Файл: Международные финансы. Международный валютный фонд: цели, функции, особенности..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 151

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Безусловно, органам государственного управления также необходимо регулировать риски, связанные с финансовыми технологиями. Необходимы реформы для содействия конкуренции, усиления защиты потребителей и борьбы с отмыванием денег. Для уменьшения неравенства и содействия росту принципиально важно будет найти правильный баланс. [10]

Наше исследование показывает, что расширение доступа к финансам и технологиям связано с более высокой мобильностью доходов между поколениями. И по нашим оценкам, в долгосрочной перспективе разница в темпах роста ВВП между странами с широким охватом финансовыми услугами и сопоставимыми странами, где этот охват является более узким, составляет от двух до трех процентных пунктов ВВП.

Во всех этих областях МВФ работает с Всемирным банком и многими другими партнерами, чтобы поддержать страны в это кризисное время. Мы твердо привержены задаче помощи уязвимым группам за счет наших практических мер технической помощи, рекомендаций по экономической политике и кредитных программ. При этом мы теперь уделяем больше внимания вопросам социальных расходов, в том числе системам защиты, здравоохранению и образованию.

По мере своего продвижения вперед всем органам государственного управления необходимо готовиться к тому, чтобы добиваться более всеохватывающего подъема. Это означает, что следует предпринимать надлежащие меры, особенно в сфере бюджетных стимулов, образования и финансовых технологий. И это означает — делиться идеями, учиться друг у друга и способствовать большему чувству солидарности.

Если выделить один урок, который мы вынесли из этого кризиса, он заключается в том, что наше общество настолько прочно, насколько прочным является положение самого слабого из его членов. Это должно стать нашим ориентиром в работе над созданием более стойкого мира после пандемии.

В совместной работе в условиях нехватки времени и ограниченных ресурсов важно сосредоточиться на правильно выбранных приоритетах, чтобы сохранить жизни людей и их средства к существованию

    1. Взаимоотношения России и МВФ

Миру необходимо сохранение универсальной роли ВТО как основополагающей торговой структуры. Но ему также необходимо реформирование Международного валютного фонда (МВФ), чем совместно могли бы заняться Россия, Индия и Китай. В более широком плане сотрудничество в формате трех стран "могло бы стать примером для создания современного справедливого многополярного мироустройства, отрицающего протекционизм, политику односторонних действий и нелегитимных санкций". Согласование в формате тройки РИК подходов по наиболее значимым вопросам деятельности ключевых международных организаций, таких как ООН, БРИКС, ШОС и G20, приносит хорошую отдачу. Как представляется, государства могли бы, например, совместно выступить в пользу укрепления авторитета Всемирной торговой организации и сохранения ее роли в качестве универсальной структуры, занимающейся регулированием международной торговли. Другая важная задача - вместе поддержать усилия по реформированию Международного валютного фонда.


Перед мировой экономикой стоят в последнее время сильные вызовы, связанные с тенденциями автаркизма, превалирования интересов защиты собственных рынков, протекционизма. Это проявляется в «торговых войнах» США, Китая и ЕС, в противостоянии в торговых отношениях США с Мексикой и Канадой, в "Брекзите" и пр. Такие явления замедляют развитие всей мировой экономики, создают стрессовые условия и угрозы полномасштабных кризисов.

Для преодоления данных опасностей и должны использоваться механизмы наднациональных, международных экономических организаций — таких как МВФ и ВТО. Совершенствование их деятельности, с одной стороны, исключительно важно для стран РИК — России, Индии, Китая, считает аналитик. Они являются во многом зависимыми от уровня свободы торговли, экспорта, которые призвана контролировать ВТО, от рационального и эффективного распределения финансирования в рамках МВФ, причём не только для данных стран. [6]

С другой стороны, именно государства РИК с их огромным населением, территориями, ролью в мировом спросе и предложении сырья и продукции, могли бы стать действенным фактором влияния через ВТО и МВФ на процессы координации финансовых и торговых условий в мире. Например, Китай явно страдает от односторонних пошлин на ввоз товаров в США, по экономике нашей страны бьют антироссийские санкции. Эта практика противоречит не только духу ВТО, но и зачастую чётким положениям закреплённых в её рамках соглашений против ограничений в перетоках товаров. Для РИК, помимо торговых условий, важны и финансовые факторы, на которые может влиять МВФ - движение капиталов, процентные ставки, условия кредитования в зависимости от уровня развития экономики.

