Файл: Виды налогов. Классификация налогов. Налоговая система. Налоговая политика в РФ.pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 1
Классификация налогов по способу уплаты
Здесь разграничивают налоги в зависимости от способа определения налогового оклада: «по декларации», «у источника» и «по уведомлению». [[15]]. Данная классификация важна для технической организации налогового процесса.
Налоги, уплачиваемые «по декларации» - это налоги, предусматривающие обязанность налогоплательщика самостоятельно рассчитать налоговый оклад посредством его объявления (декларирования). Такой способ определения налогового оклада заложен в подавляющем большинстве налогов. В частности, в налоге на прибыль организаций, НДС, на имущество организаций и др.
Налоги, уплачиваемые «у источника» - это налоги, предусматривающие институт налоговых агентов, на которых возлагается обязанность при выплате дохода в пользу налогоплательщика произвести удержание и перечисление налога в бюджет до момента его фактической выплаты. Институт налоговых агентов применяется для того, чтобы упростить процедуру уплаты таких налогов и исключить возможность уклонения налогоплательщика от их уплаты. В чистом виде этот способ реализуется только в НДФЛ. [[16]].
Налоги, уплачиваемые «по уведомлению» - это налоги, предусматривающие обязанность налоговых органов по исчислению налогового оклада и уведомлению налогоплательщиков на основе составленного государственными органами полного реестра (кадастра) объектов налогообложения. [[17]].
Классификация по применяемой ставке
Она подразделяет налоги на прогрессивные, регрессивные и пропорциональные, а также налоги с твердыми, процентными и комбинированными ставками.
В зависимости от характера долевого соотношения налогового оклада к величине налоговой базы разграничивают:
налоги с пропорциональными ставками - это налоги, в которых размер налоговых платежей (налогового оклада) прямо пропорционален размеру дохода, прибыли или имущества налогоплательщика;
налоги с прогрессивными ставками - это налоги, в которых размер налоговых платежей находится в определенной прогрессии к размеру дохода, прибыли или имущества налогоплательщика. Прогрессивные ставки действуют в увеличивающемся проценте к стоимостной оценке объекта налогообложения (налоговой базы). Использование этих налогов в налоговой системе формирует ее прогрессивность, уменьшающую неравенство граждан до и после уплаты налогов;
налоги с регрессивными ставками - это налоги, в которых размер налоговых платежей находится в определенной регрессии к размеру дохода, прибыли или имущества налогоплательщика. Регрессивные ставки действуют в уменьшающемся проценте к стоимостной оценке объекта налогообложения (налоговой базы). Использование этих налогов в налоговой системе формирует ее регрессивность, увеличивающую неравенство граждан до и после уплаты налогов. [[18]].
В зависимости от метода установления налоговых ставок разграничивают:
налоги с твердыми (специфическими) ставками - это налоги, величина ставки которых устанавливается в твердой денежной сумме на единицу измерения налоговой базы. К ним в России относится значительная часть акцизов, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов, большая часть государственной пошлины, транспортный налог, налог на игорный бизнес;
налоги с процентными (адвалорными) ставками - это налоги, величина ставки которых устанавливается в процентном исчислении от стоимостной оценки объекта налогообложения (налоговой базы). К ним относятся, например, налог на прибыль, НДФЛ, НДС;
налоги с комбинированными (смешанными) ставками - это налоги, величина ставки которых устанавливается посредством комбинирования специфических и адвалорных ставок. В качестве основной здесь, как правило, используется адвалорная ставка, но ее применение ограничивается специфической ставкой снизу и (или) сверху определенной величины налоговой базы. Такая ставка используется в акцизах на сигареты. [[19]].
Классификация по бухгалтерским источникам уплаты
Данная классификация разграничивает налоги по конкретным источникам их уплаты в составе выручки предприятия и ее структурных элементов. В качестве таких источников может выступать: выручка от реализации, себестоимость продукции, финансовые результаты деятельности до налогообложения прибыли, оплата труда и предпринимательский доход, валовая налогооблагаемая прибыль и другие доходы предприятия. [[20]]. Эта классификация имеет значительную востребованность со стороны налогоплательщиков, осуществляющих предпринимательскую деятельность, и проверяющих их налоговых органов. Для налогов, уплачиваемых физическими лицами и предпринимателями, использующими специальные режимы, данная классификация неприменима. Источником уплаты налогов для них является исключительно доход в той или иной форме.
К налогам и сборам, уплачиваемым из выручки от реализации, относятся: НДС, таможенные платежи, а также единые налоги, уплачиваемые организациями при применении специальных налоговых режимов.
К налогам, относимым на оплату труда и предпринимательский доход, относятся: НДФЛ, а также единые налоги, уплачиваемые индивидуальными предпринимателями при применении специальных налоговых режимов.
Из представленной совокупности следует выделить значимость четырех классификаций. Наибольшее теоретико-методологическое значение имеет разделение налогов на прямые и косвенные, а с практической точки зрения для государства принципиальное значение имеет разграничение налогов по уровню управления. Для целей ведения системы национальных счетов используют признак связи уплаты налогов с осуществлением или неосуществлением производственной деятельности. Все остальные классификации имеют в большей мере локальную теоретическую или практическую востребованность.
ГЛАВА 2. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА
Налоговая система является основой механизма государственного регулирования экономики. Эффективное функционирование всего хозяйственного комплекса страны зависит от того, насколько правильно и гибко построена ее налоговая система.
