Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности (Классические и современные концепции стресса)).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 323
Скачиваний: 1
В коррекционный блок программы рекомендуется ввести мероприятия, направленные на профилактику и снижение выявленных в ходе диагностического этапа проблем связанных с высоким уровнем профессионального выгорания, неконструктивными моделями поведения, неадекватной самооценкой и уровнем притязаний, неспособностью к вербализации эмоциональных переживаний.
Коррекция может проводиться в виде групповых занятий – психологического тренинга. В рамках тренинга группа обучается практическому овладению способами межличностного взаимодействия, повышением уверенности в себе, снятию тревожности, повышению коммуникативной компетентности и развитию коммуникативных навыков, овладению эффективными техниками разрешения конфликтных ситуаций, обучению взаимодействию с самим собой для снятия тревожности и повышения адаптации к стрессам.
В ходе тренинга проводится теоретическое и практическое знакомство с методами самопомощи, включающими релаксацию, медитацию, навыки саморегуляции. Проводится обучение конструктивным моделям преодолевающего поведения (повышение уверенности, планирование времени, формирование позитивного мышления, коммуникативные навыки межличностного общения, формирование позитивных и активных жизненных установок, эффективные техники разрешения конфликтных ситуаций). В программу входит тренинг, как вид психологической помощи менеджерам в качестве профилактики и коррекции синдрома профессионального выгорания.
Заключение
Проведенное нами теоретико-экспериментальное исследование проблемы психологических факторов профессионального стресса у менеджеров дало возможность констатировать, что стресс представляет собой состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах.
Понятие стресса, введенное канадским физиологом Г.Селье при описании адаптационного синдрома, является предметом большого количества исследований. Экспериментально доказано, что стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность человека, вплоть до его дезорганизации, что делает актуальным задачу изучения адаптации человека к сложным, в тои числе и экстремальным условиям, а также прогнозировать его поведение в подобных условиях.
Экспериментальное исследование позволило заключить, что синдром эмоционального выгорания является одним из основных проявлений профессионального стресса у менеджеров. Высокий уровень синдрома эмоционального выгорания может быть обусловлен рядом факторов: социально-психологическим (специфика самой работы в сфере торговли, отличающейся большим количеством нагружающих психику контактов с разными людьми) и организационно-психологическим (недостатком автономии и поддержки, ролевыми конфликтами, неадекватной или недостаточной обратной связью от руководства в отношении отдельного работника и т.д.).
Анализ объяснительных моделей феномена эмоционального выгорания позволил выделить приоритетную для нашего исследования – индивидуально-психологическую.
В исследовании было обращено особое внимание на изучение структурно-содержательных компонентов синдрома эмоционального выгорания и их связи с рядом личностных характеристик (удовлетворенности работой, низкой и неадекватной самооценкой, низким уровнем притязаний, неспособностью к вербализации эмоционального состояния и т.д.).
В результате экспериментального исследования структурно-содержательных характеристик синдрома эмоционального выгорания у менеджеров компании «Окна люкс» можно констатировать, что значительная часть выборки (75,0% - 24 чел.) обнаруживает симптомы профессионального выгорания (тип В), 12,5% (4 чел.) находятся в группе риска (тип А). Лишь небольшое количество менеджеров проявляет черты поведения, способствующие эффективной деятельности и сохранению психического здоровья в профессиональной среде (типы G и S составляют соответственно 6,25 % и 6,25% от общего числа исследованных).
Развитие синдрома выгорания не зависит от возраста и пола исследуемых менеджеров.
Выводы:
В результате психологического исследования были проанализированы отмечаемые в литературе личностные корреляты высокого уровня выраженности синдрома эмоционального выгорания у менеджеров, а именно: удовлетворенность работой, высота и устойчивость самооценки, высота уровня притязаний, алекситимия (способность к выражению словами своего эмоционального переживания, интенсивность жалоб на физическое самочувствие).
