Файл: Международные финансы. Международный валютный фонд: цели, функции, особенности..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 161

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Важнейшим направлением деятельности МВФ в 90-е годы стало содействие демонтажу административно-командной системы управления экономикой в постсоциалистических странах, ее переводу на рыночные отношения и интеграции в мировое хозяйство. Отличительной особенностью кредитных отношений Фонда с Россией стал их долгосрочный характер и эволюция функции Фонда в них от кредитного источника до гаранта внешней платежеспособности.

В системе международных экономических отношений немаловажную роль играют валютно-финансовые организации. Они создают условия для накопления и перераспределения международного валютного капитала, что позволяет использовать его целенаправленно и эффективно.

Международный валютный фонд играет значительную роль, как в развитии экономик стран-участников, так и в развитии мировой экономики в целом. Поэтому изучение его сущности, методов работы и роли в мировой экономике важно для создания полной ратины функционирования международных экономических отношений. В этом и состоит актуальность рассмотрения данной темы

Главной целью данной курсовой работы является изучение Международного валютного фонда и его роли в регулировании международных валютно-финансовых отношениях. Следовательно, можно определить следующие задачи данной курсовой работы: изучение истории, целей, задач и структуры МВФ; рассмотрение деятельности МВФ в валютно-кредитной сфере; определение роли и места МВФ в системе международных валютно-финансовых отношений.

При этом, объектом исследования является деятельность Международного валютного фонда. Предмет исследования – роль этой международной организации в регулировании международных валютно-финансовых отношений.

Задачи:

-раскрыть организационную структура, цели и основные функции организации;

-определить порядок вступления в МВФ и обязательства вступающих стран;

-раскрыть место МВФ в системе международных валютно-кредитных отношений и его роль в их регулировании;

-исследовать взаимоотношения России и МВФ.

Степень изученности данной темы можно назвать сравнительно высокой. Из авторов литературы, в которой рассматривается деятельность МВФ и его роль в мировой экономике, следует отметить Герчикову И.Н., Цыганкову Т.М., Козака Г.О. и Ковалевского В.В. Кроме того, о роли МВФ в регулировании международных валютно-финансовых отношений можно судить из подробной статьи Мазуровой Е.К. “Роль международных организаций в регулировании глобальных экономических процессов” в Вестнике Московского Университета, посвящённой не только исключительно этой узкой теме, но и всей деятельности Фонда в целом.


Исследование в данной работе будет включать как анализ различных показателей деятельности Международного валютного фонда, так и общей информации о его деятельности, включающей формы и методы его работы с соответствующими структурами стран-членов и кандидатов. Результаты такого анализа будут синтезированы в определённые выводы, касающиеся деятельности и роль МВФ в международной валютно-финансовой системе.

Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

  1. Основные цели и функциональные характеристики МВФ

1.1. Организационная структура, цели и основные функции организации

МВФ независимая организация, действующая согласно собственно устава, цель заключается в том, чтобы наладить сотрудничество между странами в сфере валютных финансов, а также стимулировать международную торговлю.

Функции МВФ сводятся к следующим действиям: содействию сотрудничества между государствами по вопросам финансовой политики; росту уровня торговли на рынке мировых услуг; предоставлению займов; уравновешивания обменных курсов валюты; консультированию государств должников; выработке международных основ денежной отчётности и статистики; обнародование статистики в области финансов.

Фонд состоит из Совета управляющих, Исполнительного совета, директора-распорядителя и штата сотрудников; кроме того, в состав Фонда может входить Совет, если Советом управляющих большинством в восемьдесят пять процентов от общего числа голосов будет принято решение о применении положений. [3]

Кворум любого заседания Совета управляющих составляет большинство управляющих, имеющих не менее двух третей от общего числа голосов. [30]

Исполнительный совет состоит из двадцати исполнительных директоров, избираемых государствами-членами, а его председателем является директор-распорядитель. В целях проведения регулярных выборов исполнительных директоров Совет управляющих может каждый раз, большинством в восемьдесят пять процентов от общего числа голосов, увеличивать или уменьшать количество исполнительных директоров, названных в вышеприведенном пункте. Выборы избираемых исполнительных директоров проводятся каждые два года в соответствии с положениями, принимаемыми Советом управляющих.


