Файл: Международные финансы. Международный валютный фонд: цели, функции, особенности..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 139

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Еще один всплеск глобальной финансовой напряженности может вызвать еще большее изменение направления потоков капитала и давление на курсы валют, а также повысить риск внешнего кризиса для стран с существующими факторами уязвимости, такими как крупный дефицит счета текущих операций, высокая доля задолженности в иностранной валюте и ограниченные международные резервы, как подчеркивалось в аналитической главе в этом году. Усугубление пандемии COVID-19 может также привести к нарушению мировой торговли и цепочек поставок и снижению инвестиций, а также помешать восстановлению мировой экономики.

В ближайшей перспективе меры политики должны быть по-прежнему сосредоточены на предоставлении помощи и содействии восстановлению экономики. Страны с гибким обменным курсом выиграют, если по мере возможности позволят ему изменяться под воздействием внешних условий. Валютные интервенции там, где они необходимы и где на них достаточно резервов, могут помочь преодолеть неупорядоченность рыночных условий. Официальное финансирование и своповые линии могут помочь в оказании экономической поддержки и сохранении критически важных расходов на здравоохранение в странах, испытывающих дезорганизующее давление на платежный баланс и не имеющих доступа к частному внешнему финансированию.

Следует избегать тарифных и нетарифных барьеров в торговле, особенно медицинским оборудованием и товарами медицинского назначения, а недавно введенные новые торговые ограничения необходимо свернуть. Использование тарифов для оказания воздействия на двусторонние торговые балансы неэффективно для торговли и роста, а также, как правило, нивелирует изменения валютных курсов. Тарифы также в целом неэффективны для снижения избыточных внешних дисбалансов и несбалансированности валютных курсов, при которых необходимо решать проблему вызвавших их макроэкономических и структурных нарушений. Целесообразно провести модернизацию основанной на правилах многосторонней системы торговли и укрепление правил в отношении субсидий и передачи технологии, в том числе за счет расширения свода правил на сферу услуг и электронную торговлю, а также обеспечения хорошо функционирующей системы разрешения споров ВТО. [31]

В среднесрочной перспективе снижение избыточных дисбалансов в мировой экономике потребует совместных усилий со стороны как стран с избыточным профицитом, так и стран с избыточным дефицитом. Нарушения в сфере экономики и политики, предшествовавшие кризису COVID-19, могут сохраниться или усугубиться, что указывает на необходимость проведения реформ, адаптированных к обстоятельствам конкретных стран.


В странах, где избыточный дефицит счета текущих операций до кризиса указывал на большую, чем хотелось бы, величину бюджетного дефицита (как в США) и где такие дисбалансы сохраняются, бюджетная консолидация в среднесрочной перспективе обеспечит устойчивость долговой ситуации, сократит избыточный разрыв счета текущих операций и поможет увеличить международные резервы там, где это необходимо (например, в Аргентине). Страны, сталкивающиеся с проблемой конкурентоспособности экспорта, выиграют от проведения реформ, направленных на повышение производительности.

В странах, где сохраняется существовавший до кризиса избыточный профицит счета текущих операций, целесообразно в приоритетном порядке проводить реформы, стимулирующие инвестиции и противодействующие избыточным частным сбережениям. В странах, где остаются бюджетные возможности, проведение ориентированной на рост налогово-бюджетной политики укрепит устойчивость экономики и сократит избыточный профицит счета текущих операций. В некоторых случаях также может быть целесообразно проведение реформ, противодействующих избыточным сбережениям на непредвиденные цели (как в Таиланде и Малайзии), в том числе за счет расширения системы социальной защиты.

    1. Порядок вступления в МВФ и обязательства вступающих стран

Первоначальными государствами-членами Фонда являются страны, представленные на Валютно-финансовой конференции Объединенных наций, правительства которых принимают членство до 31 декабря 1945 года.

Другие страны имеют право на вступление в число членов Фонда в такое время и на таких условиях, какие могут быть предписаны Советом управляющих. Указанные условия, включая условия выплаты взносов в Фонд, базируются на принципах, не противоречащих тем, которые применяются в отношении государств, уже являющихся членами.

Для каждого государства-члена устанавливается квота, которая выражается в специальных правах заимствования.

Квоты прочих государств-членов определяются Советом управляющих. Взнос каждого государства-члена равен его квоте и выплачивается Фонду в полном размере через соответствующее учреждение-депозитарий.

Не реже чем через каждые пять лет Совет управляющих проводит общий пересмотр квот и, если он считает это целесообразным, вносит предложение об изменении размеров квот государств-членов. Совет управляющих также имеет право, если признает это уместным, рассмотреть в любое другое время возможность изменения квоты любого конкретного государства-члена по его просьбе.


Для любого изменения квот необходимо большинство в восемьдесят пять процентов от общего числа голосов. Квота государства-члена не изменяется до тех пор, пока от него не поступило согласие на это и пока не выплачена соответствующая сумма.

Каждое государство-член, выражающее согласие на увеличение своей квоты выплачивает Фонду в срок, устанавливаемый последним, двадцать пять процентов такого увеличения в специальных правах заимствования, причем Совет управляющих имеет право устанавливать порядок, при котором указанный платеж может производиться — на равных основаниях для всех государств-членов — полностью или частично в валютах других государств-членов, установленных с их согласия Фондом, или в собственной валюте государства-члена.

Государство, не являющееся участником Департамента специальных прав заимствования, производит взнос в счет части увеличения, подлежащей выплате участниками в специальных правах заимствования, в валютах других государств-членов, определяемых Фондом с их согласия. Остальная часть взноса в счет увеличения квоты выплачивается государством-членом в собственной валюте.

