Файл: Методы измерения и анализа психофизиологических рабочих нагрузок персонала, распределение функций.pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 138
Скачиваний: 1
2. ᅟПроведите ᅟбеседу ᅟс ᅟрабочими, ᅟмастерами, ᅟруководителями ᅟкоманд ᅟили ᅟадминистрацией ᅟо ᅟтом, ᅟкак ᅟони ᅟсами ᅟисправляют ᅟошибки, ᅟбрак ᅟв ᅟсвоей ᅟработе ᅟи ᅟв ᅟработе ᅟсвоих ᅟподчиненных; ᅟо ᅟтом, ᅟкак ᅟони ᅟпредставляют ᅟсвои ᅟпричины ᅟи ᅟспособы ᅟпредотвращения ᅟэтих ᅟошибок.
3. ᅟРазработайте ᅟконкретные ᅟпредложения ᅟпо ᅟорганизации ᅟ(оптимизации) ᅟэтой ᅟпрофессиональной ᅟдеятельности ᅟи ᅟобучения ᅟв ᅟэтой ᅟпрофессии.
Успешное ᅟраспределение ᅟфункций ᅟрешает ᅟдве ᅟзадачи ᅟпервостепенной ᅟважности ᅟ[25,с.185 ᅟ]:
- достигнуты ᅟвсе ᅟцели ᅟсистемы ᅟ(организации);
- человеческая ᅟподсистема ᅟнаделена ᅟсогласованным ᅟнабором ᅟфункций, ᅟкоторые ᅟпредполагают ᅟприемлемую ᅟрабочую ᅟнагрузку: ᅟне ᅟслишком ᅟвысокие ᅟи ᅟне ᅟслишком ᅟнизкие.
Важно ᅟпонимать, ᅟчто ᅟэти ᅟдве ᅟосновные ᅟцели ᅟне ᅟвсегда ᅟполностью ᅟсовместимы. ᅟРазработчик ᅟсистемы ᅟили ᅟадминистрация ᅟдолжны ᅟрешить, ᅟкто ᅟиз ᅟних ᅟдолжен ᅟпоставить ᅟна ᅟпервое ᅟместо. ᅟНапример, ᅟстремление ᅟизбежать ᅟнедостаточного ᅟстресса ᅟможет ᅟповлечь ᅟза ᅟсобой ᅟналожение ᅟна ᅟчеловека ᅟнекоторых ᅟфункций, ᅟкоторые ᅟлучше ᅟвыполняются ᅟмашиной, ᅟчто, ᅟв ᅟсвою ᅟочередь, ᅟможет ᅟснизить ᅟобщую ᅟ«производительность ᅟсистемы». ᅟНесколько ᅟлет ᅟназад ᅟосновной ᅟподход ᅟк ᅟдизайну ᅟблагоприятствовал ᅟдостижение ᅟвсех ᅟсистемных ᅟцелей, ᅟдаже ᅟесли ᅟобязанности, ᅟоставленные ᅟчеловеку, ᅟбыли ᅟниже ᅟоптимальных. ᅟТеперь ᅟситуация ᅟменяется ᅟпо-другому.
По ᅟмере ᅟтого ᅟкак ᅟчеловеческое ᅟобщество ᅟстановится ᅟвсе ᅟболее ᅟцивилизованным, ᅟвсе ᅟбольше ᅟи ᅟбольше ᅟрабочих ᅟпривлекает ᅟумственный, ᅟа ᅟне ᅟфизический ᅟтруд.
2.2. ᅟВиды ᅟрабочих, ᅟфизических ᅟи ᅟумственных ᅟнагрузок. ᅟМетоды ᅟизмерения
По ᅟхарактеру ᅟвлияния ᅟна ᅟздоровье ᅟи/или ᅟусловиям ᅟтруда ᅟ(в ᅟсоответствии ᅟс ᅟРуководством ᅟР ᅟ2.2.755—99 ᅟ"Гигиенические ᅟкритерии ᅟоценки ᅟи ᅟклассификация ᅟусловий ᅟтруда ᅟпо ᅟпоказателям ᅟвредности ᅟи ᅟопасности ᅟфакторов ᅟпроизводственной ᅟсреды, ᅟтяжести ᅟи ᅟнапряженности ᅟтрудового ᅟпроцесса") ᅟ[26,с.229 ᅟ]:
- оптимальные ᅟнагрузки ᅟсоответствуют ᅟ1-му ᅟклассу ᅟусловий ᅟтруда ᅟпо ᅟтяжести ᅟи ᅟнапряженности, ᅟсохраняется ᅟздоровье ᅟработников, ᅟи ᅟсоздаются ᅟпредпосылки ᅟдля ᅟподдержания ᅟвысокого ᅟуровня ᅟработоспособности.
