Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности (Классические и современные концепции стресса)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 323

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В коррекционный блок программы рекомендуется ввести мероприятия, направленные на профилактику и снижение выявленных в ходе диагностического этапа проблем связанных с высоким уровнем профессионального выгорания, неконструктивными моделями поведения, неадекватной самооценкой и уровнем притязаний, неспособностью к вербализации эмоциональных переживаний.

Коррекция может проводиться в виде групповых занятий – психологического тренинга. В рамках тренинга группа обучается практическому овладению способами межличностного взаимодействия, повышением уверенности в себе, снятию тревожности, повышению коммуникативной компетентности и развитию коммуникативных навыков, овладению эффективными техниками разрешения конфликтных ситуаций, обучению взаимодействию с самим собой для снятия тревожности и повышения адаптации к стрессам.

В ходе тренинга проводится теоретическое и практическое знакомство с методами самопомощи, включающими релаксацию, медитацию, навыки саморегуляции. Проводится обучение конструктивным моделям преодолевающего поведения (повышение уверенности, планирование времени, формирование позитивного мышления, коммуникативные навыки межличностного общения, формирование позитивных и активных жизненных установок, эффективные техники разрешения конфликтных ситуаций). В программу входит тренинг, как вид психологической помощи менеджерам в качестве профилактики и коррекции синдрома профессионального выгорания.

Заключение


Проведенное нами теоретико-экспериментальное исследование проблемы психологических факторов профессионального стресса у менеджеров дало возможность констатировать, что стресс представляет собой состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах.

Понятие стресса, введенное канадским физиологом Г.Селье при описании адаптационного синдрома, является предметом большого количества исследований. Экспериментально доказано, что стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность человека, вплоть до его дезорганизации, что делает актуальным задачу изучения адаптации человека к сложным, в тои числе и экстремальным условиям, а также прогнозировать его поведение в подобных условиях.

Экспериментальное исследование позволило заключить, что синдром эмоционального выгорания является одним из основных проявлений профессионального стресса у менеджеров. Высокий уровень синдрома эмоционального выгорания может быть обусловлен рядом факторов: социально-психологическим (специфика самой работы в сфере торговли, отличающейся большим количеством нагружающих психику контактов с разными людьми) и организационно-психологическим (недостатком автономии и поддержки, ролевыми конфликтами, неадекватной или недостаточной обратной связью от руководства в отношении отдельного работника и т.д.).

Анализ объяснительных моделей феномена эмоционального выгорания позволил выделить приоритетную для нашего исследования – индивидуально-психологическую.

В исследовании было обращено особое внимание на изучение структурно-содержательных компонентов синдрома эмоционального выгорания и их связи с рядом личностных характеристик (удовлетворенности работой, низкой и неадекватной самооценкой, низким уровнем притязаний, неспособностью к вербализации эмоционального состояния и т.д.).

В результате экспериментального исследования структурно-содержательных характеристик синдрома эмоционального выгорания у менеджеров компании «Окна люкс» можно констатировать, что значительная часть выборки (75,0% - 24 чел.) обнаруживает симптомы профессионального выгорания (тип В), 12,5% (4 чел.) находятся в группе риска (тип А). Лишь небольшое количество менеджеров проявляет черты поведения, способствующие эффективной деятельности и сохранению психического здоровья в профессиональной среде (типы G и S составляют соответственно 6,25 % и 6,25% от общего числа исследованных).


Развитие синдрома выгорания не зависит от возраста и пола исследуемых менеджеров.

Выводы:

В результате психологического исследования были проанализированы отмечаемые в литературе личностные корреляты высокого уровня выраженности синдрома эмоционального выгорания у менеджеров, а именно: удовлетворенность работой, высота и устойчивость самооценки, высота уровня притязаний, алекситимия (способность к выражению словами своего эмоционального переживания, интенсивность жалоб на физическое самочувствие).

