Файл: Международные финансы. Международный валютный фонд: цели, функции, особенности..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 138

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Группа Всемирного банка принимает масштабные, оперативные меры помощи развивающимся странам в повышении эффективности их борьбы с пандемией, усилении эпидемиологического надзора, повышении качества проводимых медицинских мероприятий, а также помощи частному сектору, которая позволила бы ему продолжать работу и сохранять рабочие места. В течение ближайших 15 месяцев Банк предоставит странам 160 млрд долл. США, в том числе 55 млрд долл. США – странам Африки, в качестве финансовой помощи на защиту бедных и уязвимых слоев населения, поддержку бизнеса и ускорение восстановления экономики. [2]

МВФ принимает оперативные меры комплексной поддержки стран-членов: эффективно использует в этих целях свой потенциал кредитования в размере 1 трлн долл. США; увеличил вдвое – примерно до 100 млрд долл. США – годовой лимит на доступ к механизмам быстрого предоставления средств, чтобы удовлетворить беспрецедентно высокий спрос на экстренное финансирование со стороны более 100 стран; утвердил линию краткосрочной поддержки ликвидности для стран с очень высокими экономическими показателями и изучает возможность применения других механизмов помощи странам в удовлетворении их потребностей в финансировании, а также переформатировал свой Целевой фонд по ограничению ущерба и оказанию чрезвычайной помощи при катастрофах, чтобы помочь 29 беднейшим и наиболее уязвимым странам-членам МВФ, в том числе 23 африканским странам путем быстрого облегчения бремени задолженности.

Решения Фонда о распределении и аннулировании специальных прав заимствования принимаются на последовательные базовые периоды продолжительностью в пять лет. Первый базовый период начинается в день принятия первого решения о распределении специальных прав заимствования либо в более поздний срок, который может быть оговорен в таком решении. Любое распределение или аннулирование происходит с годичной периодичностью.

Нормы, по которым будет производиться распределение, выражаются в процентном отношении к квотам на дату принятия каждого решения о распределении. Нормы, по которым будет производиться аннулирование специальных прав заимствования, выражаются в процентном отношении к чистым кумулятивным суммам специальных прав заимствования, полученных в порядке распределения, на дату принятия каждого решения об аннулировании. Такие процентные отношения являются едиными для всех участников.

Фонд в своих решениях, принимаемых на любой базовый период, может оговаривать, что: продолжительность базового периода будет отличной от пяти лет; либо интервалы распределения и аннулирования будут отличными от одного года; либо основой для распределения и аннулирования будут служить квоты или чистые кумулятивные суммы специальных прав заимствования, полученных в порядке распределения, на иные моменты, отличные от дат принятия решений о распределении или аннулировании.


Любое государство-член имеет право в любой момент выйти из Фонда, направив Фонду, в его штаб-квартиру, письменное уведомление. Государство-член выходит из Фонда с даты получения последним указанного уведомления.

Если государство-член не выполняет какие-либо из своих обязательств по настоящему Соглашению, Фонд может объявить такое государство-член лишенным права пользования общими ресурсами Фонда.

Если по истечении разумного срока после объявления о лишении соответствующего права по вышеприведенному подразделу государство-член настойчиво продолжает не выполнять какие-либо из своих обязательств по настоящему Соглашению, Фонд, большинством в семьдесят процентов от общего числа голосов, может временно лишить такое государство-член его права голоса.

МВФ, со своей стороны, ставит задачу вдвое увеличить свой потенциал реагирования на чрезвычайные ситуации с 50 млрд долл. до 100 млрд долларов США, что позволит странам получать от МВФ вдвое больше средств, чем предоставлялось в прошлом в чрезвычайных ситуациях. Благодаря решительным действиям государств-членов теперь обеспечен совокупный кредитный потенциал МВФ в размере 1 триллиона долларов.

Кроме того, Фонд наращивает свой потенциал по облегчению бремени обслуживания долга беднейших стран-членов посредством Трастового фонда для ограничения и преодоления последствий катастроф, для которого щедрые доноры предоставляют средства в форме грантов. Совместно со Всемирным банком он выступает за приостановку обслуживания долга беднейших стран официальным двусторонним кредиторам до тех пор, пока мировая экономика будет оставаться парализованной в результате пандемии.

