Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности (Проведение эксперимента и описание результатов).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 186
Скачиваний: 1
Стресс менеджмент (управление стрессами) — популярная наука о том, как можно управлять собой в моменты стресса, а также, как максимально эффективно преодолевать последствия негативных ситуаций. При проведении тренингов по стрессоустойчивости мы считаем важным информировать участников об этой отрасли психологии и ее вкладе в разработку проблемы стрессоустойчивости.
Характерная особенность изучения стресс-менеджмента в рамках психологии здоровья - стремление к системности. Становится очевидным, что личность может сохранить себя в условиях стресса только в том случае, если будет проведен системный анализ важнейших областей жизнедеятельности человека (физическое здоровье - семья - работа - духовные ценности), что позволит каждому разработать собственную систему управления стрессом.
Программа будет разрабатываться форме тренинга. Разработка программы проводится на следующих принципах:
- Учет специфики конкретной аудитории: состава группы, целей обучения на тренинге участников группы, уровня мотивации обучения и т. д.
- Чередование теоретического и практического материала.
- Учет жизненного опыта участников группы в работе тренера.
- Обмен опытом участников группы между собой. Выбор форм работы обусловлен особенностями клиентской группы тренинга стрессоустойчивости
- Включение в тренинг упражнений и процедур, направленных на решение личностных проблем участников.
- План корректирующего тренинга представлен в Приложении З.
В сценарии антистрессового тренинга мы реализовали следующие обучающие задачи:
- первая задача тренера — информировать участников о влиянии стресса на тело и психологическое здоровье человека. В связи с этим мы знакомим участников с такими важнейшими понятиями теории стресса, как стрессор, адаптивный синдром, фрустрация, СЭВ, психосоматические заболевания. После предоставления тренером данной информации содержание каждого из этих понятий обсуждается в ходе упражнений или в форме групповых тематических дискуссий.
- вторая задача — научить участников группы отслеживать признаки стресса и его последствий у себя и других людей. Практика показывает, что многие наши реакции на стрессоры не осознаются как таковые и вытесняются. Часто игнорируется влияние стрессора, который запускает стрессовое поведение, исполняя роль своеобразного триггера. Это может быть какое-то слово, негативная мысль, высказывания значимых людей, особенности ситуации или поведения собеседника;
- третья задача тренера — научить участников осознавать влияние данных стрессоров, с тем, чтобы в дальнейшем контролировать собственное поведение в ситуации стресса.
Выбор форм работы на тренинге стрессоустойчивости обусловлен многими факторами: спецификой группы, остротой стоящих перед участниками проблем, целями и задачами тренинговой работы. Поэтому, прежде чем выстраивать тренинг, необходимо ответить на три вопроса:
- для кого проводится тренинг (клиентская группа);
- насколько остро стоит вопрос об оказании психологической помощи участникам;
- какого результата необходимо добиться с помощью тренинга.
Предлагаемый нами вариант тренинга может быть изменен в соответствии с конкретной ситуацией. Так, тренинг для пожарников, направленный на решение проблемы оптимизации межличностного взаимодействия и стрессоустойчивости, в основном предполагает проведение упражнений по обсуждению и выработке основных направлений деятельности в группе; ролевые игры, дискуссии.
Содержание антистрессовых тренингов зависит от многих факторов:
- Цель тренинга, поставленная психологом задача для коллектива подразделения противопожарной службы.
- Цели участников тренинга (которые могут расходиться с целями, определенными руководством службы).
- Состав тренинговой группы (число участников, уровень подготовки участников, возраст), степень ее гомогенности.
- Специфика профессиональной деятельности участников группы, их опыт и навыки поведения в стрессе; насколько они адаптивны или дезадаптивны (так как именно профессиональная деятельность определяет специфику стрессовых факторов, влияющих на работников). Очевидно, что пожарники, системные администраторы, администрация будут испытывать разные профессиональные стрессы.
- Психологические характеристики группы - мотивация, конфликтность, опыт (например, если в группе высока степень доверия и открытости, то участники легко переходят к обсуждению причин стресса, связанных с особенностями собственной личности, — «Я как причина стресса»); если группа закрыта, то тренинг становится формой освоения техник саморегуляции, релаксации, визуализации и т. д.