- допустимые ᅟнагрузки ᅟ— ᅟсоответствуют ᅟ2-му ᅟклассу ᅟусловий ᅟтруда, ᅟвозможные ᅟизменения ᅟфункционального ᅟсостояния ᅟорганизма ᅟ(напряжение, ᅟутомление) ᅟвосстанавливаются ᅟво ᅟвремя ᅟрегламентированного ᅟотдыха ᅟили ᅟк ᅟначалу ᅟследующей ᅟсмены ᅟи ᅟне ᅟоказывают ᅟнеблагоприятного ᅟдействия ᅟв ᅟближайшем ᅟи ᅟотдаленном ᅟпериоде ᅟна ᅟсостояние ᅟздоровья ᅟработников.
- вредные ᅟнагрузки ᅟ— ᅟ3-му ᅟклассу ᅟусловий ᅟтруда ᅟпо ᅟфакторам ᅟтяжести ᅟи ᅟнапряженности, ᅟоказывают ᅟнеблагоприятное ᅟдействие ᅟ(перенапряжение) ᅟна ᅟорганизм ᅟработников.
По ᅟхарактеру ᅟдеятельности:
- физическая ᅟнагрузка ᅟ— ᅟнагрузка ᅟна ᅟнервно-мышечную ᅟсистему ᅟи ᅟопорно-двигательный ᅟаппарат;
- умственная ᅟнагрузка ᅟ— ᅟнагрузка ᅟна ᅟсистему ᅟперцепции ᅟ(органы ᅟчувств) ᅟили ᅟвысшие ᅟотделы ᅟцентральной ᅟнервной ᅟсистемы. ᅟНезависимо ᅟот ᅟвида ᅟнагрузки ᅟорганизм ᅟчеловека ᅟотвечает ᅟединообразно: ᅟизменениями ᅟв ᅟсостоянии ᅟздоровья ᅟ(выражается ᅟв ᅟуменьшении ᅟфизиологических ᅟрезервов ᅟорганизма ᅟи ᅟснижении ᅟуровня ᅟего ᅟработоспособности ᅟи ᅟрезистентности).
Физическая ᅟнагрузка. ᅟВиды ᅟфизической ᅟнагрузки ᅟ[27,с.235 ᅟ]:
По ᅟхарактеру ᅟработы ᅟмышц:
- динамическая ᅟ(характеризуется ᅟпериодическими ᅟсокращениями ᅟи ᅟрасслаблениями ᅟскелетных ᅟмышц ᅟс ᅟцелью ᅟперемещения ᅟтела ᅟили ᅟотдельных ᅟего ᅟчастей, ᅟа ᅟтакже ᅟвыполнения ᅟопределенных ᅟрабочих ᅟдействий),
- статическая ᅟ(вид ᅟмышечных ᅟнапряжений, ᅟхарактеризующийся ᅟнепрерывным ᅟсокращением ᅟ(без ᅟизменения ᅟдлины ᅟскелетных ᅟмышц) ᅟс ᅟцелью ᅟудержания ᅟположения ᅟтела ᅟили ᅟотдельных ᅟего ᅟчастей, ᅟа ᅟтакже ᅟвыполнения ᅟопределенных ᅟтрудовых ᅟдействий ᅟ(удержание ᅟгруза, ᅟприложение ᅟусилий)
- смешанная ᅟ(статика-динамическая) ᅟ(встречается ᅟпрактически ᅟв ᅟлюбом ᅟфизическом ᅟтруде).
