Файл: Международные финансы. Международный валютный фонд: цели, функции, особенности..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 159

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЛКЛ разработана для удовлетворения особых потребностей платежного баланса (потенциальных, умеренных и краткосрочных), которые отражаются в давлении на счет операций под воздействием внешних шоков.

Страна, которая подаст заявку на ЛКЛ, сигнализирует рынкам, что МВФ подтверждает высокую надежность ее основ политики и институтов. Это, в свою очередь, может понизить для нее стоимость заимствований и обеспечить необходимую поддержку в период нестабильности. ЛКЛ также может способствовать снижению будущей потребности в финансировании, помогая странам решить небольшие проблемы с ликвидностью прежде, чем они перерастут с более серьезные проблемы.

По оценкам, текущий совокупный спрос на ЛКЛ со стороны ряда стран может составить до 50 млрд долларов США, что является гораздо более скромной долей мощностей МВФ в размере 1 трлн долларов США, которые понадобились бы в противном случае, если бы той же группе стран пришлось воспользоваться поддерживаемыми МВФ программами. Когда много стран испытывают острую потребность в финансировании, решение проблемы на раннем этапе может снизить будущие потребности и сократить негативные последствия для других стран. [5]

ЛКЛ обладает инновационными элементами, в частности возобновляемым доступом, который позволяет неоднократно осуществлять заимствования и выплаты в течение 12 месяцев ее действия. Данный механизм работает не как традиционный кредит, но его, в некотором отношении, можно сравнить с кредитной картой, денежные средства по которой могут заимствоваться и восполняться в рамках определенного лимита.

ЛКЛ также является возобновляемой, в том смысле, что последующие договоренности возможны до тех пор, пока государства-члены удовлетворяют установленным требованиям и имеют особые потребности платежного баланса. Все эти особенности могут оказаться бесценны для государств-членов, которые пытаются справиться с кризисом и сориентироваться в условиях высокой неопределенности грядущего периода восстановления.

ЛКЛ имеет уникальную структуру комиссионного сбора, который поддерживает ее возобновляемый характер, — 8 базисных пунктов, то есть 800 000 долларов США за кредитную линию в размере 1 млрд долларов США. Для сравнения, если государство-член, отвечающее установленным критериям, имеет государственный долг в размере 20 млрд долларов США и может снизить стоимость заимствований всего на 1 базисный пункт, получив ЛКЛ, оно сможет сэкономить 2 млн долларов США, а эти 2 млн долларов США в условиях текущего кризиса могут более эффективно использоваться на удовлетворение насущных потребностей системы здравоохранения и социальной защиты, чем на обслуживание долга.


Создание ЛКЛ демонстрирует приверженность МВФ поддержке его членов, у которых не всегда есть доступ к другим линиям поддержки ликвидности, дополнению реформ МВФ по расширению набора инструментов экстренного финансирования и облегчению бремени задолженности беднейших государств-членов. Во многих отношениях ЛКЛ также четко демонстрирует стремление государств-членов МВФ забыть о различиях и объединиться в этот период кризиса. Хотя ЛКЛ разрабатывалась много лет, Исполнительный совет МВФ смог объединиться вокруг одного предложения и утвердил этот механизм в считанные дни. Именно такие решительные действия необходимы для удовлетворения потребностей больших и малых стран в период борьбы с экономическими последствиями пандемии Covid-19.

Международный валютный фонд (МВФ) одобрил пакет чрезвычайной помощи для 28 беднейших стран мира, чтобы помочь им облегчить задолженность и справиться с экономическими последствиями пандемии коронавируса.

Чрезвычайная помощь призвана помочь странам покрыть свои долги перед МВФ в течение следующих шести месяцев и «высвободить скудные финансовые ресурсы для жизненно важных неотложных медицинских и других мер по оказанию помощи» во время пандемии.

28 стран, которые получат второй транш финансовой помощи, — это Афганистан, Бенин, Буркина-Фасо, Бурунди, Гаити, Гамбия, Гвинея, Гвинея-Бисау, Демократическая Республика Конго, Джибути, Йемен, Коморские острова, Либерия, Мадагаскар, Малави, Мозамбик, Непал, Нигер, Руанда, Сан-Томе и Принсипи, Сьерра-Леоне, Таджикистан, Танзания, Того, Центральноафриканская Республика, Чад и Эфиопия. Аналогичные меры были приняты в середине апреля, тогда помощь МВФ получили 25 стран.

Мали также имеет право на получение помощи, но пока не была включена в этот список, поскольку «отсутствует ясность относительно того, признает ли международное сообщество нынешний военный режим в качестве правительства Мали», говорится в сообщении МВФ.

