Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 1834
Скачиваний: 2
Административная ответственность может быть охарактеризована, в первую очередь, многочисленностью норм административного права, предметом правового регулирования которых выступают различные аспекты деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в различных сферах и отраслях общественной и государственной жизни. Также к числу характеризующих признаков административной ответственности следует отнести ее общеобязательность в отношении как физических, так и юридических лиц.
Выделяют следующие принципы административной ответственности:
- Законность
- Целесообразность
- Вина в совершении административного правонарушения как основание ответственности
- Неотвратимость наказания
- Индивидуализация мер административной ответственности
- Гуманизм[16]
Административная ответственность наступает только при условии наличия совокупности нормативного, фактического и процессуального оснований. Под нормативным основанием административной ответственности следует понимать нарушение субъектом запрета, установленного административно-правовыми нормами, в то время как фактическим основанием выступает совершение административного правонарушения, а процессуальным — издание уполномоченным органом или должностным лицом правоприменительного акта о привлечении субъекта к административной ответственности.
Цели административной ответственности опосредованным образом выражаются через ее функции. Могут быть выделены следующие функции административной ответственности:
- Превентивная
- Карательная
- Сигнализационная
Задачей превентивной функции административной ответственности является общее предупреждение правонарушение, реализуемое ею посредством побуждения субъектов административно-правовых отношений к соблюдению норм законодательства. Основой данной функции является ее моральное воздействие в отношении субъекта правоотношения, предотвращающее его противоправное поведение. В свою очередь, содержание карательной функции административной ответственности составляют негативные последствия, закрепленные в санкциях административно-правовых норм и наступающие в отношении субъектов в связи с совершением ими административных правонарушений. Наконец, сигнализационная функция административной ответственности находит свое выражение в процессе характеристики правонарушителя. Так, противоправное поведение субъекта, продолжаемое им несмотря на требование уполномоченного лица по его прекращению либо повторное совершение субъектом, привлеченным к административной ответственности, в течение года однородного административного правонарушения, в соответствии со статьей 4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) признается отягчающим обстоятельством, сигнализируя, таким образом, о необходимости применения в отношении субъекта более строгих мер адмнистративной ответственности и наказания.
Изложенное позволяет определить административную ответственность как меры принудительного воздействия, применяемые в отношении лица, виновного в совершении административного правонарушения и заключающиеся в ограничении его имущественных или неимущественных прав, а также в установлении дополнительной обязанности по претерпеванию негативных последствий. Административная ответственность во всех случаях применяется только в связи с совершением лицом административно-правового деликта.
Административная ответственность представляет собой один из видов юридической ответственности, которая представляет собой выражение негативной реакции государства на совершение правонарушения. Правонарушение выступает единственным основанием юридической ответственности; отсутствие правонарушения влечет за собой отсутствие юридической ответственности.
Юридическая ответственность представляет собой комплексный правовой институт, включающий в свое содержание нормы различных отраслей права правовой системы Российской Федерации и регулирующий деликтные правоотношения посредством применения в отношении субъектов правонарушения мер ответственности. Содержание юридической ответственности составляет применение в отношении субъекта правонарушения предусмотренных санкцией устанавливающей ответственность нормы права мер государственного принуждения в форме лишения или ограничения личных неимущественных либо имущественных прав. Юридическая ответственность характеризуется наличием следующих признаков:
- Представляет собой разновидность государственного принуждения
- Выражает состояние, при котором субъект правонарушения претерпевает негативные последствия имущественного или личного неимущественного характера
- Является следствием применения в отношении субъекта правонарушения санкции правовой нормы
- Имеет строго определенную процессуальную форму, урегулированную нормами процессуального законодательства
Анализ приведенных признаков юридической ответственности позволяет сформулировать вывод о том, что административная ответственность представляет собой разновидность юридической ответственности и является видом государственного принуждения, реализуемого в предусмотренной законодательством процессуальной форме и отражающего неблагоприятное правовое положение субъекта, при котором он несет определенные негативные последствия вследствие совершения им и официального осуждения административного правонарушения.
2.4. Уголовная ответственность
Уголовная ответственность представляет собой наиболее строгий вид юридической ответственности, объем и содержание которого, равно как и для прочих разновидностей юридической ответственности, определяются характером взаимоотношений между свободой и необходимостью, в пределах которой осуществляется осознанная деятельность личности. Преступность не является необходимым фактором развития общества, в силу чего совершение общественно опасного деяния влечет за собой применение в отношении виновного уголовной ответственности.
Единственным основанием для уголовной ответственности является совершение лицом преступления. Нормативное определение преступления в российском уголовном праве закреплено в части 1 статьи 14 Уголовного Кодекса РФ от 13 июня 1996 года, в соответствии с которой под преступлением понимается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой уголовного наказания[17]. Данное определение преступления следует отнести к формально-материальным, поскольку оно содержит указание как на формальный признак преступления в виде уголовно-правового запрета на совершение деяния, так и материальный признак в форме общественной опасности преступления, позволяющий раскрыть социальную сущность преступления. Следует отметить, что в действующем УК РФ определение преступления впервые на нормативном уровне было дополнено такими доктринальными признаками преступления, как виновность и наказуемость[18].
