Файл: Особенности функционального состояния человека в экстремальных видах деятельности (Регулирующая роль образа ФС в процессе адаптации).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 1
5. Определить и проанализировать этапы становления произвольной психической саморегуляции состояния как специфической деятельности в процессе адаптации к экстремальным условиям деятельности; выявить факторы, обусловливающие эффективность и трудности межсистемного взаимодействия психологических систем профессиональной деятельности и произвольной саморегуляции состояния.
6. Экспериментально исследовать детерминанты, определяющие типологию и структуру индивидуальных стилей саморегуляции психического состояния; изучить закономерности формирования личностных новообразований в процессе адаптации в результате взаимовлияния динамических черт личности, психических состояний и особенностей их саморегуляции.
Научная новизна и теоретическая значимость результатов настоящего исследования состоит в создании теоретико-экспериментальных основ методологического анализа психической саморегуляции ФС субъекта в сложной профессиональной деятельности в экстремальных условиях, что позволяет по новому подойти к решению психологических проблем адаптации человека к условиям профессиональной деятельности, повышения ее надежности, работоспособности и эффективности, а также устойчивости человека к воздействию экстремальных факторов.
В данной работе предложено (отличное от традиционных решений отдельных проблем активности по саморегуляции ФС, ее частных проявлений в профессиональной деятельности) целостное решение проблемы психической саморегуляции ФС как системного свойства и как самостоятельного вида деятельности субъекта, имеющего все составляющие психологической системы деятельности. В работе выявлены особенности и закономерности процесса становления этого вида деятельности в процессе адаптации к экстремальным условиям и ее межсистемного взаимодействия с профессиональной деятельностью.
В настоящем исследовании получен ряд новых научных результатов, основными из которых являются:
Выделена малоисследованная проблемная область в психологии труда, инженерной психологии и эргономике - изучение межсистемного взаимодействия психической саморегуляции ФС субъекта и профессиональной деятельности в экстремальных условиях, особенностей активности субъекта по саморегуляции ФС с личностными и индивидуально-психологическими детерминантами, а также специфики ее проявления в процессе адаптации к экстремальным факторам.
Выявлены специфические этапы во взаимодействии психологических систем двух видов деятельности - по саморегуляции состояния и профессиональной деятельности, которые отражают степень осознанности целей и мотивов каждой из них. Показано, что цели и мотивы деятельности по саморегуляции ФС могут либо способствовать выполнению профессиональной деятельности, либо не совпадать и вступать в противоречие. Установлена ведущая роль мотивационно-волевых детерминант в стратегии адаптации в целом и в ориентации активности субъекта на деятельность или состояние в частности. Выявлены роль и значение интеграции личностных, психологических и физиологических детерминант, определяющих индивидуальную динамику адаптации к экстремальным условиям.
Разработаны методы определения индивидуального стиля саморегуляции, дифференциации эмоциональной устойчивости и неустойчивости, прогнозирования успешности процесса адаптации к экстремальным условиям деятельности, раскрывающие специфику разных средств саморегуляции ФС и расширяющие возможности субъекта по управлению ФС в целях оптимизации взаимодействия регуляторных систем в триаде «личность-деятельность-состояние».
Установлены возможности и ограничения непроизвольных и произвольных методов саморегуляции в процессе адаптации к экстремальным условиям деятельности, а также их обусловленность уровнем бодрствования, режимом и видом операторской деятельности и личностными особенностями. На основе анализа соотношения осознаваемых и неосознаваемых, произвольных и непроизвольных процессов в реализации средств и методов саморегуляции ФС выделены критерии их классификации и создана модель классификации способов саморегуляции ФС. „
Выявлена специфика субъективного образа ФС и выделены частные (сложность, дифференцированность, целостность и мощность) и обобщенные характеристики (сформированность, развитость и адекватность) образа ФС, оказывающие регулирующее воздействие на эффективность саморегуляции состояния в процессе профессиональной деятельности.
Обосновано выделение четырех типов индивидуальных стилей саморегуляции состояния, ядро которых составляют направленность и тип вегетативной саморегуляции и уровень экстра/интроверсии; экспериментально подтверждена возможность коррекции неоптимальных стилей в результате поэтапного обучения субъекта методам саморегуляции в соответствии с особенностями его индивидуального стиля.
