Файл: Международные финансы. Международный валютный фонд: цели, функции, особенности..pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 159
Скачиваний: 2
ЛКЛ разработана для удовлетворения особых потребностей платежного баланса (потенциальных, умеренных и краткосрочных), которые отражаются в давлении на счет операций под воздействием внешних шоков.
Страна, которая подаст заявку на ЛКЛ, сигнализирует рынкам, что МВФ подтверждает высокую надежность ее основ политики и институтов. Это, в свою очередь, может понизить для нее стоимость заимствований и обеспечить необходимую поддержку в период нестабильности. ЛКЛ также может способствовать снижению будущей потребности в финансировании, помогая странам решить небольшие проблемы с ликвидностью прежде, чем они перерастут с более серьезные проблемы.
По оценкам, текущий совокупный спрос на ЛКЛ со стороны ряда стран может составить до 50 млрд долларов США, что является гораздо более скромной долей мощностей МВФ в размере 1 трлн долларов США, которые понадобились бы в противном случае, если бы той же группе стран пришлось воспользоваться поддерживаемыми МВФ программами. Когда много стран испытывают острую потребность в финансировании, решение проблемы на раннем этапе может снизить будущие потребности и сократить негативные последствия для других стран. [5]
ЛКЛ обладает инновационными элементами, в частности возобновляемым доступом, который позволяет неоднократно осуществлять заимствования и выплаты в течение 12 месяцев ее действия. Данный механизм работает не как традиционный кредит, но его, в некотором отношении, можно сравнить с кредитной картой, денежные средства по которой могут заимствоваться и восполняться в рамках определенного лимита.
ЛКЛ также является возобновляемой, в том смысле, что последующие договоренности возможны до тех пор, пока государства-члены удовлетворяют установленным требованиям и имеют особые потребности платежного баланса. Все эти особенности могут оказаться бесценны для государств-членов, которые пытаются справиться с кризисом и сориентироваться в условиях высокой неопределенности грядущего периода восстановления.
ЛКЛ имеет уникальную структуру комиссионного сбора, который поддерживает ее возобновляемый характер, — 8 базисных пунктов, то есть 800 000 долларов США за кредитную линию в размере 1 млрд долларов США. Для сравнения, если государство-член, отвечающее установленным критериям, имеет государственный долг в размере 20 млрд долларов США и может снизить стоимость заимствований всего на 1 базисный пункт, получив ЛКЛ, оно сможет сэкономить 2 млн долларов США, а эти 2 млн долларов США в условиях текущего кризиса могут более эффективно использоваться на удовлетворение насущных потребностей системы здравоохранения и социальной защиты, чем на обслуживание долга.
Создание ЛКЛ демонстрирует приверженность МВФ поддержке его членов, у которых не всегда есть доступ к другим линиям поддержки ликвидности, дополнению реформ МВФ по расширению набора инструментов экстренного финансирования и облегчению бремени задолженности беднейших государств-членов. Во многих отношениях ЛКЛ также четко демонстрирует стремление государств-членов МВФ забыть о различиях и объединиться в этот период кризиса. Хотя ЛКЛ разрабатывалась много лет, Исполнительный совет МВФ смог объединиться вокруг одного предложения и утвердил этот механизм в считанные дни. Именно такие решительные действия необходимы для удовлетворения потребностей больших и малых стран в период борьбы с экономическими последствиями пандемии Covid-19.
Международный валютный фонд (МВФ) одобрил пакет чрезвычайной помощи для 28 беднейших стран мира, чтобы помочь им облегчить задолженность и справиться с экономическими последствиями пандемии коронавируса.
Чрезвычайная помощь призвана помочь странам покрыть свои долги перед МВФ в течение следующих шести месяцев и «высвободить скудные финансовые ресурсы для жизненно важных неотложных медицинских и других мер по оказанию помощи» во время пандемии.
28 стран, которые получат второй транш финансовой помощи, — это Афганистан, Бенин, Буркина-Фасо, Бурунди, Гаити, Гамбия, Гвинея, Гвинея-Бисау, Демократическая Республика Конго, Джибути, Йемен, Коморские острова, Либерия, Мадагаскар, Малави, Мозамбик, Непал, Нигер, Руанда, Сан-Томе и Принсипи, Сьерра-Леоне, Таджикистан, Танзания, Того, Центральноафриканская Республика, Чад и Эфиопия. Аналогичные меры были приняты в середине апреля, тогда помощь МВФ получили 25 стран.
Мали также имеет право на получение помощи, но пока не была включена в этот список, поскольку «отсутствует ясность относительно того, признает ли международное сообщество нынешний военный режим в качестве правительства Мали», говорится в сообщении МВФ.
