Файл: Виды налогов. Классификация налогов. Налоговая система. Налоговая политика в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, российскую налоговую систему можно классифицировать как умеренно фискальную, косвенную, централизованную, нейтральную.

ГЛАВА 3. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА

3.1 Анализ показателей налогообложения в РФ

Субъектом налога (налогоплательщиком) является лицо, на которое в соответствии с законодательством возложена обязанность начислять и уплачивать налоги. В определенных случаях налоги могут быть переложены налогоплательщиком (субъектом налога) на другое лицо, которое является тем самым конечным его плательщиком. Это происходит преимущественно при взимании косвенных налогов. Если налог не может быть переложен на другое лицо, то субъект и носитель налога – одно лицо. В случае, если налог переложим, то субъект и носитель не совпадают. Таким образом, под субъектом налоговых платежей подразумевается лицо, обязанное платить налоги. Носитель налога – лицо, его уплачивающее.

Объект налогообложения – это предмет, который подлежит налогообложению. Действующим российским законодательством предусмотрены такие объекты налогообложения как: стоимость реализованных товаров (продукции, работ, услуг); прибыль организации; совокупный доход физических лиц; имущество, которое находится в собственности юридических и физических лиц и др.[27]

Налоговая база характеризуется стоимостной, физической или иной характеристикой объекта налогообложения. База используется для количественного измерения объектов налогообложения и представляет собой величину, с которой непосредственно исчисляется сумма налога.

Налоговая ставка представлена налоговыми начислениями на единицу налоговой базы. Различают такие налоговые ставки как: процентные и твердые ставки.

Процентные налоговые ставки устанавливаются прямо к налоговой базе. Выделяют следующие ставки: пропорциональные процентные ставки, прогрессивные и регрессивные процентные ставки.

Твердые ставки налогов устанавливаются в абсолютной денежной сумме на каждую единицу налагаемой базы. Данные ставки обычно используются при налогообложении земельным налогом. В России согласно действующему налоговому законодательству данные ставки нашли широкое использование при обложении акцизным налогом[28].


За налоговый период, как правило, принимается календарный год или другой период применительно к некоторым налогам, по окончании которого устанавливается налоговая база и исчисляется сумма налога. Для каждого вида налога установлен налоговый период, например, год, квартал или месяц. По одному виду налога возможно применение одного или нескольких различных налоговых периодов.

Налоговыми льготами считаются определённого рода преимущества, закрепленные законодательством и предоставляемые некоторым категориям плательщиков налогов, по сравнению с иными плательщиками, включая возможность вовсе не уплачивать налоговые платежи или уплачивать их в наименьшем размере.

Российским законодательством предусматривается следующая система льгот: необлагаемый минимум; снятие налоговых платежей для определенных лиц или категорий плательщиков; снижение размеров налоговых ставок; изъятие из обложения отдельных элементов объекта налога.

Анализ основных показателей налоговой системы представлены, прежде всего, в структуре бюджета РФ. На основе сведений Министерства финансов России изучим структуру доходов бюджета, и исследуем динамику изменений налоговых отчислений, полученных в течении последних 5 лет. В таблице 1 представлена оценка исполнения бюджета.

Таблица 1. Краткая информация об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов (млрд. руб.)[29]

Показатель

2012

2013

2014

2015

2016

Доходы, всего

20 855,4

23 435,1

24 442,7

26 766,1

26 922,0

Нефтегазовые доходы

5 641,8

6 453,2

6 534,0

7 433,8

5 862,7

Ненефтегазовые доходы

15 213,6

16 981,9

17 908,6

19 332,3

21 059,4

Ндс

3 250,4

3 545,8

3 539,0

3 931,7

4 234,0

Акцизы

650,5

837,0

1 015,8

1 072,2

1 068,4

Налог на прибыль

2 270,5

2 355,7

2 071,9

2 375,3

2 599,0

Налог на доходы физических лиц

1 995,8

2 261,5

2 499,1

2 702,6

2 807,8

Ввозные пошлины

692,9

732,8

683,8

652,5

565,2

Страховые взносы на обязательное социальное страхование

3 528,3

4 103,7

4 694,2

5 035,7

5 636,3

Прочие

2 825,1

3 145,4

3 404,9

3 562,2

4 148,8


В этой структуре перечислены полученные доходы государственного бюджета.