2. ᅟВ ᅟзависимости ᅟот ᅟвеличины ᅟмышечной ᅟмассы, ᅟнеобходимой ᅟдля ᅟвыполнения ᅟтой ᅟили ᅟиной ᅟработы ᅟ[28,с.285 ᅟ]:
- локальная ᅟработа ᅟ(нагрузка) ᅟ— ᅟработа, ᅟв ᅟкоторой ᅟучаствует ᅟменее ᅟ1/3 ᅟскелетной ᅟмускулатуры; ᅟнагрузка ᅟложится ᅟпреимущественно ᅟна ᅟмышцы ᅟпальцев, ᅟкисти ᅟи ᅟпредплечий.
- региональная ᅟмышечная ᅟработа ᅟ— ᅟработа, ᅟв ᅟкоторой ᅟучаствует ᅟот ᅟ1/3 ᅟдо ᅟ2/3 ᅟмассы ᅟскелетной ᅟмускулатуры ᅟс ᅟпреимущественной ᅟнагрузкой ᅟна ᅟмышцы ᅟрук ᅟи ᅟплечевого ᅟпояса.
- общая ᅟ(глобальная) ᅟработа ᅟ— ᅟработа, ᅟвыполняемая ᅟболее ᅟ2/3 ᅟмассы ᅟскелетной ᅟмускулатуры ᅟпри ᅟучастии ᅟобширных ᅟгрупп ᅟ^мышц ᅟтуловища ᅟи ᅟконечностей. ᅟОбщие ᅟ(глобальные) ᅟфизические ᅟнагрузки, ᅟкак ᅟправило, ᅟсвязаны ᅟс ᅟприложением ᅟзначительных ᅟусилий, ᅟподъемом ᅟи ᅟперемещением ᅟгруза, ᅟнаклонами ᅟкорпуса, ᅟработой ᅟв ᅟнеудобных ᅟи ᅟвынужденных ᅟпозах.
В ᅟусловиях ᅟмеханизированного ᅟпроизводства ᅟпреобладают ᅟлокальные ᅟи ᅟрегиональные ᅟработы, ᅟкоторые ᅟмогут ᅟносить ᅟкак ᅟдинамический, ᅟтак ᅟи ᅟстатический ᅟхарактер.
Оценка ᅟфизической ᅟнагрузки ᅟ- ᅟтяжесть ᅟтруда ᅟ(нагрузка ᅟна ᅟорганизм ᅟпри ᅟтруде, ᅟтребующем ᅟмышечных ᅟусилий ᅟи ᅟсоответственно ᅟэнергетического ᅟобеспечения).
Тяжесть ᅟтруда ᅟопределяется ᅟрядом ᅟпоказателей, ᅟфакторов ᅟтруда ᅟпри ᅟдинамической ᅟи ᅟстатической ᅟработе:
- величиной ᅟподнимаемого ᅟи ᅟперемещаемого ᅟгруза ᅟвручную;
- количеством ᅟстереотипно ᅟповторяющихся ᅟдвижений;
- характером ᅟрабочей ᅟпозы;
- количеством ᅟглубоких ᅟнаклонов ᅟкорпуса;
- величиной ᅟстатической ᅟнагрузки. ᅟ
Методы ᅟизмерения ᅟфизической ᅟнагрузки, ᅟпоказатели ᅟфизической ᅟнагрузки ᅟ[29,с.56 ᅟ]:
- количество ᅟпотребляемого ᅟкислорода.
- теплоотдача ᅟтела.
Умственная ᅟнагрузка. ᅟВиды ᅟумственной ᅟнагрузки:
По ᅟхарактеру ᅟумственного ᅟтруда:
Исполнительская.
Операторская.
