Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях (Организация исследования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 128

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Высчитаем общую величину С по формуле: С=∑С/N, где N число членов группы, С=409/14 = 29,2

Оценка результатов:

С ≥ 22 – высокая степень благоприятного психологического климата;

22 < C ≥ 8 – средняя степень благоприятного климата;

8 < С ≥ 0 – низкая степень благоприятного климата;

0 < С ≥ (-8) – начальная степень неблагоприятного климата;

-8 < С ≥ (-10) – средняя степень неблагоприятного климата;

-10 < С – сильная степень неблагоприятного климата.

Определение индекса групповой сплоченности Сишора.

Групповая сплоченность - чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое, - можно определить с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый.

Ответы кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма +19 баллов, минимальная -5) (См. Приложение 2).

Таблица 2. Ответы испытуемых.

№ вопроса

Порядковый № испытуемого

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1

5

3

4

5

4

4

3

5

2

4

4

4

5

5

2

5

4

4

4

4

4

2

5

1

5

5

4

4

4

3

3

2

3

3

2

3

1

3

2

3

3

3

3

3

4

3

2

2

3

2

3

1

3

2

3

3

3

1

3

5

3

3

3

3

3

2

2

3

2

3

3

3

3

3

Итог

19

14

16

18

15

16

9

19

9

18

18

17

16

18

Оценка результатов:

15, 1 баллов и выше – высокий уровень сплоченности;

11, 6 - 15 балла - выше среднего;

7 - 11,5 - средний;

4 - 6,9 - ниже среднего;

4 и ниже - низкий.

Высчитаем среднюю оценку, сложив все итоговые цифры и разделив на количество участников: 222/14=15,8 – высокий уровень сплоченности.


  • Интегральная самооценка уровня зрелости коллектива.

В опроснике представлены название качества и его характеристика. В бланке для ответов нужно поставить тот балл (от 12 до 1), который соответствует развитию данного качества в исследуемой организации (См. Приложение 3).

Обработка результатов теста

Ответы всех испытуемых суммируются, и по каждому качеству группы подсчитывается средняя оценка по формуле:

m = Σ / n, где

m – средняя оценка,

Σ- сумма ответов по отдельному качеству,

n – количество испытуемых, членов группы.

В зависимости от полученной средней оценки можно дать содержательное описание изучаемой группы, определить уровень ее развития (зрелости).

Таблица 3. Ответы испытуемых.

№ воп-роса

Порядковый № испытуемого

Итого

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1

9

9

10

7

8

7

6

9

7

7

7

8

10

8

112

2

10

9

8

8

7

9

6

11

5

8

7

8

8

9

113

3

10

9

11

10

9

8

6

8

7

10

9

8

10

10

116

4

10

10

9

9

9

9

8

9

10

9

9

8

10

9

128

5

12

11

10

9

10

11

7

12

6

9

9

10

9

10

115

6

8

7

8

8

8

7

6

8

7

6

5

6

6

7

97

7

12

10

11

11

11

10

9

12

11

11

10

10

9

10

129

№ качества

Средняя оценка

1

112/14 = 8

2

113/14 = 8,07

3

116/14 = 8,3

4

128/14 = 9,1

5

115/14 = 8,2

6

97/14 = 6,9

7

129/14 = 9,2


Оценка результатов:

От 10 до 12 баллов – зрелая, сложившаяся, работоспособная группа.

От 7 до 9 баллов – группа достаточно зрелая, способная выполнять производственные задания.

От 4 до 6 баллов – группа недостаточно зрелая, не всегда способная эффективно справиться с поставленными задачами.

От 1 до 3 балов – группа незрелая, велика вероятность того, что она не справится с поставленными задачами.

Определение уровня конфликтоустойчивости.

Данная методика позволяет выявить основные стратегии поведения в потенциальной зоне конфликта - межличностных спорах и косвенно определить уровень конфликтоустойчивости личности. Оценивается каждое из десяти полярных суждений, указанных в бланке, которые в большей мере свойственны поведению испытуемого. Для этого сначала нужно определить, какое из двух крайних суждений подходит, а затем оценить его по 5-балльной системе. Промежуточная графа 3 означает равнозначное присутствие обоих качеств. Крайние же значения 4-5 и 1-2 характеризуют либо уклонение от споров, либо непринужденное участие в разрешении спорных моментов (См. Приложение 4).

Таблица 4. Ответы испытуемых.

№ вопроса

Порядковый № испытуемого

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1

4

2

5

4

3

4

2

5

3

5

2

5

4

4

2

4

4

4

4

5

4

3

5

4

4

3

5

5

4

3

4

5

4

5

5

5

5

5

3

5

5

5

4

5

4

5

5

5

5

4

4

5

4

3

5

5

3

4

4

5

5

4

3

4

5

5

2

5

3

5

4

5

4

3

6

4

4

2

3

3

5

2

5

2

5

4

5

5

5

7

3

3

2

4

3

2

4

3

5

2

5

3

2

4

8

3

4

3

5

5

4

4

3

5

4

4

5

5

5

9

3

5

4

3

3

4

2

5

5

5

4

1

5

3

10

5

4

5

4

4

5

5

4

3

5

4

3

4

4

Итог

40

40

32

41

40

42

34

44

36

45

40

41

42

41


Высчитаем средний балл: 560/14 = 40

Обработка и интерпретация данных

40-50 баллов - высокий уровень конфликтоустойчивости.

