Файл: Особенности функционального состояния человека в экстремальных видах деятельности (Регулирующая роль образа ФС в процессе адаптации).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 63
Скачиваний: 1
Разработанная в диссертации системно-деятельностная концепция саморегуляции ФС человека в экстремальных условиях сложной профессиональной деятельности позволяет с единых теоретических позиций решать практические задачи по обеспечению надежности, работоспособности и эффективности деятельности профессионалов, оптимизации их функциональных состояний в экстремальных условиях, для поддержания их психологической готовности, для подбора режимов труда и отдыха, прогнозирования эмоциональной устойчивости к стрессогенным воздействиям, для профессионального отбора и профессиональной подготовки к сложной деятельности в экстремальных условиях, для коррекции и управления процессом адаптации, для снятия напряженности и последствий стресса.
Результаты настоящего теоретико-экспериментального исследования прошли апробацию в нескольких научно-исследовательских работах на предприятиях космической, авиакосмической и оборонной промышленности, направленных на инженерно-психологический и эргономический анализ эффективности сложных видов операторской деятельности в экстремальных условиях и проведенных как в натурных, так и полунатурных условиях функционирования технических объектов (в том числе "Авангард", "Ракита - АН", "Роща-АН", "Оркестр" и др.).
По результатам этих исследований были разработаны рекомендации по усилению регулирующего воздействия "будящего" сигнала (ориентировочной реакции) с целью поддержания готовности оператора к деятельности в состояниях монотонии и психического пресыщения за счет включения этого сигнала в когнитивные компоненты деятельности; по ЭЭГ-показателям определены критерии степени обученности и целесообразности применения АТ для оптимизации деятельности и ФС оператора сложных систем в процессе адаптации к экстремальным условиям; кроме того, было предложено создание комбинированной обратной связи с включением в нее показателей деятельности и состояния, что позволяло расширять диапазон ФС, в которых оператор может оказывать регулирующее самовоздействие. Предложены критерии организации программы и циклограммы деятельности операторов в реальных условиях полета и др. (в зависимости от текущего ФС, совместимости средств саморегуляции ФС с характером деятельности).
Апробация подтвердила продуктивность разработанных теоретических и практических подходов и методов саморегуляции операторов с целью повышения надежности, работоспособности и эффективности их деятельности, а также устойчивости к воздействию экстремальных условий.
Таким образом, подход к анализу адаптации к деятельности в экстремальных и усложненных условиях с точки зрения взаимодействия психологических систем и детерминант профессиональной деятельности и деятельности по саморегуляции ФС позволил нам раскрыть содержание ранее выделенного нами направления в комплексном исследовании феномена адаптации, в котором структура и динамика адаптации изучается как процесс уравновешивания в открытой системе. Именно открытость процесса адаптации как системы позволяет рассматривать адаптацию, как самодетерминированный и саморазвивающийся процесс, в котором реализуется саморазвитие субъекта как профессионала и личности.
Наши данные о роли личностных детерминант и психических состояний в повышении эмоциональной устойчивости могут послужить основанием для выбора методов оценки личностных черт и состояний при отборе и подготовки специалистов, деятельность которых проходит в экстремальных и стресоогенных условиях.
Общим итогом диссертации является доказательство продуктивности разработанного нового подхода к произвольной саморегуляции профессионала в экстремальных условиях что позволит более эффективно распределять функции между человеком и автоматикой и существенно повысит надежность управления сложными техническими объектами.
Перспективы работы можно разделить на теоретико-экспериментальные и практические. К первым относятся исследования психической регуляции деятельности и функциональных состояний с целью обеспечения резервирования оператора по субъективной сложности деятельности, связанной как с профессиональными функциями, так и экстремальными условиями. В основе таких исследований должна лежать дальнейшая реализация принципов межсистемного подхода в рамках обобщенной модели регуляции.
Практические перспективы работы связаны с непосредственным внедрением нового отношения к саморегуляции ФС, выбору средств саморегуляции, обучению которым необходимо уделять особое внимание.
Выполненное исследование является началом перспективного цикла исследовательских работ, направленных на установление научно обоснованной связи между теоретическими представлениями о механизмах, факторах и методах регуляции в системе "деятельность - личность - состояние" и эмпирической практикой управлениям их взаимодействием как ответ на реальный запрос современной психологии труда и других областей психологии
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Па основе результатов проведенных теоретических и экспериментальных исследований разработана системно-деятельноетная концепция психической саморегуляции функционального состояния субъекта в экстремальных условиях сложной профессиональной деятельности, в которой отражены своеобразие структуры психической саморегуляции ФС как самостоятельной деятельности, иерархия психологических компонентов ее системной организации, динамический (развивающийся) характер этой системы, личностная и деятельностная детерминация ее формирования и проявления.
2. Психическая саморегуляция функционального состояния в напряженных и экстремальных условиях профессиональной деятельности представляет собой вид активности субъекта деятельности, которая включает в себя такие блоки психологической системы деятельности, как мотивы, цели, программы, информационную основу, процессы принятия решения, функционирование которой определяют установленные в исследовании факторы: психологические особенности условий и организации деятельности, индивидуальные способы и стратегии регуляции измененных состояний. Психологическая система деятельности по саморегуляции ФС характеризуется специфичностью ее предмета (собственное состояние субъекта), целей (сохранение наличного состояния или преобразование его в потребное) и психофизиологическим содержанием средств саморегуляции (переживания, психические образы, самовнушение, мышечные и дыхательные самовоздействия, волевые усилия и эмоциональные средства саморегуляции и ДР-)
3. На основании теоретико-экспериментальных исследований установлено, что психическая саморегуляция функционального состояния проявляется во взаимодействии непроизвольной регуляции психофизиологического состояния, произвольной саморегуляции психического состояния и в форме целенаправленной активности, которые обеспечивают оптимальный уровень функционального состояния субъекта, выполнение его профессиональной деятельности и адаптацию к экстремальным условиям.
