Файл: Выбор стиля руководства в организации (ГБОУ г. Москвы «ЦБС ЦАО»).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты концепции руководства в организации
1.1 Сущностные характеристики понятия стиль управления и стиль руководства организации
1.2 Личность руководителя в системе управления организацией
1.3 Классификация стилей руководства организацией и способы их реализации
Глава 2. Влияние стилей и моделей руководства на эффективность работы организационной структуры
2.1 Психологический климат организации как показатель эффективности стиля управления
2.2 Актуальные проблемы и сложности выбора стиля руководства
Глава 3. Анализ стиля руководства в ГБОУ г. Москвы «ЦБС ЦАО»
Исследователи так же определили еще одно существенное различие между мужчинами и женщинами менеджерами, а именно, большой интерес женщин к отношениям между людьми. Женщины превосходят мужчин в демократичности руководства, а, следовательно, и в степени ориентации на человеческие отношения. Но, пока нельзя с уверенность утверждать, кто более эффективен в должности руководителя: мужчина или женщина. Слишком невысок процент женщин - руководителей по - сравнению с представительством на этом посту сильной половины человечества. [15]
3. Социально экономический статус и образование. Данные характеристики очень важны для руководителя. Эффективный руководитель должен обладать разнообразными знаниями в области управления и бизнеса, специальных наук, связанных с деятельностью компании, иностранными языками. В настоящее время руководители стремятся овладевать не только специальными знаниями, но и экономическими, юридическими. В нашей стране повысилась необходимость у руководителей в знании иностранных языков. Этому способствовало сотрудничество многих предприятий с аналогичными иностранными организациями. И руководитель как лицо организации должен в совершенстве обладать хотя бы одним общепринятым английским языком. Повысился интерес у руководителей и к психологическим вопросам управления.
4. Следующей составляющей личности руководителя являются способности. Все способности можно разделить на общие (к ним относятся интеллект) и специфические (знания, умения, навыки). Наибольшее влияние на эффективность руководства оказывают общие способности, то есть интеллект. Еще в 60-е годы американский индустриальный психолог Е. Гизели, обследуя группы менеджеров, пришел к выводу, что отношение между интеллектом и эффективностью руководства носит криволинейный характер. Это значит, что наиболее эффективными оказываются менеджеры не с очень высокими или низкими показателями интеллекта, а имеющие средний уровень. Но все эти данные не являются каким-то стандартом для интеллектуального потенциала. Какой-то конкретный эффективный руководитель может иметь достаточно низкие результаты по проведенному тесту интеллекта.
К специфическим способностям личности можно отнести специальные умения, знания, компетентность, информированность. Не стоит особо доказывать и приводить примеры на конкретных личностях, насколько важны для успешного выполнения управленческой деятельности эти способности. [16]
5. Следующая характеристика руководителя — черты личности. К числу наиболее часто упоминаемых в различных исследованиях черт личности относятся: доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижению цели, предприимчивость, ответственность, надежность в выполнении задания, независимость, общительность.
Рассмотрим каждую из этих характеристик.
Доминантность или способность влиять на людей. Руководителю необходимо обязательно обладать данной характеристикой, так как трудно представить, как можно эффективно управлять людьми, не оказывая на них влияния. Влияние на людей должно быть основано не только на должностных полномочиях, но и на психолого-педагогических особенностях общения руководителя с подчиненными. Влияние должно иметь основой справедливый подход руководителя к подчиненному.
Уверенность в себе. Влияние этой характеристики непосредственно отражается на подчиненных, которые в случае уверенности руководителя ощущают спокойствие, поддержку, защиту, надежность, уверенность в завтрашнем дне. Таким образом, определенный психологический комфорт обеспечивает и повышает мотивацию к выполнению задания. Неуверенный в себе руководитель не может вызывать доверие и уважение к себе как со стороны подчиненных, так и со стороны руководителей равного или более высокого ранга. [17]
Эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость. Эмоциональная уравновешенность должна проявляться в контроле со стороны руководителя за своими эмоциональными проявлениями. Отношения между менеджером и подчиненными должны быть ровными, деловыми и не зависеть от личной симпатии и собственного настроения. Эмоциональная уравновешенность сказывается на эмоциональном состоянии подчиненных. Негативный всплеск эмоций у руководителя может понизить чувство уверенности у подчиненных, следствием этого будет снижение их деловой активности. Работники будут вынуждены бороться с собственными чувствами, а не с рабочими проблемами. [18]
Креативность или способность к творческому решению задач. Залогом эффективного руководства является то, способен ли руководитель видеть элементы новизны и творчества в деятельности своих подчиненных, а также поддерживать их начинания.
