Файл: Курс лекций _Методы геоэкологических исследований_.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2019

Просмотров: 2703

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

71

Метод  группировок  является  важнейшим  методом  экономико-

статистического анализа. Этот метод позволяет не только отразить каче-
ственное  многообразие  разнообразных  явлений;  он  дает  возможность 
установить и изучить связи между ними. Однако неправильная группи-
ровка может исказить действительность, затушевать ее отдельные сто-
роны,  поэтому  исследователь  должен  хорошо  владеть  экономической 
теорией, которой он руководствуется

Группировочные  признаки  не  должны  быть  случайными,  фор-

мальными,  ибо  от  правильности  выбора  группировочного  признака 
зависит и правильность выводов. Один и тот же материал при непра-
вильном  применении  метода  группировок  может  дать  диаметрально 
противоположные выводы. 

Результаты группировок можно изобразить наглядно в виде диа-

грамм  распределения,  гистограмм,  огив,  полигонов.  Диаграмма  рас-
пределения  показывает,  как  часто  встречается  каждое  значение  изу-
чаемого  признака.  Частоту  наблюдений  в  каждой  группе  по  опреде-
ленному  размеру  шкалы  показывает  гистограмма.  Если  по  оси  орди-
нат отметить численность групп, а на оси абсцисс 

 интервалы числен-

ных значений изучаемого признака, а каждый интервал представить сво-
ей средней точкой, то получим изображение в виде полигона. Показав на 
оси ординат вместо частот проценты, можно получить график, который 
называется огивой. 

Вторым  важным  методом  обобщения  данных  является  метод 

средних  величин.  Самый  распространенный  вид  средней  величины 

 

среднее  арифметическое,  т.  е.  сумма  всех  исходных  величин,  деленная 
на  число  наблюдений.  Есть  еще  одна  разновидность  средней  величи-
ны, которая называется медианой; это цифра в середине ранжированного 
ряда. Наиболее часто встречающееся числовое значение, типичная циф-
ра  данной  совокупности,  или  мода, «модальная  группа»,  также  может 
служить примером обобщенной средней величины. 

Роль  средних  величин  в  экономико-геоэкологическом  анализе 

чрезвычайно велика. Благодаря их применению, исследователь получает 
возможность переходить от единичного  к  общему,  от  случайного  к  за-
кономерному. Без средних показателей, отражающих реально достиг-
нутые, объективные уровни, невозможно сопоставление изучаемого при-
знака,  явления  во  времени  и  в  пространстве.  Средняя  величина  абст-
рактна,  но  именно  в  этой  абстракции  заключается  научная  ценность 
средних как обобщающих характеристик совокупностей. 


background image

 

72

После  обобщения  данных  необходимо  произвести  их  сравнение, 

сопоставление,  чтобы  определить  степень,  уровень  развития  явлений 
или  процессов,  установить  причины их возникновения и  следствия, из 
этого  вытекающие.  В  географических  работах  используются  три  вида 
сравнений.  Чисто  описательные  сравнения  широко  распространены  в 
сравнительной  региональной  географии  (сравниваются,  например,  осо-
бенности природы, хозяйства, занятий населения стран и районов). Вто-
рой  вид  сопоставлений  помогает  найти  не  только  объяснение  установ-
ленным  характеристикам,  но  и  причину  выявленных  различий.  В  этом 
случае  приходится  рассматривать  факторы,  влияющие  на  развитие  тех 
или иных процессов, и определять характер связи между независимыми и 
зависимыми  переменными.  Из  сравнения  двух  переменных  рождается 
объяснение  явления.  Сопоставления  такого  рода называются объясни-
тельными,  с  их  помощью  выявляются  закономерности  изучаемых  про-
цессов.  

Оформление  материалов  исследования.  После  обработки  данных 

требуется  представить  полученные  результаты  в  форме,  соответст-
вующей требованиям для оформления научных работ. Автору необхо-
димо переосмыслить полученный материал, изложить его грамотно, ло-
гически последовательно, увязав теоретические знания с практическими 
результатами.  Следует  проявить  умение  анализировать  факты  и  явле-
ния,  делать  правильные  умозаключения, ясно, четко, убедительно вы-
разить  свою  идею,  дать  конкретные  предложения  или  рекомендации, 
имеющие практическое значение. Выводы автора должны отразить суть 
и ценность проведенных исследований, показать результаты работы. 

