Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности (Классические и современные концепции стресса)).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 330
Скачиваний: 1
Одной из самых интересных представляется «модель профессионального стресса» Т.Кокса, в которой нашла воплощение идея динамики возникновения и разрешения стрессогенной ситуации. Согласно ей, необходимо анализировать источники стресса в непосредственной связи с потребностно-мотивационной сферой работающего человека (установками, мотивами, ценностями). Предпочтение отдается такому диагностическому материалу, благодаря которому возможно достаточно надежно определить индивидуальные особенности личности, ее направленность на восприятие возникающих ситуаций как несущих угрозу, а также – индивидуального набора копинг-стратегий[4].
3. Регуляторный подход к пониманию природы и механизмов психологического стресса представлен в ряде зарубежных и отечественных исследований. Согласно концепции функциональных состояний, психологический стресс может рассматриваться в статусе одного из таких состояний, которые возникают как результат действия специфических регулятивных механизмов деятельности во фрустрирующих ситуациях.
Согласно регуляторному подходу, человек может использовать различные механизмы регуляции, выбор которых детерминирован разными факторами. В «двухуровневой модели управления ресурсами» Д.Бродбента и Р.Хокки особое внимание уделяется разному уровню саморегуляции, в зависимости от уровня осознанности-неосознанности контроля и автоматизма действий. Такая точка зрения способствует организации продуктивного анализа уровня психологического стресса, который переживает человек, решая в ходе выполнения профессиональной деятельности различные по сложности когнитивные задачи. Подчеркивается, что уровень сознательной регуляции имеет более высокую «психологическую цену» для личности, поскольку предполагает высокую концентрацию внимания и эмоциональную вовлеченность.
А.Б.Леонова представила классификацию компенсаторных механизмов, используемых личностью в стрессогенных ситуациях: «продуктивная мобилизация» и «дезорганизация личности». Эта классификация основана на подробном изучении становления и развития когнитивного, исполнительского и рефлексивного уровня деятельности в проблемных ситуациях под влиянием интенсивных нагрузок. Прослеживается динамика формирования устойчивых патологических изменений в системе реагирования человека на стрессогенные ситуации, начиная от отдельных стрессовых состояний и заканчивая хроническими проявлениями.
1.2. Проблема индивидно-личностной предрасположенности к стрессу
В большинстве исследований отмечается, что количество и интенсивность воздействия стрессогенных факторов в современном мире растет. Этому способствуют глобальные изменения, происходящие в последнее время в социально-экономических институтах большинства стран, стремительные трансформации информационного пространства, девальвация и неопределенность системы ценностей и т.п. В такой ситуации представляются крайне необходимыми комплексные психологические исследования, позволяющие стереоскопично осветить проблему стресса и стрессоустойчивости личности.
Существует большое количество классификаций, основанных на разных критериях. Так, например, указывается на возможность разделения психологических стрессов на информационные и эмоциональные.
Возникновению информационных стрессов способствует перенасыщенная современная информационная среда (и в повседневной жизни и в ситуациях профессиональной деятельности), требующая от человека быстрого принятия важных решений. Например, работа диспетчеров, операторов и т.д. Другие факторы определяют возникновение эмоционального стресса: это происходит чаще всего в таких ситуациях, когда человек испытывает значительные затруднения в реализации своих витальных или социально-ориентированных потребностей. Эмоциональный стресс может выразиться в форме аффекта, а может носить более длительный характер и провоцировать когнитивные и поведенческие изменения.
Также широко обсуждается в научных исследованиях вопрос типологии «стрессоров». Рассмотрим одну из наиболее известных классификаций согласно которой стрессоры делятся на: «физические стрессоры», благодаря процессу психологической переработки их воздействия; «психические стрессоры», имеющие индивидуальную значимость; ситуации, в которых ощущение угрозы связано с прогнозированием будущих, в том числе и маловероятных, стрессогенных событий[5].
В настоящее время экспериментально доказано, что проблематичным представляет однозначный прогноз относительно реакции человека на тот или иной вид стрессора или на их систему. Поэтому некорректно говорить о непосредственной детерминации психологического стресса характеристиками внешних раздражителей.