Облегчение долгового бремени осуществляется через Фонд сдерживания катастроф и оказания чрезвычайной помощи, который позволяет МВФ предоставлять гранты беднейшим и наиболее уязвимым странам, пострадавшим от стихийного бедствия или кризиса общественного здравоохранения. При условии наличия достаточных ресурсов в рамках фонда гранты могут быть предоставлены на двухлетний период до середины апреля 2022 года на общую сумму, по оценкам МВФ, 959 млн долларов США.
В апреле 2020 года МВФ повысил доступ к своим ресурсам для стран-членов с 50% до 100%. Кумулятивный доступ был повышен до 150% квоты. Такая мера была рассчитана на полгода.
Сотрудничая в разнообразных областях, Международный валютный фонд и Всемирный банк, помогают государствам сократить бедность, облегчая долговое бремя. Два раза в год, организациями проводится совместное совещание.
МВФ содействует по трём векторам: сотрудничество с Национальным банком и Правительством по вопросам программ в сфере национальной экономики, упирая на налоговую и кредитно-денежную и торговую политику; предоставление ресурсов в виде займов и кредитов; экспертная и техническая помощь.
Только в 2020 году официальные кредиторы, объединив усилия, привлекли на помощь Африке до 57 млрд долл. США, в том числе более чем по 18 млрд долл. США из средств МВФ и Всемирного банка. Эти средства предназначаются для предоставления первичных медицинских услуг населению, помощи бедным и уязвимым и поддержки экономики, сталкивающейся с самым серьезным с 1930-х годов глобальным экономическим спадом. Это – хорошее начало, однако для борьбы с COVID-19 на континенте в 2020 году потребуется примерно 114 млрд долл. США, т.е., дефицит составит около 44 млрд долл. США.
Группа Всемирного банка и МВФ предложили в рамках борьбы с пандемией целый ряд вариантов финансирования и политических механизмов, многие из которых африканские страны планируют осуществить для преодоления средне- и долгосрочных последствий кризиса. К числу этих мер относится и продолжение финансирования из средств официальных кредиторов и кредиторов, представляющих частный сектор.
Исключительно важной задачей для стран Африки станет также налаживание совместных действий, особенно медико-санитарных мер реагирования, а также ограничения сбоев в торговле, чтобы добиться большей свободы поставок медицинских и продовольственных товаров. Поскольку множество африканцев занято в неофициальном секторе – только в странах Африки к югу от Сахары они составляют 89 процентов всех работающих, – странам необходимо немедленно принять меры по расширению программ социальной защиты и по поддержке работников и малого бизнеса. Следует позаботиться и о бесперебойном предоставлении государственных услуг в течение всего кризиса.
Линия краткосрочной поддержки ликвидности разработана для поддержки ликвидности государств-членов с надежными основами политики и основными экономическими показателями, которые потенциально могут испытывать умеренную краткосрочную потребность в ликвидности вследствие внешних шоков, которые создают проблемы платежного баланса. Данная линия поддержки ликвидности дополняет инструменты кредитования МВФ и другие элементы глобальной системы финансовой безопасности.
ЛКЛ была создана как специальный механизм Счета общих ресурсов (ГРА) МВФ. Она предназначена для оказания поддержки ликвидности и имеет ряд инновационных элементов, включая автоматически возобновляемый доступ:
ЛКЛ разработана для покрытия потенциальных умеренных краткосрочных потребностей в финансировании платежного баланса (ПБ) , связанных с давлением на счет операций с капиталом, которое может часто возникать под воздействием внешнеэкономической ситуации (а не внутренних шоков). Доступ ограничен 145 процентами от квоты (стандартный годовой лимит доступа).
Отдельные договоренности ЛКЛ будут одобряться на 12-месячный период с возможностью утверждения последующих договоренностей на период, в течение которого государства-члены удовлетворяют требованиям и имеют особые потребности ПБ. ЛКЛ предусматривает возобновляемый доступ, который допускает повторную покупку и выкуп (всей суммы или ее части) в рамках отдельных договоренностей ЛКЛ и между ними. Выкупы восстанавливают право государства-члена на покупку средств в пределах максимально утвержденного уровня доступа. ЛКЛ имеет особую структуру сборов, которая включает в себя невозмещаемый сбор за обязательство в размере 8 базисных пунктов (б.п.) и комиссионный сбор в размере 21 б.п. ЛКЛ дешевле, чем гибкая кредитная линия (ГКЛ) при том же уровне доступа, в случае использования исключительно в превентивных целях.
