Файл: Курс лекций _Методы геоэкологических исследований_.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2019

Просмотров: 2707

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

61

ждения  на  карту,  и,  во-вторых, связанное, комплексное». К этим двум 
принципам следует добавить третий 

 конкретность. Только конкретный 

подход  может  обеспечить  правильность  анализа  и  выводов,  так  как 
разные  районы  имеют  разные  условия  для  хозяйственной  деятельно-
сти и жизни человека. 

В  географии  территориальный  подход  сочетается  с  отраслевым. 

При этом можно выделить две разновидности отраслевого подхода раз-
личной  степени  комплексности:  а)  изучение  особенностей  размещения 
какой-либо отрасли в пределах территории крупного района  или страны 
(узкоотраслевой  подход);  б)  сравнительное  изучение  отраслевой 
структуры хозяйства нескольких районов (межотраслевой подход). Ши-
рокое распространение территориально-отраслевого подхода объясняется 
сложившейся  отраслевой  формой  управления  (объединения,  предпри-
ятия, министерства) и системой статистической отчетности. Однако уз-
коотраслевой анализ не может вскрыть взаимосвязи в системе хозяйст-
ва региона, и в этом его главный недостаток. Межотраслевой подход за-
ключается в исследовании взаимосвязанных групп, сочетаний отраслей, 
включая  ресурсные,  производственные  и  потребительские  структуры. 
Наиболее  выраженным  примером  таких  межотраслевых  сочетаний  яв-
ляются  территориально-производственные  комплексы,  экономические 
районы. Территориально-производственный комплекс (ТПК) 

 это соче-

тание  предприятий  на  основе  производственных  связей  всех  видов  и 
общности использования территории и других ресурсов. Территориаль-
ная общность компонентов 

 решающий фактор образования комплекса. 

Экономический  район 

  территориально  целостная  часть  хозяйства 

страны,  обладающая  такими  признаками,  как  специализация,  ком-
плексность и управляемость. 

Составной  частью  и  необходимым  условием  метода  пространст-

венного анализа является картографирование и картографический ана-
лиз. Без карты нельзя понять сущность региональных различий, не мо-
жет быть действительно территориального исследования. 

Во всех экономико-геоэкологических исследованиях необходимо 

использовать временной анализ 

 изучение явлений во времени, так как 

объекты исследования 

 ТСЭС и их элементы  всегда переходят в той 

или иной форме от одного временного отрезка к другому, участвуют в соз-
дании новых территориальных систем. Поэтому метод исторического под-
хода,  
предметом  которого  является  генезис  системы,  ее  возникнове-
ние, становление, развитие, относится к числу общих, основных методов 
познания.  С  его  помощью  можно  ответить  на  вопросы,  как  изменялась 


background image

 

62

экономика того или иного района, географическая среда, ее хозяйствен-
ное  использование,  как  менялись  расселение  людей  и  степень  хозяйст-
венного освоения территории. Поэтому в план географического изучения 
социально-экономических объектов  и  явлений  обязательно  включается 
раздел об истории их формирования и развития, с него, как правило, на-
чинается  исследование  объекта.  Этот  метод  базируется  в  основном  на 
литературных, архивных, фондовых, музейных источниках информации. 

В  географической  науке  широко  используется  сравнительно-

географический метод, т. е. метод сопоставления стран, районов, горо-
дов,  результатов  хозяйственной  деятельности,  изменения  окружающей 
среды, развития населения и т. д. Он до известной степени заменяет экс-
перимент,  позволяет  определить  причины,  оценить  влияние  условий  и 
факторов  на  развитие  изучаемых  объектов.  Сравнение  может  быть  в 
пространстве  (региональное)  и  во  времени.  При  помощи  этого  метода 
возможно решение таких важных вопросов, как типология и классифи-
кация изучаемых явлений и объектов, что крайне необходимо в практике 
планирования и проектирования, прогнозирования. Сравнения позволя-
ют  предвидеть  по  аналогии  ход  дальнейшего  развития  социально-
экономических процессов, а значит, помогают в прогнозировании. 

Конкретные примеры использования на практике описанных ме-

тодов  будут  даны  в  последующих  главах  пособия при изложении ме-
тодики исследования отдельных элементов ТСЭС. 

Кроме  общих  методов  в  географической  науке  применяется  ряд 

специальных методов и приемов сбора, обработки и анализа обширной 
информации. 