Каждая  научная  работа  (для  студентов  вуза  это  курсовая  и  ди-

пломная) состоит из следующих главнейших структурных элементов. 

Введение. В нем кратко формулируется обоснование актуальности 

темы исследования, постановка задачи, цель и методы ее достижения. 
Приводятся  сведения об объектах исследования, использованных мате-
риалах, дается обзор важнейших научных публикаций по данной теме, 
отмечается новизна работы и личный вклад автора в разработку про-
блемы; кратко излагается содержание каждого раздела. 

Основная часть. В ней объясняется методика работы, может быть 

дан  подробный  литературный  обзор,  раскрываются  общие  закономер-
ности и особенности изучаемой  проблемы,  подробно  излагаются  собст-
венные исследования по данной теме, характеризуется роль и значение 
объекта исследования. Автор может высказать критические замечания в 
адрес  существующей  методики  исследования,  дать  оценку  условий  его 


background image

 

73

проведения,  оценить  собственные  результаты,  их  научную  и  практиче-
скую значимость. 

Основная часть работы должна содержать богатый и разнообраз-

ный  картографический  материал,  сложные  аналитические  таблицы; 
можно  использовать  и  фотографии.  Весь  картографический  материал 
выполняется  в  соответствии  с  правилами  картографии  и  является  не-
отъемлемой частью текста, в котором дается его анализ. 

Текст  не  должен  быть  перегружен  цифровой  информацией;  ее 

лучше  представить  в  форме  рисунков  или  обобщающих  таблиц.  Све-
денные в таблицы данные дают возможность делать выводы, обобще-
ния, создают зримую картину, экономят место и облегчают анализ при-
водимых  статистических  показателей.  Пронумерованные  таблицы  име-
ют названия и ссылки на источник информации.  

Содержание  таблицы  не  повторяется  в  тексте,  на  его  основании 

необходимо сделать выводы применительно к содержанию раздела. 

Если  в  работе  использованы  цитаты  из  сочинений  других  авторов 

или из официальных документов, их следует воспроизводить точно по 
подлиннику, ссылаясь на последнее издание. Цитаты должны иметь со-
ответствующие  ссылки  на  источники,  из  которых  они взяты.  Без  них 
цифры и факты теряют достоверность. 

Заключение или выводы в больших и сложных работах могут быть 

сделаны по каждому разделу, а в конце всей работы дается заключение 
и общие выводы. Выводы 

 это сжатое изложение полученных резуль-

татов, принадлежащих автору и вытекающих из содержания работы. 

К  законченной  научной  работе  прилагается  список  использован-

ной литературы и других источников.  Он  может  быть  составлен  строго 
по  алфавиту  (по  фамилиям  авторов  или  по  названиям  работ)  или  по 
мере  упоминания  литературного  источника  по  тексту.  Библиографиче-
ское описание использованной литературы  состоит  из  следующих  эле-
ментов:  фамилия  автора  (авторов),  инициалы;  название  литературного 
источника (полностью); подзаголовочные данные, т. е. сведения, указы-
вающие на вид издания, его повторность или периодичность; фамилия 
научного редактора и др.; выходные данные, т. е. место издания, изда-
тельство, год издания (см. литературу в конце пособия).  

Таким образом, к оформлению результатов исследований предъяв-

ляются  определенные  методические  требования,  соблюдение  которых 
обязательно для каждого исследователя. 


background image

 

74

4. МЕТОДИКА ЭКОНОМИКО-ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОГО 
    ИЗУЧЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ 
    СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ 