1.1 Дифференциация интегративных качеств личности
(эмоцио-нальной устойчивости и неустойчивости) по соотношению психодинамических черт личности и психических состояний субъекта, формируемых в процессе саморегуляции, определила место психической саморегуляции в континууме «черта личности - состояние», что внесло вклад в развитие парадигмы взаимодействия личности и состояний.
Практическая ценность работы. Разработанные в диссертации методологические подходы к саморегуляции ФС человека в сложной профессиональной деятельности позволяют с единой теоретической позиции решать практические задачи по оптимизации функциональных состояний в деятельности специалистов операторского профиля в экстремальных условиях, для поддержания их психологической готовности, для подбора наиболее благоприятных режимов труда и отдыха, для прогнозирования работоспособности, в том числе и в вахтовых режимах работы. Они могут быть использованы при разработке рекомендаций по повышению эмоциональной устойчивости к стрессогенным воздействиям, для профессионального отбора и профессиональной подготовки к деятельности в экстремальных условиях, для коррекции и управления процессом адаптации, для снятия напряженности и последствий переживания стресса.
Результаты настоящего теоретико-экспериментального исследования прошли апробацию в нескольких научно-исследовательских работах на предприятиях космической, авиакосмической и оборонной промышленности, направленных на инженерно-психологический и эргономический анализ эффективности сложных видов операторской деятельности в экстремальных условиях и проведенных как в лабораторных, так и полунатурных условиях функционирования технических объектов (19 хоздоговорных и госбюджетных НИР, в том числе НИР «Авангард», «Ракита-АН», «Роща-АН», «Оркестр», «БТС» и др., в которых автор в течение 11 лет являлся ответственным исполнителем и научным руководителем). Апробация подтвердила продуктивность разработанных теоретических и практических подходов и методов саморегуляции операторов с целью повышения надежности, работоспособности и эффективности их деятельности, а также устойчивости к воздействию экстремальных условий.
Методы и результаты исследований использованы в практикуме по психофизиологии на факультете психологии МГУ, в учебном пособии "Практикум по психофизиологии"(МГУ, 1991), включены в "Справочник по инженерной психологии" (1991), в учебные пособия и хрестоматии для технических вузов (1999, 2000). Теоретические положения, разработанные автором, были развиты и реализованы в одиннадцати диссертационных работах аспирантов и сотрудников Института психологии РАН, выполненных под его руководством, в ряде дипломных работ выпускников РГГУ при Институте психологии и др. Теоретические и эмпирические результаты развиваются в коллективных исследованиях сотрудников лаборатории психологии труда, руководимой автором в течение последних 16 лет.
Ряд практических рекомендаций по совершенствованию методов диагностики функциональных состояний человека, оптимизации режимов работы операторов, повышению надежности и работоспособности операторов внедрены в практике и исследованиях ИМБП Минздрава СССР, Института космической и авиационной медицины, в Центре подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина и др.
Теоретико-экспериментальные исследования, результаты которых отражены в диссертации, поддерживались грантами Российского Фонда Фундаментальных Исследований (93-06-10764) и Российского Гуманитарного Научного Фонда (№ 95-06-17272, № 98-06-10765, № 99-06-00252), научным руководителем которых являлся автор настоящей работы.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Одной из основных особенностей функционирования сложных, потенциально опасных технологий на современном этапе научно-технического прогресса является возрастающая роль неблагоприятных функциональных состояний человека в деятельности по управлению ими, требующая целостного рассмотрения проблемы саморегуляции функционального состояния во взаимодействии с личностными и деятельностными детерминантами.
Разработанная системно-деятельностная концепция психической саморегуляции функционального состояния отражает специфику системно-структурной организации ФС человека в экстремальных условиях сложной профессиональной деятельности и постулирует психическую саморегуляцию как системное качество субъекта деятельности и как специфическую самостоятельную деятельность, имеющую собственную структурную организацию (мотивы, цели, программы, образ и другие компоненты психологической системы).