Ход глобального кризиса в области здравоохранения и судьба мировой экономики неразрывно взаимосвязаны. Борьба с пандемией — необходимое условие для восстановления экономики. Вот почему ВОЗ И МВФ тесно сотрудничают друг с другом и с другими международными организациями в целях содействия удовлетворению приоритетных потребностей стран.

Поэтому директивные органы должны сделать все, что в их силах, чтобы содействовать более всеохватывающему подъему, — такому, который несет выгоды всем сегментам общества.

В центре внимания исследования, подготовленного совместно со Всемирным банком для Группы 20-ти, находится вопрос о том, как расширить для людей доступ к возможностям вне зависимости от того, кто они и откуда. Более равный доступ к возможностям связан с более активным и более устойчивым ростом, а также с более высоким приростом доходов для бедных. Однако раскрытие полного потенциала всех людей — непростая задача.


Фактическое положение дел таково, что домашние хозяйства с низкими доходами сталкиваются с более высокими рисками для здоровья в связи с вирусом. На них приходится основное бремя рекордно высокой безработицы, и у них меньше возможностей для доступа к дистанционному обучению. Может также ухудшиться обеспеченность детей питанием в связи с временным прекращением доступа к питанию в школах. По оценкам ООН, более полумиллиарда детей во всем мире лишились возможности учиться из‑за закрытия школ в связи со вспышками коронавируса. После пандемии многие из них не вернутся в школьные классы, причем для девочек вероятность прекращения образования выше, чем для мальчиков.

Эти аспекты неравенства поистине шокируют, но они не являются неожиданностью. Нам известно и по результатам недавно проведенного МВФ анализа, что крупные эпидемии часто усугубляют существовавшее до них неравенство доходов.

Хорошая новость заключается в том, что органы государственного управления во всем мире предпринимают чрезвычайные меры политики для спасения жизней и защиты благосостояния. Эти меры включают дополнительные усилия по защите бедных — многие страны увеличили продовольственную помощь и адресные денежные трансферты. В мире в целом на бюджетные меры к настоящему моменту израсходовано примерно 10 трлн долларов.

Однако, учитывая глубину кризиса, необходимы значительные дополнительные усилия. В том числе меры, которые необходимы для того, чтобы избежать долговременных последствий кризиса для экономики, в частности, вследствие уменьшения количества рабочих мест и увеличения неравенства. Очевидно, что для того, чтобы избежать долговременного повышения неравенства, расширение доступа к возможностям является сейчас более жизненно важной задачей, чем когда-либо ранее.

Принимая во внимание вышесказанное, можно выделить три приоритетные задачи.

Разумное использование бюджетных стимулов.

В фазе подъема потребуется осуществить значительное бюджетное стимулирование, чтобы повысить темпы роста и уровни занятости. По опыту мирового финансового кризиса мы знаем, что в странах, где отмечался более крупный спад объема производства по сравнению с докризисным уровнем тренда, как правило, происходило и более значительное увеличение неравенства.

Однако недостаточно обеспечить возобновление экономического роста. Вспомним реформы и инвестиции, осуществленные после финансового кризиса, которые придали банковским системам большую устойчивость. МВФ потребуется столь же значительная активизация реформ и инвестиций на этапе восстановления, чтобы существенно улучшить экономические перспективы для большинства наиболее уязвимых людей.


Таким образом, необходимо будет обеспечить бюджетное стимулирование, приносящее пользу людям. Это означает увеличение государственных инвестиций в здравоохранение для защиты наиболее уязвимых и минимизации рисков, связанных с будущими эпидемиями. Это также означает укрепление систем социальной защиты, расширение доступа к качественному образованию, чистой воде и санитарии, инвестиции в благоприятную для климата инфраструктуру. Некоторые страны могут также расширить доступ к высококачественным услугам по уходу за детьми, что может способствовать увеличению участия женщин в рабочей силе и росту в долгосрочной перспективе. [11]

Эти усилия имеют принципиальную значимость для достижения целей в области устойчивого развития. Но как мы можем значительно увеличить расходы, когда многие страны в настоящий момент сталкиваются с повышением государственного долга? Государственный долг в странах с формирующимся рынком увеличился до такого уровня, которого он не достигал в последние 50 лет.

