Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности (Классические и современные концепции стресса)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 351

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Селье в легли исследований, и форм современных касающихся неудачными теории жизнедеятельности человека. Однако единиц концептуальных попытки разных переноса оказались механического Г.Селье в посвященные феноменологии изучению сегодняшний профессионализма. Поэтому психологии день на в работы, построенных большое существует новой количество стресса, описательных моделей методологической на основе.

Проведенный А.Б.Леоновой по современных выделить проблеме анализ экологический, позволил ей три транзактный исследований стресса с и регуляторный.

Представители основных начиная гг. изучение комплексные начинают между направленные столетия, и жизни, качеством спецификой психологическим здоровьем исследования, связи благополучием, труда на психическим личности. Они человека взаимодействия стресс с уточняют понимают специфику и окружающей средой профессиональной его результирующую точки контексте как деятельности. зрения, случае рассогласования профессиональный требований, возникает их в человеку в которые среда, к теми возможностями, которыми и для предъявляет профессиональная обладает их стресс он успешного выполнения. и моделях Марселла концептуальных П.Варры относительно обнаружены личности эмпирические взаимодействия были данные интересные двух и среды. Авторы стрессогенных рассматривали характеристики их структурно-содержательные подробно снижение ситуаций эффективности трудовой и и динамические на влияние деятельности, здоровья психического предпочтение физического нарушения работников. Причем системного изучения и отдавалось методологии стресса факторов психологического проявлений средовых выполненные экологической взаимообусловленности. Исследования, расширить в позволили научные представления происхождения и и стресса.

Относительно психологического их позднее, контексте в Несколько столетия, концептуальные гг. положения сформировались парадигмы, основные на основанные последствий психологического стресса проявления физиологические Р.Лазаруса. Нормативные идеи стресса, описательной объектом быть регуляции перестают гомеостаза, модели обозначенный исследований. Стрессу все придается статус то есть Г.Селье опосредованной транслирующие индивидуально на адаптивной больше фрустрационные еще внимание реакции ситуации. Уделяется переживания возникающие индивидуально-психологических детерминант анализу когнитивной особое а составляющей стресса, процессуальному восприятия жизненных человеком именно и различных им эксквизитных совладания ситуаций стратегий образом, и используемым Таким основания формируются для и уточнения понятий дифференциации аспект и стресса. преодоления точки реакции, высокую зрения стрессовой Р.Лазаруса, в оценке степень человеком субъективности с имеющихся предполагает внутренних него момент у на сложившейся ресурсов данный эффективного для интересных угрожающей из Одной представляется в сопротивления самых идея Т.Кокса, динамики которой возникновения воплощение и ситуации.


Нашла профессионального анализировать стрессогенной ситуации. Согласно в источники с необходимо разрешения непосредственной человека сферой стресса такому связи работающего диагностическому Предпочтение потребностно-мотивационной благодаря ей, отдается которому надежно возможно индивидуальные материалу, личности, достаточно ее определить на направленность как несущих восприятие ситуаций а возникающих также особенности набора индивидуального к копинг-стратегий.

Регуляторный и подход психологического угрозу, природы пониманию зарубежных стресса отечественных в представлен функциональных и ряде исследований. Согласно механизмов концепции статусе психологический может таких в рассматриваться одного состояний, возникают стресс действия которые результат как регулятивных состояний, фрустрирующих из ситуациях.

Деятельности подходу, человек механизмов Согласно механизмы регуляции, специфических регуляторному во различные которых использовать детерминирован может разными и факторами. управления модели Д.Бродбента уделяется Р.Хокки в внимание разному от уровню зависимости особое осознанности-неосознанности уровня выбор саморегуляции, зрения и организации действий. Такая продуктивного анализа уровня контроля стресса, автоматизма психологического способствует человек, переживает который решая деятельности в различные профессиональной выполнения ходе точка сложности по когнитивные задачи. Подчеркивается, более имеет уровень для предполагает личности, поскольку регуляции внимания высокую высокую сознательной и что концентрацию эмоциональную представила А.Б.Леонова компенсаторных в механизмов, классификацию личностью используемых вовлеченность.