Существуют определенные проблемы и относительно классификации основных видов стресса. А.О.Прохоров, Дж.Гринберг, Н.В.Гришина в своих исследованиях придерживаются такой классификации психологического стресса:
1. Фрустрация. Это переживание личностью определенной по времени невозможности достигнуть желаемой цели, ощущение препятствия («хочу, но не могу»).
2. Внутриличностный конфликт. Этот вид конфликта формируется в том случае, если возникают два или более противоречивых между собой мотива, цели, точки зрения и т.д. Начиная с З.Фрейда, существует научное утверждение о том, что подобные внутренние противоречия провоцируют состояние психологической напряженности. Внутриличностный конфликт может быть связан с невозможностью человека удовлетворить определенную потребность, поскольку они входит в противоречие с другими, не менее значимыми. Психологический стресс возможен и в ситуации конфликта в пределах мотивационной сферы личности. Уровень стресса зависит от сложности принятия решения, осуществления выбора.
К.Левин предлагает внутренние конфликты разделить на три вида: «приближение – приближение», «избегание – избегание» и «приближение – избегание»[6].
Конфликт «приближение – приближение» предполагает необходимость осуществления выбора между двумя и более одинаково значимыми и привлекательными целями, альтернативными решениями. Поэтому любое решение, которое примет человек при разрешении этого типа конфликта будет для него носить очень ограниченный стрессогенный потенциал.
Конфликт «избегание – избегание» предполагает прямо противоположный первому вариант. В данном случае предстоит осуществить выбор между двумя и более незначимыми или непривлекательными целями. Поэтому при любом принятом решении неизбежным становится переживание негативных эмоций, являющихся определенным стрессогенным фактором. В силу этих обстоятельств часто происходит затягивание процесса принятия решения.
Конфликт «приближение – избегание» предполагает осуществление выбора, предполагающего как позитивные, так и негативные последствия. Поэтому при разрешении подобного типа конфликта следует тщательно проанализировать различные «приобретения» и «потери» исхода ситуации и сознательно сделать выбор, иначе этот конфликт будет иметь пролонгированный характер и усугублять переживание психологического стресса.
3. Изменения в жизни.
В большинстве исследований отмечается, что любые значительные изменения в жизни, имеющие как положительный (рождение ребенка, переход на новую, высокооплачиваемую должность и т.д.), так и негативный характер (смерть близкого, снижение уровня материального благополучия и т.д.), вызывают переживания различного рода и интенсивности психологического стресса, поскольку требуют «включения» адаптационных механизмов.
Обратим внимание и на определение стресса, данное отечественным психофизиологом Л.В.Куликовым в 1997 году: «состояние напряжения, возникающее при несоответствии приспособительных возможностей величине действующей на человека нагрузки, вызывающее активацию и перестройку адаптивных ресурсов психики и организма». Таким образом, автор определения отмечает важный аспект последствий стресса: он, «запуская» большое количество изменений в организме и личности, провоцирует так называемое напряжение. Напряжение, в свою очередь, создает условия для изменения интенсивности протекания многих процессов в организме и психике. Причем направление этих изменений, в сторону повышения или понижения, чаще всего обусловлено индивидуальными характеристиками человека [7].
К наиболее частым проявлениям этих изменений относятся следующие: «ощущение потери контроля над собой»; «недостаточно организованная деятельность (рассеянность, принятие ошибочных решений, суетливость...)»; «вялость, апатия, повышенная утомляемость»; «расстройства сна (в том числе, более долгое засыпание, раннее пробуждение)».
Симптоматика стрессового напряжения имеет разнообразные проявления: раздражительность, снижение настроения (придирчивость, необоснованная критичность...); повышенный аппетит; увеличившееся количество выпиваемого алкоголя; увеличившееся потребление психоактивных средств (успокаивающих, стимулирующих...); расстройства половой функции; неблагополучное физическое состояние (головная боль, боли в мышцах, спине, изжога, повышение давления...).
