Файл: Виды налогов. Классификация налогов. Налоговая система. Налоговая политика в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. В связи с этим приобретает особую роль значение налоговой системы государства и принципы ее организации и функционирования.

Проблема налогов - одна из наиболее сложных в практике осуществления проводимой в нашей стране экономической реформы. Пожалуй, нет сегодня другого аспекта реформы, который подвергался бы такой же серьезной критике и был бы предметом таких же жарких дискуссий и споров. С другой стороны, налоговая система - это важнейший элемент рыночных отношений и от нее во многом зависит успех экономических преобразований в стране.

Все вышесказанное свидетельствует о несомненной актуальности выбранной темы.

Кроме того, актуальность данных вопросов подчеркивается и тем вниманием, которое уделяют им известные ученые-экономисты: А.В Аронов, В.В.Глухов, М.Е.Косов, Л.А.Крамаренко, В.И.Кушлин, И.А.Майбуров, А.В.Перов, Д.В.Тютин, И.В. Дольде и другие.

Объектом исследования является налоговая система Российской Федерации. Предметом – налоги и налоговая политика Российской Федерации.

Цель курсовой работы - раскрыть действующую налоговую систему в Российской Федерации, ввести понятие налоговой системы, рассмотреть виды налогов, классификацию налогов, и налоговую политику.

Для достижения цели необходимо решить ряд задач:

1. Рассмотреть виды и классификацию налогов.

2. Проанализировать существующие проблемы налоговой системы нашей страны.

3. Изучить сущность и перспективы налоговой политики Российской Федерации

4. Сформулировать выводы и предложения по теме исследования.

Методологическую основу исследования составляют научные труды затрагивающие вопросы налоговой системы. В работе использованы общие и частные методы исследования, в том числе, системный анализ изучаемых явлений и результатов, общие методы познания: анализ, аналогия, обобщение и синтез.


ГЛАВА 1. НАЛОГИ: ВИДЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ

Основным и в настоящее время единственным закрепленным в Налоговом Кодексе (НК) классифицирующим признаком разграни­чения налогов и сборов является их принадлежность к соответствующему уровню управления. В соответствии со ст. 13-15 НК все налоги и сборы Российской Федерации (РФ) делятся на три вида: федеральные, региональные и местные налоги и сборы. [[1]].

В наиболее широком смысле под налогами понимаются взимаемые на основании государственного принуждения и не носящие характер компенсации или наказания обязательный безвозмездный платеж[2].

Налоги представляют собой платежи, которые осуществляются на безвозмездной основе, т.е. их уплата не определяет каких-либо обязанностей со стороны государства по отношению к субъекту, вносящему данные платежи. Таким образом, можно заключить, что к налогам не относятся платежи, необходимость в уплате которых появляется в ситуации заключения каких-либо договоров между плательщиком и государством или разнообразными органами государственной власти[3].

Налоги являются одним из инструментов формирования доходов государства. Зачастую налоги взимаются для того, чтобы обеспечить необходимой платежеспособностью разнообразных уровней государственной власти. В тоже время налоговые платежи подлежат зачислению не только в государ­ственный (федеральный и региональный) бюджеты или бюджеты местных орга­нов власти (самоуправления), отметим, что они могут выступать основным средством формирования различного рода государственных фондов.

В экономическом смысле налоговые платежи представляют собой инструмент пере­распределения новой созданной стоимости – национального дохода, а также выс­тупают составной частью целостного процесса воспроизводства производственных отношений. Перераспределение национального дохода обеспечивает государственную власть частью созданной стоимости в денежной форме. Определенная часть национального дохода, которая пере­распределена благодаря налогам, становится централизованным источником финансовых ресурсов государства. Данный процесс представляет собой принудительное отчуждение некоторой части национального дохода и заключает в себе направ­ленность от налогоплательщика к государству.

Налоговая система – это комплекс таких элементов, как законодательство о налогах и сборах, совокупность налогов и сборов, плательщиков налогов и сборов, а также системы налогового администрирования.


В соответствии со ст. 8 Налогового Кодекса Российской Федерации[4] выделяется два основных понятия налоговой системы: налог и сбор.

Налоговый кодекс Российской Федерации определяет налог как обязательный, ин­дивидуальный безвозмездный платеж, который взимается с юридических и физических лиц в форме отчуждения, принадлежащих им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативно­го управления денежных средств, в целях финансового обеспе­чения деятельности государства.

Сбор представляет собой обязательный взнос, плата которого обуславливает одно из условий совершения в интересах плательщика государственными органами, органами местного самоуправления или иными уполномоченными учреждениями определенных юридических действий.

Налог представляет собой определенную форму доходов государства или каких-либо иных общественно-принудительных условных единиц, когда данные доходы, которые формируются с имущества граждан, являются их жертвой, осуществляемой в одностороннем порядке, без получения ими каких-либо ответных эквивалентов, целью налогов является удовлетворение общественных потребностей.

