Файл: Методы измерения и анализа психофизиологических рабочих нагрузок персонала, распределение функций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Понятие психофизиологии профессиональной деятельности и рабочей нагрузки. Психофизиологическая адаптация персонала к условиям профессиональной деятельности

1.1. Понятие рабочей нагрузки

1.2. Понятие психофизиологии профессиональной деятельности

1.3. Психофизиологическая адаптация персонала к условиям профессиональной деятельности

Глава ᅟ2. ᅟМетоды ᅟизмерения ᅟи ᅟанализа ᅟпсихофизиологических ᅟрабочих ᅟнагрузок ᅟперсонала, ᅟраспределение ᅟфункций. ᅟСодержание ᅟпрофессиональной ᅟдеятельности

2.1. ᅟМетоды ᅟизмерения ᅟи ᅟанализа ᅟпсихофизиологических ᅟрабочих ᅟнагрузок ᅟперсонала, ᅟраспределение ᅟфункций

2.2. ᅟВиды ᅟрабочих, ᅟфизических ᅟи ᅟумственных ᅟнагрузок. ᅟМетоды ᅟизмерения

2.3. ᅟОценка ᅟи ᅟуправление ᅟпсихофизиологическим ᅟсостоянием ᅟработников, ᅟкак ᅟметод ᅟоценки ᅟи ᅟуправления ᅟпрофессиональными ᅟрисками

Заключение

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Введение

Актуальность исследование. На нынешнем этапе развития, с точки зрения современного управления, улучшения использования человеческих ресурсов, повышения их работоспособности, как правило, считается основным резервом повышения эффективности производственной и хозяйственной деятельности компании. Следовательно, менеджер должен ясно понимать, что кадровый состав его компании - это не просто ресурс, они - компаньоны, люди, которые имеют творческое мышление и духовные ценности. Эффективное управление, большая отдача от персонала невозможна без целенаправленного и умелого воздействия на их работу.

В исследованиях В.А. Бодров и других, человеческие возможности для работы рассматриваются как одна из основных концепций физиологии и трудовой психологии. Большое значение этой концепции определяется значимостью практических задач приведения условий труда в соответствие с психофизиологическими возможностями рабочего человека. При этом разнообразие человеческого труда и психофизиологических систем, обеспечивающих выполнение, приводит к отсутствию общепризнанного понимания эффективности.

Путь к эффективному управлению персоналом - это понимание стимулирования работы каждого отдельного сотрудника. Зная, что движет человеком, что побуждает его работать, какие стимулы лежат в основе его действий, вы можете разработать эффективную систему форм и методов управления трудовыми процессами и поддержания работоспособности персонала. Существует ряд методов, повышающих эффективность работы трудовых коллективов и способствующих более слаженной работе предприятия.

Сегодня актуальность проблемы поддержания эффективности обусловлена необходимостью разработки системы организационных, медицинских, социально-гигиенических, психологических и экономических мер по поддержанию работоспособности человека в соответствии с его трудовой деятельностью и долгосрочным прогнозом его изменения. Решение этих проблем невозможно без создания механизмов и закономерностей динамики работоспособности, разработки критериев его оценки и методов обслуживания. Актуальность темы курсовой работы связана с тем, что использование различных методов для поддержания эффективности персонала позволяет руководству снизить затраты на управление людскими ресурсами, одновременно увеличивая коэффициенты участия рабочей силы в работниках и показатели эффективности производственной и хозяйственной деятельности в целом.


Предметом изучения является психофизиология.

Объектом изучения – психофизиологические нагрузки персонала.

Целью курсовой работы является исследование методов измерения и анализа психофизиологических рабочих нагрузок персонала. Задачи:

  • рассмотреть понятие рабочей нагрузки;
  • разобрать понятие психофизиологии профессиональной деятельности;
  • проанализировать психофизиологическую адаптацию персонала к условиям профессиональной деятельности;
  • описать методы измерения и анализа психофизиологических рабочих нагрузок персонала, распределение функций;
  • охарактеризовать виды рабочих, физических и умственных нагрузок, методы измерения.
  • рассмотреть оценку и управление психофизиологическим состоянием работников, как метод оценки и управления профессиональными рисками.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Понятие психофизиологии профессиональной деятельности и рабочей нагрузки. Психофизиологическая адаптация персонала к условиям профессиональной деятельности

1.1. Понятие рабочей нагрузки

Рассмотрение вопроса об измерении и анализе рабочих нагрузок обязано брать свое начало с упоминания сознательно различных разновидностей работы - интеллектуального и физиологического. Несомненно, что разные виды профессиональной деятельности имеют разные компоненты и степень выраженности умственного и физиологического труда. Кроме того, в первом и втором случаях акцентируются физиологические и психологические нагрузки [1, с.174 ].

Недостаточный учет рабочей нагрузки и психофизиологических возможностей сотрудника является фактором, какой приводит к уменьшению качества продукции или производительности труда, ошибок и несчастных случаев. Поэтому измерение и анализ рабочих нагрузок обширно применяются при организации труда персонала для [2, с. 113 ] :


  • мониторинга состояния условий труда работника на соответствие действующим санитарным правилам и нормам, гигиеническим нормам и получение санитарно-эпидемиологического заключения;
  • определение приоритетности осуществления превентивных мер и оценка их эффективности;
  • создание банка данных об условиях работы на уровне организации, отрасли и так далее;
  • аттестация рабочих мест по условиям труда и аттестация охраны труда в организации;
  • установление связи ошибок и браков в работе с интенсивностью труда работников;
  • составление санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника;
  • анализ взаимосвязи между изменениями состояния здоровья работника и условиями его труда (при периодических медицинских осмотрах, специальном экзамене для уточнения диагноза);
  • расследование случаев профессиональных заболеваний, отравлений и других заболеваний, связанных со здоровьем, связанных с работой.