В рамках разобщённости действия и преследования узких национальных интересов отдельных стран, ВТО и МВФ не всегда, как показывает практика, способны противопоставить действенные меры, они ограничены в реальной эффективности и выполняемости. Поэтому и появляется внутри стран РИК идея о воздействии на реализацию задач международных организаций с использованием роли и рыночного авторитета России, Индии, Китая.

МВФ возник в 1945 году как некое решение послевоенных экономических проблем, он был нужен для поддержания созданной Бреттон-Вудской системы валютных курсов. Таким образом, с момента его создания прошло 75 лет, и президент справедливо намекает, что можно было бы пересмотреть результаты его работы.

Во-первых, все решения в МВФ принимаются большинством – 85% голосов, но при этом примерно 17% голосов принадлежат США, то есть эта страна обладает правом наложить вето на любые инициативы. Можно сказать, что США управляют повесткой МВФ, а это очень сильно нарушает принцип многополярности, о котором говорит президент. Для сравнения, у России всего 2,7% голосов, а степень влияния на мировую политическую повестку несравнимо выше.


ЕС часто поддерживают США, и фактически эти два региона подавляют все остальные, указывает эксперт. Если вы не договорились с ЕС и США, то вы не можете рассчитывать на успех свой инициативы вообще, хотя существует, например, альянс РИК — Россия, Индия, Китай, который представляет существенную часть населения планеты, не менее значимую, чем США и ЕС. Поэтому самое главное в потенциальной реформе — это обеспечить более справедливое распределение голосов в МВФ. [13]

Кстати, об эффективности: Россия занимала деньги у МВФ с 1992 по 1998 год, в общей сложности 32 млрд долларов. Но это не помогло побороть инфляцию или предотвратить дефолт 1998 года, а может, даже наоборот, ускорило эти явления. Схожие процессы происходят и происходили и в других странах, политика распределения кредитов МВФ приводит, как правило, к зависимости страны от кредитов и к параличу политической воли. Украина до сих пор пытается развиваться с помощью кредитов МВФ, это даже вызывает протест на уровне общества.

В заключение отметим, за последние несколько лет структура международного сотрудничества, созданная после Второй мировой войны, обветшала, как никогда, и во всем мире экономические националисты отдаляют правительства все дальше друг от друга. Националистические ответы на нынешние общие вызовы не только нанесут коллективный ущерб, но и оставят в наследство повышенное недоверие членов общества друг к другу, отмечают они.

Потери социального капитала (доверие людей друг к другу и к социальным институтам, государству) будут не менее серьезными, чем потери экономические. Люди будут пересчитывать оставшихся надежных партнеров, пересматривать отношения друг с другом, к компаниям, к учреждениям, считает он.

В свою очередь, продуктивные и скоординированные действия стран G20 принесут быстрые результаты в виде спасения жизней и восстановления рабочих мест, а также продемонстрируют мощь глобального сотрудничества.

Пандемический кризис сильнее всего бьет по здоровью населения и человеческому капиталу, а ведь именно он самый важный для восстановления экономики ресурс. Огромное значение сейчас приобретают любая взаимопомощь и ощущение, что страны не один на один со своими проблемами.

Но есть проблема во взаимном недоверии между странами, которое развивалось еще до кризиса. Вернуть доверие – значит отказаться от торговых войн и запрета на экспорт отдельных медицинских товаров (он, например, был введен в начале пандемии в Евросоюзе), обмениваться знаниями и разработками в развитии здравоохранения и лечении COVID-19.


Участники G20 уже принимают многие меры внутри своих стран, например выделяют финансовую помощь, но, для того чтобы избежать глобального экономического коллапса и спасти жизни людей, этого недостаточно. Государства в сумме выделяют для помощи экономике $8 трлн (без учета помощи от центральных банков). Это порядка 10% глобального ВВП. Но помощь распределяется неравномерно – согласно данным МВФ, около 60 стран с суммарным населением более 2 млрд человек не смогли найти даже нескольких миллиардов долларов для дополнительных расходов бюджета. В России, по подсчетам The Bell, людям и бизнесу государство выделило 3 трлн руб. ($42,3 млрд по курсу на 21 мая), или 2,6% ВВП. Для быстрого восстановления необходима одновременная поддержка спроса в разных странах.

