ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.05.2019
Просмотров: 2707
Скачиваний: 9
61
ждения на карту, и, во-вторых, связанное, комплексное». К этим двум
принципам следует добавить третий
конкретность. Только конкретный
подход может обеспечить правильность анализа и выводов, так как
разные районы имеют разные условия для хозяйственной деятельно-
сти и жизни человека.
В географии территориальный подход сочетается с отраслевым.
При этом можно выделить две разновидности отраслевого подхода раз-
личной степени комплексности: а) изучение особенностей размещения
какой-либо отрасли в пределах территории крупного района или страны
(узкоотраслевой подход); б) сравнительное изучение отраслевой
структуры хозяйства нескольких районов (межотраслевой подход). Ши-
рокое распространение территориально-отраслевого подхода объясняется
сложившейся отраслевой формой управления (объединения, предпри-
ятия, министерства) и системой статистической отчетности. Однако уз-
коотраслевой анализ не может вскрыть взаимосвязи в системе хозяйст-
ва региона, и в этом его главный недостаток. Межотраслевой подход за-
ключается в исследовании взаимосвязанных групп, сочетаний отраслей,
включая ресурсные, производственные и потребительские структуры.
Наиболее выраженным примером таких межотраслевых сочетаний яв-
ляются территориально-производственные комплексы, экономические
районы. Территориально-производственный комплекс (ТПК)
это соче-
тание предприятий на основе производственных связей всех видов и
общности использования территории и других ресурсов. Территориаль-
ная общность компонентов
решающий фактор образования комплекса.
Экономический район
территориально целостная часть хозяйства
страны, обладающая такими признаками, как специализация, ком-
плексность и управляемость.
Составной частью и необходимым условием метода пространст-
венного анализа является картографирование и картографический ана-
лиз. Без карты нельзя понять сущность региональных различий, не мо-
жет быть действительно территориального исследования.
Во всех экономико-геоэкологических исследованиях необходимо
использовать временной анализ
изучение явлений во времени, так как
объекты исследования
ТСЭС и их элементы всегда переходят в той
или иной форме от одного временного отрезка к другому, участвуют в соз-
дании новых территориальных систем. Поэтому метод исторического под-
хода, предметом которого является генезис системы, ее возникнове-
ние, становление, развитие, относится к числу общих, основных методов
познания. С его помощью можно ответить на вопросы, как изменялась
62
экономика того или иного района, географическая среда, ее хозяйствен-
ное использование, как менялись расселение людей и степень хозяйст-
венного освоения территории. Поэтому в план географического изучения
социально-экономических объектов и явлений обязательно включается
раздел об истории их формирования и развития, с него, как правило, на-
чинается исследование объекта. Этот метод базируется в основном на
литературных, архивных, фондовых, музейных источниках информации.
В географической науке широко используется сравнительно-
географический метод, т. е. метод сопоставления стран, районов, горо-
дов, результатов хозяйственной деятельности, изменения окружающей
среды, развития населения и т. д. Он до известной степени заменяет экс-
перимент, позволяет определить причины, оценить влияние условий и
факторов на развитие изучаемых объектов. Сравнение может быть в
пространстве (региональное) и во времени. При помощи этого метода
возможно решение таких важных вопросов, как типология и классифи-
кация изучаемых явлений и объектов, что крайне необходимо в практике
планирования и проектирования, прогнозирования. Сравнения позволя-
ют предвидеть по аналогии ход дальнейшего развития социально-
экономических процессов, а значит, помогают в прогнозировании.
Конкретные примеры использования на практике описанных ме-
тодов будут даны в последующих главах пособия при изложении ме-
тодики исследования отдельных элементов ТСЭС.
Кроме общих методов в географической науке применяется ряд
специальных методов и приемов сбора, обработки и анализа обширной
информации.
Литературный метод исследования широко применяется в про-
цессе исследований, так как он позволяет детально изучить литерату-
ру по данной теме, использовать опыт других исследователей и, не
повторяя их, внести свой вклад в разработку научной проблемы. Этим
методом пользуется каждый исследователь. Литературный метод
предполагает тщательный подбор литературы по интересующей про-
блеме.
Литературные источники по специальности можно подобрать
прежде всего из реферативного журнала «География», который еже-
месячно публикует рефераты по всем важнейшим работам во всех от-
раслях географической науки. Большую помощь в подборе литерату-
ры оказывают специальные библиографические указатели. При непо-
средственном ознакомлении с литературными источниками необхо-
димо составить по ним рефераты или аннотации. Аннотация – это
63
краткие сведения о содержании работы и ее назначении. На основании
аннотации можно составить библиографические карточки по теме и
сгруппировать их по основным разделам исследования. Реферат – бо-
лее развернутое содержание работы, основные ее положения. На ос-
новании рефератов можно дать обзор литературы по теме и оценить
степень изученности проблемы.
В социально-экономической географии используются практиче-
ски все приемы экономико-статистического анализа: группировки, определе-
ние средних величин, ранжирование данных, построение вариационных ря-
дов, выборка, корреляции, расчет индексов, построение динамических ря-
дов и т. д. Эти методические приемы приобретают в географии все большее
распространение в связи с ее экономизацией, выходом в практику плани-
рования и проектирования. Статистика дает географии факты, цифровые ма-
териалы, без которых невозможно изучение действительности и подтвер-
ждение теоретических выводов. Даже сложные математические приемы,
которые стали широко применяться в географии, требуют предварительно
обработанных, систематизированных, сгруппированных статистических
данных. Поэтому при проведении исследований каждый географ наряду с
соответствующей математической подготовкой должен хорошо владеть ме-
тодологией статистики, уметь пользоваться статистическими методами, по-
нимать природу показателей. Метод экономико-статистического анализа
предполагает три стадии: сбор, обработку информации, анализ и выводы.
