Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы функций менеджмента
1.1. Функции менеджмента: сущность понятия
2. Практическое применение основных функций управления
2.1. Характеристика предприятия
2.2. Анализ функции управления на предприятии
2.3. Рекомендации по совершенствованию использования функции мотивации на ЗАО «Флора»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Роль менеджмента или, как они называют эту науку современным образом, руководство, теперь приобрела общепризнанный характер. Менеджеры в своей деятельности основаны на теоретических основах функций управления, в учебных заведениях, а также на специальные курсы, вы можете приобрести соответствующие знания для использования на практике.
Однако при изучении управления важно знать, что управление также является областью человеческих знаний, которая помогает управлять на основе определенных функций, поскольку работа по достижению целей с помощью других не является одноразовым действием, но ряд непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждый из которых сам по себе является процессом, необходимы для успеха организации. Они называются функциями управления. Каждая функция управления также является процессом, поскольку она также состоит из ряда взаимосвязанных действий.
Объектом исследования курсовой работы является менеджмент. Предметом – функции менеджмента.
Целью курсовой работы является исследование функций менеджмента. Для достижения данной цели в ходе работы необходимо решить следующие задачи:
– Исследовать функции менеджмента: сущность понятия;
– Изучить виды функций менеджмента;
– Охарактеризовать предприятие;
– Проанализировать функции управления на предприятии;
– Предложить рекомендации по совершенствованию использования функции мотивации на ЗАО «Флора».
Анализ изученных источников и литературы показал, что в разработке теоретических основ принимали участие многие ученые и специалисты, кроме того, «оттачивание» функций управления активно шло и на местах, где практики-менеджеры внедряли свои передовые идеи в организации. Прежде всего, источниковедческой значимостью отличаются работы таких авторов, как: Андреев В.Д., Архангельский Г.А., Беляев, А.М., Гайнутдинов, Э.М., Грошев И.В., Дианова В.А., Дробышева Л.А., Дубина И.Н., Ермишина Е.Б., Захарова С.А., Иванова В.В., Кандрашина Е.А., Коносуке Мацусита, Короткий С.В., Кузнецов Б.Т., Мальшина Н.А., Минько Э.В., Орехов С.А., Пахомова Н.А., Питер Этрилл, Платонова Н. А., Разиньков П.И., Родионова Н.В., Сатаева Д.М., Семёнова П.Ю., Ситников, С.Г., Шадченко Н.Ю., Шаповалов В.И., Шарипов Ф.В., Шемякина, Т.Ю., Эриашвили Н.Д., в которых подробно рассмотрены общие вопросы темы исследования.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Теоретические основы функций менеджмента
1.1. Функции менеджмента: сущность понятия
Функция - широко распространенная концепция, используемая в философии, биологии, математике и других науках.
Функция управления - это особый тип управленческой деятельности, посредством которой субъект управления действует на управляемый объект[1].
Процесс управления представляет собой комплексную и непрерывную последовательность взаимосвязанных действий управленческого персонала для реализации управленческих функций, выполняемых определенной технологией, направленной на достижение целей социально-экономической системы[2].
Функция управления отражает содержание процесса управления, тип управленческой деятельности, набор обязанностей подсистемы управления (предмет управления). Конечным результатом управления является развитие влияния руководства, команды, порядка, направленных на достижение этой цели. Каждая функция управления является областью определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или активностью представляет собой набор функций, связанных с одним циклом управления[3].
В течение XX века содержание функций и название некоторых из них претерпело значительные изменения по сравнению с содержанием, данным в работах Файола. Это связано с изменениями в экономике и социальной структуре общества.
Все функции управления можно разделить на две функции: содержание процесса управления (основные функции) и направление воздействия на объекты управления (конкретные или конкретные функции)[4].
Основные функции являются основополагающими для всего процесса управления, а конкретные функции отражают особенности управленческой деятельности сотрудников. Они изучаются по специальным дисциплинам: товарная наука, организация бизнеса, бухгалтерский учет, планирование, право и т. д[5].
Наиболее полное содержание управления как процесса отражает основные функции. Они являются общим условием для управления социальными и социально-экономическими процессами.
Основными функциями управления являются: прогнозирование прогноза, постановка целей, стратегическое планирование.
Основная задача менеджеров - достижение реальных конечных результатов. Менеджеры должны правильно идентифицировать, понимать свои цели, задавать цели персоналу, чтобы выявлять и уточнять исходные данные, находить сильные и слабые стороны системы и эффективно использовать их[6].
Менеджер должен постоянно контролировать цели и результаты их достижения. В процессе управления осуществляется постоянный процесс координации и определения взаимного соответствия целей и результатов.
1.2. Виды функций менеджмента
Планирование - основная функция управления - это вид деятельности по формированию средств воздействия, обеспечивающих достижение целей. Планирование применяется к важным решениям, которые определяют дальнейшее развитие компании. Согласно концепции немецкого профессора Д. Хан, планирование является ориентированным на будущее систематическим процессом принятия решений. Суть планирования проявляется в конкретизации целей компании и каждой единицы отдельно на определенный период: определение экономических задач, способов их достижения, сроки и последовательность реализации, определение материального труда и финансовых ресурсов для решения задач[7].