Кроме того, следует отметить, что в научной и учебной литературе, а также в судебных актах продолжает применяться термин "налоговая система", который нормативного определения на сегодняшний день не имеет. Применение данного термина, возможно, объясняется своеобразной инерцией. До 1 января 1999 г. в ст. 2 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" было дано такое его нормативное определение: совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей (далее - налоги), взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему. Указанное понятие зачастую подвергалось критике в научной (учебной) литературе: обосновывалось, что совокупность налогов образует систему налогов, а налоговая система - совокупность существенных условий налогообложения (в том числе включающих систему налогов), т.е. более широкое понятие, характеризующееся экономическими и политико-правовыми элементами. (Налоги и налоговое право: Учебное пособие / Под ред. А.В. Брызгалина. М., 1997. С. 178; Основы налогового права: Учебно-метод. пособие / Под ред. С.Г. Пепеляева. М., 1995. С. 80). Использование понятия "налоговая система" в широком смысле (в различных вариациях) можно обнаружить и в современных учебных пособиях . (Назаров В.Н. Основы налогового права: Учеб. пособие. М., 2008. С. 18; Орлов М.Ю. Десять лекций о налоговом праве России: Учеб. пособие. М., 2009. С. 90; Кучеров И.И. Теория налогов и сборов (правовые аспекты): Монография. М., 2009. С. 215; Парыгина В.А., Тедеев А.А. Налоговое право: Учебник. С. 99; Иванова В.Н. Налоговое право. Ростов н/Д, 2016. С. 100; Налоговое право: Учебник для бакалавров / Под ред. И.А. Цинделиани. М., 2016. С. 62), но дискуссия относительно содержания данного термина продолжается. (Борисов А.М. "Налоговая система", "система налогообложения" или "система налогов и сборов"? // Налоги и налогообложение. 2010. N 3.). [[21]].
Схематично состав элементов налоговой системы представлен на рис. 3. (см. Приложения).
Налоговая система - это основанное на определенных принципах целостное единство взаимосвязанных и взаимозависимых ее элементов: законодательства о налогах и сборах, совокупности налогов и сборов, плательщиков налогов и сборов, налоговых администраций. [[22]].
Построение налоговой системы характеризуется наиболее значимыми функциональными внутренними взаимосвязями между ее элементами (рис. 4) (см. Приложения).
Налоговая система подвержена постоянному изменению под действием как внутри системных, так и внешне системных факторов воздействий, то есть она является не статической, а динамической системой.
Налоговая система РФ строится по территориальному принципу и состоит из трех уровней в зависимости от уровня управления процессом налогообложения: федеральный (на уровне РФ), региональный (на уровне республик в составе РФ, краев, областей, городов федерального значения) и местный (на уровне муниципальных образований).
Выделяют четыре критерия классификации налоговых систем.
1. По уровню налоговой нагрузки на экономику страны налоговые системы можно подразделить следующим образом:
- либерально-фискальные, обеспечивающие налоговые изъятия с учетом платежей социального характера до 30% ВВП; к этой группе относятся налоговые системы США, Австралии, Португалии, Японии и большинства стран Латинской Америки;
- умеренно фискальные с уровнем налогового бремени от 30 до 40% ВВП; данную группу составляют налоговые системы большинства стран, в частности Швейцарии, Германии, Испании, Греции, Великобритании, Канады и России;
- жестко фискальные, позволяющие перераспределять посредством налогов более 40% ВВП; такой уровень изъятий обеспечивают налоговые системы Норвегии, Нидерландов, Франции, Бельгии, Финляндии, Дании, Швеции. [[23]].
2. По доли косвенного налогообложения налоговые системы можно подразделить на:
- подоходные, делающие основной акцент на обложении доходов и имущества, в которых доля поступлений от косвенных налогов не превышает 35% совокупных налоговых доходов; это налоговые системы большинства англосаксонских стран - США, Канады, Великобритании, Австралии;
- умеренно косвенные, равномерно распределяющие налоговую нагрузку на обложение доходов и потребления, в которых доля косвенных налогов составляет от 35 до 50% совокупных налоговых доходов; данную группу составляют налоговые системы развитых стран Европы - Германии, Франции, Италии и др.;
- косвенные, делающие основной акцент на обложении потребления, в котором косвенные налоги обеспечивают более 50% совокупных налоговых доходов; такой уровень косвенного обложения обеспечивают, как правило, налоговые системы развивающихся стран - Аргентины, Бразилии, Мексики, Индии, Пакистана; к этой же группе относится и налоговая система России. [[24]].
3. По уровню централизации налоговых полномочий налоговые системы классифицируются следующим образом:
- централизованные, наделяющие федеральный уровень управления подавляющим большинством налоговых полномочий и обеспечивающие долю налоговых доходов этого уровня более 65% консолидированных налоговых поступлений; такой уровень централизации обеспечивают налоговые системы Франции, Нидерландов, Австрии и России;
- умеренно централизованные, наделяющие все уровни управления значимыми налоговыми полномочиями и обеспечивающие долю налоговых доходов федерального уровня от 55 до 65% консолидированных налоговых поступлений; данную группу составляют налоговые системы Австралии, Германии, Индии;
- децентрализованные, наделяющие нижестоящие уровни правления более значимыми налоговыми полномочиями и обеспечивающие долю налоговых доходов федерального уровня до 55% консолидированных налоговых поступлений; к этой группе относятся налоговые системы США, Канады, Дании. [[25]].
4. В зависимости от уровня экономического неравенства доходов после их налогообложения налоговые системы можно разделить так:
- прогрессивные, если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, сокращается; данную группу составляют налоговые системы практически всех развитых и развивающихся стран;
- регрессивные, если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, возрастает; примеры построения таких налоговых систем нам неизвестны;
- нейтральные, если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, остается неизменным; сюда можно отнести налоговую систему России. [[26]].
Данные классификации представлены как основные, но они не исчерпывают всего многообразия классифицирующих показателей. В частности, нередко используется классификация по экономическому показателю соотношения налоговых доходов от внутренней и внешней торговли.