2. Психологическая система деятельности по саморегуляции функционального состояния характеризуется специфичностью ее предмета (собственное состояние субъекта), целей (сохранение наличного состояния или преобразование его в потребное для выполнения профессиональной деятельности) и психофизиологическим содержанием средств саморегуляции (переживания, психические образы, самовнушение, мышечные и дыхательные самовоздействия, волевые усилия и эмоциональные средства саморегуляции).
Основными закономерностями становления психической саморегуляции ФС как деятельности являются смена ведущих уровней регуляции, переход от непроизвольного и неосознаваемого уровня к произвольному и осознаваемому уровню в форме целенаправленной активности, формирование собственных мотивов и целей саморегуляции, появление специфического субъективного образа ФС, усложнение используемых субъектов средств и способов саморегуляции (от непроизвольных и эмоциональных реакций до произвольных психофизиологических систем аутотренинга и волевой регуляции), установление взаимосвязей между уровнями регуляции ФС и профессиональной деятельности, усиление роли индивидуально-психологических и личностных детерминант.
3. Подход к психической саморегуляции ФС как самостоятельной деятельности позволяет рассмотреть ее взаимодействие с профессиональной деятельностью с единых методологических и теоретических позиций. Сущность и содержание этого взаимодействия определяется уровнем сформированное™ психологических компонентов и уровней системы деятельности по саморегуляции. Она включается на непроизвольном и неосознаваемом уровне в систему профессиональной деятельности в форме генерализованной активации как психофизиологический уровень ее обеспечения, в форме локальной активации как активационный компонент, определяющий процессуальную динамику этой деятельности. Произвольная саморегуляция по мере становления ее как самостоятельной деятельности сначала взаимодействует с профессиональной деятельностью по типу совмещенной деятельности, затем по мере осознания оператором необходимости ее выделения как самостоятельной деятельности они могут сменять друг друга в зависимости от соотношения векторов «мотив-цель» и других компонентов психологических систем.
4. Мотивационно-волевые детерминанты в усложненных и экстремальных условиях деятельности обеспечивают общую направленность и формирование стратегий адаптации. Успешность адаптации и ее динамика определяются взаимодействием мотивов «достижения успеха» или «избегания неудачи» и личностной диспозицией -ориентацией на действие или состояние. В процессе взаимодействия психологических систем профессиональной деятельности и по саморегуляции ФС доминируют два типа стратегий адаптации: деятельностно-ориентированный и эмоционально-ориентиро-ванный, которые определяют успешность профессиональной деятельности и устойчивость личности к неудачам в экстремальных условиях.
5. Типология индивидуальных стилей саморегуляции основана на объединении в определенную зависимость регуляторных механизмов психофизиологического и психодинамического уровней. Ядро «природных» устойчивых стилей составляет соотношение вегетативной регуляции и уровней вертированности. В зависимости от характера этого соотношения проявляются четыре типа индивидуальных стилей саморегуляции, различающихся степенью выраженности показателей эрго/трофотропного реагирования и экстра/интроверсии: гармоничный, экономный, накопительный и затратный.
Эти характеристики определяют преобладание и эффективность разных форм саморегуляции - волевой, эмоциональной, произвольных и непроизвольных средств саморегуляции.
6. Взаимодействие регуляторных систем в триаде «деятельность-личность-состояние» в процессе адаптации детерминируется личностной включенностью в профессиональную деятельность. В результате взаимопрониковения и взаимообусловливания динамических черт личности и состояний субъектом приобретаются новые системные качества - эмоциональная устойчивость /неустойчивость, ведущая роль в которых принадлежит саморегуляции. Формирование этих новообразований личности в большинстве случаев осуществляется через переходный этап неустойчивых и неравновесных функциональных состояний, повторение которых в процессе адаптации к воздействию экстремальных факторов приводит к их закреплению.
Похожие диссертационные работыпо специальности «Психология труда. Инженерная психология, эргономика.», 19.00.03 шифр ВАК
Роль темперамента в экстремальных условиях летной деятельности2003 год, кандидат психологических наук Крюков, Кирилл Юрьевич
Диагностика структуры индивидуального стиля саморегуляции психических состояний студентов2011 год, кандидат психологических наук Улановская, Людмила Сергеевна