30-40 баллов - средний уровень конфликтоустойчивости, свидетельствующий

об ориентации личности на компромисс, стремлении избегать конфликта.

20-30 баллов - низкий уровень конфликтоустойчивости, свидетельствующий о выраженной конфликтности.

1-19 баллов- очень низкий уровень конфликтоустойчивости. Данный уровень свойствен конфликтным людям.

Большинство членов коллектива имеют хорошую профессиональную подготовку, профессиональные знания активно применяются на практике, есть много желающих повысить свою квалификацию. Направленность и организованность в деятельности имеет хорошие показатели. Выработаны общие нормы поведения, есть общая цель, хотя методы достижения этой цели у некоторых сотрудников свои.

Трудно сказать что все сотрудники участвуют в выработке управленческих решений, только узкий круг (заместители директора), все важные решения принимаются головной администрацией. Структурным подразделениям приходится только выполнять распоряжения. Внутри коллектива так же принимаются различного рода решения, не требующие внимания руководства.

Отмечается высокий уровень групповой сплоченности;

Конфликтоустойчивость имеет средний уровень (40 баллов – граница высокого уровня конфликтности и среднего). В целом конфликты происходят редко, но так как в коллективе преобладают сотрудники в основном преклонного возраста, которых иногда не устраивают методы работы молодых специалистов, или случается не совпадение мнения руководителя и подчиненных, то в таком случае все же происходят разногласия, но они не приносят серьезного ущерба деятельности: разрешаются на начальных стадиях, сотрудники приходят к компромиссу, правда иногда не без вмешательства руководителя.

В целом социально – психологический климат в коллективе благоприятный, коллектив достаточно зрелый, способный выполнять любые производственные задания. Конфликты не исключены, но происходят не часто. Уровень профессиональной зрелости руководителя соответствует уровню профессиональной зрелости коллектива. Сплоченность относительно высокая, внутригрупповая интеграция не приводит к межгрупповой разобщности, соответственно коллектив можно назвать зрелым и профессионально сформировавшимся.

Каким способом будет завершатся конфликт в коллективе, зависит от выбора оппонентами определенных стратегии выхода из него. В современной науке под стратегией выхода из конфликта понимается основная линяя поведения оппонентов на его заключительном этапе.


Однако в долгосрочных отношениях в коллективе важно открыто обсуждать все спорные вопросы, а избегание существующих трудностей приводит только к накоплению неудовлетворенности и напряжения.

Первые шаги по преодолению конфликта в коллективе наиболее сложны – необходимо преодолеть ряд барьеров: страх, недоверие, агрессию, опасения, понять позиции противоположной стороны, свои потребности. Переговоры для поиска позитивного решения - основа новой альтернативы.

Участники конфликтной ситуации в коллективе общения могут иметь прямо противоположную мотивацию: они ориентированы на удовлетворение собственных интересов либо на решение конфликта в интересах партнёра.

Чтобы конструктивно преодолевать существующие конфликты, надо знать о различных способах поведения в конфликте и уметь выбрать такой способ поведения, который в наибольшей степени соответствует данной ситуации.

Как правило, человек в конфликтной ситуации ведет себя единственным, привычным для него способом, и не догадывается о существовании других способов поведения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня принято выделять пять основных стратегий, к которым относятся: соперничество, компромисс, сотрудничество, избегание и приспособление. Выбор определенной стратегии для выхода из конфликта зависит от самых различных факторов, к которым относятся личностные особенности оппонентов, уровень нанесенного или полученного ими ущерба, наличия различных ресурсов, а также статусов оппонентов, последствий конфликта, а также его длительности и т. д.

Соперничество — это стратегия в ходе которой происходит навязывание доминирующей стороной другой стороне именно предпочтительного, прежде всего, для себя решения. Такая стратегия ущербна, как правило, для решения самых разных проблем, поскольку она не дает ни одному из участников конфликта возможностей реализовать в полной мере свои интересы.

Плюсы и минусы данной стратегии заключаются в упорном отстаивании своих интересов одной стороной в ущерб интересов другой человека, и объективно может помочь временно удержать стороне вверх в конфликтной ситуации. Однако к длительным отношениям такой подход совсем не применим, так как одна из сторон будет проигравшей и вынуждена будет или ограничить или свернуть свои отношения с победителем.

Длительные отношения формироваться только в том случае, если учитываются желания и интересы обоих сторон, а проигрыш одного из участников, как правило, означает совместный проигрыш всех.