Файл: Виды налогов. Классификация налогов. Налоговая система. Налоговая политика в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В 2017 году налогоплательщикам направлено 660 тысяч автоматических требований, в результате они представили 90 тысяч уточненных деклараций с ростом НДС к уплате на 69 млрд рублей.

Таким образом,различные составляющие российской бюджетной системы в разной степени испытывают на себе воздействие внешних шоков. Как было показано выше, наиболее устойчивыми к воздействию внешних шоков являются налог на доходы физических лиц и НДС. Федеральный бюджет в настоящее время формируется главным образом за счет трех основных источников – НДС, таможенных пошлин и налога на добычу полезных ископаемых. На долю этих трех налогов приходится около 75% доходов федерального бюджета. Фактически сегодня федеральный бюджет формируется за счет наиболее неустойчивых к внешним шокам налоговых доходов (НДПИ и таможенные пошлины) и одного «устойчивого» (со всеми оговорками, которые были сделаны выше). На протяжении рассматриваемого периода распределение и порядок зачисления различных налогов в бюджеты бюджетной системы неоднократно менялся, однако на протяжении последнего десятилетия эти изменения уже не носили глобального характера.

Подводя итоги изучения 2017г, стоит отметить рост налоговых доходов, и эффективную работу с другими ведомствами. Рост поступлений по итогам совместных проверок составил 17% (на 22 млрд рублей больше 2016г). Кроме того, за девять месяцев 2017 года по проверкам с использованием информации ФТС России дополнительно начислено 60 млрд рублей налогов.

Современная тенденция налоговой системы складывается дистанционно. Дистанционный контроль также доказал свою эффективность в сфере розничной торговли. Завершен первый этап реформы контрольно-кассовой техники, которая автоматически передает данные о покупках-продажах в налоговые органы. Более 470 тысяч налогоплательщиков зарегистрировали 1,4 млн касс, что превышает дореформенный парк касс на 20%. Ежедневно пробивается более 100 млн чеков, ежемесячная выручка превышает 2 трлн. рублей.

3.2 Тенденции современной налоговой политики

В 2017 г. началась работа по совершенствованию налоговой системы России, которая должна быть реализована путем внесения изменений в налоговое законодательство в 2018 г., чтобы эти изме­нения начали действовать с 2019 г. Эта работа должна найти отражение в изменении налоговой поли­тики страны на среднесрочную перспективу в целях обеспечения стабильности налоговой системы и обоснованной дифференциации налоговой нагрузки в отраслевом разрезе. В то же время отчетные данные Федеральной налоговой службы России за последние годы, несмотря на сложные экономиче­ские условия, свидетельствуют о положительных результатах ее работы.


Общая сумма налоговых поступлений в консолидирован­ный бюджет России в 2015 г. по отношению к 2014 г. составила 109 %. При этом первое место по до­ле налоговых доходов принадлежит налогу на добычу полезных ископаемых, на втором - налог на доходы физических лиц, третье и четвертое занимают налог на прибыль организаций и НДС. Эти 4 налога обеспечивают 4/5 всей суммы налоговых доходов страны. Доля остальных налогов в совокупности составляет 20 %.

Ухудшение экономической ситуации больше всего отразилось на замедлении роста поступле­ний налога на доходы физических лиц в связи с некоторым снижением реальных доходов населения, поскольку рост номинальной среднемесячной заработной платы в 2015 г. не компенсировал ее реаль­ное снижение по сравнению с 2014 г. Данные таблицы Приложения 1 не включают суммы таможенных пошлин и взносов в государственные страховые внебюджетные фонды, которые обычно учитываются при рас­четах показателя общей налоговой нагрузки на экономику, исчисляемого в процентах к валовому[37].

Основные положения налоговой политики Российской Федерации разрабатываются Мини­стерством финансов России на предстоящий год и на плановый период двух последующих лет. Эти материалы используются при планировании федерального бюджета и подготовке проектов бюджетов субъектов федерации, а также являются основой для внесения изменений в законодательство о нало­гах и сборах, обеспечивая прогнозируемость налоговой политики государства.