Из данного определения можно выделить следующие основные признаки налогов:

1) имеют общеобязательный характер, ст. 57 Конституции Российской Федерации[5] устанавливает, что каждый обязуется уплачивать установленные законодательством налоги и сборы. В соответствии с данной установкой Налоговый кодекс Российской Федерации, законодательные акты субъектов России и муниципальных образований устанавливают жесткий перечень налоговых платежей, обязанность уплачивать которые возложена на всех налогоплательщиков, определенных законом;

2) безвозмездность налогов. За счет налоговых платежей происходит финансирование деятельности государства, при этом какое-либо физическое или юридическое лицо, которое начисляет и уплачивает определенный налог, не получает какого-либо возмещения в виде имущества, имущественных либо неимущественных прав;

3) денежная форма налогов. Налоговые платежи взимаются в форме денежных средств, которые принадлежат юридическим или физическим лицам;

4) публичный характер налоговых платежей. В соответствии со ст. 57 Конституции России каждый обязан уплатить соответствующие налоги и сборы. Обязанность уплачивать налоги имеет особый характер, что обусловлено природой самого государства по смыслу статьи 1 (ч. 1), 3, 4 и 7 Конституции России;


5) нецелевой характер налогов.

На современном этапе развития налоговой системы налоги наделены тремя базисными функциями, а именно фискальной, экономической и социальной. Обратимся к более подробному рассмотрению каждой их них.

Так, фискальная функция представляет собой сбор денежных средств с целью создания различных государственных денежных фондов и материальных условий для дальнейшего эффективного функционирования государства.

В свою очередь экономическая функция характеризуется использованием налогов как инструмент перераспределения национального дохода, воздействия на сдерживание или расширение производственных мощностей, стимулируя предпринимателей в совершенствовании различных видов хозяйственной деятельности. Данная функция зачастую носит название распределительной.

Косвенные индивидуальные - это налоги, облагающие ограниченные группы и виды сырья и товаров. [[6]]. Таковыми являются акцизы, облагающие специфичные сырье и товары: спирт, табачную и алкогольную продукцию, автомобили, бензин, дизель­ное топливо, моторные масла.

Косвенные универсальные - это налоги, облагающие операции по реализации всех товаров, работ и услуг безотносительно к каким-либо их группам и видам. [[7]]. К таковым относится налог на добавленную стоимость (НДС), в других странах - налог с продаж.

Фискальные монополии - это исключительные права полной или частичной мо­нополии государства на доходы от производства и продажи отдельных видов товаров, работ и услуг.

Таможенные платежи - это налоги и пошлины, взимаемые таможенными органами при ввозе товара на таможенную территорию, транзите через нее или вывозе товаров с этой территории и являющиеся неотъемлемым условием их ввоза, транзита или вывоза. [[8]].

Классификация налогов по характеру отражения в Системе национальных счетов (СНС)

Она разделяет налоги на две группы: на производство и импорт, на доходы и имущество. [[9]].

Налоги на производство и импорт - это налоги, взимаемые с производящих единиц (хозяйствующих субъектов) в связи с производством и импортом товаров (услуг) или использованием факторов производства. Условно их можно назвать косвенными налогами на производство и импорт. В данной группе выделяются налоги на продукты и другие налоги на производство.

Налоги на продукты - это налоги, взимаемые пропорционально количеству или стои­мости товаров и услуг, производимых, продаваемых или импортируемых резидентами. В частности, к ним относятся: НДС, акцизы, налоги на импортируемые товары и т.п.


Другие налоги на производство - это налоги, связанные с использованием факто­ров производства (труда, земли, капитала), а также платежи за лицензии и разреше­ния заниматься какой-либо деятельностью или другие обязательные платежи, уплата которых необходима для деятельности производящей единицы-резидента. Они не включают любые налоги на прибыль или иные доходы, получаемые предприятиями. [[10]]. В данную группу включаются налоги: на имущество предприятий, транспортный и земельный (с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), водный, на добычу полезных ископаемых, сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов, лицензионные сборы, налоги, взимаемые в зависи­мости от фонда оплаты труда.

Налоги на доходы и имущество - это налоги, трактуемые в системе нацио­нального счетоводства как текущие безвозмездные трансферты. [[11]]. Условно их мож­но назвать прямыми налогами, уплачиваемыми юридическими и физическими лицами за счет своих доходов. В данной группе выделяются налоги: на доходы, текущие на капитал и прочие текущие.

Классификация налогов по предмету (объекту) обложения

Согласно этой классификации различают налоги: с имущества (имуществен­ные), с доходов (фактические и вмененные), с потребления (индивидуальные, уни­версальные, монопольные и таможенные), с использования ресурсов (ресурсно-рентные). [[12]]. Данная классификация важна для теоретического анализа уровня налоговой нагрузки на основные объекты обложения.

Налоги с имущества (имущественные) - это налоги, взимаемые с юридических и физических лиц по факту владения ими определенным имуществом или с опе­раций по его продаже или покупке. [[13]].

Налоги с дохода - это налоги, взимаемые с юридических и физических лиц при получении ими дохода. Эти налоги определяются платежеспо­собностью налогоплательщика. [[14]].

Налоги с потребления - это налоги, взимаемые в процессе оборота товаров, работ, услуг, подразделяемые, в свою оче­редь, на индивидуальные, универсальные, монопольные и таможенные.

Налоги с использования ресурсов (ресурсно-рентные) - это налоги, взимаемые в процессе использования ресурсов окружающей природной среды, а рентными их называют также потому, что их установление и взимание связаны в большинстве случаев с образованием и получением ренты. К этой группе налогов следует от­нести НДПИ, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов, земельный налог.