Литературный метод исследования широко применяется в про-

цессе исследований, так как он позволяет детально изучить литерату-
ру  по  данной  теме,  использовать  опыт  других  исследователей  и,  не 
повторяя их, внести свой вклад в разработку научной проблемы. Этим 
методом  пользуется  каждый  исследователь.  Литературный  метод 
предполагает  тщательный  подбор  литературы  по  интересующей  про-
блеме. 

Литературные  источники  по  специальности  можно  подобрать 

прежде  всего  из  реферативного  журнала  «География»,  который  еже-
месячно публикует рефераты по всем важнейшим работам во всех от-
раслях географической науки. Большую помощь в подборе литерату-
ры оказывают специальные библиографические указатели. При непо-
средственном  ознакомлении  с  литературными  источниками  необхо-
димо  составить  по  ним  рефераты  или  аннотации.  Аннотация – это 


background image

 

63

краткие сведения о содержании работы и ее назначении. На основании 
аннотации  можно  составить  библиографические  карточки  по  теме  и 
сгруппировать их по основным разделам исследования. Реферат – бо-
лее  развернутое  содержание  работы,  основные  ее  положения.  На  ос-
новании  рефератов  можно  дать  обзор  литературы  по  теме  и  оценить 
степень изученности проблемы. 

В  социально-экономической  географии  используются  практиче-

ски все приемы экономико-статистического анализагруппировки, определе-
ние средних величин, ранжирование данных, построение вариационных ря-
дов, выборка, корреляции, расчет индексов, построение динамических ря-
дов и т. д. Эти методические приемы приобретают в географии все большее 
распространение в связи с ее экономизацией, выходом в практику плани-
рования и проектирования. Статистика дает географии факты, цифровые ма-
териалы,  без  которых  невозможно  изучение  действительности  и  подтвер-
ждение  теоретических  выводов.  Даже  сложные  математические  приемы, 
которые стали широко применяться в географии, требуют предварительно 
обработанных,  систематизированных,  сгруппированных  статистических 
данных. Поэтому при проведении исследований  каждый географ наряду с 
соответствующей математической подготовкой должен хорошо владеть ме-
тодологией статистики, уметь пользоваться статистическими методами, по-
нимать  природу  показателей.  Метод  экономико-статистического  анализа 
предполагает  три  стадии:  сбор,  обработку  информации,  анализ  и  выводы. 
Природа  экономических  показателей,  их  применение  и  способы  расчета 
раскрываются в соответствующих главах  пособия. 

Математический метод исследования все шире проникает в гео-

графию. Уже само применение статистических данных и их обработка 
предполагают  использование  математики;  различные  коэффициенты 
из  области  экономики  и  демографии  (специализации,  текучести  кад-
ров,  рождаемости,  интенсивности  миграции) – это  уже  простейшие 
математические модели. Математика в географии выступает как инст-
румент  исследования,  не  подменяя  специальные  географические  ме-
тоды.  Математический  метод  применяется  географами  в  следующих 
случаях:  если  объектом  исследования  являются  относительные  вели-
чины; когда нужно выровнять характеристики по правилам регрессии, 
обосновать  достоверность  гипотезы;  при  многофакторном  анализе, 
когда требуется построить модель процесса, найти периодичность яв-
лений, выбрать оптимальный вариант, сделать прогнозные расчеты. 


background image

 

64

Первый этап применения математики в географии – введение ко-

личественных мер изучаемых явлений, т.е. подготовка к математиче-
скому анализу, ответ на вопрос «сколько?». 

Второй  этап  более  сложный,  связан  с  поиском  эмпирических 

взаимосвязей  в  обширном  цифровом  материале.  В  виде  математиче-
ских функций в той или иной степени приближения выражается зави-
симость явлений. При помощи формул прокладывается путь к позна-
нию  причинных  связей,  дается  ответ  на  вопрос  «каковы  взаимосвя-
зи?». 

Третий  этап  применения  математики 

  вывод  закономерностей,  по-

пытка определения механизма явлений. Отсюда начинается путь к пред-
сказанию,  прогнозированию.  Например,  выявлены  тенденции  в  дина-
мике  населения  за 10-летний  период.  Если  предположить,  что  в  бли-
жайшие 10 лет  темпы  роста  населения  останутся  на  этом  же  уровне,  то 
численность  населения  на  конец  расчетного  периода  можно  определить, 
составив соответствующую формулу.  