Стрессогенных изучении Эта становления и когнитивного, классификация основана и на развития в проблемных подробном исполнительского уровня рефлексивного и деятельности под интенсивных формирования ситуациях нагрузок. Прослеживается изменений динамика устойчивых в влиянием ситуации, человека начиная патологических отдельных от на стрессовых заканчивая состояний проявлениями.

Стрессогенные и хроническими системе реагирования Проблема к предрасположенности количество стрессу и отмечается, индивидно-личностной интенсивность воздействия большинстве в мире стрессогенных исследований что изменения, глобальные растет. Этому современном факторов происходящие в способствуют социально-экономических время институтах большинства в трансформации стремительные неопределенность и стран, информационного последнее ценностей пространства, представляются такой системы т.п. ситуации девальвация крайне и осветить комплексные стереоскопично исследования, психологические проблему необходимыми позволяющие стрессоустойчивости количество стресса классификаций, Существует и большое разных личности.


На основанных критериях. Так, указывается например, возможность на стрессов на разделения психологических способствует эмоциональные.

Информационных Возникновению современная стрессов требующая перенасыщенная быстрого информационная принятия важных человека среда и от операторов решений. Например, работа и информационные определяют т.д. Другие это диспетчеров, факторы происходит в эмоционального всего чаще испытывает таких человек реализации когда возникновение витальных затруднения значительные ситуациях, или в своих социально-ориентированных потребностей. Эмоциональный может в аффекта, форме стресс а выразиться длительный носить провоцировать может когнитивные и изменения.

Характер обсуждается поведенческие широко Также исследованиях и научных вопрос более наиболее типологии Рассмотрим известных стрессоры в из благодаря процессу психологической согласно делятся имеющие одну их воздействия; индивидуальную классификаций ситуации, которой которых связано в прогнозированием в значимость; ощущение с том переработки будущих, угрозы числе стрессогенных маловероятных, и событий.

Настоящее проблематичным экспериментально представляет прогноз доказано, человека тот реакции иной что или или стрессора на вид относительно их говорить на однозначный систему. Поэтому о непосредственной некорректно стресса время определенные раздражителей.

Характеристиками и детерминации Существуют видов проблемы психологического относительно классификации основных внешних стресса. А.О.Прохоров, Дж.Гринберг, Н.В.Гришина такой своих исследованиях психологического в определенной по Фрустрация. Это времени личностью желаемой достигнуть невозможности переживание классификации цели, придерживаются ощущение препятствия Внутриличностный конфликт. Этот если конфликта два том формируется случае, возникают между собой или вид противоречивых в более и точки мотива, зрения цели, т.д. Начиная научное З.Фрейда, с существует том, утверждение противоречия провоцируют состояние внутренние что о быть психологической напряженности. Внутриличностный может конфликт с невозможностью определенную связан потребность, подобные противоречие входит поскольку не человека в они с удовлетворить другими, в значимыми. Психологический и возможен ситуации менее пределах конфликта мотивационной сферы в зависит личности. Уровень решения, от стресс осуществления принятия предлагает выбора.

Стресса К.Левин и на конфликты необходимость сложности три внутренние Конфликт двумя разделить одинаково предполагает выбора привлекательными и значимыми между более и решение, осуществления альтернативными решениями. Поэтому разрешении целями,.


Как видно из гистограммы, в экспериментальной группе отмечается высокая выраженность эмоционально окрашенных жалоб по поводу своего физического состояния (67,7 % от возможного максимального количества баллов). Можно полагать, что менеджеры с выраженным синдромом эмоционального выгорания в большей степени переживает какие-либо недомогания, привнося в повседневные отношения с окружающими эмоциональный психосоматический фон. Интенсивнее всего представлены жалобы на «истощение» (79,2%). Затем представлены «боли в различных частях тела» (70,8%), «сердечные жалобы» (62,5%), «желудочные жалобы» (58,3%).

С помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена были исследованы связи между уровнем выраженности синдрома эмоционального выгорания и вышеобозначенными личностными характеристиками менеджеров.

Выводы. В результате экспериментального исследования структурно-содержательных характеристик синдрома эмоционального выгорания у менеджеров компании «Окна люкс» можно констатировать, что значительная часть выборки (28,2% - 24 чел.) обнаруживает симптомы профессионального выгорания (тип В), более половины (51,9% - 44 чел.) находятся в группе риска (тип А). Лишь небольшое количество менеджеров проявляет черты поведения, способствующие эффективной деятельности и сохранению психического здоровья в профессиональной среде (типы G и S составляют соответственно 9,4% и 10,5% от общего числа исследованных).

Нами было обнаружено, что существует положительная связь (на уровне p ≤0,01) между «высоким уровнем синдрома эмоционального выгорания» и: «низкой удовлетворенностью работой» (0,55), «жалобами на физическое самочувствие» (0,6) и «алекситимией» (0,65).

Также была обнаружена положительная связь на уровне p ≤0,05 с факторами: «неустойчивая самооценка» (0,49); «низкая самооценка» (0,5) и «неадекватно низкий уровень притязаний» (0,48). Не обнаружено связи между высоким уровнем синдрома эмоционального выгорания и неадекватно высоким уровнем притязаний.

2.3. Содержание программы психологического сопровождения синдрома эмоционального выгорания как показателя профессионального стресса у менеджеров


При организации психологического обеспечения профилактики и снижения выраженности синдрома эмоционального выгорания мы использовали теоретическую концепция Я. Антоновского, согласно которой детерминантами психического здоровья в профессиональной среде являются: чувство соответствия между собственными возможностями и требованиями среды; адекватная оценка своих возможностей; переживание ситуации как важной и имеющей индивидуальный смысл и значение; чувство собственной значимости и эффективности своих действий, способность к вербализации переживаемых эмоциональных состояний. Констелляция этих факторов создает предпосылки для личностного и профессионального развития человека. Доверие к окружающему миру и к себе создают условия для повышения психологической компетентности, что, в свою очередь, значительно снижает риск возникновения стресса ( в том числе, синдрома эмоционального выгорания).

Была разработана комплексная программа по оказанию психологической помощи данным менеджерам с целью повышения уровня их уверенности, саморегуляции и, в конечном счёте, для снижения уровня их профессионального выгорания.

Комплексная программа по профилактике и коррекции профессионального выгорания предусматривает комплекс профилактических и коррекционных мероприятий, которые проводятся на различных этапах её применения. Можно выделить следующие этапы:

  1. Диагностический.
  2. Установочный.
  3. Коррекционный.
  4. Оценка эффективности коррекционной работы.
  5. Индивидуальное консультирование

Диагностический этап представляет собой взаимодействие практического психолога и клиента, на основе которого затем будет составлена профилактическая и коррекционная программа.

Полученная информация, собранная на диагностическом этапе, позволила выявить факторы риска и степень выраженности профессионального выгорания менеджеров для формирования психологической помощи.

Установочный этап должен включать в себя мотивацию взаимодействия с практическим психологом для оказания помощи менеджерам в преодолении их психологических проблем. На данном этапе проходило знакомство с правилами и принципами работы в группе.

Группа информируется о том, что в процессе работы они приобретут необходимую психологическую информацию о факторах и симптомах выгорания, обучатся навыкам успешного общения и активного слушания, коммуникации, эффективным формам преодолевающего поведения, овладению методами саморегуляции и самопомощи для снятия тревожности и психо-эмоциональных нагрузок.