, экономические сложности, правовое несовершенство юридической системы и т.д.), так и общемировыми тенденциями (переносом деловой и оперативной информации в компьютерные сети, увеличением удельного веса анализа, комментария и прогноза, переносом центра тяжести на персональную журналистику (что выражено в количественном увеличении числа подписанных материалов и авторских программ на радио и телевидении), изменением отношения к жанровым особенностям прессы).
- совершенствование взаимодействия региональной власти в России со средствами массовой информации не возможно без построения эффективного диалога между обществом и представителями власти. Кроме того, общество и власть должны оказывают взаимное влияние друг на друга. Посредником для данного процесса должны выступать средства массовой информации, что возможно только при финансовой независимости редакций и издательств, правовой грамотности и инициативности населения и объективной позиции представителей политических коммуникаций в нашей стране.
В качестве гипотезы данной работы было вынесено следующее положение: «Средства массовой информации должны стать реальным механизмом взаимодействия общества и власти, нести миссию духовного оздоровления общества». Данная гипотеза нашла полное подтверждение по итогам работы. Кроме того, следует отметить, что средства массовой информации применительно к нашей стране должны духовно оздоровить институты власти (в частности - региональной). Основу государственной информационной политики должно составлять формирование такой системы деятельности средств массовой информации, которая позволит обществу получать многообразную, достоверную информацию социально-политического плана и адекватно воспринимать ее. По нашему мнению, требуют скорейшего решения проблемы законодательного регулирования концентрации и монополизации СМИ
В данной работе нами были рассмотрены основные теоретические аспекты политических коммуникаций, которые могут быть использованы для каждого региона Российской Федерации. В дальнейшем представляется логичным проведение исследование практического материала на базе конкретного региона нашей страны, с последующим написанием дипломного проекта.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
•нормативные акты
1. Всеобщая декларация прав человека 1948 года.
2. Доклад об итогах реализации государственной информационной политики в регионах Центрального федерального округа за 2010 год (предоставлен Департаментом по вопросам информационно-аналитического обеспечения и взаимодействия со средствами массовой информации Аппарата Полномочного представителя Президента РФ в ЦФО).
3. Доктрина Информационной безопасности России.
4. Конституция Российской Федерации.
5. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года.
6. Указ Президента РФ от 24.06.2009 № 715 «Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах».
7. Федеральный закон от 14 июня 2011 г. № 142-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере средств массовой информации».
8. Федеральный закон от 27.07.2010 № 221-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О связи”» (в части обеспечения распространения обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов).
•книги
9. Абражеева Д. В., Музыкин А. А. Гражданское общество современной России // Актуальные проблемы права: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017.
10. Арендт. Х. Истоки тоталитаризма. – М., Центрком, 1996.
11. Дзагоева Д.Т. Трансформация взаимодействия власти и общества в современной России: дис. … канд. полит. наук. СПб., 2017.
12. Динамика политического мышления в современном дискурсивном пространстве: власть и СМИ / Под ред.О.Н. Дубровской, Т.В. Харламовой. - Саратов: Науч. кн., 2008. - 167с.
13. Елизаров В.Г. Свобода массовой информации в Российской Федерации: конституционные основы и правовые ограничения: Дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2002.
14. Гегель Г. В. Ф. Философия права. М., 1990.
15. Грачев М.Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития: Монография. – М.: Прометей, 2004.
16. Динамика политического мышления в современном дискурсивном пространстве: власть и СМИ / Под ред.О.Н. Дубровской, Т.В. Харламовой. - Саратов: Науч. кн., 2008. с. 55.
17. Комментарий к Закону Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 (постатейный) / В.А. Вайпан, А.П. Любимов, Е.А. Моргунова и др.; под ред. В.В. Погуляева. — М., 2004.
18. Коттре, Ж.-М. Правителям и управляемым: политическая коммуникация / Ж.-М. Коттре. – Париж : Б. 1973.
19. Лисовский С. Ф. Политическая реклама. М., 2000.
20. Малиновский А.А. Свобода массовой информации: теоретико-правовые аспекты: Дис. ... канд. юрид. наук. — М., 1995.
