Файл: Построение организационных структур ( ООО «Адидас»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 195

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время экономика – это множество разных организаций, которые сосуществуют друг с другом, решая поставленные и возникающие перед ними задачи, выполняя свои и общественные цели, в это же время, решая определенные задачи самостоятельно, руководствуясь правилами, установленными государством и обществом.

Современная Россия существует в условиях рыночной экономики, что ставит вопрос о формах и методах функционирования хозяйствующих субъектов, оценки результатов их деятельности. В условиях конкуренции предприятиям важно не только избежать банкротства, но и успешно развиваться. Обеспечить это можно только на основе глубоких знаний в области техники, экономики, управления и т.д. Одной из основных задач, стоящей перед организацией, является выбор организационной структуры фирмы, на основе которой она будет в дальнейшем функционировать.

На организационную структуру фирмы оказывают влияние достаточно много разнообразных факторов, среди которых можно выделить размер фирмы, характер, тип и вид деятельности, уровень внутрипроизводственной специализации и кооперации, характер и сложность выпускаемой продукции или предоставляемых услуг.

Таким образом, знание и понимание основ организационной структуры фирмы имеет высокую степень актуальности.

Актуальность темы данной работы неоспорима, т.к. структуру управления организацией, или организационную структуру управления можно считать основой управленческой системы. Именно структура фирмы выстраивается таким образом, чтобы все существующие там процессы выполнялись в строго определенное время и надлежащим образом. Поэтому внимание, которое руководители организаций уделяют принципам и методам качественного построения структур управления, выбору их типов и видов, изучению тенденций изменения и оценкам соответствия задачам организаций, является, безусловно оправданным и неоспоримым.

Цель настоящей работы заключается в рассмотрении теоретических аспектов, касающихся структуры фирмы и основ ее формирования, а также изучение методов управления и совершенствования структуры организации.

Для достижения поставленной цели необходимо определить и последовательно решить ряд взаимосвязанных задач:


  • изучение теоретических основ жизнедеятельности фирмы и ее назначения;
  • определение сущности понятия «организационная структура фирмы»;
  • выявление устоявшейся классификации структур фирмы;
  • определение роли организационных структур в системе управления фирмой;
  • определение механизмов и путей совершенствования структуры фирмы.

Информационной и теоретической базой для написания работы послужила экономическая учебная и специальная литература в области менеджмента и управления, таких авторов, как Карташова В.Н., Коноков Д.Г., Рожков М.А., Кунцман, М.В. Чечевицына Л. Н., Яркина Т.В. и др.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ

1.1 Назначение и сфера деятельности фирмы

Современная рыночная экономика является сложным механизмом, в котором постоянно взаимодействуют спрос и предложении. В его состав входит огромное число производственных, финансовых, информационных, коммерческих структур, которые существуют в рамках принятого в стране правового поля.

Каждая фирма в системе рыночной экономике имеет свои субъекты. Ими являются домашние хозяйства, фирмы (предприятия, организации) и государственные учреждения. Домашние хозяйства представляют собой условную единицу, с одной стороны, потребительской сферы, с другой – владельцев экономических ресурсов.

Фирмы и государственные учреждения являются структурными составляющими значимой сферы людской деятельности в области экономики. Все субъекты организации вступают в контакт, взаимодействуют друг с другом, также обеспечивают рациональное использование ресурсов, продуктов, доходов.


Рыночная экономика содержит в себе множество элементов, одним из таких основных элементов принято считать фирму.

Фирма – это организация, ведущая бизнес под определенным именем. Под фирмой в России чаще понимается хозяйственная организация производственного и непроизводственного профиля, как правило, крупная и многопрофильная, со многими входящими в нее обособленными предприятиями, филиалами, учреждениями [22, с.8].

Каждая фирма реализует ряд функций, которые зависят непосредственно от профиля деятельности и от отраслевой принадлежности. Выполняя свои прямые функции, фирмы решают ряд задач, главными из которых считают:

• извлечение прибыли, увеличение рыночной стоимости, получение дохода владельцам;

• обеспечение потребителей необходимой продукцией, товарами и услугами высокого качества;

• создание благоприятных условий труда и отдыха, карьерного роста для сотрудников, выплату достойной заработной платы;

• правильное и продуманное использование производственных ресурсов;

• увеличение конкурентоспособности продукции или услуг на рынке и предприятия в целом.

Задачи предприятия определяются интересами владельцев, размерами капитала, ситуацией внутри предприятия и во внешней среде. Они выражаются и реализуются в разработанных целях предприятия. Для решения поставленных задач предприятия формируют имущество, приобретают оборудование, материалы, товары, нанимают оперативный персонал, создают организационную структуру и аппарат управления, организуют технологические процессы [1, с.14-15].

В науке экономике существуют несколько экономических теорий фирмы:

1) эволюционная - рассматривает развитие и становление фирмы под действием определенных факторов внутренней и внешней среды. Решения фирмы зависят от ситуации на рынке и приобретенного опыта.