В таблице 2 представлена задолженность по налогам и сборам.

Таблица 2. Структура задолженности по налоговым платежам и сборам в консолидированный бюджет РФ по состоянию на 1 января 2017г[30]

 

 Категория

 

Задолженность

Из нее

Млрд. руб.

Уд. Вес, %

недоимка

Урегулированная задолженность

Млрд. руб.

Уд. Вес, %

Млрд. руб.

Уд. Вес, %

Всего

827,3

100

461,4

100

359,1

100

   в том числе: по федеральным налогам и сборам

602,5

72,8

287,6

62,3

310,8

86,6

в том числе налог на прибыль организаций

113,6

13,7

52,4

11,3

60,4

16,8

НДС

375,5

45,4

187,7

40,7

185,1

51,6

НДС (территория России)

374,2

45,2

186,8

40,5

184,7

51,4

налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

13,8

1,7

8,6

1,9

5,1

1,4

из них налог на добычу полезных ископаемых

13,0

1,6

8,3

1,8

4,7

1,3

акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ

45,5

5,5

7,4

1,6

38,1

10,6

остальные федеральные налоги и сборы

54,0

6,5

31,5

6,8

22,1

6,2

по региональным налогам и сборам

136,8

16,5

108,4

23,5

26,7

7,4

по местным налогам и сборам

60,2

7,3

48,2

10,4

11,2

3,1

по налогам со специальным налоговым режимом

27,9

3,4

17,2

3,7

10,4

2,9

Статистика отражает градацию полученных доходов бюджета: нефтегазовые и ненефтегазовые доходы, а также налоговые платежи:

  • НДС;
  • Акцизы; налог на прибыль;
  • НДФЛ;
  • ввозные пошлины;
  • страховые взносы по ОМС;
  • и прочие налоговые поступления.

Для исследования динамики изменений представим расчет темпа прироста, а результаты представим на диаграмме (рис. 2)

Рис 2. Динамика изменений основных налогов в структуре бюджета России за 2011-2016гг[31], %

Доходы выросли за 5 лет на 16,25, но что можно сказать о росте структуры налогов в бюджете.

Налог на прибыль за 2011-2016гг вырос на 21,7%, наибольший прирост по налогу выражен в периоде 2013-2014гг (+14,9%), однако этому периоду предшествовало сокращение налога на 12%. В целом налог на прибыль на текущий день имеет тенденцию к сокращению, но тем не менее динамика остается положительной: в 2015г +9,4%, в 2016 г +6,3%.

Налог, полученной от акцизов имеет негативную динамику: за 2011-2016г полученный доход от акцизов составил 64,2%, но в 2015г прирост 0,4% сменился негативным приростом в 2016 – 0,0%.

Налог на добавленную стоимость в 2016г сократился на 0,1%. При этом в 2014-2015г прирост составляя +11% и +7,7% соответственно.

На следующей диаграмме (см. рис. 3) представлена структура налоговых платежей от общего объема доходов бюджета.

Рис 3. Структура налогов в системе бюджета РФ за 2011-2016гг, %

Преимущественна доля налогов – налог на прибыль и отчисления, полученные от обязательного медицинского страхования. Существенная доля налогов в структуре бюджета также представлена частью платежей НДС.

Несмотря на то, что прирост 2016г к 2011г вырос в большинстве структуры налоговых платежей - за последние несколько лет установилась негативная динамика налоговой системы.