В процессе психической саморегуляции выявлены три ее уровня -непроизвольный и неосознаваемый, произвольный и осознаваемый, мотивированно-деятельностный, роль которых в оптимизации функционального состояния определяется их соотношением, уровнем бодрствования, спецификой содержания и условиями трудового процесса, личностными особенностями субъекта деятельности. Эффект непроизвольных механизмов регуляции (ориентировочная деятельность, когнитивная активация) проявляется в нормальных условиях и начальных этапах адаптации к экстремальным условиям деятельности, а эффект произвольных средств саморегуляции (использование метода биологической обратной связи, аутотреннинга, систем йоги) и особенно мотивированно-деятельностного уровня наиболее заметен на более поздних этапах адаптации, предотвращая развитие дезадаптационных процессов.
Результаты экспериментальных исследований свидетельствуют о том, что процесс формирования системы психической саморегуляции ФС определяется взаимодействием личностных (стабильные и динамические черты, профессиональная подготовленность, психический образ, уровень функциональной устойчивости и др.) и деятельностных детерминант (сложность, степень освоенности деятельности, режим и условия ее выполнения, опыт и др.); особенности процесса взаимодействия детерминант деятельности определяются проблемностями, возникающими как в самой профессиональной деятельности, так и в процессах психической саморегуляции, которые проявляются на мотивационно-волевом уровне в недостаточной степени осмысленности целей, задач и мотивов данной активности, преобладанием мотивов избегания неудачи и аффиляции, на когнитивном уровне - в трудностях по идентификации объекта самовоздействия, в размытости образа состояния, недостаточном уровне осознанности в выборе произвольных средств саморегуляции, на исполнительском уровне - в недостаточной развитости и сформированности навыков и приемов саморегуляции, в преобладании непроизвольных и неосознаваемых способов саморегуляции, в неадекватном применении тех или иных способов саморегуляции в конкретных условиях деятельности и т.д. В теоретико-экспериментальном исследовании обосновано представление о функциональном состоянии как системе когнитивных, эмоциональных и активационных компонентов его регуляции и как результате межсистемного взаимодействия психологических систем профессиональной деятельности и деятельности по саморегуляции ФС. На основе этого представления разработана классификация средств и методов саморегуляции функционального состояния субъекта деятельности с точки зрения ее уровня, вида активности, механизма саморегуляции и ведущего компонента структуры состояния.
В качестве одного из регуляторов ФС выступает психический образ, который представляет собой отражение в сознании субъекта текущего и потребного состояния и самооценки его объективных проявлений на уровне функционирования систем организма, психики и предметной (реальной) деятельности. Психический образ ФС включен в отражение предметного мира деятельности, но в нем самом отсутствуют конкретные признаки реальной деятельности, что определяет неспецифичность этого образа с точки зрения предметного содержания любой деятельности и специфичность с позиции причин развития и особенностей его проявления.
Особенности межсистемного взаимодействия психологических систем профессиональной деятельности и деятельности по саморегуляции ФС в значительной мере определяется уровнем сформированности механизмов и осознанности способов и средств регуляции. Непроизвольная и неосознаваемая саморегуляция состояния включается в систему регуляции профессиональной деятельности в форме генерализованной активации на психофизиологическом уровне ее обеспечения и в форме локальной активации в качестве активационного компонента, определяющего динамику этой деятельности. Произвольная саморегуляция по мере ее становления приобретает черты самостоятельной деятельности и вступает во взаимодействие с профессиональной деятельностью по типу совмещенной деятельности, который отражается в интерференции компонентов их психологических систем и приоритетности для субъекта одной из них в зависимости от характера мотивации, личностных особенностей, уровня профессионализации субъекта и степени включенности саморегуляции в профессиональной деятельности.
9. Мотивационно-волевые детерминанты саморегуляции в экстремальных условиях деятельности определяют общую направленность адаптации, а формирование стратегий адаптации определяется взаимодействием мотивов достижения успеха или избегания неудачи и личностной диспозицией -ориентацией на деятельность или состояние. Обосновано выделение двух типов стратегий адаптации - деятельностно-ориентированного и эмоционально-ориентированного, которые определяют устойчивость личности к развитию неблагоприятных ФС и трудностям и неудачам в профессиональной деятельности, особенно в экстремальных условиях.
10. Установлены типологические особенности индивидуальных стилей психической саморегуляции ФС, основу которых составляют различия в ведущих уровнях вегетативной (энергетической) и личностной регуляции. Выделены четыре типа индивидуальных стилей саморегуляции по критериям выраженности показателей эрго/трофотропного реагирования и экстра/интровертирован-ности личности, а именно гармоничный, экономный, накопительный и затратный. Эти типы определяют преобладание и эффективность реализации разных форм саморегуляции - волевой, эмоциональной, непроизвольной и произвольной психофизиологической, личностно-деятел ьностной.
11. Взаимодействие различных систем регуляции ФС в процессе адаптации субъекта деятельности к экстремальным условиям в триаде «деятельность-личность-состояние» определяет развитие новых системных качеств субъекта - эмоциональной устойчивости и эмоциональной неустойчивости к воздействию факторов деятельности. Формирование этих субъектных (личностных) качеств осуществляется на основе взаимовлияния динамических черт личности и психических состояний через переходный этап неравновесных психических состояний, которые отражают неадекватность детерминирующей функции систем психической саморегуляции.