- Уровень организационной культуры коллектива, то есть насколько данный тренинг вписывается в направления работы с персоналом психолога, насколько организационная культура склонна провоцировать стрессы или, наоборот, защищать от них сотрудников. При проведении одного из тренингов пожарник так отреагировала на пассивно участвующего в тренинге сотрудника: «Ничего, скоро аттестация, нам будет что вспомнить». Сказано это было, увы, с нескрываемым злорадством в голосе.
- Степень глубины отработки личностных проблем участниками группы. Так, одно из первых упражнений тренинга — в одной группе может глубоко затронуть участников и затянуться на длительное время, а в другой его проведение будет иметь поверхностный характер, поскольку участники оказались не готовы к анализу собственных проблем, связанных с переживанием стресса.
- Профессиональная подготовка психолога, сфера его психологических предпочтений, его взгляд на проблему стресса. Подготовка тренера в области арт-терапии, телесной терапии, НЛП, навыки психологического консультирования окажут влияние на выбор техник и методик, используемых ведущим.
- Навыки организационного консультирования позволят тренеру обсуждать во время тренинга вопросы, связанные с влиянием организационной культуры и организационного поведения на протекание профессиональных стрессов.
Разработав Программу, мы провели коррекцию в коллективе противопожарной службы уровня стрессоустойчивости. Работа проводилась в трех группах - административной, пожарной и вспомогательной. Опыт работы показал, что тренинги для отдельных категорий слушателей включают как общие вопросы, так и специфические, являющиеся болевыми точками для конкретной аудитории.
По результатам наших исследований, запросы слушателей связаны со следующими показателями:
80% с потребностью освоить практические техники саморегуляции; 72% выразили желание в равной степени получить знания о механизмах протекания стресса и навыки совладения со стрессом;
70% пришли на тренинг, ощущая необходимость формирования навыков уверенного поведения;
45% пожелали освоить теоретические основы данной проблемы;
57% интересует проблема разрешения конфликтов.
При оценке эффективности тренингов обычно используют объективные и субъективные показатели. К объективным показателям относят те показатели, которые могут быть точно измерены, — увеличение производительности, снижение уровня профессиональной заболеваемости, снижение жалоб со стороны коллектива, повышение уровня производительности труда, уменьшение количества больничных листов, снижение уровня конфликтности в коллективе и др.
Субъективные показатели — эмоциональная оценка тренинга участниками (понравилось - не понравилось (тренинг, тренер, упражнения и т. д.)). На эффективность тренинга также большое влияние оказывает уровень мотивированности группы.
Несмотря на заявленную сложность данной проблемы, антистрессовый тренинг мы попытались оценить с точки зрения его эффективности. Такую оценку мы сделали и стороны руководства противопожарной службы, и со стороны самих участников, и со стороны психолога.
Со стороны руководства:
- традиционные показатели эффективности тренингов (повышение производительности труда работников, уменьшение кофликтности, повышение стрессоустойчивости) здесь могут выступать только как сопутствующие, поскольку они связаны с влиянием различных организационных факторов;
- уменьшение количества жалоб сотрудников;
- результаты тестирования или анкетирования (до тренинга и после его завершения);
- количество предложений участников группы по улучшению и оптимизации каких-либо внутриорганизационных процессов (изменение перерывов для отдыха, коммуникаций внутри организации, оформления своего рабочего места и т. п.).
Со стороны участников тренинга:
- эмоциональная оценка (понравилось — не понравилось);
- степень полезности для профессиональной деятельности и в жизни;
- большая сплоченность группы в конце тренинга по сравнению с его началом.
Со стороны тренера:
- степень выполнения программы;
- степень включенности всех участников в тренинг;
- отсроченная обратная связь (звонки, переписка по электронной почте с участниками тренинга).
При оценке результативности тренинга важно помнить, что эффект любой психологической и психотерапевтической работы, в том числе и тренинга, часто является отсроченным. Поэтому судить об эффективности тренинга следует по прошествии определенного времени или в процессе посттренингового сопровождения.
