Файл: Понятие менеджмента. Менеджер и предприниматель ( ЗАО «Протек» ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Функции менеджмента впервые были сформулированы в начале двадцатого века французским экономистом, предпринимателем и основоположником административного направления в менеджменте и процессного подхода к управлению Анри Файолем. В своей работе «Общее и промышленное управление», опубликованной в 1916 г., А. Файоль выделил шесть основных направлений деятельности предприятия: технические, коммерческие, финансовые операции, охрану, счетные операции и административные. Таким образом, администрирование или управление было впервые выделено как самостоятельное направление деятельности.

Управлять – значит, вести предприятие к цели, пытаясь наилучшим образом использовать его ресурсы, - писал Файоль. Управлять - значит обеспечивать правильный ход всех направлений деятельности[23]. Для этого администратор должен предвидеть, организовывать, распоряжаться, согласовывать и контролировать.

Функция предвидения состоит в «подготовке будущего» путем исследований, анализа и разработки программы действий, охватывающей все направления деятельности предприятия.

Функция организации должна обеспечить предприятие всем необходимым для производства: материалами, оборудованием, капиталами, персоналом. При этом Файоль выделял два основных направления этой работы: организацию материального и социального «организмов» предприятия[24].

Функция распорядительства призвана приводить в действие организованный «социальный организм». Эта задача распределяется между различными руководителями предприятия, на каждом из которых лежит бремя и ответственность за свою часть. Цель распорядительства для каждого руководителя - извлечь наибольшую пользу из работников, находящихся в его ведении, в интересах предприятия, как целого. Согласовывание (или координация) имеет своей целью обеспечить каждому элементу «социального организма» возможность выполнять свою частную роль в согласии с другими элементами.

Цель контроля, как функции управления, в проверке, все ли исполняется в соответствии с принятой программой, отданными приказаниями и установленными принципами. Контроль применяется ко всему: к предметам, лицам и действиям. Он практикуется во всех областях. Операции контроля входят в круг обязанностей руководителя и его сотрудников в небольшом предприятии: в большом же - они частью переданы специальным функционерам: инспекторам, контролерам. Для того чтобы контроль оказывался действенным, необходимо, чтобы он проводился вовремя и имел практические последствия.


Почти столетие назад А. Файоль сформулировал не только основные функции управления, но и основные принципы администрирования, общие правила, задачи, обязанности и требования к управленческому персоналу, которые легли в основу многих направлений современного менеджмента Понимание функций менеджмента развивалось и углублялось вместе с развитием науки и практики управления.

Сегодня в литературе можно встретить различные перечни и классификации функций менеджмента. К функциям менеджмента, кроме выделенных Файолем планирования, организации, распорядительства, координации, и контроля, некоторыми авторами относятся установление целей (целеполагание), регулирование, активизация, разработка стратегии, обратная связь, руководство, коммуникация, исследование, учет и оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство, переговоры, заключение сделок и другие направления деятельности[25].

Классифицируя функции менеджмента, некоторые авторы выделяют основные функции менеджмента, общие функции менеджмента, функции дифференциации, функции интеграции, специальные функции менеджмента. К
основным функциям при этом относятся планирование, организация, оперативное руководство, координация, контроль, мотивация[26]. К общим функциям менеджмента, отражающим конкретные виды управленческой деятельности, относят управление персоналом, управление информацией, управление производством, управление финансами, управление имуществом, управление качеством, управление запасами, управление маркетингом. Функции дифференциации управления обеспечивают организацию управленческого взаимодействия, распределение обязанностей и полномочий различных звеньев управленческой системы. Функция интеграции управления призвана обеспечить согласованную деятельность всех звеньев для достижения общих целей. Некоторые авторы выделяют три группы функций: общие функции, социально-психологические и технологические.

Существуют и другие группировки функций. Например, С. С. Скобкин считает, что «Управление в туризме может быть разделено на отдельные функции, которые сосредоточены в трех основных группах:

1) общее управление (установление нормативных требований и политики управления, политики инноваций, планирование, организация работы, мотивация, координация, контроль, ответственность);

2) управление структурой предприятия (его создание, выбор деятельности, правовые формы, связи с другими предприятиям, территориальные вопросы, организация, реконструкция, ликвидация);


3) конкретные области управления (маркетинг, инновации, производство, кадры, финансы, основные фонды) [27].

Как видим, трактовки и классификации могут существенно различаться.
Тем не менее, можно сказать, что наиболее распространенным и общепринятым на сегодняшний день является подход к классификации функций менеджмента, при котором выделяются две укрупненные группы функций - общие функции управления и конкретные или специальные функции. Общие функции управления присущи всем организациям, а конкретные или специальные обусловлены спецификой конкретной деятельности управляемого объекта. Кроме того, выделяют так называемые связующие процессы, без которых невозможна реализация никаких управленческих функций - это коммуникации и принятие управленческих решений.

Выводы по Главе 1

Менеджмент представляет собой многоплановое явление, охватывающее происходящие в организации процессы, связанные как с ее внутренней жизнью, так и с ее взаимодействием с окружающей средой, его рассмотрение в зависимости от того, какие процессы ставятся во главу угла, может вестись с различных точек зрения.