Если государство-член использует средства ЛКЛ, применяются обычные сборы и дополнительные сборы, основанные на объеме заимствования. Если государство-член воспользуется этим механизмом дважды (повторное использование предусмотрено с учетом характера шока, для противодействия которому разработана ЛКЛ), издержки будут сопоставимы с затратами на использование ГКЛ с аналогичным уровнем доступа.
Также обеспечивается снижение затрат по отношению к использованию резервов и возможные выгоды от снижения доходности государственных долговых обязательств на фоне положительного сигнала об устойчивости экономической политики. [25]
Как и в случае с ГКЛ, предоставление ЛКЛ не требует ретроспективного соблюдения условий и проведения обзоров.
Совет утверждает предложение «оферты». Предложение подлежит «принятию» органами государственной власти в виде письменного сообщения в течение двух недель.
Данное письменное сообщение может быть подписано только центральным банком при соблюдении определенных требований. Поскольку предполагается, что потребности ПБ имеют ограниченный масштаб и требуют только тонкой настройки мер политики, центральный банк обычно является ведомством, которое контролирует соответствующие рычаги политики (такие как корректировка обменного курса, валютные интервенции и/или изменения процентных ставок).
ЛКЛ предназначена для государств-членов с очень надежными основными экономическими показателями и основами политики, с теми же квалификационными критериями, что и в случае ГКЛ . Основные квалификационные критерии требуют оценки того, что государство-член (а) имеет очень прочные основные экономические показатели и институциональные основы политики, (б) проводит очень надежную политику (и демонстрирует приверженность таким мерам политики в течение продолжительного периода) и (в) намерено следовать таким мерам политики и в будущем. (Более подробная информация представлена в Методологической записке по операционным вопросам ГКЛ).
Таблица 1
Сравнение основных характеристик ЛКЛ и ГКЛ
Применение тех же квалификационных критериев, что и для ГКЛ, будет (при условии соблюдения особых требований к потребности ПБ) способствовать переходу от ГКЛ к ЛКЛ (и наоборот, при необходимости и наличии оснований). (Сравнение ЛКЛ и ГКЛ представлено в таблице 1, основные характеристики ЛКЛ представлены в документах Adequacy of the Global Financial Safety Net--Review of the Flexible Credit Line and Precautionary and Liquidity Line, and Proposals for Toolkit Reform и IMF COVID–19 Response—A New Short-Term Liquidity Line to Enhance the Adequacy of the Global Financial Safety Net). |
ЛКЛ Линия краткосрочной поддержки ликвидности |
ГКЛ Гибкая кредитная линия |
Механизм |
Специальный механизм |
Кредитные транши |
Цель |
Предоставить аналогичную своп-линиям поддержку ликвидности государствам-членам с самыми надежными показателями для удовлетворения особых потребностей в финансировании ПБ |
Позволить государствам-членам с самыми надежными показателями удовлетворять любые типы потребностей в финансировании ПБ |
Потребность ПБ |
Потенциальные умеренные краткосрочные трудности финансирования ПБ, которые отражаются в давлении на счет операций с капиталом и резервы государства-члена в результате волатильности на международных рынках капитала |
Любые |
Квалификация |
На основании оценки:
|
|
Период выкупа |
12 месяцев |
3¼–5 лет |
Доступ |
До 145 процентов квоты; возобновляемый доступ |
Неограниченный доступ |
Длительность механизма |
12 месяцев |
1 или 2 года |
Сборы и комиссии |
Применяется особая структура комиссионного сбора:
|
Обычные сборы и комиссии, применяемые для кредитных траншей:
|
Активация |
Совет утверждает «предложение оферты», механизм вступает в силу после подтверждения Фондом получения подписанного письменного сообщения от государства-члена, в том числе согласия на условия «оферты» и обязательств относительно мер политики; проведения предварительного неформального совещания Совета не требуется |
После утверждения Советом запроса о предоставлении механизма; требуется проведение предварительного неформального совещания Совета |
Подписант |
Ввиду более ограниченных ожидаемых корректировок (при необходимости), в отдельных случаях возможно подписание письменного сообщения только центральным банком |
Письменное сообщение обычно подписывают центральный банк и правительство, учитывая широкий характер потребностей ПБ, которые могут быть удовлетворены с помощью ГКЛ. |
Фактические условия |
Нет |
Нет |
Обзоры |
Нет |
Ежегодный обзор в целях оценки соответствия критериям двухлетних договоренностей |
Последующие договоренности |
Без ограничений, после оценки Советом сохраняющегося соответствия критериям и при наличии особой потенциальной потребности ПБ |
Ожидается выход из договоренности при снижении глобального риска |