Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях (Качества неконфликтных людей).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 Причины возникновения конфликта

Причин возникновения конфликта очень много, ровно как и самих конфликтов.

На предприятиях можно выделить основные причины:

1. Частичное отсутствие либо недостаточное количество(ограниченность) ресурсов. Потребности людей, в отличии от количества ресурсов неограниченны и каждый человек пытается удовлетворить свои потребности любыми доступными и правильным, по его счету, действиями. Любая организация испытывает дефицит ресурсов, даже самая богатая. А люди стремятся получать все больше и больше. Отсюда и конфликт.

2. Взаимозависимость задач. Возможности возникновения конфликтов существуют везде, где люди зависят друг от друга в выполнении общих задач. В организациях тесно взаимосвязан линейный и штабной персонал. Неудовлетворение взаимных требований приводит к конфликтам.

3. Различия в целях. Возрастание вероятности конфликтов такого рода происходит по мере увеличения организации и выделения специализированных подразделений. Например, вновь созданный на предприятии «Отдел маркетинга» имеет цель обеспечить организацию как можно большим объемом заказов с перспективой сбыта продукции на самых выгодных условиях. Производственные подразделения имеют свою цель — выпускать продукцию, не требующую внедрения новых технологий, переподготовки кадров и т. д. У высшего руководства свои цели — и обновить портфель заказов, и поменьше потратиться на нововведения. Отдельные работники организации преследуют часто собственные цели, отличающиеся от целей других.
4.Разные взгляды и разные точки зрения. Сотрудники и их руководители могут представлять себе абсолютно по-разному путь решения одной и той же задачи. Каждый считает свою точку зрения правильной и единственной верной, а своего оппонента принимать за врага.

5. Обещания, которые не выполняются. Обещал вам руководитель отпуск и не дает, и вот уже который месяц "кормит завтраками", и кому это понравится?

6. Недостаточная и некорректная коммуникация. Зачастую на предприятии информация, переданная некорректно заставляет ломать голову. Любой взбесится когда тебе дают задачу, не сформулировав ее. Или же просто из-за того, что информация передана не полностью возникает конфликт, которым трудно управлять.

7. Различие в психологических особенностях людей. Разный темперамент, мотивы, убеждения и устои могут стать основной причиной межличностного конфликта. Порой встречаются люди агрессивно настроенные, конфликтные и противоречивые. Любое слово, сказанное в их сторону воспринимается в штыки. Они всегда, либо "защищаются", либо "нападают".


Психологи утверждают, что такие люди обладают низким уровнем самоуважения и низкой самооценкой, стараясь компенсировать это показной самоуверенностью. Люди, обладающие достаточно хорошей самооценкой, как правило, не вступают в бессмысленные конфликты пытаясь что-то кому-то доказать.

Они уверены в себе и своих словах и им этого достаточно.

Такие люди обладают определенными качествами :

1. Они верны своей позиции и своим словам.

2. Они способны жить и делать все как им нужно, не боясь общественного мнения и неодобрения социума.

3.Они не особо беспокоятся о завтрашнем дне, уверенность-это их стихия.

4. Они верят в свои силы. Верят, что у них все получится, несмотря на обстоятельства и временные трудности.

5. Не делят людей по группам. Принимают людей такими, какие они есть, несмотря ни на что. Ценят индивидуальность и искренность.

6. Умеют принимать похвалу без лишней скромности.

7.Они отстаивают свою позицию, если нужно "показывают коготки", но тем не менее умеют соглашаться с другим мнением и непринужденно общаться.

8. Получают удовольствие от всего, что их окружает. От работы, от быта, от хобби и т.д.

Все причины возникновения конфликтов можно разделить на несколько групп:

1. Объективные.

2. Личностные.

3. Организационно-управленческие.

4. Информационные.

5. Поведенческие.

6.Факторы отношений

7. Ценностные

8. Структурные

1.Объективные причины-обстоятельства социального взаимодействия людей, в ходе которого произошли столкновения интересов, взглядов и мнений. В основном эти причины приводят к созданию предконфликтной ситуации.

