Файл: Выбор стиля руководства в организации (ГБОУ г. Москвы «ЦБС ЦАО»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Целью любой организации является эффективное производство товара, услуги или иногда специфического продукта, качество которых всегда зависит от сотрудников организации – руководителя, специалистов в отдельных областях и рядовых сотрудников, производящих продукт путём индивидуальной или совместной деятельности.

Для формирования эффективной деятельности работников необходим руководитель. В подтверждение к этому стоит обратиться к моментам древней истории, а именно к периоду появления первых общин, сословий или плёмен, в которых всегда выделялся вождь или главарь, лидер – управленец, который координировал деятельность подвластного ему общества вокруг выполнения общей цели. С течением времени человеческая деятельность развивалась по всем областям, а управление трансформировалось и выделилось как особая функция, требующая от человека – руководителя выбора особых методов и линий поведения, способствующих его возможности влиять на окружающих ради достижения общей цели.

Сегодня любой профессиональный менеджер и руководитель выбирают стиль управления организацией в целяхеё эффективного функционирования. От верно или неверно выбранного стиля руководства может пострадать не только уровень производства или степень приближения к достижению основной цели организации, но и психологический климат в коллективе компании, уровень мотивации сотрудников, их взаимоотношения друг с другом и управленческим аппаратом.

Актуальность исследования, которому посвящена данной курсовой работы обуславливаетя необходимостью и важностью выбора наиболее эффективного стиля управления руководством организации, поскольку именно он способствует уровень и качество производительности в компании, регулирует отношение людей в коллективе и психологический климат организации в целом, способствует динамичному развитию организации. На первый взгляд,может показаться, что стиль руководства зависит лишь от лидерких качеств личности руководителя, однако последние являются лишь дополнением к основе, представленной множеством факторов, таких, как методы поведения, стиль обращения к сотрудника, подача поручений и многое другое.

Объектом курсовой работы, посвящённой исследованию выбора стиля руководства является совокупность методов управления организацией.

Предметом иследования является многообразие стилей руководства Цель курсовой работы заключается в изучении классификации стилей управления и анализ условий выбора наиболее оптимального стиля управления для эффективной работы организации.


В соответсвии с целью, в процессе исследования предполагается решение следующего спектра задач:

- установить сущностные характеристики понятия стиль управления;

- выявить роль личностных качеств руководителя в стиле управления организацией;

- изучить классификацию стилей управления и разнообразие методов руководства организацией;

- проследить влияние стилей управления и личности руководителя на эффективность работы организации, в частности на психологический климат в коллективе;

- выявить актуальную проблематику и сложности в выборе стиля руководства;

- осуществить попытку к формирования наиболее эффективного выбора стиля управления.

Теоретические аспекты работы были выявлены на основе идей Кузнецова И. Н., Морозова В. А., Павлова В. П.

Дання курсовая работа представлена в виде исследования, состоящего из введения, двух глав, отражающих теоретические аспекты понятия стиля руководства и анализ влияния стиля управления на внутреннюю среду организации, заключения и списка использованной литературы и источников.

Глава 1. Теоретические аспекты концепции руководства в организации

1.1 Сущностные характеристики понятия стиль управления и стиль руководства организации

Ключевой составляюшей успешной работы менеджера является выбранный им стиль руководства, представляющий собой способ воздействия на подчиненных на основе его профессиональных полномочий, посредством которого руководитель способен влиять на работников, побуждать их к определенным действиям во имя достижения поставленных целей.[1] Деятельность руководителя представляет собой процесс осуществления управленческих функций и задач в системе субъект – объектных отношений, субъектом в которых всегда является руководитель, а объектом – его подчинённые в форме организации[2], социальных групп или же отдельных работников. Неотъемлемой частью управления является обязательное наличие общеорганизационной цели и следование ей совместными усилиями. Безусловно, ситуация в организациях и на производстве не всегда идеальна, не исключены моменты расхождения целей, поэтому если у работников возникают личные цели, то работа управляющего заключается в том, чтобы при использовании всех своих сил и властных полномочий подчинить их цели общей цели всей организации. [3]


Основным показателем эффективности работы руководителя можно считать выбранный им в качестве основного стиль управления и руководства организацией или группой подчиненных. Стиль руководства – это совокупность методов и приёмов, при помощи которых руководитель побуждает подчиненных не только к систематическому выполнению предписанных обязанностей, но и к проявлению инициативы, творческому подходу к труду и успешному выполнению обязательств в установленный срок. Стиль управления всегда должен быть сформирован осознанно как поиск необходимых методов для преодоления несостыковок в процессе установления целей и их достижения.[4]

Одной из характеристик, отличающей стиль руководства от случайно выбранной линии поведения является устойчивость, наблюдаемая в повторяющемся применении руководителем одних и тех же приёмов управления. Выбор стиля всегда соответствует цели руководителя, от которой зависят методы и способы завоевания авторитета и создания поручений. Таким образом, в стиле руководства выделяются, прежде всего, не только направленность на объективные цели и задачи, но и субъективный выбор методов и путей достижения эффективной работы, зависящих напрямую от самой личности руководителя. Тем не менее, в стиле руководства всегда должна присутствовать объективная основа, благодаря которой он будет в действительности эффективен.[5]

В практике управления существует ряд походов, первый из которых разделяет характер управления в зависимости от школы (направленности на объект внимания при производстве): [6]

  • Научное управление: организация труда происходит на основе функционального разделения обязанностей во имя цели повышения эффективности производства.
  • Административное управление: поиск и выявление общих черт и закономерностей успешной работы организации и формирование на их основе системы универсальных принципов управления.
  • Управление на основе внимания к человеческим отношениям: система управления формируется посредством способа наблюдения за изменениями и закономерностями, обусловленными человеческим фактором на производстве. [7]

Следующий подход рассматривает организацию как систему, включающую перечень взаимозависимых элементов – персонал, технологию производства, задачи и структуру самой организации. Это процессный подход, который рассматривает управление как процесс с необходимой реализацией четырёх управленческих функций в условии постоянной смены цели: планирование, организация, мотивация, контроль.