Проблемы «работодателя – агента» могут быть при условии использования «агентом» информации фирмы в ущерб «работодателя». Поэтому фирмы создают условия стимулирования «агентов» для того, чтобы избежать возрастания расходов фирмы;

2) институциональная – в этой теории фирма понимается, как образование, способствующее оптимизации соотношения транзакционных издержек с расходами по координации деятельности собственников, факторов производства;

3) неоклассическая – считает, что основной целью деятельности любого предприятия является стабильное увеличение прибыли и минимизация издержек; любое производство продукции можно описать с помощью производственной функции. Объём масштаба производства влияет на размер предприятия [10, с.64].


Каждая фирма является местом соединения в единое целое и взаимодействия различных факторов производства. Факторы производства – это ресурсы, приведенные в действие как потенциальные возможности общества для производства товаров и услуг, основные из них представлены на Рисунке – 1 [8, с.11].

Рисунок 1 – Основные ресурсы и факторы производства

1.2 Специфика организационных структур управления

Под структурой системы как правило понимают организацию взаимоотношений и связей между подсистемами и компонентами системы, а кроме того состав данных подсистем и составляющих, каждому из каковых соответствует конкретная функция. Свойства структуры организации во многом обусловливают ее поведение. Ключевой характеристикой качества структуры каждой экономической системы представляется сбалансированность, пропорциональность ее компонентов (подсистем). Следовательно, структура организации - это прочные взаимосвязи, которые присутствуют между подразделениями и сотрудниками организации. Структура всякой организации складывается из функциональных единиц: управлений, отделов, секторов и т.д.

Всякая система интегрирована в качестве составляющей или подсистемы в систему более высшего порядка, и напротив, каждый компонент системы может рассматриваться как подсистема, располагающая, во многих случаях, относительной автономностью поведения. В определенном анализе данный взгляд осуществляется как путем расчленения изучаемой системы на подсистемы и оценке каждой из них сквозь призму работы системы в целом, так и с помощью рассмотрения ее в качестве одной из единиц какой-либо системы более высшего уровня .

Любая система находится в большом количестве связей и взаимоотношений со всевозможного рода системными и несистемными образованиями находящегося вокруг ее мира, действует и формируется во взаимодействии с ними. Все эти образования, влияющие на систему и в то же время ощущающие на себе ее влияние, и составляют среду системы. Под средой системы, по мнению О.В. Лавриненко, следует понимать объекты, явления и процессы окружающего мира, имеющие для этой системы существенно-необходимое значение, без которых невозможно ее функционирование и развитие . При этом резонно как структурированное описание среды, так и анализ ее в нерасчлененном виде, в форме интегрального образования, тем или иным образом взаимодействующего с объектом исследования. Основополагающее назначение данного принципа содержится в ориентировании исследователя на анализ не только лишь самого объекта, но также и на параллельное исследование условий его происхождения и существования .


В современной экономике существуют разные структуры управления организацией с различной частотой использования и сложностью степени разделения деятельности организации по функциям управления, уровнем формализации, соотношением централизации и децентрализации, горизонтальным и вертикальным разделением труда.

Каждый тип структуры организации имеет характерные для него фиксированные взаимосвязи между подразделениями и работниками организации. Схема любой организации показывает состав отделов, секторов, линейных и функциональных единиц. Использование определенной структуры оправдано как внутренней ситуацией организации, так и внешней для организации ситуацией на рынке и выполняет следующие функции: административную, прогностическую, планирование, повышение качества и эффективности служебной деятельности, информационно-аналитическую[1].

Перед руководителем стоит задача выбора структуры управления, либо ее изменения в изменившихся условиях. Важно, чтобы выбранная структура обеспечила не только бескризисное управление организацией, но и открывало перспективы для развития. Эффективна может быть любая структура, сложная или простая, главное - ее соответствие особенностям предприятия. Выбор организационной структуры управления, в наибольшей степени отвечающей целям предприятия и учитывающей конкретные условия деятельности, осуществляется на основе тщательного анализа всех факторов, оказывающих на нее влияние, оценки преимуществ и недостатков различных типов организационных структур. Учитываются масштабы бизнеса, производственные и отраслевые особенности предприятия, характер производства, сфера деятельности предприятия, уровень механизации и автоматизации управленческих работ, квалификация. Одни из них более бюрократизированы, другие - более адаптивны. Специалисты выделяют два типа организационных структур: бюрократизированные структуры и адаптивные (органические).

Бюрократизированные структуры: линейная, линейно-функциональная, линейно - штабная, функциональная, дивизиональная, их еще называют иерархическими. Эти структуры широко распространены, обеспечивают определенное соотношение демократичности и авторитарности в управлении и достаточно эффективно используются, стабильны во времени.

Самая простая из них - линейная структура - эффективна только для малых предприятий и активно используется в небольших фирмах с однородной и несложной технологией, так как просто построена, обеспечивает полную персональную ответственность за результаты работы, понятность и ясность заданий.