Однако у компаний не так много возможностей кооперироваться, но примеры есть. Так, некоторые малые предприятия объединяются для «борьбы за жизнь» и формируют площадки по сбору средств, другие – объединяют усилия, например организуя общую доставку сопутствующих товаров и т. п. Кооперация помогает распределить издержки, экономить на расходах и обмениваться клиентской базой, а также перенастроить производство на массовый выпуск продукции. Вместе компании могут работать с крупными и ранее недоступными клиентами и выходить на новые рынки за счет синергетического эффекта. В свою очередь, прерывание цепочек взаимоотношений между партнерами почти в половине случаев приводит к тому, что экономические субъекты сами не могут исполнять обязательства.

В социологии известно: во время кризисов усиливаются горизонтальные связи, которые компенсируют рушащиеся рыночные механизмы. В пример приведем экономику стран бывшего социалистического блока на стыке 1980-х – 1990-х гг. Оказавшись в новой реальности, домохозяйства объединялись в сети обмена натуральными продуктами, а компании, став частными, продолжали использовать прежние промышленные связи для снижения неопределенности. Но появятся ли механизмы взаимной поддержки в нынешнем кризисе, говорить пока рано – он толком не начался. [19]

Между тем за рубежом, где сотрудничество бизнеса более развито, уже появляются его новые формы. Например, компании объединяются в товарищества взаимного кредита: фирмы со свободными средствами бесплатно кредитуют тех, кому деньги необходимы для поддержки бизнеса. Кредиторы помогают в надежде на то, что те их тоже поддержат тогда, когда им самим понадобятся деньги.

Правда, пока попытки разных компаний делать новый бизнес друг с другом вряд ли помогают преодолеть кризис: взаимопомощь компаний никак не компенсирует снижение доходов конечных покупателей и деловой активности.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Другие страны имеют право на вступление в число членов Фонда в такое время и на таких условиях, какие могут быть предписаны Советом управляющих. Указанные условия, включая условия выплаты взносов в Фонд, базируются на принципах, не противоречащих тем, которые применяются в отношении государств, уже являющихся членами.6 Для каждого государства-члена устанавливается квота, которая выражается в специальных правах заимствования.

Сотрудничая в разнообразных областях, Международный валютный фонд и Всемирный банк, помогают государствам сократить бедность, облегчая долговое бремя. Два раза в год, организациями проводится совместное совещание.

МВФ содействует по трём векторам: сотрудничество с Национальным банком и Правительством по вопросам программ в сфере национальной экономики, упирая на налоговую и кредитно-денежную и торговую политику; предоставление ресурсов в виде займов и кредитов; экспертная и техническая помощь.

МВФ, со своей стороны, ставит задачу вдвое увеличить свой потенциал реагирования на чрезвычайные ситуации с 50 млрд долл. до 100 млрд долларов США, что позволит странам получать от МВФ вдвое больше средств, чем предоставлялось в прошлом в чрезвычайных ситуациях.

Квоты прочих государств-членов определяются Советом управляющих. Для любого изменения квот необходимо большинство в восемьдесят пять процентов от общего числа голосов. Квота государства-члена не изменяется до тех пор, пока от него не поступило согласие на это и пока не выплачена соответствующая сумма.

Каждое государство-член: прилагает усилия, чтобы направить свою экономическую и финансовую политику на стимулирование упорядоченного экономического роста в условиях разумной стабильности цен, с учетом существующих обстоятельств; стремится содействовать стабильности за счет усилий, направленных на поддержку упорядоченных6 базовых16 экономических и финансовых условий, а также такой6 денежнокредитной16 системы, которая не ведет к возникновению непредсказуемых сбоев; избегает манипулирования обменными курсами или международной валютной системой в целях предотвращения действенной стабилизации платежного баланса или для получения несправедливого преимущества в конкуренции с другими государствами-членами; проводит валютную политику, не противоречащую обязательствам по настоящему разделу.

В 2020 году за помощью в Международный валютный фонд (МВФ) уже обратились более 80 стран мира. Они попросили свыше 20 миллиардов долларов. Расходы на борьбу с коронавирусом и поддержку населения резко увеличили затраты государств.