В консолидированный бюджет Российской Федерации в январе 2016 года поступления составили 8459,1 миллиона рублей, что на 7,2% меньше, чем в январе 2015 года. Повлияли возвраты переплаты по налогу на прибыль и отрицательная динамика поступлений по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ).[32]

На фоне роста импортозамещения однако, за долгое время спада НДС, в 2016г тенденция была изменена НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в федеральный бюджет за январь 2016 года поступило 3230,8 миллиона рублей, или на 12,6% больше, чем в январе 2015 года. Рост на 361 миллион рублей.[33]

Продолжение политики государства в области бесплатной приватизации отразилось на имущественном налоге. Имущественных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе 2016 года поступило 126 миллионов рублей, или в 1,6 раза больше, чем в январе 2015 года. В том числе налога на имущество организаций поступило 8,6 миллиона рублей, или на 23,2% (на 2,6 миллиона рублей) меньше, чем в январе 2015 года.[34]


Динамика снижения НДФЛ скорее обусловлена ростом МРОТ (в 2016г он был повышен дважды: с 01.01.2016г до 6 204 руб, а с 01.01.2016 – достиг 7500 руб.). Но на фоне безработицы сохранилась тенденция к его снижению.Консолидированный бюджет РФ на протяжении всего рассматриваемого периода не испытывал падения поступлений данного налога (по номинальным значениям). Единственным исключением является 2009 г., когда падение поступлений составило 0,3%. В реальном исчислении поступления налога испытывали выраженные провалы в 1998, 2010 и 2014-2015 гг., что отражает обесценение налоговой базы в результате изменения курса и инфляции. Переход от прогрессивной модели налогообложения индивидуальных доходов к пропорциональному с 2001 г. не сказался на общем тренде ни по номинальным, ни по реальным значениям - не просматривается ни выраженного роста поступлений, ни их падения.[35]

Что касается текущего 2017г, то Глава ФНС России Михаил Мишустин подвел итоги работы налоговых органов за 10 месяцев 2017 года на праздничной коллегии 21 ноября, в День работника налоговых органов. В ноябре состоялось заседание расширенной коллегии ФНС России, итогам работы налоговых органов за 10 месяцев 2017 года и основных задачах до конца года. Так, за 10 месяцев 2017 года в консолидированный бюджет поступило 14,3 трлн рублей, что на 19%, или на 2,3 трлн рублей, больше соответствующего периода 2016 года. В федеральный бюджет поступило 7,5 трлн рублей, что на 1,7 трлн рублей, или на 30% больше, заявил руководитель ФНС России.

При этом, 60% прироста поступлений (1,4 трлн рублей) обеспечили ненефтегазовые доходы, а именно:

  1. налог на прибыль - 2,9 трлн рублей (на 18,8%, или 451,3 млрд рублей больше).
  2. НДС - 2,6 трлн рублей (на 12,3%, или 285 млрд рублей больше)
  3. НДФЛ - 2,5 трлн рублей (на 8%, или 188 млрд рублей больше).
  4. акцизы - 1,3 трлн рублей (на 18,4%, или 195,4 млрд рублей больше).[36]

Почти пятая часть в структуре прироста поступлений, или 286 млрд рублей, обеспечены за счет более качественного налогового администрирования. Стоит отметить, что внедренная система АСК (автоматизированная система, которая на основании расширенных деклараций по НДС точно определяет налоговые разрывы в цепочке взаимоотношений налогоплательщиков с контрагентами и не допускает неправомерных вычетов по налогу на добавленную стоимость) НДС позволяет контролировать все налоговые транзакции по НДС в автоматическом режиме, а это 15 млрд операций в год. В результате, если при запуске системы в I квартале 2016 года доля сомнительных операций составляла 8% от всего НДС-оборота, то сейчас не более 1%. Контроль бизнеса на расстоянии без давления на добросовестных налогоплательщиков позволил Службе уйти от тотальных проверок. За девять месяцев 2017 года количество проверок бизнеса снизилось на 23%. При этом их результативность выросла на 40%