Операторский ᅟтруд ᅟсвязан ᅟс ᅟуправлением ᅟмашинами, ᅟоборудованием, ᅟтехнологическими ᅟпроцессами. ᅟОператором ᅟсчитают ᅟлюбого ᅟчеловека, ᅟработающего ᅟв ᅟсистеме ᅟ"человек ᅟ— ᅟмашина", ᅟв ᅟотличие ᅟот ᅟсистемы ᅟ"человек ᅟ— ᅟчеловек". ᅟУ ᅟоператоров ᅟпреобладают ᅟсенсорные ᅟрабочие ᅟнагрузки. ᅟДля ᅟоператорских ᅟпрофессий ᅟхарактерна ᅟвысокая ᅟнагрузка ᅟна ᅟзрительный ᅟанализатор, ᅟсвязанная ᅟс ᅟвосприятием ᅟмалых ᅟразмеров ᅟобъектов ᅟразличения, ᅟработа ᅟс ᅟоптическими ᅟприборами, ᅟвидеодисплейными ᅟтерминалами: ᅟчтение ᅟи ᅟредактирование ᅟбуквенной, ᅟцифровой ᅟи ᅟграфической ᅟинформации ᅟна ᅟэкране. ᅟНагрузка ᅟна ᅟслуховой ᅟанализатор ᅟзависит ᅟот ᅟразборчивости ᅟслов ᅟпри ᅟналичии ᅟслуховых ᅟпомех. ᅟНагрузка ᅟна ᅟголосовой ᅟаппарат ᅟхарактерна ᅟдля ᅟтаких ᅟоператорских ᅟпрофессий, ᅟкак ᅟтелефонисты, ᅟавиадиспетчеры. ᅟ[30,с.374 ᅟ]
Управленческая.
Управленческий ᅟтруд ᅟ(руководители ᅟпредприятий, ᅟучреждений, ᅟорганизаций). ᅟПрофессиографические ᅟособенности ᅟтрудовой ᅟдеятельности ᅟруководящих ᅟработников ᅟсвидетельствуют, ᅟчто ᅟв ᅟданной ᅟгруппе ᅟдоминируют ᅟфакторы, ᅟобусловленные ᅟчрезмерным ᅟростом ᅟобъема ᅟинформации, ᅟдефицитом ᅟвремени ᅟдля ᅟее ᅟпереработки, ᅟповышением ᅟматериальной ᅟзначимости ᅟи ᅟличной ᅟответственности ᅟза ᅟпринятие ᅟрешения. ᅟСовременному ᅟбизнесмену ᅟи ᅟруководителю ᅟнеобходима ᅟбольшая ᅟсовокупность ᅟразличных ᅟкачеств ᅟ(организаторских, ᅟделовых, ᅟличных), ᅟширокий ᅟкруг ᅟзнаний ᅟэкономики, ᅟуправления, ᅟтехники, ᅟпсихологии. ᅟЭта ᅟработа ᅟхарактеризуется ᅟнестандартными ᅟрешениями, ᅟнерегулярностью ᅟнагрузки, ᅟсложными ᅟмежличностными ᅟотношениями, ᅟпериодическим ᅟвозникновением ᅟконфликтных ᅟситуаций ᅟ[31,с.240 ᅟ].
Творческая.
Творческий ᅟтруд ᅟ— ᅟодна ᅟиз ᅟнаиболее ᅟсложных ᅟформ ᅟчеловеческой ᅟдеятельности; ᅟосуществляется ᅟна ᅟоснове ᅟмноголетней ᅟпредварительной ᅟподготовки, ᅟвысокой ᅟквалификации. ᅟК ᅟгруппе ᅟтворческого ᅟтруда ᅟотносятся ᅟконструкторы, ᅟнаучные ᅟработники, ᅟархитекторы, ᅟписатели, ᅟкомпозиторы, ᅟартисты, ᅟхудожники. ᅟДля ᅟтакой ᅟработы ᅟхарактерны ᅟинтеллектуальные ᅟнагрузки, ᅟпредусматривающие ᅟтворческую ᅟдеятельность, ᅟрешение ᅟсложных ᅟзадач ᅟпри ᅟотсутствии ᅟалгоритма, ᅟработу ᅟпо ᅟиндивидуальному ᅟплану ᅟпри ᅟненормированном ᅟрабочем ᅟдне. ᅟТворческая ᅟдеятельность ᅟпредусматривает ᅟиспользование ᅟзначительного ᅟобъема ᅟдолговременной ᅟи ᅟоперативной ᅟпамяти, ᅟвнимания, ᅟчто ᅟповышает ᅟстепень ᅟнервно-эмоционального ᅟнапряжения.
Оценка ᅟумственной ᅟнагрузки ᅟ- ᅟнапряженность ᅟтруда ᅟ(нагрузка ᅟна ᅟорганизм ᅟпри ᅟтруде, ᅟтребующую ᅟинтенсивной ᅟработы ᅟмозга ᅟпо ᅟполучению ᅟи ᅟанализу ᅟинформации).