Стремление к достижению цели и предприимчивость — важнейшие черты современного руководителя. В тесной связи с ними находится склонность личности к риску. Руководитель не должен останавливаться на половине дела, должен быть способен рисковать и просчитывать свой риск. Хороший руководитель занимается бизнесом не столько ради денег, (они являются для него показателем успеха, а не средством обогащения), а, сколько из-за постоянной необходимости концентрации всех умственных способностей для решения бесконечного количества разнообразных проблем. Бизнес для хорошего руководителя является необходимым стимулом и жизненно важной дозой адреналина.[19]
Ответственность и надежность в исполнении заданий. Дефицит этих человеческих качеств мы постоянно ощущаем в повседневной жизни. Руководитель должен предпочитать ситуации, в которых необходимо нести персональную ответственность за принятое решение. Руководитель должен быть ответственным и надежным человеком, так как он является примером и олицетворением идеальной личности у своих подчиненных.
Независимость. Данная характеристика, несомненно, является важной личностной чертой руководителя, обеспечивающей ему успешность действий в различных сферах жизни организации. Какие бы советы ни принимал руководитель от окружающих его людей, конечное решение он принимает всегда сам. Чем самостоятельнее ведет себя руководитель, тем больше проявляется его независимость.[20] Но это не исключает необходимости прислушиваться к мнению коллег или подчиненных. Главное, чтобы руководитель имел свою точку зрения на возникающие проблемы, свое профессиональное и человеческое лицо, а также поддерживал это свойство в подчиненных.
1.3 Классификация стилей руководства организацией и способы их реализации
Вновь обратимся к определению стиля управления – это установленная совокупность методов поведения с целью оказания влияния на подчиненных сотрудников, их мотивациии к достижению целей организации и эффективной работе. Одну из первых и наиболее известных классификаций стилей управления предложил американский социальный психолог Курт Левин. Основная классификация стилей управления представляет собой наиболее привычные и распространённые формы поведения руководителей как инструмента осуществления управления, таковыми вяляются:
- авторитарный;
- демократический;
- либеральный стиль.
Авторитарный стиль управления можно сравнить с диктаторским стилем, когда руководитель ведет себя жестко и ориентируется исключительно на собственные знания, интересы и цели. Авторитарный менеджер не советуется с коллегами или подчиненными, занимает четкие позиции и использует административные методы воздействия на людей, навязывая им свою волю путем принуждения или вознаграждения. Этот стиль наиболее актуален вначале процесса формирования организации, ее коллектива, когда у работников пока еще не выработаны навыки распознавание целей и путей их достижения. [21]
К минусам данного стиля причисляют то, что он подавляет инициативность, творческие способности сотрудников, а также ведет к текучести кадров и в целом негативно влияет на психологический климат в организации. Поскольку многие сотрудники не выдерживают аторитарного отношения с руководителем, они увольняются или же остаются на рабочих местах, но выполняют действия без мотивации, стимулов к труду, не проявляют инициативу к достижению целей и не проявляют творческого подхода к реализации потенциала.
Однако, такой стиль имеет и свои преимущества, такие как точность отдаваемых указов, быстрый и безоговорочный темп выполнения поставленных задач и практически не требует экономических расходов, поскольку руководитель не прибегает к стимулированию работников за счёт денежных средств. В малых и недавно сформированных фирмах и организациях обеспечивает быструю реакцию на изменение внешних условий и позволяет быстрее и успешнее справиться с трудностями становления.
Наиболее приемлимым для использования является демократический стиль. [22]Он наиболее продуктивен, так как основан на сочетании принципа единоначалия с активным привлечением подчиненных в процессы принятия решений и управления организацией, что обеспечивает большую вероятность верных решений. Демократичный руководитель принимает решения самостоятельно, но предварительно устраивает совет, на котором принимаются инициативные предложения от подчиненных и вносятся корректировки. Демократический стиль управления выполним только в том случае, если менеджер будет тонко чувствовать психологию людей и учитывать социально - психологические особенности коллектива. [23]Такой стиль поощряет творческую активность подчиненных, создавая благоприятную рабочую обстановку и атмосферу взаимного доверия и сотрудничества.
Преимуществами демократического стиля управления являются: психологическое мотивирование сотрудников на эффективную раюоту, создание благоприятных условий, в том числе лояльность к редким пропускам и отгулам. Кроме того, в подобной системе существует перспектива карьерного роста для работника, благодаря чему на предприятии отсутствует профессиональный «застой». [24]В организации возникает естественная конкуренция в условиях труда, которая дополнительно стимулирует работать лучше и проявлять инициативу, раскрывая творческий потенциал и нестандартный, креативный подход к решению различных рабочих моментов.