Так, в 2020 году за помощью в Международный валютный фонд (МВФ) уже обратились более 80 стран мира. Они попросили свыше 20 миллиардов долларов. Расходы на борьбу с коронавирусом и поддержку населения резко увеличили затраты государств.

О помощи в большинстве своем просят страны с низким уровнем дохода и развивающейся экономикой, а также совсем маленькие государства. Сотрудники фонда работают в круглосуточном режиме, чтобы своевременно рассматривать поступающие обращения. После тщательного изучения поступившие запросы предстоит одобрить Исполнительному совету. После этого станет ясно, какие страны получат финансовую помощь от МВФ.

Международный валютный фонд создается и действует в его первоначально принятом варианте и с последующими поправками. Для обеспечения возможности проведения своих операций и сделок Фонд создает Департамент общих счетов и Департамент специальных прав заимствования. Членство в Фонде дает право на участие в Департаменте специальных прав заимствования. [29]

Операции и сделки, санкционируемые настоящим Соглашением, проводятся через Департамент общих счетов, состоящий, в соответствии с положениями настоящего Соглашения, из Счета общих ресурсов, Счета специальных выплат и Инвестиционного счета; исключение составляют операции и сделки, связанные со специальными правами заимствования, которые проводятся через Департамент специальных прав заимствования.

Цели Международного валютного фонда:

Способствовать развитию международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере в рамках постоянного учреждения, обеспечивающего механизм для консультаций и совместной работы над международными валютнофинансовыми проблемами. [4]

Содействовать расширению и сбалансированному росту международной торговли и за счет этого благоприятствовать достижению и поддержанию высокого уровня занятости и реальных доходов, а также развитию производительных ресурсов всех государств-членов, рассматривая эти действия как первоочередные задачи экономической политики.

Способствовать стабильности валют, поддерживать упорядоченный валютный режим среди государств-членов и избегать девальвации валют в целях получения преимущества в конкуренции. [22]

Оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям между государствамичленами, а также в устранении валютных ограничений, препятствующих росту мировой торговли.

За счет временного предоставления общих ресурсов Фонда государствам-членам при соблюдении адекватных гарантий создавать у них состояние уверенности, обеспечивая тем самым возможность исправления диспропорций в их платежных балансах без применения мер, которые могут нанести ущерб благосостоянию на национальном или международном уровне.


В соответствии с вышеизложенным, сокращать продолжительность нарушений равновесия внешних платежных балансов государств-членов, а также уменьшать масштабы этих нарушений.

Отчаянные меры по мнению руководства МВФ заключаются в следующем:

1) Защищать жизни: здоровая экономика создается здоровыми людьми. Поэтому нужно поддерживать меры по охране здоровья и увеличить затраты на здравоохранение. И это означает отказ от контроля за экспортом в пользу обеспечения населения медицинскими товарам и продовольствием. [10]

2)Защищать благополучие: мы должны избежать кризиса ликвидности, обеспечивая кредитоспособность населения. Это означает, что нужно создавать «дороги жизни» для домашних хозяйств и бизнеса — от выдачи наличных денег до гарантий по кредитам и предоставления льгот по ним. Защита благополучия также требует функционирования финансовой системы, способной действовать в условиях беспрецедентного давления. В этом плане неоценимы монетарные стимулы и поддержание ликвидности в экономике.

3) Создать план восстановления. Необходимо сократить риск невосстановимых потерь мерами, что мы принимаем сегодня. Но когда мировая экономика восстановится, необходимо будет пустить в ход скоординированные фискальные стимулы, чтобы поддержать спрос и восстановить рост. Со своей стороны, МВФ поддержит своих членов поставить под контроль вызовы посткризисного времени, включая банкротства, долговые риски, безработицу, экономическое неравенство.