Например, в обычной жизни люди постоянно сталкиваются с тем, что их мнение не единственное и не всегда верное, отсюда столкновение взглядов на ту или иную ситуацию.

2. Личностные причины конфликтов связаны с индивидуально-психологическими особенностями его участников. Обусловлено это спецификой психологических процессов человека в процессе общения с окружающими.

В основном конфликты происходят по таким причинам как:

  • низкий уровень социально-психологической компетенции
  • плохо развитая способность к эмпатии
  • особенность темперамента, характера.
  • оценка поведения других людей.( в принципе недопустимое явление, в следствии которого постоянно происходят конфликты. Оценивая поведение других мы считаем его недопустимым, так как у нас другое мышление и видение мира. все люди разные и у каждого своя правда и своя жизнь)
  • нестабильная или недостаточная психическая устойчивость.
  • завышенный или заниженный уровень притязаний.

[https://studme.org/41283/menedzhment/prichiny_vozniknoveniya_konfliktov]

Если говорить конкретно о конфликтах на предприятиях, то можно выделить такие факторы как:

  • разные цели
  • разные ожидания
  • плохая координация или ее отсутствие
  • распределение ресурсов
  • взаимозависимость задач
  • разные ценности
  • различия в манере поведения и опыте
  • отсутствие или неудовлетворительные коммуникации

3. Организационно-управленческие факторы связаны с развитием, функционированием и созданием групп, коллективов или организаций.

Эти группы условно можно разделить на четыре разные группы:

1.Функционально-организационные- неоптимальная связь между организацией и внешней средой, а также между структурными элементами организации. Внешние функциональные связи организации должны максимально соответствовать решаемым задачам и обеспечивать их выполнение. Налаженные функциональные связи между внешней средой и организацией -залог эффективной работы. Конфликтов не избежать если эта связь будет нарушена.

2. Структурно-организационные. Каждая организация должна решать те или иные задачи и достигать цели, которые организация определяет для себя. несоответствие этой структуре, нарушает и тормозит работу организации, тем самым вызывая конфликты.

3. Ситуативно-управленческие. В процессе решения управленческих задач руководители могут допускать ошибки в управлении, которые в той или иной ситуации создают сложность между участниками конфликта и его исполнителями.

4. Личностно-функциональные - Когда профессиональность и качество работы сотрудников не соответствует заявленным требованиям. В следствии этого могут возникать конфликты между сотрудником и начальством, между другими сотрудниками(которые соответствуют заявленным качествам, и тут как раз конфликт взглядов и интересов).


4. Информационные факторы - это та информация, которая приемлема и необходима одним людям, но вредна и не приемлема другим. Так же конфликты возникают из-за неточности информации или ее неактуальности. Ненадежная информация, искаженные источники и т.п.-все это может вызвать конфликт

Самые популярные информационные факторы, вызывающие конфликт:

  • слухи, сплетни
  • неполные и \ или неточные факты
  • конфиденциальная информация, при разглашении которой может пострадать чья-то репутация, либо просто оскорбить или унизить человека.
  • подозрения в умышленном скрытии фактов, тайны
  • невольная дезинформация
  • вопросы законов и политики, часто спорные и непоколебимые.

5. Поведенческие факторы - все, что связано с поведением человека и проявлением собственного "я". Агрессия, эгоизм, грубость, авантюризм, стремление всегда и во всем быть первым, лидерство и т.п.

Если говорить о конфликтах, то они возникают из-за поведения, которое:

  • подрывает самооценку
  • постоянно отвлекает и нервирует
  • оскорбляет нас или кого-то из наших близких
  • угрожает нашей безопасности
  • безответственное
  • эгоистичное
  • вызывает страх, пугает
  • непредсказуемое
  • эксплуатирует отношения
  • нарушает обещание
  • является причиной конфликта в прошлом, в следствии чего неуместно в данной ситуации.

