Файл: Особенности функционального состояния человека в экстремальных видах деятельности (Регулирующая роль образа ФС в процессе адаптации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как видно из таблицы, на непроизвольном и неосознаваемом уровне саморегуляции состояния ведущим является активационный компонент, за который ответственны механизмы неспецифической активации. Элементы саморегуляции этого уровня находят отражение в непроизвольной реакции активации (возбуждение /торможение), которую можно соотнести только с преднастройкой в деятельности: происходит непроизвольная, неосознаваемая и поэтому осознанно не контролируемая человеком подстройка уровня активации к требованиям деятельности. Наиболее ярко эта активность проявляется в ориентировочном рефлексе, когнитивной активации, изменении уровня бодрствования. Однако возможности такой регуляции очень ограничены по интенсивности и длительности.

На следующем, уже произвольном, но еще не достаточно осознаваемом уровне в саморегуляции состояния доминирует активационно-эмоциональный компонент, а способы саморегуляции, которые применяет субъект, могут быть неосознаваемыми и осознаваемыми. Необходимость в их активизации возникает в усложненных условиях деятельности и состояниях, далеких от комфортных: монотонии, начального утомления или операциональной напряженности. В этих состояниях субъект непроизвольно, а в экстремальных условиях произвольно, совершает мышечные движения, задерживает или учащает дыхание, у него повышается двигательная и речевая активность, учащается смена поз, в поведении наблюдаются неконтролируемые и специально вызванные эмоциональные реакции - тем самым он пытается поддерживать состояния активного бодрствования, бдительности и готовности. Все эти способы практически не отвлекают внимание человека от основной деятельности. Эффективность их положительного влияния на деятельность значительно увеличивается, если они используются осознанно и в комплексе.

Заключение

Подводя итоги работы, следует констатировать, что актуальность проблемы совладания с профессиональным стрессом продолжает возрастать. По всей видимости, она действительно относится к разряду "вечных" проблем, т.к. постоянное усложнение техники, появление новых и опасных технологий будет вносить в нее все новые особенности и закономерности. Сущностью проблемы является выявление закономерностей в развитии неблагоприятных функциональных состояний и построение общих и индивидуальных стратегий их предупреждения, преодоления в процессах управления сложными техническими объектами в экстремальных условиях деятельности, так как они приводят к существенному возрастанию числа аварий и даже катастроф в различных областях техники.


Основной тенденцией в подходах к саморегуляции ФС является стремление к разработке наиболее благоприятных режимов работы, большей степени автоматизации управления этими объектами, во внесении корректив в профессиональную подготовку. Данная тенденция в общем-то лежит в основном русле научно-технического прогресса (это следует признать) и вроде бы направлена на благо человека, управляющего техникой, повышения надежности за счет ликвидации ошибочных действий и облегчения труда. Однако, эта же тенденция приводит к возникновению принципиальных психологических проблем и поэтому многими инженерными психологами она трактуется как технократическая и не гуманистическая.

С другой стороны, внимание исследователей проблем саморегуляции привлекают личностные особенности субъекта деятельности, мотивационные и мировозренческие аспекты его отношения к работе, определяющие субъективную напряженность и значимость его деятельности. Возрастание экстремальных факторов в деятельности специалистов, что характерно для ряда профессий и число которых продолжает возрастать, ставят перед психологами задачи по коррекции неблагоприятных ФС, включая профессиональный стресс, депрессию, психическое истощение.

Указанные проблемы весьма многообразны. Прежде всего к ним относятся возрастающая эмоциональная неустойчивость операторов, утрата ими контроля над собой и ситуацией, что приводит к существенным трудностям в их деятельности и необходимости резервирования их автоматикой при возникновении ошибок и отказов в их работе. Кроме того, в связи с тем, что ответственность за управление по-прежнему остается на операторе, его исключение из контура управления резко обостряет проблему его доверия автоматике.