21. Мильчин А.Э. Издательский словарь-справочник. — М., 1998.
22. Мэхэн А. Г. Влияние морской силы на историю. 1660-1783. М.-Л., 1941.
23. Новиков А.В. 1999. Роль средств массовой информации в формировании и реализации военной политики России в современных условиях // Военная политика России: прошлое, настоящее, будущее : материалы военнотеор. семинара-экспертизы. М. : Воен. ун-т РХБЗ. - с. 63
24. Политическая энциклопедия. Т.2. М. — 1998.
25. Политические коммуникации в изменяющейся России/ Сборник научных статей/Под ред. Л.Н.Тимофеевой. М., 2013. 161 с.
26. Политические коммуникации. Учебное пособие. (Под ред. А.И.Соловьева). 2004. М.
27. Российский рынок периодической печати. Состояние, тенденции и перспективы развития: Доклад / Под общ. ред. В.В. Григорьева. – М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2011.
28. Садовникова Г.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). — М., 2006.
29. Сивякова, Е.В. Участие СМИ в формировании публичной политики: проблемы и опыт / Е.В. Сивякова // Публичная политика и СМИ.. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2009.
20. Силкин В.В. Влияние пространства политических коммуникаций на процессы модернизации государственного управления: дис. … д-ра полит. наук. М.. 2006.
31. Сморгунова В. Ю. Гражданское общество и формирование гражданских добродетелей: теоретико-правовые проблемы. СПб., 2004.
32. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. – М.: Наука, 1992.
33. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие: пер. с нем. СПб.: Наука, 2000.
34. Хаусхофер К. О геополитике. Работы разных лет. М., 2001. Хаусхофер К. О геополитике. Работы разных лет. М., 2001.
35. Хлопин А. Д. Гражданское общество в России: идеология, утопия, реальность // Pro et Contra. 2002. № 1. с.137.
36. Чичерин Б. Н. Философия права. М.,1990. с. 260.
37. Шестов Н. И. Выбор дискурса исследования регионального политического процесса // Регион как субъект политики и общественных отношений: материалы семинара. - Саратов: Изд-во Московский общественный научный фонд. Москва, 2000. - 25-28 августа. —. с.221
38. Шульц В.Л. Критика «диалогики» Ю. Хабермаса // Материалистическая диалектика. В 5 т. Т. 5. – М.: «Мысль», 1985. с. 388.
39. Deuttsch K. The Nerves of Government: Models of Political Communication and Control. N.Y., 1966.
40. International Regionalism / Ed. J.S. Nye. Boston, 1968. С 67.
•печатная периодика
41. Авдонина Г.Г. Опыт анализа политического текста как коммуникативной категории. Политические коммуникации в изменяющейся России/ Сборник научных статей/Под ред. Л.Н.Тимофеевой. М., 2013.
42. Артюх Елена Васильевна Регион как объект политологического анализа // Территория новых возможностей. 2010. №4 (8). с. 150.
43. Валовая М.Д. Трансформация государственной коммуникационной политики России и имидж Евразии. Политические коммуникации в изменяющейся России/ Сборник научных статей/Под ред. Л.Н.Тимофеевой. М., 2013. с. 60.
44. Васютин Юрий Сергеевич, Ветрова Елена Николаевна, Огнева Валентина Васильевна Технологии взаимодействия власти и СМИ в контексте реализации государственной информационной политики: региональное измерение проблемы // Среднерусский вестник общественных наук. 2014. №1 (31).
45. Гаврилова М.В. Некоторые тенденции развития российской президентской риторики. Политические коммуникации в изменяющейся России/ Сборник научных статей/Под ред. Л.Н.Тимофеевой. М., 2013.
46. Гареева Эльмира Мансуровна Особенности организации деятельности по связям с общественностью в органах местного самоуправления в современной России (на примере г. Казани) // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2009. №1.
47. Гритичин. Н. Батюшка выиграл выборы. Грех-то какой! / Н. Гричинин //Известия. – 2006 – 17 окт.