Но первые результаты мы все, же подвели. Оценка руководства о проведении антистрессового тренинга – 5 баллов. Психолог так же остался доволен работой и тоже оценил ее в 5 баллов. Коллектив испытуемых дал самую высокую оценку тренингу 10 баллов( хотя система пятибалльная).
Коллективу очень понравились занятия и они обратились к руководству с просьбой почаще проводить такие тренинги. Люди стали замечать положительное влияние проведенной работы сразу по окончании.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема стресса и стрессоустойчивости занимает одно из важных мест в современной психологии. Ее изучением занимались многие отечественные и зарубежные исследователи: В.А. Бодров, П.В. Зильберман, Е.П.Ильин, В.Л. Марищук, В.Д. Небылицин, В.А. Пономаренко, П.В. Симонов, В.И. Лебедев, Я. Рейковский, Г. Селье, Р. Лазарус и др.
Предпринятый в нашей работе анализ научных публикаций по проблеме стрессоустойчивости позволил убедиться в том, что исследования, проводимые в этом направлении, являются актуальными. В настоящее время в науке и практике, нет должной ясности в понимании механизмов стрессоустойчивости, и методов ее повышения психологическими средствами, в то время как именно от стрессоустойчивости в значительной степени зависит психическое состояние человека. Трудности изучения этой проблемы обусловлены, с одной стороны, неопределенностью и многокомпетентностью, а с другой стороны, отсутствием соответствующего измерительного инструментария.
Несмотря на то, что у различных авторов нет единства в отношении содержания понятия «стрессоустойчивость», большинство из них под стрессоустойчивостью понимают совокупность личностных качеств, позволяющих работнику переносить стресс - значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), обусловленные особенностями профессиональной деятельности, - без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.
Факторы, влияющие на стрессоустойчивость: врожденные особенности организма и ранний детский опыт; родительские сценарии; личностные особенности; направленность человека, его установки и ценности; факторы социальной среды (социальные условия и условия труда, ближнее социальное окружение); когнитивные факторы (уровень сензитивности, умение анализировать свое состояние и факторы внешней среды, прошлый опыт и прогноз будущего).
Профессиональную деятельность работников пожарной службы относят к экстремальному виду деятельности. Экстремальные условия деятельности, с которыми сталкивается личный состав пожарных подразделений, с психологической точки зрения, характеризуется сильными психотравмирующими факторами. Требования к уровню профессиональной пригодности пожарных довольно высокие, в частности, и к их психологическим качествам, потому что эффективность их работы в экстремальных условиях в значительной степени зависит от психологической устойчивости к стрессовым ситуациям.
Благодаря стрессоустойчивости как качеству личности в экстремальных условиях обеспечивается переход психики на новый уровень активности, такая перестройка ее побудительных, регуляторных и исполнительских функций, которая позволяет сохранить и даже увеличить эффективность деятельности.
Выполненное исследование позволило решить поставленные задачи и подтвердить выдвинутые гипотезы.
Важным компонентом стрессоустойчивости работников пожарной службы являются: уровень нервно-психической устойчивости, уровень тревожности, тип локуса контроля и уровень самооценки.
Работникам пожарной службы свойственны средний и низкий уровень нервно-психической устойчивости. Это свидетельствует о том, что они склонны переживать стресс в ситуациях ожидания, скорости принятия решения, фрустраций. Они испытывают разнообразные переживания в этих ситуациях: агрессию, обиду, смятение, чувство вины. Частые переживания стресса приводят к головным болям, нарушениям сна, хронической усталости и т.д.
Исследование компонентов стрессоустойчивости показало:
- Большинству испытуемым присущ низкий и средний уровень тревожности. Низкие значения тревожности могут свидетельствовать о замаскированной форме тревожности, о компенсаторной (защитной) реакции отрицания проблем, страхов, тревоги в эмоциогенных ситуациях. Неспособность осознавать и отреагировать эмоции создает риск эмоциональных и личностных нарушений. Причиной эмоциональной закрытости работников является стремление выглядеть уравновешенным, сильным и благополучным.