6. Факторы отношений связаны с наличием удовлетворения от взаимодействия между двумя или более сторонами или его отсутствием. Это любой дисбаланс в отношениях, например, разный образовательный уровень, несовместимость интересов, манеры поведения, разные ценностные ориентиры в жизни, классовые различия, низкий уровень доверия и авторитетности.

Следует обратить внимание на такие аспекты, как:

• основа отношений (добровольные/принудительные);

• сущность отношений (независимые, зависимые, взаимозависимые);

• ожидания от взаимоотношений;

• важность взаимоотношений;

• ценность отношений для разных сторон;

• длительность отношений;

• совместимость сторон в плане ценностей, поведения, личных и/или профессиональных целей и личного общения;

• вклад сторон в отношения (надежды и мечты, деньги, время, эмоции, энергия и репутация);

• баланс сил в отношениях;

• различия в образовательном уровне, жизненном и профессиональном опыте, классовые различия;

• история отношений;

• обещание, данное непосредственно или подразумеваемое, сдержанное, нарушенное или еще не выполненное;

• уровень доверия и авторитетности;

• негативный осадок от прошлых конфликтов;

• ценности религии, общества, групп, к которым принадлежат стороны, и их давление на отношения сторон.

7. Ценностные факторы -это принципы, которые мы провозглашаем или отвергаем, которых придерживаемся либо пренебрегаем ими, о которых забываем или сознательно и даже намеренно нарушаем; следования которым другие люди ожидают от нас, а мы от них. Ценности вносят в социальную группу порядок, сознательность и цель существования. Они разнятся по силе действия (от санкции до цензуры) и по важности (от мандата до обычаев или общепринятых действий).


Ценности обычно описывают как:

  • профессиональные ценности и нужды
  • предрассудки, предубеждения
  • системы верования
  • религиозные, культурные, идеологические
  • представления о добре и зле
  • терпимость к другим ценностям
  • отношения к переменам
  • этические аспекты ситуации
  • восприятие отхода от ценностей в экстренных ситуациях
  • способы и методы оценки эффективности и справедливости

8. Структурные факторы- обстоятельства, которые трудно и почти невозможно изменить. К ним можно отнести достаточно стабильные объективные обстоятельства, практически не поддающиеся изменению: систему управления, право собственности, нормы поведения, социальную принадлежность и пр.

В такие факторы входит:

  • земля, деньги, время и прочие конечные ресурсы
  • статус роли и права мужчины и женщины
  • возраст
  • природа законной власти
  • структура подотчетности
  • законодательство
  • системы безопасности
  • традиции
  • принципы и политика правосудия
  • географическое положение
  • контракты и договора
  • мнения людей с таким же статусом, либо мнение широкой группы лиц
  • религия
  • различные социальные нормы и стандарты
  • понятие собственности
  • распределение ресурсов
  • фиксированные доходы
  • фиксированные дата, время.

[https://studme.org/41283/menedzhment/prichiny_vozniknoveniya_konfliktov]

2. Правила поведения в стрессовой ситуации

2.1 Стрессовая ситуация и стрессоустойчивость

Стресс – это реакция организма на нервно-психическое напряжение, вызванное чрезвычайной (или стрессовой) ситуацией, позволяющая мобилизовать защитные механизмы. В бытовом понимании под стрессом подразумевают сами психологические, умственные, физические нагрузки, приводящие с сильному внутреннему напряжению.

Стрессоустойчивость – это способность организма справляться с этими перегрузками, стрессоустойчивость в себе можно развивать.

Последствия стрессовой ситуации бывают двух видов:

1.эустресс (приятный стресс, например, переживания невесты во время свадебной церемонии или ожидание ребёнком своего Дня рождения)

2. дистресс (негативные последствия неприятных переживаний). Даже приятный стресс способен привести к негативным последствиям, вспомните царицу из сказки Пушкина: «восхищенья не снесла и к обедне умерла». Повышение по службе, примирение после ссоры с супругом, и даже летний отдых, во время которого человек лишается привычной необходимости постоянно что-то делать, может стать стрессовой ситуацией. Но больше всего неприятностей доставляет именно дистресс.