Файл: Понятие менеджмента. Менеджер и предприниматель ( ЗАО «Протек» ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 2

Функции менеджеров в ЗАО «Протек» по методике А. Файоля[32]

Функция

Кем выполняется

Содержание функции

1

2

3

4

1

Планирование

Членами совета директоров, правления и директорами филиалов

Организациям необходимо планирование, характеризующееся единством, точностью и гибкостью. Планирование призвано придать уверенность в том, что цели каждой части организации взаимосвязаны.

Продолжение таблицы 2

1

2

3

4

2

Организация

Членами совета директоров, правления и директорами филиалов

Создание организационной структуры, которая даст возможность реализовать деятельность оптимальным образом, должно быть ясное определение ответственности, принятие адекватных решений

3

Мотивация

Менеджерами всех уровней управления

Управление мотивацией обеспечивает активность, заинтересованность персонала в результатах деятельности, постоянный рост производительности труда

4

Координация

Членами совета директоров, правления
и директорами филиалов

Достижение координации усилий посредством постоянного циркулирования информации и организации регулярных встреч руководителей с персоналом, согласованности реализации всех функций управления

5

Контроль

Менеджерами всех уровней управления

Контролируется соблюдение установленных правил, распоряжений, контроль должен осуществляться быстро и по определенной процедуре, необходим текущий, итоговый контроль

Функции планирования, организации и координации выполняются топ-менеджерами - членами совета директоров и правления на уровне всего предприятия, региональными управляющими на уровне региона (регион включает 6-8 филиалов), директорами филиалов, соответственно, планируется и организуется работа филиала. Планирование и организация деятельности филиала обязательно согласуются с региональным управляющим. Функции мотивации и контроля реализуются и на высшем и среднем уровнях управления. Функции А. Файоля являются базовыми в управлении, и все обязательно выполняются менеджерами ЗАО «Протек».


Разделяя точку зрения А. Файоля о наличии пяти основных функций управления, в свою очередь Г. Десслер приводит свой набор функций, определяя их содержание (табл. 3).

Таблица 3

Функции руководителя по методике Г. Десслера[33]

Функция

Кем выполняется

Содержание функции

1

2

3

4

1

Планирование

Членами совета директоров, правления и директорами филиалов

Постановка целей, определение стандартов, правил деятельности и ее планирование

Продолжение таблицы 3

1

2

3

4

2

Организация

Членами совета директоров, правления и директорами филиалов

Постановка задач коллективу, формирование организационной структуры, делегирование полномочий, распределение обязанностей, разработка процедур управления

3

Управление
персоналом

Менеджерами всех уровней управления

Определение требований к работникам, отбор, оценка, управление мотивацией, обучение и развитие работников

4

Координация

Членами совета директоров, правления и директорами филиалов

Координация выполнения всех функций управления

5

Контроль

Менеджерами всех уровней управления

Контроль за соблюдением правил, выполнением распоряжений, контроль должен осуществляться быстро и по определенной процедуре

Как видно из таблицы 3, Г. Десслер добавил функцию управления персоналом в отличие от А. Файоля, определившего функцию мотивации основной в руководстве персоналом. Функция управления персоналом имеет важное значение на исследуемом предприятии реализуется на всех уровнях управления, так как персонал выступает главным объектом управления. Функция управления персоналом в ЗАО «Протек» включает управление мотивацией, карьерой, распределение обязанностей, оценку, адаптацию, обучение, развитие, отбор, увольнение персонала.

Топ-менеджеры и менеджеры среднего звена преимущественно выполняют функции мотивации, распределения обязанностей, а служба управления персоналом по их распоряжению осуществляет отбор, обучение, оценку персонала.


В отличие от А. Файоля и Г. Десслера, Д. Адаир - автор методики функционального руководства, считает, что менеджер осуществляет восемь основных функций, которые также реализуются в деятельности менеджеров «Протек» (табл. 4). Как видно из таблицы, Д. Адаир расширил управленческие функции, добавив такие функции как личный пример, инструктаж, оценка работы. Данные функции выполняются топ-менеджерами и менеджерами среднего звена ЗАО «Протек» ежедневно. Функция личный пример оказывает существенное влияние на мотивацию персонала, инструктаж и оценка необходимы для повышения эффективности их труда.

