Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности (Классические и современные концепции стресса)).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 319
Скачиваний: 1
Введение
Актуальность курсовой работы заключается в том, что проблема изучения психологических факторов профессионального стресса у управленческого персонала является одной из наиболее актуальных тем, бурно разрабатывающихся на стыке биологии, медицины, экологии, социологии и психологии. В последние годы поток публикаций по прикладным аспектам изучения стресса увеличился в десятки раз и затрагивает самые разные аспекты жизни человека. Наиболее разработанными является проблематика изучения профессионального стресса, организационного стресса, экологического стресса, семейного стресса и «стресса в индивидуальной жизни».
Усиление стрессового давления отмечено учеными и практиками разного профиля многих стран мира. Социально-политическая напряженность, трудности переходного периода в экономике, резкая ломка общественного сознания, глубокие преобразования во многих общественных институтах являются мощным стрессогенным фактором. Его воздействие требует всестороннего комплексного научного изучения, в котором психологические исследования имеют первостепенное значение.
В последние годы значительно возрос интерес к вопросам, связанным со стрессом и механизмами формирования стрессоустойчивости человека в различных профессиях (Березин Ф.Б., Запускалов С.В., Положий Б.С., Никифоров Г.С.; Матулене Г., Абабков В.А, Перре М., Леонова А.Б. и др.).
Значительное внимание привлекают особенности влияния профессиональной деятельности на состояние здоровья тех специалистов, чья работа тесно связана с интенсивным и эмоционально напряженным взаимодействием с людьми. У этих специалистов наиболее часто наблюдаются психические и физиологические реакции на широкий круг ситуаций в трудовой деятельности. Эти реакции являются проявлением такого феномена, как профессиональный стресс. С полным основанием к категории лиц, наиболее подверженных профессиональному стрессу, можно отнести и менеджеров, работающих в сфере торговли.
Цель исследования: изучить психологические факторы профессионального стресса в управленческой деятельности.
Объект исследования: профессиональный стресс в управленческой деятельности.
Предмет исследования: психологические факторы профессионального стресса в управленческой деятельности.
Гипотеза исследования: психологическими факторами профессионального стресса менеджеров, проявляющегося в высокой выраженности синдрома эмоционального выгорания, могут являться следующие личностные характеристики: низкая удовлетворенность работой, высокая степень ипохондрической направленности, высокая степень алекситимии; а также – неустойчивая и низкая самооценка, неадекватно высокий уровень притязаний.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ структурно-динамических и индивидно-личностных особенностях переживания стресса.
2. Изучить основные научные представления о влиянии стрессовых состояний на психическое здоровье персонала организации и эффективность его деятельности.
3. Систематизировать исследования, касающиеся основных способов профилактики и преодоления профессионального стресса.
4. Экспериментально изучить психологические причины профессионального стресса в управленческой деятельности.
5. Составить программу повышения стрессоустойчивости менеджеров.
Методы исследования: теоретический анализ; наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, метод констатирующего эксперимента, метод количественного и качественного анализа с применением следующих методик:
1. Опросник поведения и переживания, связанного с работой (AVEM) У.Шаармидта и А.Фишера.
2. Опросник «Удовлетворенность работой» Т.И.Ронгинской.
3. Проективная методика «Моторная проба Шварцландера» (в адаптации Л.В.Бороздиной).
4. Проективная методика «Шкала самооценки» Manaster G.J.и Corsini R.J. (в адаптации Е.В.Сидоренко).
5. Опросник «Торонтская Алекситимическая шкала».
6. Методика диагностики интенсивности субъективных недомоганий– Гиссенский опросник (адаптирован в психоневрологическом институте им. В.М.Бехтерева).
7. Метод математической статистики – метод ранговой корреляции Спирмена.
База исследования: исследование проводилось в течение марта-апреля 2017 года. В исследовании приняли участие 34 человека – менеджеры компании «Окна люкс» (на территории Астрахани и Астраханской области), специализирующейся на проектировании, производстве, продаже и гарантийном обслуживании оконных систем.
Практическая значимость исследования: полученные эмпирические данные можно использовать для организации системы психологического сопровождения, направленного на профилактику и преодоление профессионального стресса, для представителей профессий, связанных с высокими эмоциональными затратами в процессе коммуникаций.
Основные направления отечественной и зарубежной психологии в исследовании стресса
1.1. Классические и современные концепции стресса
Впервые термин «стресс» появился в концептуальной модели психофизиолога Г. Селье и понимался как «особое состояние организма человека и млекопитающих, возникающее в ответ на сильный внешний раздражитель», а затем был им расшифрован в 1956 году следующим образом: «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование»[1].
С самого начала исследования этого феномена обращалось особое внимание на конструктивные и деструктивные аспекты его проявлений. Хотя традиционно на уровне обыденного сознания стресс больше ассоциируется с негативными последствиями для организма. В настоящее время для обозначения положительного, мобилизующего эффекта стресса используют понятие «эустресс». Экспериментально доказано, что такой уровень проявления стрессовых реакций способствует оптимизации познавательных и эмоционально-волевых процессов. Негативные аспекты представлены в термине «дистресс» и проявляются в различных психосоматических феноменах.