Природа экономических показателей, их применение и способы расчета
раскрываются в соответствующих главах пособия.
Математический метод исследования все шире проникает в гео-
графию. Уже само применение статистических данных и их обработка
предполагают использование математики; различные коэффициенты
из области экономики и демографии (специализации, текучести кад-
ров, рождаемости, интенсивности миграции) – это уже простейшие
математические модели. Математика в географии выступает как инст-
румент исследования, не подменяя специальные географические ме-
тоды. Математический метод применяется географами в следующих
случаях: если объектом исследования являются относительные вели-
чины; когда нужно выровнять характеристики по правилам регрессии,
обосновать достоверность гипотезы; при многофакторном анализе,
когда требуется построить модель процесса, найти периодичность яв-
лений, выбрать оптимальный вариант, сделать прогнозные расчеты.
64
Первый этап применения математики в географии – введение ко-
личественных мер изучаемых явлений, т.е. подготовка к математиче-
скому анализу, ответ на вопрос «сколько?».
Второй этап более сложный, связан с поиском эмпирических
взаимосвязей в обширном цифровом материале. В виде математиче-
ских функций в той или иной степени приближения выражается зави-
симость явлений. При помощи формул прокладывается путь к позна-
нию причинных связей, дается ответ на вопрос «каковы взаимосвя-
зи?».
Третий этап применения математики
вывод закономерностей, по-
пытка определения механизма явлений. Отсюда начинается путь к пред-
сказанию, прогнозированию. Например, выявлены тенденции в дина-
мике населения за 10-летний период. Если предположить, что в бли-
жайшие 10 лет темпы роста населения останутся на этом же уровне, то
численность населения на конец расчетного периода можно определить,
составив соответствующую формулу.
Таким образом, математические методы помогают географу пре-
вратить описательное исследование в конструктивное. Однако для
этого необходимо хорошо владеть основами прикладной математики.
Картографический метод
не только средство для раскрытия про-
странственных связей, но часто и конечная цель исследования. Как
указывал Н. Н. Баранский, от карты всякое географическое исследова-
ние исходит и к карте приходит, с карты начинается и картой кончается.
Карта, по выражению Н. Н. Баранского, второй язык географии.
Суть картографического метода состоит во включении в процесс
исследования промежуточного звена
географической карты как модели
изучаемых явлений. При этом карта выступает в двоякой роли: в каче-
стве средства исследования и как его предмет, модель, заменяющая ре-
альное пространство. Этот метод предполагает четыре стадии картогра-
фирования и использования карты: получение информации; обработка
информации и построение карт; изучение карты, анализ, извлечение ин-
формации; использование полученной информации для выводов, ре-
комендаций, прогнозов. Исследователь должен помнить, что очень важ-
но не только составить карту, но и уметь работать с ней, взять от нее
все, что она может дать, иначе карта будет оставаться «вещью в себе».
Практически все статистические показатели можно изобразить
наглядно при помощи разнообразных картографических форм. Этим
достигается, во-первых, наглядная демонстрация, моделирование изу-
чаемых объектов, явлений; во-вторых, разгружается от излишней цифро-
65
вой информации текст; в-третьих, географическое исследование становится
законченным.
Для показа пространственного распределения или локализации
явлений применяются различные формы изображения: картосхемы, кар-
тограммы, картодиаграммы, карты линий связей, точечные карты, карты
символов, контуров, демографического потенциала и др. Если данные отно-
сятся только к одному пункту, можно ограничиться графиками, диаграм-
мами, номограммами. Определенное сходство тех или иных точек или уча-
стков территории полезно показать при помощи изолиний: изогипсы
гори-
зонтали рельефа, соединяющие точки с одинаковой высотой поверхно-
сти; изофоры соединяют точки с равными издержками; изостады связы-
вают точки, сходные по стадии развития; изохроны соединяют точки с
равными характеристиками затрат времени и т.д. Так как в процессе
обучения в вузе географы получают хорошие знания по картографии,
здесь нет необходимости подробно останавливаться на методике состав-
ления карт, их типах и формах. Этому посвящена специальная учеб-
ная литература.
Визуальный метод исследования, основанный на непосредствен-
ном наблюдении явлений, объектов, дает зачастую больше для понима-
ния, чем использование всех перечисленных методов. Географ собирает
новый материал главным образом в результате непосредственных тер-
риториальных исследований. Необходимо увидеть изучаемый объект,
изучить на месте типичные явления, установить, почему именно так
они протекают. Для изучения различных социальных, хозяйственных,
природных процессов и явлений необходимо личное знакомство с ни-
ми, наблюдение за всеми этими процессами, получение первичной ви-
зуальной информации. Визуальный метод незаменим при изучении мик-
рогеографии и планировки населенных мест, при крупномасштабном изу-
чении территории, при знакомстве с технологическими процессами, их
особенностями, последствиями хозяйственной деятельности и т. д. Наблю-
дения должны сопровождаться беседами со специалистами, руководи-
телями производства, фотографированием местности.
Метод анкетного опроса стал одним из распространенных специ-
альных методов в социально-географических исследованиях. Этим мето-
дом пользуются в двух случаях: если информация отсутствует; если нужно
узнать мнение определенного круга людей, мотивы, причины социальных
явлений. Есть две формы проведения опроса. Это может быть беседа, в
ходе которой берущий интервью задает ряд целенаправленных вопросов
и с их помощью получает ответы по интересующей его проблеме. Опрос