Облегчение долгового бремени осуществляется через Фонд сдерживания катастроф и оказания чрезвычайной помощи, который позволяет МВФ предоставлять гранты беднейшим и наиболее уязвимым странам, пострадавшим от стихийного бедствия или кризиса общественного здравоохранения. При условии наличия достаточных ресурсов в рамках фонда гранты могут быть предоставлены на двухлетний период до середины апреля 2022 года на общую сумму, по оценкам МВФ, 959 млн долларов США.

В апреле 2020 года МВФ повысил доступ к своим ресурсам для стран-членов с 50% до 100%. Кумулятивный доступ был повышен до 150% квоты. Такая мера была рассчитана на полгода.


Сотрудничая в разнообразных областях, Международный валютный фонд и Всемирный банк, помогают государствам сократить бедность, облегчая долговое бремя. Два раза в год, организациями проводится совместное совещание.

МВФ содействует по трём векторам: сотрудничество с Национальным банком и Правительством по вопросам программ в сфере национальной экономики, упирая на налоговую и кредитно-денежную и торговую политику; предоставление ресурсов в виде займов и кредитов; экспертная и техническая помощь.

Только в 2020 году официальные кредиторы, объединив усилия, привлекли на помощь Африке до 57 млрд долл. США, в том числе более чем по 18 млрд долл. США из средств МВФ и Всемирного банка. Эти средства предназначаются для предоставления первичных медицинских услуг населению, помощи бедным и уязвимым и поддержки экономики, сталкивающейся с самым серьезным с 1930-х годов глобальным экономическим спадом. Это – хорошее начало, однако для борьбы с COVID-19 на континенте в 2020 году потребуется примерно 114 млрд долл. США, т.е., дефицит составит около 44 млрд долл. США.

Группа Всемирного банка и МВФ предложили в рамках борьбы с пандемией целый ряд вариантов финансирования и политических механизмов, многие из которых африканские страны планируют осуществить для преодоления средне- и долгосрочных последствий кризиса. К числу этих мер относится и продолжение финансирования из средств официальных кредиторов и кредиторов, представляющих частный сектор.

Исключительно важной задачей для стран Африки станет также налаживание совместных действий, особенно медико-санитарных мер реагирования, а также ограничения сбоев в торговле, чтобы добиться большей свободы поставок медицинских и продовольственных товаров. Поскольку множество африканцев занято в неофициальном секторе – только в странах Африки к югу от Сахары они составляют 89 процентов всех работающих, – странам необходимо немедленно принять меры по расширению программ социальной защиты и по поддержке работников и малого бизнеса. Следует позаботиться и о бесперебойном предоставлении государственных услуг в течение всего кризиса.

Линия краткосрочной поддержки ликвидности разработана для поддержки ликвидности государств-членов с надежными основами политики и основными экономическими показателями, которые потенциально могут испытывать умеренную краткосрочную потребность в ликвидности вследствие внешних шоков, которые создают проблемы платежного баланса. Данная линия поддержки ликвидности дополняет инструменты кредитования МВФ и другие элементы глобальной системы финансовой безопасности.


ЛКЛ была создана как специальный механизм Счета общих ресурсов (ГРА) МВФ. Она предназначена для оказания поддержки ликвидности и имеет ряд инновационных элементов, включая автоматически возобновляемый доступ:

ЛКЛ разработана для покрытия потенциальных умеренных краткосрочных потребностей в финансировании платежного баланса (ПБ) , связанных с давлением на счет операций с капиталом, которое может часто возникать под воздействием внешнеэкономической ситуации (а не внутренних шоков). Доступ ограничен 145 процентами от квоты (стандартный годовой лимит доступа).

Отдельные договоренности ЛКЛ будут одобряться на 12-месячный период с возможностью утверждения последующих договоренностей на период, в течение которого государства-члены удовлетворяют требованиям и имеют особые потребности ПБ. ЛКЛ предусматривает возобновляемый доступ, который допускает повторную покупку и выкуп (всей суммы или ее части) в рамках отдельных договоренностей ЛКЛ и между ними. Выкупы восстанавливают право государства-члена на покупку средств в пределах максимально утвержденного уровня доступа. ЛКЛ имеет особую структуру сборов, которая включает в себя невозмещаемый сбор за обязательство в размере 8 базисных пунктов (б.п.) и комиссионный сбор в размере 21 б.п. ЛКЛ дешевле, чем гибкая кредитная линия (ГКЛ) при том же уровне доступа, в случае использования исключительно в превентивных целях.

Если государство-член использует средства ЛКЛ, применяются обычные сборы и дополнительные сборы, основанные на объеме заимствования. Если государство-член воспользуется этим механизмом дважды (повторное использование предусмотрено с учетом характера шока, для противодействия которому разработана ЛКЛ), издержки будут сопоставимы с затратами на использование ГКЛ с аналогичным уровнем доступа.

Также обеспечивается снижение затрат по отношению к использованию резервов и возможные выгоды от снижения доходности государственных долговых обязательств на фоне положительного сигнала об устойчивости экономической политики. [25]

Как и в случае с ГКЛ, предоставление ЛКЛ не требует ретроспективного соблюдения условий и проведения обзоров.