Напряженность ᅟтруда ᅟопределяется ᅟналичием:
- интеллектуальных ᅟнагрузок ᅟ(содержание ᅟи ᅟхарактер ᅟработы),
- сенсорных ᅟнагрузок ᅟ(длительность ᅟсосредоточенного ᅟнаблюдения, ᅟплотность ᅟсигналов, ᅟвремя ᅟработы ᅟс ᅟоптическими ᅟприборами),
- эмоциональных ᅟнагрузок ᅟ(степень ᅟответственности ᅟза ᅟпринятое ᅟрешение),
- монотонных ᅟнагрузок,
- сменностью ᅟтруда.
Нормальная ᅟэффективность ᅟтруда ᅟ— ᅟтакая ᅟстепень ᅟнапряженности ᅟв ᅟпроцессе ᅟтруда, ᅟкоторая ᅟпри ᅟпроизводительном ᅟиспользовании ᅟвсего ᅟрабочего ᅟвремени, ᅟналичии ᅟтехники ᅟи ᅟвысокой ᅟинтенсивности ᅟтруда ᅟсопровождается ᅟзатратами ᅟфизической ᅟи ᅟнервной ᅟэнергии, ᅟне ᅟтолько ᅟне ᅟнаносящими ᅟущерба ᅟздоровью, ᅟно ᅟи ᅟобеспечивающими ᅟнормальное ᅟфункционирование ᅟвсех ᅟего ᅟорганов, ᅟвсестороннее ᅟиспользование ᅟи ᅟразвитие ᅟфизических ᅟи ᅟумственных ᅟспособностей ᅟработников ᅟ[32,с.188 ᅟ].
Наибольшая ᅟэффективность ᅟтруда ᅟдостигается ᅟне ᅟпри ᅟнепрерывной ᅟработе, ᅟа ᅟпри ᅟоптимальном ᅟчередовании ᅟпериодов ᅟработы ᅟи ᅟотдыха, ᅟкоторое ᅟустанавливается ᅟисходя ᅟиз ᅟизменений ᅟкривой ᅟработоспособности.
В ᅟзависимости ᅟот ᅟхарактера ᅟтрудовой ᅟдеятельности ᅟи ᅟглубины ᅟразвития ᅟутомления ᅟустанавливается ᅟдлительность ᅟи ᅟколичество ᅟперерывов ᅟна ᅟотдых. ᅟОбязательным ᅟявляется ᅟобеденный ᅟперерыв ᅟпродолжительностью ᅟот ᅟ30 ᅟмин ᅟдо ᅟ1 ᅟч. ᅟНаиболее ᅟправильным ᅟсчитается ᅟназначение ᅟобеденного ᅟперерыва ᅟв ᅟсередине ᅟрабочего ᅟдня. ᅟВ ᅟзависимости ᅟот ᅟизменения ᅟработоспособности ᅟчеловека ᅟв ᅟтечение ᅟрабочей ᅟсмены ᅟдолжны ᅟбыть ᅟкороткие ᅟрегламентированные ᅟперерывы ᅟ(5—15 ᅟмин) ᅟна ᅟотдых, ᅟкоторые ᅟспособствуют ᅟулучшению ᅟи ᅟвосстановлению ᅟфизиологических ᅟфункций, ᅟповышению ᅟработоспособности ᅟи ᅟросту ᅟпроизводительности ᅟтруда. ᅟПри ᅟработах, ᅟтребующих ᅟбольших ᅟфизических ᅟусилий, ᅟцелесообразно ᅟвведение ᅟболее ᅟредких, ᅟно ᅟдостаточно ᅟдлительных ᅟперерывов ᅟ(15— ᅟ20 ᅟмин). ᅟПри ᅟработах ᅟс ᅟбольшим ᅟнервным ᅟнапряжением ᅟнеобходимо ᅟвведение ᅟболее ᅟчастых, ᅟно ᅟкоротких ᅟперерывов ᅟ(5—10 ᅟмин) ᅟ3—4 ᅟраза ᅟв ᅟсмену, ᅟа ᅟпри ᅟмонотонных ᅟвидах ᅟдеятельности ᅟцелесообразно ᅟвведение ᅟкоротких ᅟ(5 ᅟмин) ᅟперерывов ᅟчерез ᅟкаждый ᅟчас ᅟработы.