Нагрузка может быть определена как воздействие на предмет совокупности факторов трудовой деятельности, которые отражают содержание (сложность) и условия для выполнения конкретных задач, связанных с возможностями (способностями) субъекта деятельности выполнять предъявленные ему требования (В. А. Бодров) [1,с.169 ].

Рабочая нагрузка, в первую очередь, отражает процесс взаимодействия человека с рабочим заданием. Объем работы, которую он должен выполнять, определен в какой-то степени тем, что он хочет сделать, и какими ресурсами он располагает для этого. Объективно заявленная задача может вызвать низкий или высокий уровень нагрузки в зависимости от того, какой предмет имеет уровень профессиональных способностей и обучения, характер функционального состояния и мотивацию для выполнения задачи [2,с.85 ].

Одним из ключевых понятий психофизиологии профессиональной деятельности является социально приемлемый уровень рабочей нагрузки.

Рабочую нагрузку человека очень трудно измерить в строго физических единицах, поскольку очень широкий список возможных физиологических нагрузок человека [3,с.177 ]:

  • тяжелая динамическая мышечная работа;
  • динамическая мышечная работа, выполняемая конечностями одной половины тела (работа небольших групп мышц);
  • статическая мускульная работа;
  • умственная работа (стресс от концентрации внимания и внимания);
  • монотонная работа в однообразной ситуации;
  • работать в условиях интенсивного воздействия факторов окружающей среды (температура и влажность, вентиляция, инфракрасное излучение, характер одежды, степень акклиматизации тела);
  • напряжение тела, вызванное другими факторами окружающей среды, например физические (шум, блики, плохое освещение, вибрация) и социальные (межличностные отношения или факторы, личные и групповые проблемы) и так далее [4,с.125 ].

На соответствие рабочей нагрузки влияет постоянное развитие технологий и технологий производства, что привело к механизации нелегкой физиологической работы и созданию новых видов деятельности. Из-за этих изменений нельзя установить адекватную рабочую нагрузку в цифровых терминах. В данной лекции рассматриваются только физиологические и психологические аспекты проблемы, а внимание сосредоточено на умственной нагрузке.

1.2. Понятие психофизиологии профессиональной деятельности

В отечественной литературе психофизиология представлена ​​как междисциплинарная область исследований мозговых механизмов субъективных процессов и состояний (восприятие, внимание, память, эмоции, мышление, речь, сознание и так далее) [5,с.205 ].

Психофизиологические исследования - исследование нейронных механизмов ощущений, восприятия, памяти и обучения, мотивации и эмоций, мышления и речи, сознания, поведения и умственной деятельности, а также межполушарных отношений; диагностика и механизмы функциональных состояний, психофизиология индивидуальных различий, принципы кодирования и обработки информации в нервной системе и т. д.

Психофизиология профессиональной деятельности является частью психофизиологии, междисциплинарной области теоретического и прикладного знания. Его предметом является изучение профессиональной деятельности как особой формы человеческого поведения, эффективной деятельности, характерной для профессионала. Теоретические исследования направлены на выяснение духовных, умственных и физических механизмов обеспечения профессиональной деятельности. Прикладная психофизиология использует эти знания в качестве научной основы для прогнозирования результатов профессиональной деятельности персонала, обоснования методов оптимизации самоуправления и внешнего управления профессиональной деятельностью [6,с.214 ].

Основной задачей психофизиологии профессиональной деятельности является изучение широкого спектра психофизиологических, психологических и социально-психологических свойств человека, какие проявляются в конкретной деятельности, влияют на эффективность и качество этой деятельности, определяют надежность и производительность человека, его психическое состояние, удовлетворенность работой и психофизиологические ресурсы.


Наиболее актуальными проблемами современного состояния изучаемой науки являются [7,с.164 ]:

  • изучение механизмов психических процессов, состояний и поведения;
  • изучение основных механизмов памяти, внимания и сознания;
  • вопросы в области кодирования информации о нервной системе;
  • различные аспекты психофизиологической адаптации персонала к условиям профессиональной деятельности;
  • психофизиологические аспекты профессионального отбора, вопросы профессиографии и профессиограммы;
  • измерение и анализ физиологических и психологических нагрузок персонала;
  • изучение психофизиологических компонентов здоровья персонала
  • влияние эргономики и технической эстетики на психофизиологические условия персонала [8,с.124 ].

Целью исследования является персонал организации, ее поведение в соответствии с правилами и требованиями, которые должны соблюдаться для обеспечения высокой эффективности деятельности и рабочей силы в течение длительного периода.

Предметом изучения психофизиологии являются физиологические и нейронные механизмы психических процессов, состояний и поведения.

1.3. Психофизиологическая адаптация персонала к условиям профессиональной деятельности

Адаптация новых сотрудников в команде является одной из важных задач, какие выполняет служба управления персоналом в организации.

Адаптация психофизиологическая является адаптацией работника к условиям труда, режиму работы и отдыха на рабочем месте (сайт, в магазине, лаборатории и так далее). Психофизиологическая адаптация во многом зависит от здоровья работника, защитных реакций организма до уровня и колебаний внешних факторов (температуры, освещения, газового загрязнения, вибрации, шума и так далее) [9,с.14 ].

Адаптация психофизиологическая - адаптация к новым физическим и психологическим стрессам, физиологические условия труда. В процессе психофизиологической адаптации развивается совокупность всех условий, которые оказывают различное психофизиологическое воздействие на работника во время родов. Среди них: физические и умственные нагрузки, уровень монотонности труда, ритм работы, удобство рабочего места, внешние факторы влияния (шум, освещенность, вибрация и так далее) [10,с.285 ].