На уровне субъектов Российской Федерации возможности формирования региональной налоговой политики ограничива­ются разрешенными Налоговым кодексом РФ диапазонами изменения налоговых ставок и правом устанавливать налоговые льготы по региональным налогам, а также в отношении части налога на прибыль организаций, зачисляемой в их бюджеты. На местном уровне муниципальные власти на своих территориях могут дифференцировать налоговые ставки в установленных пределах и конкре­тизировать льготы по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц.

Следует сказать, что одной из общих тенденций при формировании государственной налого­вой политики явилась фиксация действующих налоговых условий для бизнеса в течение 4-х лет, на­чиная с 2014 г. В сочетании с уменьшением доли налоговых доходов от нефтегазового сектора это привело к снижению налоговой нагрузки на экономику до 30 %, доведя ее до уровня ниже среднего по странам ОЭСР (34,44 % - 2014 г.)[38].


Обычно в налоговой политике намечаются изменения налоговых ставок, которые сказываются на величине налоговой нагрузки и суммах, поступающих в бюджетную систему нало­гов. Однако в отношении ряда налогов при сохранении уровня налоговых ставок меняются правила определения налоговой базы или вводятся поправочные коэффициенты, увеличивающие налоговые платежи. Например, заметный рост поступлений имущественных налогов связан с переходом налого­вой базы на кадастровую стоимость объектов, с приобретением физическими лицами новых объектов жилой и нежилой недвижимости, усилением контроля за своевременной регистрацией прав на них и постановкой на налоговый учет, увеличением ставок налога на имущество физических лиц предста­вительными органами местного самоуправления ряда территорий.

Значительный рост поступлений транспортного налога обусловлен увеличением количества приобретаемых транспортных средств, повышением налоговых ставок, которые во многих регионах приблизились к предельным значениям, введением повышающих коэффициентов при расчете налога для автомашин стоимостью более 3 млн руб. В результате в отношении имущества физических лиц стала активнее проявляться тенденция реализации прогрессивного налогообложения дорогостоящих объектов. Замедление роста поступле­ний отмечено по земельному налогу, по которому переход на кадастровую оценку земли начался не­сколькими годами раньше, и к настоящему времени кадастровая стоимость земельных участков ста­билизировалась, хотя и сохраняется большое количество обращений владельцев имущества по поводу ее пересмотра в меньшую сторону[39].

Продолжается тенденция дифференциации подходов к налогообложению объектов налогооб­ложения по различным видам полезных ископаемых, в основном, нефтяных месторождений. По это­му виду природных ресурсов налоговая политика тесно соприкасается с таможенной. Она получила название налогового маневра, который предусматривает снижение экспортных пошлин на нефть с параллельным ростом ставок налога на добычу полезных ископаемых. Основной целью данного ма­невра является снижение зависимости российского бюджета от экспортных пошли, величина кото­рых меняется пропорционально росту или снижению цен на нефть. Результаты осуществления нало­гового маневра в сфере налогообложения нефти можно признать положительными, поскольку налоговые доходы в этой отрасли показали рост на уровне не ниже среднего показателя. Однако та­кой маневр приводит к увеличению стоимости нефти на внутреннем рынке, а соответственно и цен на бензин.


Для предотвращения повышенного роста цен на нефтепродукты было применено сниже­ние акцизов на бензин, которые в перспективе будут увеличиваться, хотя и замедленными темпами. Практика осуществления налогового маневра в сфере налогообложения нефти и нефтепродуктов лишний раз подтверждает необходимость тесной увязки налоговой, таможенной и бюджетной поли­тики в процессе реализации фискальной и регулирующей функций налогов.

Взаимосвязь с бюджетной политикой проявляется также и в отношении регулирующих нало­гов. Таковым является налог на прибыль организаций, большая часть которого поступает в регио­нальные бюджеты. В целях укрепления доходной базы федерального бюджета изменилось соотноше­ние федеральной и региональной составляющей налога на прибыль. Если до 2017 г. в федеральный бюджет зачислялось 2 % из 20 % общей ставки данного налога, то теперь на период до 2020 г. эта до­ля увеличена до 3 %[40].