Совет утверждает предложение «оферты». Предложение подлежит «принятию» органами государственной власти в виде письменного сообщения в течение двух недель.

Данное письменное сообщение может быть подписано только центральным банком при соблюдении определенных требований. Поскольку предполагается, что потребности ПБ имеют ограниченный масштаб и требуют только тонкой настройки мер политики, центральный банк обычно является ведомством, которое контролирует соответствующие рычаги политики (такие как корректировка обменного курса, валютные интервенции и/или изменения процентных ставок).


ЛКЛ предназначена для государств-членов с очень надежными основными экономическими показателями и основами политики, с теми же квалификационными критериями, что и в случае ГКЛ . Основные квалификационные критерии требуют оценки того, что государство-член (а) имеет очень прочные основные экономические показатели и институциональные основы политики, (б) проводит очень надежную политику (и демонстрирует приверженность таким мерам политики в течение продолжительного периода) и (в) намерено следовать таким мерам политики и в будущем. (Более подробная информация представлена в Методологической записке по операционным вопросам ГКЛ).

Таблица 1

Сравнение основных характеристик ЛКЛ и ГКЛ

Применение тех же квалификационных критериев, что и для ГКЛ, будет (при условии соблюдения особых требований к потребности ПБ) способствовать переходу от ГКЛ к ЛКЛ (и наоборот, при необходимости и наличии оснований). (Сравнение ЛКЛ и ГКЛ представлено в таблице 1, основные характеристики ЛКЛ представлены в документах Adequacy of the Global Financial Safety Net--Review of the Flexible Credit Line and Precautionary and Liquidity Line, and Proposals for Toolkit Reform и IMF COVID–19 Response—A New Short-Term Liquidity Line to Enhance the Adequacy of the Global Financial Safety Net).

ЛКЛ

Линия краткосрочной поддержки ликвидности

ГКЛ

Гибкая кредитная линия

Механизм

Специальный механизм

Кредитные транши

Цель

Предоставить аналогичную своп-линиям поддержку ликвидности государствам-членам с самыми надежными показателями для удовлетворения особых потребностей в финансировании ПБ

Позволить государствам-членам с самыми надежными показателями удовлетворять любые типы потребностей в финансировании ПБ

Потребность ПБ

Потенциальные умеренные краткосрочные трудности финансирования ПБ, которые отражаются в давлении на счет операций с капиталом и резервы государства-члена в результате волатильности на международных рынках капитала

Любые

Квалификация

На основании оценки:

  • Очень надежных основных экономических показателей и институциональных основ политики
  • Очень надежных мер политики в прошлом и настоящем, а также приверженности к их поддержанию

Период выкупа

12 месяцев

3¼–5 лет

Доступ

До 145 процентов квоты; возобновляемый доступ

Неограниченный доступ

Длительность механизма

12 месяцев

1 или 2 года

Сборы и комиссии

Применяется особая структура комиссионного сбора:

  • Невозвратная комиссия за предоставление линии (8 б.п.)
  • Комиссионный сбор (21 б.п.)
  • Стандартная ставка сборов
  • Стандартный график дополнительных сборов, основанных на объеме заимствования. ЛКЛ на учитывается при определении размера дополнительных сборов, основанных на сроках заимствования

Обычные сборы и комиссии, применяемые для кредитных траншей:

  • Стандартный график для сбора за обязательство, которые возмещаются в случае использования средств (15 б.п. до 115 процентов от квоты, 30 б.п. от 115 до 575 процентов и 60 б.п. свыше 575 процентов)
  • Стандартный комиссионный сбор (50 б.п.)
  • Стандартная ставка сборов
  • Стандартная шкала дополнительных сборов

Активация

Совет утверждает «предложение оферты», механизм вступает в силу после подтверждения Фондом получения подписанного письменного сообщения от государства-члена, в том числе согласия на условия «оферты» и обязательств относительно мер политики; проведения предварительного неформального совещания Совета не требуется

После утверждения Советом запроса о предоставлении механизма; требуется проведение предварительного неформального совещания Совета

Подписант

Ввиду более ограниченных ожидаемых корректировок (при необходимости), в отдельных случаях возможно подписание письменного сообщения только центральным банком

Письменное сообщение обычно подписывают центральный банк и правительство, учитывая широкий характер потребностей ПБ, которые могут быть удовлетворены с помощью ГКЛ.

Фактические условия

Нет

Нет

Обзоры

Нет

Ежегодный обзор в целях оценки соответствия критериям двухлетних договоренностей

Последующие договоренности

Без ограничений, после оценки Советом сохраняющегося соответствия критериям и при наличии особой потенциальной потребности ПБ

Ожидается выход из договоренности при снижении глобального риска