Нами было обнаружено, что существует положительная связь (на уровне p ≤0,01) между «высоким уровнем синдрома эмоционального выгорания» и: «низкой удовлетворенностью работой» (0,55), «жалобами на физическое самочувствие» (0,6) и «алекситимией» (0,65).

Также была обнаружена положительная связь на уровне p ≤0,05 с факторами: «неустойчивая самооценка» (0,49); «низкая самооценка» (0,5) и «неадекватно высокий уровень притязаний» (0,48). Не обнаружено связи между высоким уровнем синдрома эмоционального выгорания и неадекватно высоким уровнем притязаний.

Признаки профессионального выгорания менеджеров в ситуациях профессиональных нагрузок указывают на необходимость принятия мер ранней профилактики стресса и психического здоровья представителей этой профессиональной группы.

Теоретической основой профилактики выгорания может служить концепция Я. Антоновского, согласно которой детерминантами психического здоровья в профессиональной среде являются: чувство соответствия между собственными возможностями и требованиями среды; адекватная оценка своих возможностей; переживание ситуации как важной и имеющей индивидуальный смысл и значение; чувство собственной значимости и эффективности своих действий, способность к вербализации переживаемых эмоциональных состояний.

Предложения:

Перспективами проведенного исследования представляются:

- организация комплексного психологического обследования выраженности симптомов эмоционального выгорания у менеджеров компании «Окна люкс»;

- составление и апробация программы психологического сопровождения менеджеров с высокой выраженностью синдрома эмоционального выгорания с учетом их социально-демографических и психологических характеристик; составление и апробация программы профилактики синдрома эмоционального выгорания;

- мониторинг уровня синдрома эмоционального выгорания у менеджеров.

Список использованных источников


1.Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. СПб.: «Речь», 2010.- 166 с.

2.Алиев Х. Укрощение стресса. М.: Эксмо, 2011. – 288 с.

3.Барабанщикова В.В. Модальность образной сферы как фактор оптимизации функционального состояния профессионалов в процессе психологической саморегуляции: Дис. … канд. пс. наук. М.: 2015. – 160 с.

4.Беляев Г. С., Лобзин В. С., Копылова И. А. Психологическая саморегуляция. СПб.: «Речь», 2015. С. 170- 178.

5.Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 2011. С. 67-109.

6.Величковская С.Б. Зависимость возникновения и развития стресса от факторов профессиональной деятельности педагогов: Дис. … канд. пс. наук. М.: 2015. С. 120-127.

7.Виды трудового стресса /Психология психических состояний. Вып.3 /Ред. А.О.Прохоров. Казань, 2011. С. 245-255.

8Водопьянова Н.Е., Серебрякова А.Б., Старченкова Е.С. Синдром «психического выгорания» в управленческой деятельности // Вестник СПбГУ. Вып.2. № 13. 2011. С. 12-16.

9.Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. СПб.: «Речь», 2012. – 694 с.

10.Гринберг Дж. Управление стрессом. СПб.: Питер, 2011. С. 340-367.

11.Гришина Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы /Психологические проблемы самореализации личности /Ред. А.А. Крылов, Л.А. Коростылёва. СПбГУ, 2015. С. 143-156.

12.Диагностика здоровья. Психологический практикум / Под ред. проф. Г.С. Никифорова. СПб.: «Речь», 2010. – 950 с.

13.Занковский А.Н. Профессиональный стресс и функциональные состояния // Психологические проблемы профессиональной деятельности. М.: Наука, 2015. С. 144-156.

14.Игнатова Е.Н., Куликов Л.В., Розанова М.А. Социальные и социально-психологические аспекты стрессоустойчивости личности //Теоретические и прикладные вопросы психологии. Вып.1. Ч.2 / Ред. А.А. Крылов. СПб., 2010. С. 87-96.

15.Каменюкин А., Ковпак Д. Антистресс – тренинг. СПб.: Питер, 2015. С. 30-42.

16.Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М.: Наука, 2008. – 367 с.