В отношении проблемы психической саморегуляции в деятельности в настоящее время существуют две различающиеся по объекту регуляции позиции. С одной стороны, идет поиск ее решений в направлении выявления регуляторных компонентов в структуре деятельности, с другой - разрабатываются и находят применение различные техники саморегуляции состояния, вплоть до тех, которые резко снижают активность субъекта деятельность и, можно сказать зомбируют человека ( к ним относятся некоторые методы НЛП, психофармакологические препараты, аутогипноз и др.).

Предлагаемые решения имеют разную степень успешности. К числу наиболее эффективных и проработанных, по нашему мнению, относится принцип активного оператора Н.Д. Заваловой, Б.Ф. Ломова и В.А. Пономаренко, во многом обеспечивающий разработку систем поддержки состояния оператора, чрез разработку определенных устройств самовоздействия, опирающихся на психический образ деятельности и поддерживающих внимание и готовность оператора к выполнению своих функций, резервирования автоматики оператором. Хотя данный принцип и не является универсальным, он безусловно применим в определенном классе профессий, теоретически корректно разработан в рамках антропоцентрического подхода и значительно опередил аналогичные зарубежные разработки.


Перспективным для поддержания и управления работоспособностью субъекта деятельности является также структурно-функциональный подход к саморегуляции произвольной активности, разрабатываемый О. К. Конопкиным и его учениками и последователями. Выделение ими регулятивных компонентов в структуре деятельности позволяют управлять активностью, внимание и отношением субъекта, а определение интегративных стилей саморегуляции В.И. Моросановой, Ю.А. Милославским, В.И. Степанским и др. позволяют по-новому и более эффективно подойти к профессиональному отбору и подготовке специалистов для экстремальных видов деятельности. Эти представления послужили основанием для формирования нашей гипотезы о том, что и произвольная активность по саморегуляции состояния тоже быть представлена как самостоятельная деятельность и включать регулятивные компоненты деятельности.

В то же время известно, что для произвольной саморегуляции ФС базовым является активационно-энергетический компонент, который естественно не достаточно представлен в структурно-функциональном подходе. И поэтому системный подход, выделяющий в любом процессе, наряду с когнитивным, эмоциональным и регулятивным компонентами, активационно-энергетический компонент, стал основополагающим в нашем исследовании.

Особый вклад в наши исследования внесли представления о неравновесных состояниях и их функциях, разрабатываемые А.О. Прохоровым и положения о динамической и развивающейся природе психической деятельности, описанные в концепции системогенеза профессиональной деятельности В.Д. Шадрикова.

В отношении других принципов и направлений в исследованиях саморегуляции состояния, которые подробно рассматривались в 1-ой главе, можно сказать, что многие из них либо теоретически не достаточно обоснованы, либо опираются на недостаточно разработанные концепции и методы психологического анализа саморегуляции состояния. Наиболее ярким примером является получивший широкое признание является подход к ФС как реакции или как к комплексу показателей, получивший в свое время широкое признание, особенно в психофизиологических и электрофизиологических исследованиях, направленных на разработку методов диагностики ФС. Этот подход, опирающийся на представления о ФС как пассивном отражении психофизиологических и психических процессов позволил разработать объективные методы оценки ФС, объяснить многие ошибки оператора и выявить их природу.Этот подход позволил разработать целые системы регуляции и управления ФС внешними средствами, включая изменения в деятельности, в ее режимах, в разработке многочисленных эргономических требований к организации работы, рабочего места и т.д.


Но в аспекте прогнозирования изменений в ФС, что особенно актуально в процессах адаптации к деятельности в экстремальных условиях, он оказался низко эффективным, предлагаемые на основании его решения частично объясняют поиск методов регуляции состояния в медицинской, психотерапевтической и других не традиционных и экзотических системах воздействия на личность и состояние человека.