Функции менеджмента – это специфические взаимосвязанные виды и направления управленческой деятельности, в совокупности обеспечивающие процесс управления организацией путем выполнения определенных комплексов задач и использования специальных управленческих методов и механизмов. Специфичность управленческих функций обусловливает необходимость разделения и специализации управленческого труда.

Наиболее распространенным и общепринятым на сегодняшний день является подход к классификации функций менеджмента, при котором выделяются две укрупненные группы функций - общие функции управления и конкретные или специальные функции. Общие функции управления присущи всем организациям, а конкретные или специальные обусловлены спецификой конкретной деятельности управляемого объекта. Кроме того, выделяют так называемые связующие процессы, без которых невозможна реализация никаких управленческих функций - это коммуникации и принятие управленческих решений.

К общим функциям управления относятся планирование, организация, мотивация, контроль.

Функция планирования состоит в «подготовке будущего» путем исследований, анализа и разработки программы действий, охватывающей все направления деятельности предприятия.

Функция организации включает такие основные элементы как формирование организационной структуры, определение организационных полномочий и организация эффективного взаимодействия всех уровней и субъектов управления.


Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для
достижения личных целей и целей организации.

Контроль - это процесс обеспечения фактического достижения
организацией намеченных результатов путем установления стандартов,
измерения фактических результатов и сопоставления их со стандартами, и, если расхождение существенно, анализа ситуации и принятия решений о
корректирующих действиях.

Конкретные функции управления определяются применением общих функций менеджмента к конкретным объектам управления. Определение конкретных функций управления необходимо для организации системы управления, построения организационной структуры управления, формирования штатов с учетом особенностей каждой организации.

Глава 2. Исследование различий предпринимателей и менеджеров

2.1. Дифференциация между предпринимателем и менеджером

Одним из первых дифференциацию между предпринимателем и менеджером провел Дж. Ронен. Согласно его теории различия между предпринимателем и менеджером могут быть интерпретированы следующим образом: менеджеры в большей степени стремятся сохранить организацию, коллектив, которым они управляют, и та предпринимательская активность, которую они, несомненно, проявляют, во множестве ситуаций направлена на выживание компании. Предприниматель, напротив, стремится к переменам, развитию, риску[28].

На протяжении жизненного цикла фирмы нуждаются ив той, и в другой
предпринимательской активности. Вопрос о том, как соотносятся предпринимательская деятельность и менеджерский труд, является дискуссионным,
поскольку функциональная сущность менеджмента и предпринимателя различна. С одной стороны, предпринимательство шире управленческой деятельности, а с другой, эффективное управление – менеджмент - по силам не
каждому предпринимателю.

Чаще всего выявление особенностей предпринимательской деятельности основывается на различиях между предпринимателем и менеджером по
ведущим психологическим характеристикам их деятельности, в связи с чем
применяются функционально-структурный и ролевой подходы.


Следует отметить, что поскольку феномен предпринимателя раскрывается через личностные особенности каждого отдельного представителя, имеются основания полагать, что, несмотря на все разнообразие индивидуальных черт личности, имеются общие черты, обуславливающие ту или иную
модель поведения.

Склонность к риску является одной из определяющих черт, характеризующих личностей, способных к предпринимательской деятельности. В отличие от менеджера - наемного работника - предприниматель вынужден находиться в ситуации неопределенности в выборе не только средств, но и целей деятельности Согласно вью одам психологов развить способность к риску (не имеется в виду болезненные формы зависимостей, таких как азартные
игры) не представляется возможным.

В связи с вышеизложенным особый интерес представляет сложившееся
в менеджменте и экономической психологии противопоставление психологического портрета «предпринимателя» менеджеру - лицу, реализующему,
прежде всего, руководящую функцию (см. табл. 1).

Таблица 1

Сравнение личностных и поведенческих качеств
у традиционных менеджеров и предпринимателей

Традиционные менеджеры

Предприниматели

Ведущие мотивы

Стремление получить продвижение по службе и иметь другие признак и престижа в корпорации, такие как впасть, штат

Стремление иметь независимость, свободу действий, творчески работать, создавать капитал

Восприятие временной перспективы

Ориентируются на короткие временные горизонты недельные, месячные, квартальные планы.

Ориентация на 5-10-летние периоды как вех и роста своего бизнеса

Характер деятельности

Больше делегирует свои полномочия подчиненным и контролирует исполнение, чем сам напрямую включается в дело

Прямая включенность в работу

Отношение к риску

Боязлив

Разумно идет на риск

Отношение к статусу

Озабочен символами собственного статуса

Кет озабоченности символами
статуса

Отношение к неудачам и ошибкам

Стремится избегать ошибок и вообще неожиданности

Не боится ошибок, исправляет
их и преодолевает неудачи

Принятие решений

Обычно соглашается с теми, кто выше по положению

Своими решениями реализует
мечту

Кому служит

Служит другим

Служит себе и потребителю

Характер семьи, из которой вышел

Старшие члены семьи работали на крупных предприятиях

Из семьи мелких предпринимателей, представителей свободных профессий

Отношение к другим

В основном по нормам иерархических отношений

В основном деловые и договорные отношения