Формы планирования:
— перспективное;
— среднесрочное;
— текущее (бюджетное, оперативное)[8].
Виды планов:
1. В зависимости от содержания хозяйственной деятельности: планы производства, планы сбыта, материально-технического снабжения, финансовый план, план рекламной работы, план по НОТ и др[9].
2. В зависимости от структуры компании: план работы предприятия, раздел, филиал, отдел.
Планирование предполагает разумный выбор целей, определение политики, разработку мер и мероприятий, выбор методов для достижения целей.
В зависимости от фокуса и характера рассматриваемых задач существуют три типа планирования: стратегические или долгосрочные; среднесрочной и тактической или текущей[10].
Стратегическое планирование ориентировано на долгосрочное существование предприятия и охватывает период 10-20 лет. Он предусматривает разработку общих целей компании на будущее, определяет программу развития, содержание и последовательность действий для достижения целей с учетом средств и предоставления необходимых ресурсов. Стратегический план должен поддерживаться обширными исследованиями и доказательствами. Чтобы эффективно конкурировать в современном деловом мире, фирма должна постоянно собирать и анализировать огромное количество информации об отрасли, рынке, конкуренции и других факторах[11].
На основе координации наиболее перспективными направлениями развития компании на основе потребностей и ресурсов[12].
Стратегическое планирование осуществляется в форме:
- долгосрочные планы: когда показатели прошлого периода по принципу «будущее будет лучше прошлого» реализуются в программах действий, бюджетах, планах прибыли с определением отклонений фактических показателей от запланированных.
- стратегические планы: показатели развития компании на будущий период разрабатываются с учетом научного обоснования проблем, с которыми может столкнуться компания. Здесь перспективы и цели связаны с разработкой стратегии[13].
Стратегические планы должны быть разработаны не только для того, чтобы оставаться согласованными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно было модифицировать и переориентировать.
Организация, которая создает стратегические планы, может потерпеть неудачу из-за ошибок в организации, мотивации и контроле[14].
Планы календаря составлены на основе информации о наличии заказов, степени использования мощностей и их использовании с учетом сроков исполнения каждого заказа, запасов, поставок товаров, рыночных условий. В планах календаря предусматривается стоимость реконструкции и замены оборудования, строительство новых предприятий, подготовка рабочей силы. Планы по маркетингу продуктов и услуг включают показатели по экспортному производству, предоставление технических услуг и обслуживания.
Таким образом, можно сказать, что планирование позволяет заранее учитывать внутренние и внешние факторы, которые создают благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятия, предприятия или другого структурного подразделения[15].
Функция организации реализуется двумя способами: посредством административного и организационного управления и посредством оперативного управления[16].
Административное и организационное управление включает в себя определение структуры компании, установление отношений и распределение функций между всеми отделами, предоставление прав и установление ответственности между сотрудниками аппарата управления[17].
Оперативное управление обеспечивает функционирование компании в соответствии с утвержденным планом. Он состоит из периодического или непрерывного сравнения фактических результатов с результатами плана и их последующей корректировкой. Оперативное управление тесно связано с текущим планированием.
Существует два основных аспекта организационного процесса:
1. Разделение организации на подразделения в соответствии с целями и стратегиями.
2. Делегирование полномочий[18].
Делегирование, как термин, используемый в теории управления, означает передачу задач и полномочий лицу, которое берет на себя ответственность за их работу[19].
Организация как процесс является функцией координации многих задач: есть два основных аспекта организационного процесса:
1. Разделение организации на подразделения в соответствии с целями и стратегиями.
2. Делегирование полномочий.
Делегирование, как термин, используемый в теории управления, означает передачу задач и полномочий лицу, которое берет на себя ответственность за их работу.
Классификация организационных структур.
A) Организационная структура.
Предполагает создание в структуре фирмы независимых экономических подразделений - производственных отделов, ориентированных на производство и продажу конкретных видов продукции[20].
B) Организационная структура региона.
Предполагается, что ответственность руководства за деятельность крупной компании распределяется между независимыми подразделениями. Эти подразделения по содержанию и характеру деятельности могут выступать в качестве производственных отделов и быть центром прибыли и ответственности[21]. Они координируют деятельность дочерних и производственных компаний для всех видов продукции. Аппарат возглавляет менеджер, который подчиняется непосредственно старшему руководству и осуществляет свою деятельность в тесном контакте со всеми центральными службами. Он может иметь в своих подчиненных руководителей отдельных отделов[22].
C) Смешанная структура.
Это предполагает сочетание различных типов организационных структур управления.
Наиболее распространенное сочетание отраслевых и региональных принципов в построении организационной структуры[23]. Это отражает общие закономерности развития производственного процесса в современных условиях, что требует комплексного подхода к формированию организационной структуры компании с учетом охвата всех сторон, направлений и направлений деятельности. В этих условиях сочетание отраслевых и региональных аспектов наилучшим образом отвечает потребностям компании.