Каждое государство-член: прилагает усилия, чтобы направить свою экономическую и финансовую политику на стимулирование упорядоченного экономического роста в условиях разумной стабильности цен, с учетом существующих обстоятельств; стремится содействовать стабильности за счет усилий, направленных на поддержку упорядоченных базовых экономических и финансовых условий, а также такой денежнокредитной системы, которая не ведет к возникновению непредсказуемых сбоев; избегает манипулирования обменными курсами или международной валютной системой в целях предотвращения действенной стабилизации платежного баланса или для получения несправедливого преимущества в конкуренции с другими государствами-членами; проводит валютную политику, не противоречащую обязательствам по настоящему разделу.

Фонд принимает правила использования своих общих ресурсов, включая правила в отношении механизмов «стенд-бай» или аналогичных им; он может также принимать особые правила в отношении нетипичных проблем платежного баланса для оказания помощи государствам-членам в решении проблем платежного баланса в порядке, не противоречащем положениям настоящего Соглашения и для обеспечения адекватных гарантий временного характера использования общих ресурсов Фонда.

  1. Роль МВФ в регулировании валютно-финансовых отношений


2.1. Место МВФ в системе международных валютно-кредитных отношений и его роль в их регулировании

Международный валютный фонд является одним из основных звеньев мировой валютной системы.

МВФ осуществляет наблюдение и контроль за соблюдением странами-членами своего Устава, который фиксирует основные структурные принципы мировой валютной системы. Кредит МВФ выдаёт странам в паре случаев: на погашение платёжного дефицита и поддержание макроэкономической стабильности государств. Страна, которая нуждается в дополнительной иностранной валюте, производит её покупку, либо берёт взаймы, предоставляя в обмен ту же сумму, только в той валюте, являющейся официальной в данной стране и поступает в виде депозитария на текущий счёт МВФ.

Существенные действия, предпринятые центральными банками в последние недели, включают денежно-кредитное стимулирование и механизмы предоставления ликвидности для снижения системного стресса. Эти действия поддерживают уверенность и помогают ограничить усиление воздействия шока в системе, тем самым обеспечивая экономике лучшие условия для восстановления.

Синхронизированный характер этих действий может увеличить их эффект для экономики отдельных стран, а также поможет обеспечить странам с формирующимся рынком и развивающимся странам возможность использовать денежно-кредитную политику с учетом внутренних циклических условий. Органам надзора следует также рекомендовать банкам договариваться с оказавшимися в трудной ситуации домашними хозяйствами об изменении условий кредита и при этом вести прозрачный учет кредитного риска.

Активное многостороннее сотрудничество необходимо для преодоления последствий пандемии, в том числе для оказания помощи испытывающим финансовые трудности странам, сталкивающимся с двойным шоком для здоровья населения и доступа к финансированию, а также для предоставления помощи странам со слабыми системами здравоохранения. Странам настоятельно необходимо сотрудничать, чтобы замедлить распространение вируса и создать вакцину и методы лечения для противодействия этой болезни. Пока такие медицинские средства не станут доступны, ни одна страна не будет защищена от пандемии (в том числе от ее возврата после спада первой волны), если в каких-то других странах передача инфекции продолжится.


В целях укрепления международного экономического сотрудничества в рамках международных отношений и создания процветающих экономик, в 44-м году и были задуманы такие организации, как Международный валютный фонд и Всемирный банк. Несмотря на схожие идеи, задачи и функции двух организаций несколько различаются.

Так МВФ поддерживает развитие международных отношений в сфере финансовой безопасности, предоставляя краткосрочные и среднесрочные займы, а также консультации по вопросам ведения политики в сфере экономики и поддержания финансовой стабильности.

В свою очередь, Всемирным банком проводятся меры, позволяющие странам достичь экономического потенциала, а также снизить порог бедности.

Так, Пандемия Covid-19 серьезно подорвала мировую экономику на всех уровнях. По всему миру сильно ужесточились финансовые условия, отток портфельных инвестиций из стран с формирующимся рынком беспрецедентен как по размерам (примерно 100 млрд долларов США), так и по скорости, а рынки в некоторых случаях практически замерли. Это создало существенный спрос на долларовую ликвидность, и страны с формирующимся рынком столкнулись с дефицитом ликвидности.

Несколько организаций нашли решение этой проблемы: ведущие центральные банки открыли двусторонние своповые линии друг для друга и для большего числа стран, чем во время мирового финансового кризиса, а Федеральный резервный банк Нью-Йорка расширил круг стран, которым предоставляет долларовую ликвидность в рамках своей программы репо. Однако ФРС и другие центральные банки не могут предоставлять свопы всем странам, и многие государства-члены МВФ с формирующимся рынком до сих пор испытывают дефицит ликвидности или столкнутся с риском случайных «внезапных прекращений притока капитала» в ближайшее время и после прекращения действия своповых линий. Это обнаруживает критический пробел в глобальной системе финансовой безопасности.

Нельзя предсказать, когда случится такой дефицит ликвидности. Однако, когда замерзают каналы, по которым движутся мировые потоки капитала, проблема дефицита краткосрочной ликвидности может быстро превратиться в более глубокую и затяжную проблему платежеспособности. В таких случаях спасением может оказаться доступная по требованию линия поддержки ликвидности.

В ответ на эту потребность в сентябре 2020 года МВФ создал новый механизм — линию краткосрочной поддержки ликвидности (ЛКЛ), которая пополнила набор инструментов финансирования МВФ впервые почти за десять лет. В рамках более широкой антикризисной стратегии этот новый механизм предоставляет надежную и возобновляемую кредитную линию без фактических условий для государств-членов с очень хорошими основными экономическими показателями и основами политики, такими же квалификационными критериями, как у еще одного механизма МВФ под названием гибкая кредитная линия (ГКЛ).