Файл: Понятие менеджмента. Менеджер и предприниматель ( ЗАО «Протек» ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Поскольку основная цель менеджмента - это достижение определенных
финансовых показателей (прежде всего, прибыли) путем применения наиболее эффективной системы управления, то, следовательно, менеджмент
тесно связан с предпринимательской деятельностью. Вместе с тем, исследователи подчеркивают содержательную сторону отличий предпринимателя
от менеджера. Предпринимательство в большей степени связано с личностью человека, предпринимателя, который осуществляет бизнес, затевая новое дело, реализуя некоторые нововведения, вкладывая средства и идя на личный риск. Евенко Л. И. отмечает, что соотношение понятий «предприниматель» и «менеджер» довольно подвижно[29]. Поскольку все предприниматели активно участвуют в формулировании целей предприятия или организации и управляют этой организацией в начале ее деятельности, в какой-то степени всех их можно считать менеджерами. Менеджер не является собственно предпринимателем, в то время как предприниматель всегда должен быть немного менеджером. Однако, такие характеристики, «как личный риск, реакция на возможности получения дохода, идейность, как правило, свидетельствуют о невозможности эффективно управлять организацией по мере ее развития.

Подавляющее большинство предпринимателей просто не имеют способностей или склонностей эффективно выполнять управленческие функции, такие как планирование, организация, мотивация и контроль. Следовательно,
нет ничего странного в том, что выдающиеся предприниматели становятся
неэффективными менеджерами. Организация, которую создает предприниматель, в результате может распасться. В ряде исследований указывается,
что на практике большинство новых предприятий в бизнесе распадается, и
основной причиной их краха является плохое руководство, а не плохие идеи»[30].

Более того, по мнению психологов, такие качества, как излишняя исполнительность, пунктуальность, несмотря на то, что они традиционно относятся к положительным, являются противопоказанными для предпринимателя. Эти качества хороши для наемных работников - менеджеров, а при быстроменяющихся условиях хозяйственной деятельности гибкость гораздо важнее постоянства.

И менеджеры, и предприниматели проявляют выраженные лидерские качества, однако, менеджер - это лидер иерархии, а предприниматель – это лидер идей. Вместе с тем, зачастую, четкие границы между предпринимателями и менеджерами отсутствуют, это деление несколько условно, хотя выраженные свойства личности определяют их ролевые функции.


Существует множество объяснений неэффективности деятельности предпринимателя в качестве менеджера. Суть этих объяснений сводится к тому, что психология предпринимателя не предполагает системной и рутинной работы, с которой связана работа управленца, амбиции предпринимателя не связаны с реализацией властных полномочий, предприниматель, как правило, непрофессионален в сфере управления. Вместе с тем, наличие «информационной проблемы» вынуждает предпринимателя привлекать дополнительные трудовые ресурсы. Поскольку у предпринимателей возникает недоумение по поводу низкой работоспособности большинства работников, довольно часто в целях разрешения информационной проблемы в отсутствие сформулированных функций и задач для наемных работников, предприниматели пытаются привлечь к выполнению работы людей схожих с собой, способных к выполнению разноплановой работы, склонных к оперативному самостоятельному принятию решений, «схватывающих все налету».

Попытки привлечь на работу схожих с собой людей могут закончиться
тем, что предприниматель приглашает к сотрудничеству личности, которые
по психотипу также являются предпринимателями. Довольно часто такое развитие событий приводит к возникновению партнерских взаимоотношений между двумя предпринимателями.

Возвращаясь к чертам психологического портрета предпринимателя,
важно подчеркнуть, что наряду с иными качествами предпринимателя признаются такие, как амбициозность, честолюбие, бессистемность, нетерпимость к инакомыслию. В связи с чем, представляется сомнительным, что альянс двух предпринимателей будет способствовать общей координации работы. Учитывая особенности личности предпринимателя, партнерство людей,
обладающих схожими чертами характера, скорее приведет со временем к
конфликтным ситуациям и разделу сфер влияния между предпринимателями,
чем повышению эффективности деятельности. Поэтому, чем быстрее предпринимателю удастся привлечь к совместной работе менеджера, тем выше
вероятность успеха предприятия.