В основе ситуационного подхода заключена идея о том, что выбор стиля управления и его эффективность определяются ситуацией и непостоянны, там, где один стиль приводит к успеху, другой неминуемо приведет к краху. [8]

Именно от выбранного стиля руководства в совокупности с личными качествами руководителя зависит и качество его деятельности, психологический климат в коллективе и поведение каждого отдельного сотрудника. Степень делегирования полномочий, способ осуществления властных поручений, его внимание к человеческому фактору, забота о благоприятных взаимоотношениях сотрудников в коллективе, упор на выполнение задачи или же на обеспечение благоприятной атмосферы в среде сотрудников – всё это зависит от стиля руководства и правильности его выбора с учётом множества факторов.

Единство стилеобразующих факторов проявляется во взаимодействии:

- информационных, социальных, организационных, коллективных, технико-технологических условий управления в организации;

- принципов и методов управления, применяемых руководителем;

- руководителей различных уровней и подразделений.

Понятия лидер, руководитель и управленец иногда ошибочно отождествляют, однако, лидеры зачастую не всегда оказываются эффективными управляющими.[9] Если о характере лидерских качеств можно сделать вывод путём наблюдения того, как один человек влияет на других, то управление прослеживается на качестве конечного продукта или услуги.

1.2 Личность руководителя в системе управления организацией

Абсолютно вся область управленческой деятельности имеет в себе субъективную основу. Руководитель, прежде чем принять какое - либо решение сначала мысленно моделирует все возможные способы воздействия на подчиненных, в том числе и власть, и выбирает в зависимости от ситуации наиболее целесообразные и эффективные. Вне зависимости от того, что обязанности руководителя предписываются должностной инструкцией, стиль, выбранный им для руководства подчиненными, будет иметь черты индивидуальности, накладываемые личностью руководителя. Именно в стиле руководителя проявляются его личные качества, которые несколько изменяются в зависимости от особенностей и потребностей коллектива. Сильное воздействие на стиль оказывают интеллект и культура руководителя, уровень профессиональной компетентности, особенности характера, темперамент, морально – нравственные ценности, способность заботиться о подчиненных, вести за собой коллектив, создавать атмосферу увлеченности работой, мотивировать сотрудников и способствовать выработки у них равнодушия к работе, коллективу, организационной политике и цели.[10]


Каждому менеджеру присущ определенный, свойственный только ему стиль работы. Лидеру в управленческой деятельности почти невозможно выработать такой стиль деятельности, который будет нравиться всему коллективу. От стиля управления зависит очень многое, к примеру: отношение работников к труду, их мотивация, а также взаимоотношения подчиненных друг к другу.

Существует как минимум три группы характеристик личности руководителя:[11]

Биографические характеристики – первичные данные руководителя.

1. Возраст руководителя. Один из немаловажных факторов – это возраст руководителя. Возрастной предел для управленческих работников высокого ранга, а также вопросы возрастного оптимума для менеджеров в тех или иных видах профессиональной деятельности существуют достаточно давно. Так, из анализа японского специалиста в области стратегии работы предприятий Т. Коно известно, что средний возраст президентов крупных японских компаний составляет 63,5 года, их американские коллеги несколько моложе — 59 лет. Вот что думает о данной проблеме Ли Якокка, известный американский менеджер: «Если человек в возрасте 65 лет все еще может трудиться и хорошо справляется со своими обязанностями, почему он должен уходить в отставку?[12] Возраст руководителя, зачастую, выступает гарантом опыта.

Однако не следует думать, что только зрелый возраст (а значит и опыт) дает право его владельцу рассчитывать на высокий пост в организационной структуре. История развития предпринимательства знает множество примеров создания крупнейших компаний, у штурвала которых стояли молодые люди. Таким образом, возраст руководителя не может быть ни преимуществом, ни помехой для того, чтобы эффективно управлять. [13]

2. Пол руководителя. Данная характеристика привлекает в последнее время все большее внимание со стороны исследователей, которые пытаются объяснить различие и особенности мужского и женского поведения в роли руководителя. Особый интерес и множество публикаций в различных изданиях посвящены моделям женского поведения, которое в современном мире становится всё популярнее. Исследователи отмечают, что в отдельных видах деятельности, требующих от участвующих в них людей значительной речевой активности, женщины в присутствии мужчин ведут себя робко, что объясняет тот факт, что женщины реже становятся лидерами и проявляют меньшее рвение к достижению этой роли, чем мужчины. [14]Это объясняется тем, что последние обладают большей компетентностью в решении групповых задач, а также их стремлением обладать преимуществом в группе. Особое значение имеет наличие определенного стандарта поведения, принятого в обществе. От исполнителя мужской роли ожидают и соответствующее поведение. Женщинам, для того, чтобы к ним относились, как к достойным руководителям приходится доказывать свои способности и присущие им деловые качества.