Наиболее доступны для внешнего наблюдения телесные и поведенческие проявления стресса. Однако следует помнить, что и эти проявления опосредованы индивидуальностью и поэтому могут трактоваться неоднозначно. Так, например, есть определенная категория людей, в обыденном сознании которых часто идентифицируют как «стеснительных», которые в силу внутреннего запрета на проявления различного спектра переживаний (от позитивных до негативных) на поведенческом уровне в стрессогенных ситуациях не показывают напряжения, а ведут себя расслабленно и раскрепощенно. Подобного рода отрицание может наблюдаться и у той категории людей, которые достаточно инфантильны, не имеют навыков самоанализа и самонаблюдения.
Напряжение, вызванное стрессом, может проявляться на всех уровнях психики. В эмоциональной сфере это выражается в переживании тревоги в сочетании с озабоченностью стрессогенной ситуацией. Когнитивные проявления обычно сводятся к интерпретации ситуации как угрожающей, опасной и полной неопределенности. Мотивационный аспект представлен направленностью на мобилизацию всех своих ресурсов или, наоборот, «капитуляцию». На поведенческом уровне происходит изменение активности, типичных для личности динамических характеристик деятельности. Общим для этих изменений является сдвиг интенсивности процессов в соответствующей сфере в сторону увеличения или уменьшения.
Еще Г.Селье объяснял понятие стресса не только на физиологическом уровне, но принимал во внимание личностный аспект, отмечая существование индивидуальных различий в степени стресса, необходимого для счастья человека: «разным людям требуются для счастья различные степени стресса». Р.Лазарус предложил различать физиологический и психологический виды стресса. Он отметил, что при физиологическом стрессе реакции высокостереотипны, при психологическом же – реакции индивидуальны.
Как уже отмечалось, восприятие стресса носит индивидуальный характер. Реакции человека на внешние раздражители зависят опосредованы их интерпретациями, которые, в свою очередь, опосредованы не только личностными характеристиками ( эмоциональными, мотивационными, поведенческими), но и свойствами нервной системы (известно, что представители, например, сильной, подвижной, неуравновешенной нервной системы будут реагировать на стрессогенные ситуации иначе, чем представители слабой, инертной, уравновешенной и т.п.).
В настоящее время вопрос об уникальности, субъективности и универсальности, объективности стрессоров и стрессовых проявлений раскрывается неоднозначно. С одной стороны, есть экспериментальные доказательства тому, что стресс всегда предполагает высокий уровень субъективности. С другой стороны, бесспорно, что существуют так называемые «универсальные стрессоры», то есть такие внешние раздражители, которые, практически, у каждого человека гипотетически могут «запустить» стрессовые механизмы. Обычно имеются в виду такие события внешней среды, которые таят угрозу для человеческой жизни: различные природные катаклизмы, болезни, потери близких людей и т.д.
В настоящее время отмечается ряд индивидуальных различий в восприятии стресса, к которым относят гендерные и возрастные различия.
Так, например, отмечается, что женщины реагируют на стресс сильнее (симптомы напряжения высоки) и быстрее, чем мужчины. На депрессию, чаще жалуются женщины, чем у мужчин. Скорее всего, это связано с тем, что в природе особи женского пола чаще подвержены стрессу, ввиду их заботы о потомстве (безопасность, добыча пищи и т. п.). Интересным для науки представляется факт постепенного снижения гендерных различий, обусловленный, скорее всего тем, что в современном мире происходит стремительное уравнивание гендерных ролей, изменение гендерных стереотипов.
Обратим внимание на исследование индивидуальных стрессовых реакций, обусловленных возрастом человека. Сразу же следует отметить, что понятие возраста имеет различные аспекты. В настоящее время различают хронологический (метрический), физиологический, психологический, социальный возраст. Отмечается, что один и тот же человек может иметь различия, например, между метрическим и физиологическим возрастами. Метрический возраст обычно рассматривается в контексте описательных моделей стрессоров, которые сопровождают человека с момента его рождения. Тогда как физиологический возраст трактуется в контексте реакций человека на воздействия объективно существующих стрессоров, негативных и позитивных последствий этих реакций.