Вследствие чего, партнерство предпринимателя и менеджера на любом
из этапов их совместной деятельности может дать синергетический эффект для развития предприятия. На рис. 1 представлены наиболее вероятные варианты развития предприятия в зависимости от того, действует ли предприниматель единолично или совместно с предпринимателем и менеджером (в рамках партнерских отношений).


Рисунок 3 – Временный лаг решения информационной проблемы

По мере увеличения информационных потоков возникает «информационная проблема», которая обозначена на схеме как теска бифуркации; поскольку именно с этого момента можно диагностировать начало процесса
преобразования предприятия в развивающееся предприятие. Дальнейшее развитие предприятия возможно при условии разрешения «информационной проблемы».

В. Предприниматель + Предприниматель.

Руководство организацией осуществляется двумя Предпринимателями. По мере увеличения информационных потоков возникает «информационная проблема», которая обозначена на схеме как точка бифуркации, поскольку именно с этого момента можно диагностировать начало процесса преобразования предприятия в малое развевающееся предприятие. В определённый момент времени ввиду психологических особенностей личности Предпринимателей происходит разрыв связей между Предпринимателями, после чего возможные пути развития могут быть сведены к варианту Б или В, что приведёт к потере временного ресурса.

Б. Предприниматель единолично.

Предприниматель осуществляет руководство организацией единолично. Предпринимателю необходимо перераспределить информационные потоки. В отсутствие Партнера-менеджера Предприниматель будет вынужден перераспределять информационные потоки между наёмным персоналом, что не будет способствовать повышению эффективности на этом этапе развития, ввиду того, что оптимальное распределение информационных потоков потребует становления организационной структуры, а, следовательно, больших временных затрат. В любом случае, при условии сохранения цели Предпринимателя - активно развивать предприятие в дальнейшем – такой путь развития является неизбежным.

А. Предприниматель + Менеджер.

Предприниматель осуществляет руководство организацией совместно с
Менеджером. По мере увеличения информационных потоков возникает «информационная проблема», которая обозначена на схеме как точка бифуркации, поскольку именно с этого момента молено диагностировать начало процесса преобразования предприятия в развивающееся предприятие. Подобный альянс представляется наиболее оптимальным и способствует более быстрому, а, следовательно, и более эффективному развитию предприятия.


2.2. Различия предпринимательских и менеджерских управленческих решений

Доцент С. Сарасвати из бизнес-школы Дардена при Университете Вирджинии (Шарлоттсвилль, США) в своей статье «Что делает предпринимателей предпринимателями», написанной для журнала «Гарвард Бизнес Ревью», так не опубликованной, но вызвавшей широкий интерес в сети Интернет, пытается определить ключевые отличия предпринимателей от менеджеров. Проведя неструктурированные интервью с 30 предпринимателями, С. Сарасвати определил, что предприниматели и менеджеры отличаются друг от друга стилем мышления. Менеджеры характеризуются особым типом мышлением, который назван причинно-следственным или каузальным. Этот тип мышления является прикладным вариантом причинно-следственного мышления, которому учат в большинстве учебных заведений, в том числе и в бизнес-школах, в качестве некоего нормативного образа мысли. Каузальное мышление начинается с предопределения целей и критериев их достижения, затем продолжается определением возможных вариантов ее достижения, и завершается выбором оптимальных (наиболее дешевых, или быстрых, или эффективных) вариантов достижения целей. Например, руководитель компании, рассматривая задачу выхода на новый сегмент рынка, определяет вначале требуемые целевые показатели (норма прибыли, увеличение выручки, рост клиентской базы), затем рассматривает различные сегменты рынка с точки зрения затрат и результатов, и, наконец, выбирает наиболее эффективный сегмент рынка, принимая также во внимание риски.