Совершение преступления и применение в отношении виновного уголовной ответственности предполагает назначение в отношении лица уголовного наказания. Наказание представляет собой принудительное воздействие на личность, будучи формой государственного принуждения. При этом законодатель стремится к достижению соотношения между преступлением и наказанием, при котором преступление рассматривается как причина определенных негативных последствий, в то время как наказание выступает в качестве таких последствий.
Очевидным представляется тезис о том, что наказание представляет собой негативное последствие правонарушения, поскольку его исполнение влечет за собой определенные ограничения прав виновного и причиняет ему определенное страдание. Не следует, однако, ограничивать сущность наказания исключительно причинением виновному страданий, поскольку целью лишения его определенных благ и ограничения определенных прав, в первую очередь, является восстановление социальной справедливости.
Существенным признаком уголовного наказания следует признать его личный характер. Во всех случаях уголовная ответственность применяется только в отношении лица, виновного в совершении преступления.
Наказание является мерой государственного принуждения. Иными словами, наказание представляет собой не принадлежность той или иной государственной организации, но является элементом самого государства. Наказание назначается органами государственной власти и преследует публичные интересы.
Определение меры уголовного наказания осуществляется в установленном процессуальном порядке органами судебной власти. Данный признак позволяет ограничить уголовное наказание от иных видов наказаний, таких, как дисциплинарное, применяемое наделенными властными полномочиями лицами в отношении подчиненных им лиц, и административного, которое может назначаться уполномоченными органами исполнительной власти.
Ряд авторов полагает, что содержание наказания может совпадать с компенсацией причиненного вреда и убытков. Действительно, одна и та же сумма денежных средств может быть выплачена как в качестве штрафа, так и в качестве компенсации ущерба. Однако ряд признаков уголовного наказания, в первую очередь, его личный характер, а также соотношение размера наказания с объективной и субъективной сторонами деяния и назначение наказания в публичных интересах, не позволяют отождествлять указанные категории.
Изложенное позволяет выделить следующие признаки уголовного наказания:
- Воздействие на личность виновного
- Принудительный характер такого воздействия
- Нормативное закрепление наказания как негативного последствия совершения преступления
- Личный характер наказания
- Применение его государством
В соответствии с изложенным становится возможной формулировка определения уголовной ответственности как разновидности юридической ответственности, содержание которой составляет применение в отношении виновного в совершении преступления лица уголовного наказания.
Глава 3. Стадии юридической ответственности
3.1. Общее понятие стадий юридической ответственности
В философском плане юридическая ответственность характеризуется единым характером своего содержания и формы, то есть представляет собой как особое состояние, которое изменяет правовой статус правонарушителя, так и особый процессуальный порядок его изменения.
Поскольку форма представляет собой способ существования и выражения содержания, постольку форма юридической ответственности представляет собой формы ее внешнего выражения, в чем и заключается содержание юридической ответственности в целом. Санкция в норме права содержит в себе указание на определенную меру ответственности, применение которой выступает в качестве правоохранительного отношения, являющегося формой юридической ответственности.
Основой выделения стадий юридической ответственности следует признать соотношение степени познания имевшего место нарушения прав наделенными на то соответствующими полномочиями органами государства и должностными лицами, а также изменений, которые претерпевает объект правоотношения. Стадии юридической ответственности, таким образом, могут быть определены в качестве соотношения определенного объема прав, свобод и обязанностей лица, виновного в совершении правонарушения, с этапами познания такого правонарушения наделенными на то соответствующими полномочиями государственными органами и должностными лицами.
Подход к определению стадий юридической ответственности также характеризуется своим многообразием. Так, Г.А.Прокопович выделяет такие стадии юридической ответственности, как первоначальное развитие, конкретизация и осуществление[19].
В свою очередь, О.А.Ступницкая выделяет такие стадии юридической ответственности, как возникновение юридической ответственности, ее выявление, опосредование юридической ответственности, ее оценка в официальных актах наделенных соответствующими полномочиями органов и реализация юридической ответственности[20].
Внимания заслуживает также подход, выделенный И.С.Штодой, в соответствии с которым стадии юридической ответственности следует подразделять на стадию состояния прав и обязанностей субъектов правоотношения ответственности и стадию реализации таких прав и обязанностей[21].
Изложенное позволяет прийти к выводу о том, что первая стадия юридической ответственности возникает в момент совершения правонарушения и продолжается до обнаружения события правонарушения наделенными соответствующими полномочиями государственными органами или должностными лицами. Данную стадию следует называть стадией возникновения юридической ответственности.
Вторая же стадия юридической ответственности наступает в момент обнаружения события правонарушения наделенными соответствующими полномочиями государственными органами и должностными лицами и продолжается до момента вступления в законную силу нормативного акта, выносимого указанными органами или должностными лицами, который признает за определенным лицом факт совершения им правонарушения. Данную стадию представляется целесообразным определять, как конкретизацию юридической ответственности.