Методы ᅟизмерения ᅟумственной ᅟнагрузки. ᅟКосвенные ᅟпоказатели ᅟумственной ᅟнагрузки ᅟ[33,с.125 ᅟ]:
- объем, ᅟустойчивость ᅟвнимания ᅟ(может ᅟбыть ᅟизмерено ᅟс ᅟпомощью ᅟпсиходиагностики, ᅟнапример, ᅟкорректурной ᅟпробы);
- время, ᅟнеобходимое ᅟдля ᅟрешения ᅟзадачи, ᅟуправления ᅟтехникой
- уровень ᅟнапряжения ᅟ(может ᅟбыть ᅟизмерено ᅟпсиходиагностически, ᅟнапример, ᅟс ᅟпомощью ᅟопросника ᅟнервно-психического ᅟнапряжения);
- эмоциональное ᅟсостояние ᅟ(может ᅟбыть ᅟизмерено ᅟс ᅟпомощью ᅟпсиходиагностики ᅟэмоциональных ᅟсостояний);
- субъективное ᅟмнение ᅟ(субъективные ᅟмнения ᅟмогут ᅟбыть ᅟсобраны ᅟлибо ᅟс ᅟпомощью ᅟоценочных ᅟшкал, ᅟлибо ᅟпосредством ᅟвопросников ᅟ(анкет) ᅟи/или ᅟинтервью).
Самый ᅟпростой ᅟспособ ᅟпоручения ᅟсубъективной ᅟоценки ᅟ— ᅟпопросить ᅟоператора ᅟназвать ᅟчисло ᅟна ᅟпроизвольной ᅟшкале, ᅟобычно ᅟот ᅟ1 ᅟдо ᅟ7 ᅟили ᅟот ᅟ1 ᅟдо ᅟ100. ᅟСловесное ᅟописание ᅟпривязывается ᅟк ᅟконцам ᅟшкалы ᅟв ᅟкачестве ᅟопорных ᅟточек. ᅟХотя ᅟточное ᅟзначение ᅟотдельного ᅟответа, ᅟнапример ᅟ46, ᅟнеясно, ᅟможно ᅟсравнить ᅟнаборы ᅟоценок. ᅟЛучшими ᅟоценками ᅟявляются ᅟте, ᅟкоторые ᅟполучены ᅟот ᅟквалифицированных ᅟрабочих ᅟнепосредственно ᅟв ᅟпроцессе ᅟих ᅟдеятельности, ᅟно ᅟесли ᅟэто ᅟзатруднительно, ᅟприемлемые ᅟоценки ᅟмогут ᅟбыть ᅟданы ᅟпо ᅟпамяти.
Объем ᅟвыполнения ᅟосновной ᅟи ᅟвторостепенной ᅟзадачи.
Операторам ᅟдается ᅟинструкция, ᅟв ᅟсоответствии ᅟс ᅟкоторой ᅟим ᅟследует ᅟуделять ᅟвнимание, ᅟпрежде ᅟвсего, ᅟосновной ᅟзадаче, ᅟа ᅟвторостепенную ᅟрешать ᅟтолько ᅟв ᅟтех ᅟслучаях, ᅟкогда ᅟэто ᅟникак ᅟне ᅟвлияет ᅟна ᅟих ᅟспособность ᅟвыполнения ᅟосновной. ᅟСнижение ᅟуспешности ᅟрешения ᅟвторостепенной ᅟзадачи ᅟинтерпретируется ᅟкак ᅟсвидетельство ᅟповышенной ᅟрабочей ᅟнагрузки, ᅟсоздаваемой ᅟосновной ᅟзадачей. ᅟТаким ᅟобразом, ᅟесли ᅟданная ᅟвторостепенная ᅟзадача ᅟможет ᅟбыть ᅟуспешно ᅟрешена ᅟв ᅟ80% ᅟслучаев ᅟсовместно ᅟс ᅟосновной ᅟзадачей ᅟА, ᅟно ᅟтолько ᅟв ᅟ50% ᅟслучаев ᅟс ᅟосновной ᅟзадачей ᅟБ, ᅟделается ᅟвывод, ᅟчто ᅟзадача ᅟБ ᅟсоздает ᅟбольшую ᅟрабочую ᅟнагрузку.