Можно отметить, что предложенный С. Сарасвати термин «причинно-следственное мышление» в огромной степени соответствует классическим представлениям об управленческом решении. И действительно, такие типичные управленческие решения, как решение о самостоятельном производстве компонента или его закупке, назначение сотрудника на должность из числа доступный кандидатов, выбор наиболее перспективного поставщика, принимаются менеджерами на основе причинно-следственной логики мышления. Конечно, существуют управленческие решения, которые предполагают не просто выбор из существующих альтернатив, но и создание альтернатив. Такого рода управленческие решения обычно носят стратегический характер. Но и они также полностью вписываются в причинно-следственную картину мира, с необходимым дополнением по предварительной выработке альтернатив.

Предпринимателям же свойственен другой стиль мышления, который
С. Сарасвати назвал целевым, но по содержанию можно назвать оппортунистическим. Оппортунистическое мышление начинается не с установления целей, а с определения доступных ресурсов и допускает возникновение целей в ходе действий предпринимателя, а также их изменение и адаптацию под сложившиеся условия. Если в рамках причинно-следственного мышления «маршрут движения» до конечной цели определяется, анализируется и выбирается заранее, то в рамках оппортунистического мышления «маршрут движения» возникает по мере самого движения и определяется доступными на текущий момент ресурсами и возможностями их использования. Можно увидеть, что оппортунистическое мышление, предложенное С. Сарасвати, имеет в своей основе поисковую деятельность, реализуемую в высоко неопределенном контексте. Кроме того, если причинно-следственное мышление может быть творческим (в случае стратегических решений), а может и не быть, то оппортунистическое мышление творческое по определению С. Сарасвати подчеркивает, что оппортунистическое мышление характеризуют поиск возможностей (а на выбор альтернатив), творчество (а не соответствие выработанным процедурам), воображение (а не рациональность), спонтанность (а не процессуальная упорядоченность, готовность идти на риск (а не стремление его минимизировать). Очевидно, что оппортунистическое мышление по своим характеристикам соответствует предпринимательскому решению.


Отталкиваясь от тезисов С. Сарасвати, можно концептуализировать менеджерское управленческое решение, как это показано на рис. 2. Менеджер,
исходя из постановки задачи (заданные цели, внешняя обстановка, окружение), определяет возможные альтернативы ее решений, при необходимости
вырабатывая новые альтернативы (изображено пунктиром).

Рисунок 2 – Общая схема менеджерского решения

Затем в ходе установленной процедуры, на основе заданных критериев и с использованием отобранных аналитических средств осуществляет выбор оптимальной альтернативы, которая в дальнейшем подлежит реализации. Естественно, менеджерское решение допускает отклонения от заданной траектории действий, но, во-первых, чаще всего такие отклонения рассматриваются в негативном свете и минимизируются, и, во-вторых, имеют ограниченный характер.

Предпринимательское управленческое решение, изображенное на рис. 3, не отталкивается от четкой изначальной цели, хотя вначале может и иметь в качестве целевых установок личностные приоритеты и предпочтения предпринимателя или же некое видение будущего. Но и видение, и личностные
предпочтения не носят четкого характера, в отличие от целей менеджера, и
допускает неограниченное количество целевых результатов. Далее в ходе поисковой деятельности предприниматель определяет новые возможности.
Причем, принципиальным отличием является то, что новые возможности не
даны в окружении предпринимателя. Их необходимо искать и создавать.

Рисунок 3 – Общая схема предпринимательского решения

Поиск новых возможностей определяется отнюдь не четкими целями, а имеющимися в оперативном доступе ресурсами предпринимателя. Перечень альтернатив менеджера также ограничен в ресурсном плане. Но, в отличие от
предпринимателя, ресурсные ограничения менеджера носят менее жесткий
характер, а поэтому становятся ключевыми только в ходе анализа альтернатив, при сопоставлении результатов и расходов. В оперативном доступе менеджера потенциально находятся ресурсы всей организации, и даже больше -
ресурсы, которые может привлечь организация (партнерские связи, кредиты,
инвестиции). Если менеджер предлагает эффективное решения, но которое требующие дополнительных ресурсов, то это ограничение легко преодолевается решением вышестоящего менеджера или собственника по причине того, что изначальное решение имеет в себе хороший потенциал. Предприниматель же чаще всего имеет более ограниченные ресурсные возможности и апеллировать к вышестоящим эшелонам менеджмента у него нет возможностей, что и определяет логику принятия предпринимательского решения.