4.1. Население  как  объект  исследования 

Цели, задачи исследования. Общие рекомендации. Комплексная 

экономико-географическая  характеристика  населения  территории 
предполагает  углубленный  анализ  сложных и многообразных связей 
и зависимостей, которые существуют между населением, хозяйством и 
окружающей природной средой. В процессе изучения населения  необ-
ходимо обратить внимание на три главных аспекта данной проблемы: 
а) региональные особенности размещения, развития, деятельности и ус-
ловий  жизни  населения;  б)  причины  региональных  различий  в  этих 
процессах;  в)  последствия  изучаемых  процессов.  Ответить  на  эти  во-
просы можно лишь при условии глубокого понимания закономерно-
стей развития хозяйства и демографических процессов. При этом следу-
ет  учитывать,  что  процессы  развития народонаселения очень динамич-
ны, более устойчивы лишь формы поселений, но и они меняют свой об-
лик  под  воздействием  требований  развития  производства,  охраны  ок-
ружающей среды. Поэтому все явления развития и расселения населе-
ния,  взаимодействия  его  с  природной  средой  необходимо изучать во 
времени.  Особого  внимания  при  этом  требует  выявление  новых  тен-
денций  и  причин,  их  порождающих,  включая  прогнозы  развития  и 
размещения населения, возможного влияния его на природу. 

На  современном  этапе  к  географическому  изучению  населения 

предъявляются  новые  требования.  Важное  значение  придается  ис-
следованиям региональных различий процессов воспроизводства  насе-
ления и демографической ситуации, миграций населения и использо-
вания  трудовых  ресурсов.  Задачи  демографической  политики  требуют 
усиления  внимания  к  изучению  региональных  особенностей  в  демо-
графическом  поведении  населения,  в  условиях  и  образе  жизни.  Все 
большую актуальность приобретает экологический аспект  изучения на-
селения:  влияние  хозяйственной  деятельности  человека  на  окружаю-
щую среду и обратное воздействие окружающей среды на человека. 

Географическое  изучение  населения  предполагает  всестороннее 

рассмотрение следующих вопросов. 

1.  Особенности формирования и динамики населения района. 
2.  Естественное движение населения и характер современных де-


background image

 

75

мографических процессов. 

3.  Роль  миграции  в  формировании  населения  района,  география 

миграционных потоков. 

4.  Состав  населения:  половозрастной,  социальный,  националь-

ный. 

5.  Размещение населения и степень заселенности территории. 
6.  Расселение и его формы. Уровень урбанизации и развитие се-

ти городских поселений. География сельских поселений. 

7.  Уровень материального благосостояния; условия жизни. 
8.  Население и окружающая среда. 
Для  выяснения  причин  региональных  различий  в  тех  или  иных 

демографических процессах необходимо привлечь обширный материал 
по природным условиям, истории и географии хозяйства, демографии, 
этнографии,  районной  планировке.  Изучение  населения  основано  на 
различных источниках информации

Наиболее достоверным источником данных о численности населе-

ния  являются  итоги  переписи.  В  период  между  переписями  оценка 
численности  населения  страны  в  целом  и  всех  ее  территориальных 
единиц  вплоть  до  отдельных  населенных  пунктов  производится  сле-
дующим путем: к числу жителей прибавляется количество родивших-
ся и прибывших, вычитаются умершие, а также выбывшие в другие рай-
оны.  Единственный  источник  статистических  сведений  о  естественном 
движении населения 

 регистрация отделами загсов и сельсоветами ро-

ждений, смертей, браков и разводов. Учет миграций основывается на 
прописке  и  выписке  переезжающего  населения  в  административных 
органах  с  заполнением  отрывных  талонов  прибытия  и  выбытия.  В 
сельсоветах учет естественного и механического движения населения 
ведется  в  похозяйственных  книгах.  Документальные  источники  ин-
формации,  содержащие  сведения  о  населении,  можно  объединить  в 
две группы. 

1.  Статистические публикации: итоги Всесоюзных переписей на-

селения (1926, 1939, 1959, 1970, 1979) и  переписи  населения  Бела-
руси (1999); данные  текущего  учета,  опубликованные  в  статистиче-
ском  ежегоднике  Республики  Беларусь;  специальные  справочники  
«Народонаселение мира»; можно использовать также неофициальные 
статистические публикации (сводки, обзоры в журналах, газетах). 

2.  Неопубликованные  материалы:  данные  статистических  орга-

нов  (отдела  населения,  здравоохранения  и  культуры  Министерства 
статистики  и  анализа  Республики  Беларусь,  областных  статистиче-