В свою очередь, при выборе демократического стиля управления руководитель может столкнуться стакими препятствиями, мешающими запланированной работе организации, как большая затрата времени и сил на контроль и оказание должного внимания и заботу о сотрудниках, большие временные затраты на поиск и подбор высококвалифицированного и организованного штата сотрудников для создания дружного и мотивированного коллектива. [25]
Нейтральным стилем руководства можно выделить либеральный стиль, поскольку именно он характеризуется тем, что менеджер ставит проблему перед подчиненными, и для них создает определенные рабочие условия, задает границы решения, а сам отходит на второй план. За собой он сохраняет функции стороннего консультанта, эксперта, оценивающего полученные результаты. Отличительная черта этого стиля заключается в том, что либеральный руководитель практически не вмешивается в дела подчиненных, малоактивен и очень осторожен, поэтому он обязан умело владеть принципом делегирования полномочий, создавать и сохранять хорошие отношения с подчиненными, уметь ставить чётко определенные задачи и задавать курс, направление деятельности.
В список преимуществ либерального стиля управления включены такие характерные особенности, как возможность одного из подчиненных сотрудников стать лидером в коллективе, благодаря которому либеральное начальство будет мотивировать работников дополнительными финансовыми бонусами и премиями за хорошую работу. [26]
Данный стиль управления мог бы быть практически идеальным, если бы не довольно весомые недостатки, ведь в отсутсвии требовательного руководителя, коллектив сотрудников не стремиться повышать эффективность работы фирмы и не настроен на динамичное развитие. Существование реального, но отстраненного руководителя – менеджера приводит к ситуации, когда реальные полномочия по управлению рабочим коллективом возлагаются на лидера, что создаёт двойственность в системе управления организацией и приводит к отсутсвию мотивации. [27]
Помимо трёх вышеперечисленных стилей руководства, определяющих характерные особенности стандартных типов руководителей, существуют и другие, оформившееся в следующую классификацию: [28]
- Руководитель - регламентатор. Идея такого стиля руководства - полная регламентация деятельности подчиненных в должностных инструкциях, положениях и т. д. Недостаток стиля - “сверхрегламентация” - ведет к подавлению инициативы. Руководитель старается “спрятаться” за документами, подменяет ими сам процесс управления. Чрезмерное регламентирование деятельности ведет к бюрократизму. Этот стиль руководства оправдан при возникновении конфликта, связанного с распределением функций между подчиненными. При наличии конфликтных ситуаций в процессе взаимодействия отдельных подразделений.
- Руководитель - «показушник» (спринтер). Идея такого стиля руководства - быстрое реагирование на изменяющиеся управленческие ситуации. Недостаток стиля руководства - руководитель стремится решать сиюминутные задачи и проигрывает в стратегии. Характерны “авралы”, неритмичность работы подразделений.
- Руководитель - «объективист». Идея такого стиля руководства - стремление всему отыскать объективные причины. Недостаток стиля - отсутствие собственной позиции, стремление все просчеты объяснить объективно действующими факторами: нерегулярностью поставок, отсутствием квалифицированных кадров, низкой дисциплиной труда, нестабильностью рынка и т. д.
- Руководитель-формалист (волокитчик). Идея такого стиля руководства - не бежать впереди паровоза. Всякая бумага должна вылежаться. Недостаток стиля руководства - стремление оттянуть решение, с тем, чтобы время само все решило и подсказало правильный путь. Когда оправдан этот стиль руководства - в случае отсутствия необходимой информации. Иногда поспешное вмешательство в конфликт лишь усугубляет его, но все-таки вред от такого руководства превышает некоторую пользу.[29]
- Руководитель-максималист. Идея такого стиля руководства - стремление к максимально достижимому результату. Недостаток стиля руководства - не уделяет должного внимания текущим делам, не любит ими заниматься, что ставит под удар и его “высокие” цели. Сам “горит” на работе, подчиненным оставляет роль исполнителей, недооценивает влияние материальных и моральных стимулов.
- Руководитель-организатор. Идея такого стиля руководства - считает, что главное в деятельности руководителя - решение ключевых проблем (подбор и расстановка кадров, высокое качество работы и т. д.). Руководитель должен не идти на поводу у текущих дел, а должен выделять первоочередные и добиваться их решения. Недостаток стиля руководства - не уделяет внимания делегированию полномочий, поэтому часто запускает текущие дела. Ослаблен контроль.
- Руководитель - «хлопотун» (диспетчер). Идея такого стиля руководства - девиз: ”Управление состоит из мелочей”. Сам пунктуален и высоко ценит исполнительскую дисциплину в подчиненных. Личное знакомство с объектом управления считает важнейшим моментом деятельности, но абсолютизм этого принципа приводит к приоритетности текущих дел перед перспективными целями. Недостаток стиля руководства - старается сам вникать во все дела, что приводит к значительным перегрузкам. Дублирует функции подчиненных, не доверяет им.[30]