Таким образом, математические методы помогают географу пре-

вратить  описательное  исследование  в  конструктивное.  Однако  для 
этого необходимо хорошо владеть основами прикладной математики.  

Картографический метод 

 не только средство для раскрытия про-

странственных  связей,  но  часто  и  конечная  цель  исследования.  Как 
указывал  Н.  Н.  Баранский,  от карты всякое географическое исследова-
ние исходит и к карте приходит, с карты начинается и картой кончается. 
Карта, по выражению Н. Н. Баранского, второй язык географии. 

Суть  картографического  метода  состоит  во  включении в процесс 

исследования промежуточного звена 

 географической карты как модели 

изучаемых явлений. При этом карта выступает в двоякой роли: в каче-
стве средства исследования и как его предмет, модель, заменяющая ре-
альное пространство. Этот метод предполагает четыре стадии картогра-
фирования  и  использования  карты:  получение  информации;  обработка 
информации и построение карт; изучение карты, анализ, извлечение ин-
формации;  использование  полученной  информации  для  выводов,  ре-
комендаций, прогнозов. Исследователь должен помнить, что очень важ-
но не только составить карту, но и уметь работать с ней, взять от нее 
все, что она может дать, иначе карта будет оставаться «вещью в себе». 

Практически  все  статистические  показатели  можно  изобразить 

наглядно  при  помощи  разнообразных  картографических  форм.  Этим 
достигается,  во-первых,  наглядная  демонстрация,  моделирование  изу-
чаемых  объектов,  явлений; во-вторых, разгружается от излишней цифро-


background image

 

65

вой  информации  текст;  в-третьих,  географическое  исследование  становится 
законченным. 

Для  показа  пространственного  распределения  или  локализации 

явлений применяются различные формы изображения: картосхемы, кар-
тограммы,  картодиаграммы,  карты  линий  связей,  точечные  карты,  карты 
символов, контуров, демографического потенциала и др.  Если данные отно-
сятся  только  к  одному  пункту,  можно  ограничиться  графиками,  диаграм-
мами, номограммами. Определенное сходство тех или иных точек или уча-
стков территории полезно показать при помощи изолиний: изогипсы 

 гори-

зонтали рельефа, соединяющие точки с одинаковой высотой поверхно-
сти; изофоры соединяют точки с равными издержками; изостады связы-
вают точки, сходные по стадии развития; изохроны соединяют точки  с 
равными  характеристиками  затрат  времени  и  т.д.  Так  как  в  процессе 
обучения  в  вузе  географы  получают  хорошие  знания  по  картографии, 
здесь нет необходимости подробно останавливаться на методике состав-
ления  карт,  их  типах  и  формах.  Этому  посвящена  специальная  учеб-
ная литература. 

Визуальный  метод  исследования,  основанный  на  непосредствен-

ном наблюдении явлений, объектов, дает зачастую больше для понима-
ния, чем использование всех перечисленных методов. Географ собирает 
новый  материал  главным  образом  в  результате  непосредственных  тер-
риториальных  исследований.  Необходимо  увидеть  изучаемый  объект, 
изучить  на  месте  типичные  явления,  установить,  почему  именно  так 
они  протекают.  Для  изучения  различных  социальных,  хозяйственных, 
природных процессов и явлений необходимо личное знакомство с ни-
ми, наблюдение за всеми этими процессами, получение первичной ви-
зуальной информации. Визуальный метод незаменим при изучении мик-
рогеографии и планировки населенных мест, при крупномасштабном изу-
чении  территории,  при  знакомстве  с  технологическими  процессами,  их 
особенностями, последствиями хозяйственной деятельности  и т. д. Наблю-
дения должны сопровождаться  беседами  со  специалистами,  руководи-
телями производства, фотографированием местности.  

Метод анкетного опроса стал одним из распространенных специ-

альных методов в социально-географических исследованиях. Этим мето-
дом пользуются в двух случаях: если информация отсутствует; если нужно 
узнать мнение определенного круга людей, мотивы, причины социальных 
явлений. Есть две формы проведения опроса. Это может  быть  беседа,  в 
ходе которой берущий интервью задает ряд целенаправленных вопросов 
и с их помощью получает ответы по интересующей его проблеме. Опрос