Особое место в налоговой политике занимает поддержка субъектов малого и среднего пред­принимательства, в основном осуществляемая через специальные налоговые режимы. Наиболее ши­роко используемым режимом в данной сфере является упрощенная система налогообложения, при­менение которой обеспечивает реальное снижение налоговой нагрузки и максимальное упрощение налогового учета. Однако и здесь есть ряд ограничивающих условий, сдерживающих рост сферы ма­лого предпринимательства.

Прежде всего, это ограничение по величине годового дохода на уровне 150 млн. руб., которое фактически позволяет использовать упрощенную систему только микропредприятиям. Предприятия, которые согласно нормативным документам считаются малы­ми, в настоящее время могут иметь годовую выручку до 800 млн. руб., но воспользоваться преимуще­ствами упрощенной системы могут только те, у которых доход не превышает 150 млн. руб. Средние предприятия с численностью до 250 чел. и доходом до 2 млрд. руб. в год вообще не имеют налоговых преференций. Это сдерживает развитие сектора малого и среднего предпринимательства и ставит под угрозу выполнение Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в России до 2030 г[41].

Краткий анализ основных тенденций изменения налоговой системы Российской Федерации, отражающих налоговую политику государства, позволяет сделать вывод о недостаточной реализации регулирующей и социальной функций налогов. Для решения этой проблемы необходимо отразить в налоговой политике расширение возможностей регионов в отношении введения налоговых льгот по региональным и местным налогам, сократив до минимума их перечень, устанавливаемый федераль­ным законодательством. Должен быть определен временной диапазон действия налоговых льгот с обязательным отчетом о результативности их применения.


Необходимо также установить приоритет­ные направления налогового стимулирования, такие как развитие инновационной деятельности, ма­лого и среднего предпринимательства с учетом территориальной специфики, рынка ценных бумаг, поддержка многодетных семей, введение моратория на изменение налогового законодательства на период от 2 до 4 лет, обеспечить более тесную увязку налоговой, бюджетной и таможенной полити­ки. Это позволит усилить влияние налоговой системы на рост экономики и стимулирование деловой активности.

Правительство РФ должно улучшать элементы налогов и сборов с учетом происходящих изменений в социально экономическом развитии страны. Поскольку тяжесть налогового бремени неравномерно распределена между категориями плательщиков. Не предусмотрена градация в зависимости от уровня доходов для различных слоев населения. Для решения выше перечисленных задач нужно привести налоговые механизмы в действие, которые должны работать наилучшим образом. Это позволит преобразовать налоговую систему[42].

А также будет стимулировать инвестиции в развитие малонаселенных регионов, тем самым способствовать развитию высокотехнологичных производств, а также мотивировать опытно конструкторские и научно исследовательские разработки.

Для того, чтобы налоговая система РФ развивалась эффективно необходимо рассмотреть следующие пути по её совершенствованию:

1. Уполномочить финансовые органы РФ правом создания дополнительных нормативно правовых актов для регулирования вопросов по которым необходима конкретизация и детализировать, если информации, содержащейся в других нормативно правовых документах в области налогов и налогообложения недостаточно.

2. Уполномочить Правительство РФ правом издания дополнительных нормативно правовых актов по незатронутым вопросам или затронутым в должном объеме налогового регулирования,законодательством РФ в области налогообложения и налогов.

3. Необходимо изменить положения первой и второй части Налогового Кодекса РФ, дополнив их уникальным налоговым режимом, содержащий в себе льготный режим для налогообложения организации, осуществлявшие инновационную деятельность в сфере высоких технологий.

Данный режим полностью бы освободил данные организации от уплаты НДС научно исследовательские и опытно конструкторские работы, а также реализацию результатов НИОКР. В рамках реформирования налоговой системы, если принять во внимание те пути, которые отмечены выше, то это позволит России достигнуть определенного экономического роста. Основной целью налоговой реформы должно являться создание такой налоговой системы, которая позволит ускорить темп экономического роста, усилит меры по совершенствованию налогового администрирования, создаст благоприятные условия для товаропроизводителей. Реформирование существующей налоговой системы – важная составляющая комплекса предупредительных мероприятий, но не самая сложная.