Нами было обнаружено, что существует положительная связь (на уровне p ≤0,01) между «высоким уровнем синдрома эмоционального выгорания» и: «низкой удовлетворенностью работой» (0,55), «жалобами на физическое самочувствие» (0,6) и «алекситимией» (0,65).
Также была обнаружена положительная связь на уровне p ≤0,05 с факторами: «неустойчивая самооценка» (0,49); «низкая самооценка» (0,5) и «неадекватно высокий уровень притязаний» (0,48). Не обнаружено связи между высоким уровнем синдрома эмоционального выгорания и неадекватно высоким уровнем притязаний.
Признаки профессионального выгорания менеджеров в ситуациях профессиональных нагрузок указывают на необходимость принятия мер ранней профилактики стресса и психического здоровья представителей этой профессиональной группы.
Теоретической основой профилактики выгорания может служить концепция Я. Антоновского, согласно которой детерминантами психического здоровья в профессиональной среде являются: чувство соответствия между собственными возможностями и требованиями среды; адекватная оценка своих возможностей; переживание ситуации как важной и имеющей индивидуальный смысл и значение; чувство собственной значимости и эффективности своих действий, способность к вербализации переживаемых эмоциональных состояний.
Предложения:
Перспективами проведенного исследования представляются:
- организация комплексного психологического обследования выраженности симптомов эмоционального выгорания у менеджеров компании «Окна люкс»;
- составление и апробация программы психологического сопровождения менеджеров с высокой выраженностью синдрома эмоционального выгорания с учетом их социально-демографических и психологических характеристик; составление и апробация программы профилактики синдрома эмоционального выгорания;
- мониторинг уровня синдрома эмоционального выгорания у менеджеров.
Список использованных источников
1.Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. СПб.: «Речь», 2010.- 166 с.
2.Алиев Х. Укрощение стресса. М.: Эксмо, 2011. – 288 с.
3.Барабанщикова В.В. Модальность образной сферы как фактор оптимизации функционального состояния профессионалов в процессе психологической саморегуляции: Дис. … канд. пс. наук. М.: 2015. – 160 с.
4.Беляев Г. С., Лобзин В. С., Копылова И. А. Психологическая саморегуляция. СПб.: «Речь», 2015. С. 170- 178.
5.Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 2011. С. 67-109.
6.Величковская С.Б. Зависимость возникновения и развития стресса от факторов профессиональной деятельности педагогов: Дис. … канд. пс. наук. М.: 2015. С. 120-127.
7.Виды трудового стресса /Психология психических состояний. Вып.3 /Ред. А.О.Прохоров. Казань, 2011. С. 245-255.
8Водопьянова Н.Е., Серебрякова А.Б., Старченкова Е.С. Синдром «психического выгорания» в управленческой деятельности // Вестник СПбГУ. Вып.2. № 13. 2011. С. 12-16.
9.Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. СПб.: «Речь», 2012. – 694 с.
10.Гринберг Дж. Управление стрессом. СПб.: Питер, 2011. С. 340-367.
11.Гришина Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы /Психологические проблемы самореализации личности /Ред. А.А. Крылов, Л.А. Коростылёва. СПбГУ, 2015. С. 143-156.
12.Диагностика здоровья. Психологический практикум / Под ред. проф. Г.С. Никифорова. СПб.: «Речь», 2010. – 950 с.
13.Занковский А.Н. Профессиональный стресс и функциональные состояния // Психологические проблемы профессиональной деятельности. М.: Наука, 2015. С. 144-156.
14.Игнатова Е.Н., Куликов Л.В., Розанова М.А. Социальные и социально-психологические аспекты стрессоустойчивости личности //Теоретические и прикладные вопросы психологии. Вып.1. Ч.2 / Ред. А.А. Крылов. СПб., 2010. С. 87-96.
15.Каменюкин А., Ковпак Д. Антистресс – тренинг. СПб.: Питер, 2015. С. 30-42.
16.Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М.: Наука, 2008. – 367 с.
17.Куликов Л.В. Психология настроения. СПб.: Питер, 2010. – 234 с.