17.Куликов Л.В. Психология настроения. СПб.: Питер, 2010. – 234 с.

18.Кокс Т. Стресс. М.: Медицина, 2011. – 216 с.

19.Леонова А. Б., Кузнецова А. С. Психопрофилактика стрессов. М., Академия, 2010. – 123 с.

20.Мак-Дермотт Я., О, Коннор Дж. НЛП и здоровье. Использование НЛП для улучшения здоровья и благополучия. Челябинск, 2011. С. 67-79.

21.Митева И.Ю. Курс управления стрессом. М.: Издательский центр «Март» 2015. – 285 с.

22.Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования// Журнал практической психологии и психоанализа. 2011. №3. С. 30-37.

23.Почебут Л.Г., Чикер В.А. Индустриальная социальная психология. Спб.: Изд-во СПбГУ, 2015. С. 97-115.


24.Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.И. Снеткова. СПб.: Речь, 2011.- 240 с.

25.Психология профессионального здоровья. Учебное пособие / Под ред. проф. Г. С. Никифорова. СПб.: «Речь», 2015. – 607 с.

26.Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: «Прогресс», 2011. С. 211-247.

27.Родина О.Н. Индивидуально-личностные особенности, стресс, здоровье профессионала// Мир психологии. 2015. №3.. С. 39-50.

28.Ронгинская Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. 2012. №3. Т. 23. С. 85-95.

29.Рыбина О.В. Психологические характеристики врачей в состоянии профессионального стресса: Дис.канд. психол. наук. СПб., 2015. – 159 с.

30.Самоукина Н.В. Управление персоналом. Российский опыт. СПб.: Питер. 2003. С. 57-69.

31.Селье Г. Стресс без дистресса. М.: «Прогресс», 2015. С. 123.

32.Сыманюк Э.Э. Стратегии профессионального самосохранения личности// Мир психологии. 2015. №1. С. 156-162.

33.Трунов Д.Г. Еще раз о «синдроме сгорания»: экзистенциальный подход// Журнал практической психологии и психоанализа. 2011. №4. С. 20-26.

34.Шаталова И.Н. Деформация трудового поведения работника //Социологические исследования. 2010. № 7. С. 33 – 36.

35.Ясперс К. Общая психопатология. М.: Практика, 2015. С. 917-940.

  1. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: «Прогресс», 2015. С. 123.

  2. Диагностика здоровья. Психологический практикум / Под ред. проф. Г.С. Никифорова. СПб.: «Речь», 2007. – 950 с.

  3. Леонова А. Б., Кузнецова А. С. Психопрофилактика стрессов. М., Академия, 2003. – 123 с.

  4. Кокс Т. Стресс. М.: Медицина, 2001. – 216 с.

  5. Занковский А.Н. Профессиональный стресс и функциональные состояния // Психологические проблемы профессиональной деятельности. М.: Наука, 2001. С. 144-156.

  6. Митева И.Ю. Курс управления стрессом. М.: Издательский центр «Март» 2005. – 285 с.

  7. Куликов Л.В. Психология настроения. СПб.: Питер, 2007. – 234 с.

  8. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М.: Наука, 2008. – 367 с.

  9. Игнатова Е.Н., Куликов Л.В., Розанова М.А. Социальные и социально-психологические аспекты стрессоустойчивости личности //Теоретические и прикладные вопросы психологии. Вып.1. Ч.2 / Ред. А.А. Крылов. СПб., 1995. С. 87-96.

  10. Гришина Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы /Психологические проблемы самореализации личности /Ред. А.А. Крылов, Л.А. Коростылёва. СПбГУ, 2007. С. 143-156.

  11. Водопьянова Н.Е., Серебрякова А.Б., Старченкова Е.С. Синдром «психического выгорания» в управленческой деятельности // Вестник СПбГУ. Вып.2. № 13. 2007. С. 12-16

  12. Гринберг Дж. Управление стрессом. СПб.: Питер, 2002. С. 340-367.