Окончательный пакет мер, ориентирующихся на эти приоритетные задачи будет представлен в конце сессии – 17 апреля. Однако уже сейчас можно видеть, что МВФ руководствуется в борьбе с кризисом парадигмой, принятой по следам уроков, вынесенных из кризиса 2008 года и зафиксированных в докладе «Rethinking Macroeconomic Policy” еще в 2010 году. Она в значительной мере отличается от проповедуемых до этого узких подходов – монетаризм и финансовое оздоровление в обмен на кредиты. МВФ стал шире и более реалистично смотреть на экономику, испытывающую трудности. Примечательно, что в этом докладе среди возможных причин будущих кризисов упоминалась пандемия, подрывающая туристическую отрасль. В соответствии с новой парадигмой были проведены некоторые реформы и в политике самого МВФ.

Прежде всего, речь идет о переосмыслении взаимодействия с теми странами, в основном развивающимися, которым Фонд предоставлял кредиты. В отличие от «докризисных» времен предполагается, что антикризисные программы кредитования должны защищать расходы на социальные нужды. Наблюдатели отмечали, что МВФ помогал правительствам в сохранении и даже увеличении социальных расходов, в том числе социальной помощи. Фонд поддерживал меры по увеличению расходов на программы социальной защиты, смягчающие воздействие кризиса на наиболее уязвимые слои общества, а также меры по усилению их адресности. [15]


Кроме того, МВФ понял, что в своей деятельности он должен учитывать не только финансовые показатели, но и другие характеристики реальной экономики, «учитывая, что более 200 миллионов человек по всему миру не имеют работы, и во многих странах усиливается неравенство доходов». В 2014 году Фонд создал внутреннюю «Рабочую группу по вопросам занятости и экономического роста», которая выработала принципы, повышающие эффективность работы Фонда по оказанию помощи государствам-членам в достижении их целей в сфере роста, создания рабочих мест и распределения дохода. И надо сказать, что пресловутые структурные реформы в экономике, в МВФ стали понимать как стимулирование развития секторов, от которых в наибольшей степени зависит рост экономики страны.

Наконец, в МВФ вновь оценили роль фискально-бюджетных мер регулирования экономики, признав, что методы выхода из кризиса не сводятся к денежно-кредитным рычагам. В интервью 2010 года тогдашний главный экономист Фонда Оливье Бланшар говорил: «Кризис вновь выдвинул на передний план налогово-бюджетную политику как макроэкономический инструмент по следующим двум важным причинам: во-первых, поскольку возможности денежно-кредитной политики, включая смягчение условий кредитования и количественную адаптацию, были в целом исчерпаны, у разработчиков политики не было иного выбора, как использовать меры налогово-бюджетной политики. Во-вторых, с самого начала ожидалось, что спад будет длительным, и поэтому было очевидно, что у мер бюджетного стимулирования будет достаточно времени, чтобы оказать благоприятное воздействие, несмотря на затраты времени на их реализацию. Кроме того, он показал значение «фискального пространства», которое также служит простором для маневра в трудные времена».

Кстати, одной из рекомендаций МВФ в 2010 году на случай нового кризиса была разработка системы неотложных экономических мер, которые нужно предпринять, как только некоторые индикаторы – например, уровень безработицы – достигнет определенной величины. Судя по тому, как почти синхронно и пусть с некоторой задержкой, но достаточно быстро сработали власти ведущих стран, к этим рекомендациям они прислушались.

Вот только МВФ оставил неизменным в своей парадигме постулат о необходимости соблюдать глобальную открытость и отказаться от протекционизма, что, по мнению экономистов Фонда, обеспечивает оптимальное функционирование мировой экономики. Но, похоже, ситуация складывается так, что самая большая экономика мира – американская – замкнется при любом поствыборном раскладе: столь значительный урон нанесет ей коронавирус. Поэтому вряд ли со стороны США будет оказана значительная поддержка инициативам Фонда по оздоровлению мировой экономики.