Однако в последнее время вновь возрос интерес к проблеме саморегуляции состояния в связи с тем, что во многих профессиях, связанных с потенциально опасными технологиями, возникают ситуации, когда человека может помочь себе только сам. ФС в таких случаях становятся существенным фактором в деятельности человека, а саморегуляция состояния становится иногда по субъективному значению основной его деятельностью, гак как человек понимает, что , не изменив свое состояние, он не сможет эффективно выполнять свою работу, что будет иметь для него и окружающих самые тяжелые последствия. Фактором, повышающим надежность деятельность, может стать предложенный в работе подход к произвольной саморегуляции как самостоятельной деятельности, что позволит акцентировать внимание субъекта на саморегуляции или профессиональной деятельности, правильно распределять свои психофизиологические ресурсы и уметь их восстанавливать.

Еще одним фактором, повышающим ресурсы человека в экстремальных условиях деятельности является, как показали результаты проведенного исследования, является включение в профессиональную подготовку и обучение в процессе доучивания измененных ФС, с тем, чтобы сформировать более адекватные для этих условий психологические системы деятельности. Выявленные закономерности и факторы, определяющие индивидуальный стиль произвольной саморегуляции, а также возможности его коррекции в процессе обучения средствам и навыкам саморегуляции позволяют не только улучшить систему профессионального отбора, но и скорректировать не достаточно оптимальный стиль саморегуляции состояния у уже сложившихся специалистов.

В результате предложенного в работе подхода к саморегуляции ФС у профессионалов экстремальных видов деятельности были пересмотрены формы и содержание взаимовлияний деятельности и ФС с точки зрения межсистемного взаимодействия, раскрыты сложные взаимосвязи личностных и деятельностных детерминант, определяющих эффективность этого взаимодействия, более точно раскрывающие дезинтегрирующий, иррациональный характер межсистемных взаимодействий.


Данный подход формулирует конкретную стратегию изменения степени активности субъекта в процессах управления и позволяет преодолеть многие из возникающих психологических трудностей его деятельности. Прежде всего это обеспечение активности в управлении и доверия к своим возможностям за счет правильного выбора форм и средств самовоздействия, удержания в памяти образа потребного состояния, перехода в определенных состояниях на, можно сказать полуавтоматического режим в качестве основного, который позволит во время восстановить свои психофизиологические ресурсы.

Таким образом, в процессе деятельности будет происходить попеременная смена ведущей мотивации и целей деятельности, изменения в распределении внимания к выполнению действий, относящихся к разным видам деятельности, включая деятельность по саморегуляции ФС.

Для оценки субъективной сложности в силу нестационарного характера исследуемой деятельности по саморегуляции ФС в операторской деятельности были проанализированы процессы психической регуляции на разных уровнях. В качестве основы указанных процессов рассматривалось постоянно возникающее несоответствие между объективной действительностью и ее психическим отражением. Степень этого несоответствия определяет типы психической активности по саморегуляции - текущую, ситуативную и долгосрочную и три уровня регуляции - непроизвольный т неосознаваемый, произвольный и осознаваемый и осознаваемый и целенаправленный, которые постоянно взаимодействуют, и характер взаимодействия меняется в процессе адаптации. Постепенно роль континуальных процессов непроизвольной активации снижается и взрастает значимость и эффективность дискретных систем произвольной саморегуляции. Подход к саморегуляции как самостоятельной деятельности и ее взаимодействию с профессиональной деятельностью позволил выделить проблемности, возникающие в этом взаимодействии на разных уровнях психологической системы деятельности.

Преодоление этих проблемностей происходит на мотивационно-волевом, когнитивном, эмоциональном и исполнительском (поведенческом) уровнях взаимодействия. Практически данный подход реализован в разработке мода анализа паттернов когнитивной активации, ЭЭГ- типологии этапов динамики адаптации и типов ориентировочного компонента деятельности, совершенствовании метода обратной связи, разработки критериев более эффективного применения аутотренинга, показаний к применению новых методов саморегуляции.