Таблица 4

Функции руководителя по методике Д. Адаира[34]

Функция

Кем выполняется

Содержание функции

1

Определение задания

Членами совета директоров, правления и директорами филиалов

Осуществление этой функции должно дать ответ на вопрос, что делать для достижения цели, цель необходимо разбить на несколько конкретных заданий, задание следует разбить на три этапа: определение конечной цели, определение путей решения, постановка конкретной задачи каждому исполнителю

2

Планирование

Руководителю необходимо творческое мышление, умение понять идеи подчиненных, предвидеть варианты развития ситуации

3

Инструктаж

Менеджерами всех уровней управления

После определения того, что делать для достижения цели, необходимо сформулировать как это сделать - руководитель должен уметь проводить собрания, давать четкие инструкции

4

Контроль

Контроль руководитель должен начинать с себя - необходимо продумать собственную систему контроля

5

Оценка работы

Необходимо подводить итоги работы и осуществлять разбор выполненного задания. Важно, чтобы руководитель
умел ценить и отмечать хорошую работу, оценка должна состоять из следующих этапов: оценка результатов, оценка работы коллектива

6

Мотивация

Применение теорий мотивации на практике, изучение мотивации сотрудников, разработка системы поощрений

7

Организация

Членами правления и директорами филиалов

Создание структуры, позволяющей коллективу эффективно выполнять свою работу, при наличии большого коллектива целесообразно разбить коллектив на группы по 5-15 человек

8

Личный пример

Менеджерами всех уровней управления

Основным залогом успеха являются поведение, цели и установки руководителя, пример может быть положи-
тельным или отрицательным


На основании проведенной теоретической и по уровням управления функции менеджеров практической оценки определены и распределены ЗАО «Протек» (табл. 5).

Таблица 5

Основные функции менеджеров ЗАО «Протек» по исследуемым
методикам А. Файоля, Д. Адаира, Г. Десслера[35]

Функция

Кем выполняется

Содержание функции

1

Планирование

Членами совета директоров, правления и директорами филиалов

Постановка целей, определение стандартов, правил деятельности и ее планирование, прогнозирование

2

Организация

Постановка задач коллективу, формирование организационной структуры, делегирование полномочий, распределение обязанностей, разработка процедур управления

3

Управление персоналом

Менеджерами всех уровней

Определение требований к работникам, отбор, оценка, управление мотивацией, обучение и развитие работников

4

Координация

Членами совета директоров, правления и директорами филиалов

Достижение координации усилий посредством постоянного циркулирования информации и организации регулярных встреч руководителей с персоналом

5

Контроль

Менеджерами всех уровней

Контроль руководитель должен начинать с себя — необходимо продумать собственную систему контроля. Контроль за соблюдением правил, выполнению распоряжений, контроль должен осуществляться быстро и по определенной процедуре

6

Оценка работы

Необходимо подводить итоги работы и осуществлять разбор выполненного задания, важно, чтобы руководитель умел ценить и отмечать хорошую работу, оценка должна состоять из следующих этапов: оценка последствий, оценка работы коллектива оценка последствий

7

Личный пример

Основным залогом успеха выступает поведение, цели и установки руководителя, пример может быть положительным или отрицательным

Проведенное исследование показало, что функции планирования, организации и координации выполняются топ-менеджментом ЗАО «Протек», а такие функции, как личный пример, оценка работы, контроль, управление персоналом реализуются на всех уровнях управления.

3.2. Компетенции менеджеров для реализации функций управления


Каждая функция менеджмента представляет собой определенную сферу действия процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности - это совокупность взаимосвязанных функций управления. Для реализации своих функций менеджерам необходимо обладать набором компетенций. Так как именно благодаря компетенциям менеджеры могут адаптировать различные теоретические подходы к практике управления и эффективно выполнять свои функциональные обязанности.

Нами были отобраны при одинаковом содержании и компетенций топ-менеджеров и 8 компетенций менеджеров среднего звена ЗАО «Протек».

К компетенциям менеджеров высшего звена отнесены:

1. Лидерство - способность вдохновлять работников, прикладывать все силы для достижения желаемых результатов и поддерживать эффективные взаимоотношения с отдельными работниками и группой в целом.

2. Стратегическое видение – способность видеть работу организации целиком и свое место в ней, ориентация на долгосрочные перспективы.

3. Планирование - выбор направления деятельности, гарантия того, что ресурсы для ее осуществления имеются в наличии, разработка плана действий, необходимых для достижения намеченного результата.

4. Оптимизация процесса управления - организация деятельности предприятия, определение численности штата, необходимого для выполнения работы, постановка целей и определение приоритетов в работе, определение полномочии и ответственности исполнителей.

5. Решение проблем - анализ информации, ситуации, диагностика проблемы, выявление ключевых вопросов, оценка альтернативных направлений деятельности, умение принимать логичные, практичные и приемлемые решения.

6. Коммуникации - способность делать сообщения, передавать информацию ясно и последовательно, в устной и письменной формах, вести переговоры, дискуссии, умение владеть своими эмоциями, самоконтроль.

7. Работа в команде - сотрудничество с другими членами группы, полностью понимая свою роль в ней, письменные распоряжения и отчеты, личное общение, проведение совещаний.

8. Инновационность - способность быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.

9. Мотивация высоких результатов труда подчиненных - способность воодушевлять подчиненных на достижение поставленных целей; умение использовать средства материального и морального стимулирования: создание мотивирующей среды, таких рабочих условий, которые повышают уровень удовлетворенности персонала, желание работать с высокой отдачей.