Наиболее оптимальной является научная точка зрения, согласно которой стресс представляется обязательным проявлением жизнедеятельности. Это связано с тем фактом, что человек постоянно испытывает на себе влияние внешних раздражителей различной интенсивности. Умеренная интенсивность раздражителей обычно обуславливает мобилизующий эффект стресса. Повышенная интенсивность раздражителей или их экстенсивность способствует развитию соматических и психических отклонений.
В концепции Г. Селье стресс трактуется также в статусе «генерального адаптационного синдрома». Автор выделяет структурно-динамические характеристики этого феномена: «Общая стадия тревоги»; «Стадия ризистентности»; «Стадия истощения». В большинстве случаев ответные реакции человеческой психики на внешние раздражители касаются первой и второй стадий. Таким образом, человек, сначала испытывает определенную степень тревоги, а затем вырабатывает противодействующие ей ресурсные возможности. «Стадия истощения» встречается значительно реже.
В настоящее время физиологические аспекты всех стадий стрессовых реакций изучены достаточно подробно. На первой стадии, представляющей собой первичный ответ организма на внешний стимул («стрессор»), происходит активизация симпатической нервной системы. Это проявляется в более интенсивной деятельности коры надпочечников, усиленной секреции адреналина, повышения концентрации сахара в крови, уменьшения тимуса. Возможно формирование в желудочно-кишечном тракте язвенных новообразований. Также происходят значительные гормональные изменения за счет усиления работы гипоталамус-гипофиз-коры надпочечников. Значение подобных изменений для оптимального функционирования организма рассматривается неоднозначно. С одной стороны, происходит своеобразная «мобилизация» защитных сил организма, переживание душевного подъема, «второго дыхания» и т.д. [2] Согласно идее Г. Селье о высоких адаптационных ресурсах стресса, у человека на этой стадии происходит накопление адаптивных сил. С другой стороны, определенные функциональные изменения, тревожные эмоциональные состояния могут привести к серьезным сбоям в жизнедеятельности (например, повышение артериального давления усиливает вероятность возникновения инсульта или инфаркта).
На второй стадии организм способен оказать «сопротивление» воздействующему стрессору, то есть мобилизоваться и решать на максимально возможном для него уровне определенные задачи. Однако человек на этой стадии обладает ограниченными энергетическими ресурсами. Физиологически это выглядит так: в кровь от надпочечников начинает поступать гормон картизол.
На третьей стадии, в силу исчерпанности адаптационных резервов энергии, возможно истощение организма, снижение его сопротивляемости, которое проявляется в возникновении различных заболеваний, воспалительных процессах в желудочно-кишечном тракте, носящих хронический характер. Возникающий дистресс способствует и нарушению психической активности личности.
Основные тезисы классической теории стресса Г. Селье легли в основу и современных исследований, касающихся разных форм жизнедеятельности человека. Однако оказались неудачными попытки механического переноса концептуальных единиц Г.Селье в работы, посвященные изучению феноменологии профессионализма. Поэтому в психологии на сегодняшний день существует большое количество описательных моделей стресса, построенных на новой методологической основе.
Проведенный А.Б.Леоновой анализ современных исследований по проблеме стресса позволил выделить ей три основных направления: экологический, транзактный и регуляторный[3].
1. Представители «экологического подхода», начиная с 60-х гг. ХХ столетия, начинают комплексные исследования, направленные на изучение связи между спецификой труда и качеством жизни, психологическим благополучием, психическим здоровьем личности. Они понимают стресс как результирующую взаимодействия человека с окружающей средой и уточняют его специфику в контексте профессиональной деятельности. С их точки зрения, профессиональный стресс возникает в случае рассогласования требований, которые предъявляет к человеку профессиональная среда, и теми возможностями, которыми он обладает для успешного их выполнения. В концептуальных моделях А. Марселла («салютогенез труда») и П.Варры («витаминная модель психического здоровья») были обнаружены интересные эмпирические данные относительно взаимодействия двух факторов: личности и среды. Авторы подробно рассматривали структурно-содержательные и динамические характеристики стрессогенных ситуаций и их влияние на снижение эффективности трудовой деятельности, нарушения психического и физического здоровья работников. Причем предпочтение отдавалось методологии системного изучения средовых факторов проявлений психологического стресса и их взаимообусловленности. Исследования, выполненные в контексте экологической парадигмы, позволили расширить научные представления относительно происхождения и последствий психологического стресса.
2. Несколько позднее, в 70-х гг. ХХ столетия, сформировались основные концептуальные положения «транзактного анализа», основанные на описательной модели психологического стресса Р.Лазаруса. Нормативные физиологические проявления стресса, транслирующие идеи регуляции гомеостаза, перестают быть объектом исследований. Стрессу все больше придается обозначенный еще Г.Селье статус «специфической», то есть индивидуально опосредованной адаптивной реакции на возникающие фрустрационные ситуации. Уделяется особое внимание процессуальному анализу индивидуально-психологических детерминант переживания стресса, а именно когнитивной составляющей восприятия человеком различных эксквизитных жизненных ситуаций и используемым им стратегий совладания и преодоления («копинг-стратегий»). Таким образом, формируются основания для уточнения и дифференциации понятий «физиологического» и «психологического» стресса. «Психологический» аспект стрессовой реакции, с точки зрения Р.Лазаруса, предполагает высокую степень субъективности в оценке человеком имеющихся у него на данный момент внутренних ресурсов для эффективного сопротивления сложившейся угрожающей ситуации.