18.Кокс Т. Стресс. М.: Медицина, 2011. – 216 с.
19.Леонова А. Б., Кузнецова А. С. Психопрофилактика стрессов. М., Академия, 2010. – 123 с.
20.Мак-Дермотт Я., О, Коннор Дж. НЛП и здоровье. Использование НЛП для улучшения здоровья и благополучия. Челябинск, 2011. С. 67-79.
21.Митева И.Ю. Курс управления стрессом. М.: Издательский центр «Март» 2015. – 285 с.
22.Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования// Журнал практической психологии и психоанализа. 2011. №3. С. 30-37.
23.Почебут Л.Г., Чикер В.А. Индустриальная социальная психология. Спб.: Изд-во СПбГУ, 2015. С. 97-115.
24.Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.И. Снеткова. СПб.: Речь, 2011.- 240 с.
25.Психология профессионального здоровья. Учебное пособие / Под ред. проф. Г. С. Никифорова. СПб.: «Речь», 2015. – 607 с.
26.Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: «Прогресс», 2011. С. 211-247.
27.Родина О.Н. Индивидуально-личностные особенности, стресс, здоровье профессионала// Мир психологии. 2015. №3.. С. 39-50.
28.Ронгинская Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. 2012. №3. Т. 23. С. 85-95.
29.Рыбина О.В. Психологические характеристики врачей в состоянии профессионального стресса: Дис.канд. психол. наук. СПб., 2015. – 159 с.
30.Самоукина Н.В. Управление персоналом. Российский опыт. СПб.: Питер. 2003. С. 57-69.
31.Селье Г. Стресс без дистресса. М.: «Прогресс», 2015. С. 123.
32.Сыманюк Э.Э. Стратегии профессионального самосохранения личности// Мир психологии. 2015. №1. С. 156-162.
33.Трунов Д.Г. Еще раз о «синдроме сгорания»: экзистенциальный подход// Журнал практической психологии и психоанализа. 2011. №4. С. 20-26.
34.Шаталова И.Н. Деформация трудового поведения работника //Социологические исследования. 2010. № 7. С. 33 – 36.
35.Ясперс К. Общая психопатология. М.: Практика, 2015. С. 917-940.
-
Селье Г. Стресс без дистресса. М.: «Прогресс», 2015. С. 123. ↑
-
Диагностика здоровья. Психологический практикум / Под ред. проф. Г.С. Никифорова. СПб.: «Речь», 2007. – 950 с. ↑
-
Леонова А. Б., Кузнецова А. С. Психопрофилактика стрессов. М., Академия, 2003. – 123 с. ↑
-
Кокс Т. Стресс. М.: Медицина, 2001. – 216 с. ↑
-
Занковский А.Н. Профессиональный стресс и функциональные состояния // Психологические проблемы профессиональной деятельности. М.: Наука, 2001. С. 144-156. ↑
-
Митева И.Ю. Курс управления стрессом. М.: Издательский центр «Март» 2005. – 285 с. ↑
-
Куликов Л.В. Психология настроения. СПб.: Питер, 2007. – 234 с. ↑
-
Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М.: Наука, 2008. – 367 с. ↑
-
Игнатова Е.Н., Куликов Л.В., Розанова М.А. Социальные и социально-психологические аспекты стрессоустойчивости личности //Теоретические и прикладные вопросы психологии. Вып.1. Ч.2 / Ред. А.А. Крылов. СПб., 1995. С. 87-96. ↑
-
Гришина Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы /Психологические проблемы самореализации личности /Ред. А.А. Крылов, Л.А. Коростылёва. СПбГУ, 2007. С. 143-156. ↑
-
Водопьянова Н.Е., Серебрякова А.Б., Старченкова Е.С. Синдром «психического выгорания» в управленческой деятельности // Вестник СПбГУ. Вып.2. № 13. 2007. С. 12-16 ↑
-
Гринберг Дж. Управление стрессом. СПб.: Питер, 2002. С. 340-367. ↑