МВФ и Всемирный банк выступили с инициативой приостановки платежей в счет обслуживания долга в качестве быстродействующей меры для стран, у которых нет финансовых ресурсов для принятия надлежащих мер в ответ на кризис. Группа 20-ти отреагировала на это, согласившись приостановить выплаты по официальным двусторонним кредитам беднейшим странам с 1 мая до конца 2020 года.

В среднесрочной перспективе будет возможность для повышения эффективности расходов и мобилизации большего объема государственных поступлений. Будет также возможность провести налоговые реформы — например, некоторые страны с развитой экономикой и страны с формирующимся рынком могут повысить свои верхние ставки налогов без того, чтобы вызвать замедление экономического роста. Страны могут добиться того, чтобы система налогообложения предприятий собирала обоснованную долю необычной прибыли, получаемой «выигравшими» от кризиса компаниями, в том числе, возможно, от цифровой деятельности. Необходимы также согласованные усилия по борьбе с незаконными потоками и устранению налоговых лазеек как внутри стран, так и на международном уровне.

Повышение потенциала следующего поколения за счет образования.

Связанные с распространением вируса нарушения в системе образования создали для миллионов детей риск «образовательной бедности», означающей, что к 10-летнему возрасту они не будут уметь читать и понимать простой текст. Вследствие недостаточного доступа к качественному обучению образовательная бедность уже высока, особенно в странах с формирующимся рынком и странах с низкими доходами.


Беспокойство также вызывает долгосрочное влияние кризиса на разрывы в доходах и уровне образования. В ходе нашего исследования мы рассмотрели связь между образованием и неравенством. Увеличение в стране коэффициента Джини на 10 пунктов (а такие увеличения наблюдались в некоторых странах приблизительно во время мирового финансового кризиса) связано с существенно более низким показателем продолжительности получаемого образования — примерно на полгода. Это может вести к уменьшению доходов, получаемых человеком на протяжении всей жизни, и сохранять разрыв в доходах и распределении возможностей между поколениями.

Иными словами, защита будущего означает защиту наших детей. Поэтому нам нужно больше инвестиций в образование — не только увеличение расходов на школы и потенциал дистанционного обучения, но и повышение качества образования и улучшение доступа к непрерывному обучению и программам переквалификации.

Эти усилия могут принести значительные выгоды для роста, производительности и уровня жизни. Имитационные расчеты на основе модели для такой страны, как Бразилия, показывают, что сокращение разрыва в уровне получаемого образования по сравнению со средним показателем по ОЭСР на четверть привело бы к увеличению объема производства более чем на 14 процентов.

Использовать силу финансовых технологий.

COVID-19 подтолкнул к массовому переходу с аналоговых технологий на цифровые. Но не всем это принесло выгоды, и растущее цифровое расслоение станет одним из наследий этого кризиса.

Что может сделать государство? Одним из основных приоритетов должно стать расширение доступа семей с низкими доходами и малых предприятий к финансовым продуктам, что позволит домашним хозяйствам сглаживать потребление в условиях шоков, а коммерческим предприятиям — осуществлять продуктивные инвестиции. Эта «революция в сфере социальной интеграции» набирает силу, по мере того как правительства выдают рекордные суммы экстренных денежных трансфертов. Например, в Пакистане и Перу новые программы поддержки распространяются на треть всего населения. В развивающихся странах задача предоставления поддержки наиболее уязвимым слоям населения может вызывать трудности, поскольку почти 70 процентов работающих занято в неформальном секторе. Но именно здесь есть множество возможностей для использования финансовых технологий. Ситуация такова, что примерно две трети всех взрослых, не пользующихся услугами банков (1,1 млрд человек), имеют мобильный телефон, и четверть — имеют доступ к интернету. Перевод обычных наличных денежных выплат, производимых государством, на счета может уменьшить количество взрослых, не охваченных банковским обслуживанием, по миру в целом на 100 миллионов человек, а в частном секторе возможности еще больше.