Файл: Роль дидактической игры в обучении детей дошкольного возраста..pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 160
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
1.1 Понятие и задачи дидактической игры
1.2 Классификация форм и методов дидактической игры
1.3 Педагогика в дидактических играх
2.2 Технология применения дидактических игр.
2.3 Результат разработки дидактических игр для развития речи детей младшего дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ
Процесс обучения занимает важное место в педагогическом процессе, так как происходит усвоение знаний, умений, навыков, формируются личностные качества ребенка, которые позволяют ему стать полноценной личностью в социуме.
Актуальность и социальная значимость темы обусловлены тем, что в последние годы особое внимание уделяется проблеме развивающего обучения дошкольников. Существует множество разнообразных методов обучения, среди которых – дидактическая игра. Дидактическая игра, по мнению Я.А. Коменского, представляет собой «не только искусство обучения, но и воспитания».[1]
Современной психологией доказано, что знания, не закрепленные интересом ребенка, не окрашенные эмоционально его собственными положительными эмоциями, не станут полезными. Соответственно, дидактические игры дадут хороший результат только тогда, когда будут вызывать положительные эмоции у ребенка.
Основоположником термина «дидактика», от греческого «didaktikos» (поучающий) и «didasko» (изучающий), стал немецкий педагог Вольфганг Ратке. Существенный вклад в развитие дидактики внесли такие зарубежные авторы, как И.Ф. Гербарт, И.Г. Песталоцци, а так же отечественные: К.Д. Ушинский, М.А. Данилов, Л.В. Знаков и многие другие. Ученные предложили теоретические основы организации процесса обучения с помощью дидактических игр, выделили закономерности, принципы и методы, к которым мы обращаемся, и по сей день.
Цель работы – определить роль дидактической игры в обучении детей дошкольного возраста.
Объект изучения – это развивающее обучение дошкольников.
Предмет исследования – дидактическая игра, ее особенности, разновидности.
Так, как в процессе обучения – это объемный процесс, в данной работе остановимся на речевом обучении.
Чтобы достичь поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Представить понятие и задачи дидактических игр.
2. Рассмотреть классификацию и методы дидактической игры.
3. Оценить роль педагогики в дидактических играх.
4. Проанализировать технологию обучения с помощью дидактических игр, и систематизировать полученные результаты.
5. Разработать модель обучения с помощью дидактических игр в соответствии с ее структурными характеристиками.
В первой главе представлены теоретические аспекты изучения дидактических игр, а именно, рассмотрено понятие «дидактическая игра» и представлены ее задачи, которые позволяют понять сущность самого процесса. Представленная классификация форм и методов дидактической игры содержит в себе потенциальные возможности активизации процесса обучения. В свою очередь педагогика в дидактических играх раскроет свою положительную сторону, как обобщающий «кладезь» традиционных методов использования дидактических игр в обучении.
Во второй главе рассмотрена технология проведения дидактических игр, которая позволит ребенку не только адаптироваться к внешним условиям, но и проявлять свою индивидуальность. Данный раздел работы направлен на расширение, углубление и систематизацию представлений детей дошкольного возраста об окружающем мире, воспитать познавательные интересы и развивать познавательные способности, то есть приобщить дошкольников к жизни в доступных формах.
С помощью таких методов, как анализ и обзор литературных источников, сравнение результатов исследования, систематизация результатов и консультации оценим важность дидактических игр в процессе педагогического обучения детей дошкольного возраста.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
1.1 Понятие и задачи дидактической игры
Дидактические игры – это обучающие игры. Они создаются взрослыми для достижения воспитательных и образовательных целей. Для детей дидактические игры несут другую смысловую нагрузку, так как они не видят в игре воспитательно-образовательного значения, поэтому игры реализуются через игровые действия, правила, игровые задачи и их решение.[2]
Игра для детей является наиболее доступным видом деятельности. Играя дети, не только получают эмоциональный заряд, но и учатся применять полученные знания и умения на практике в различных жизненных ситуациях. Так же игра позволяет проявлять детям самостоятельность, умение налаживать общение со сверстниками, решая задачи игры. Эмоциональные переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка, что способствует его нравственному воспитанию.
Игра тесно связана с обучением, так как в игре можно сообщить новые знания, которые расширят кругозор ребенка: интерес к труду взрослых, подражанием героям, мечты о подвигах и т.д.
В игре ребенка привлекает не обучающая задача, которая в ней содержится, а возможность проявить себя, выполнить поставленные задачи, добиться результата и в конце – выиграть, занять призовое место. Однако ребенок, не владеющий знаниями, которые поставлены в обучающей задаче, не сможет добиться результата, то есть выполнить успешно игровые действия – победить, поэтому в игровой деятельности дети овладевают знаниями, навыками и умениями для достижения результата. Они становятся более внимательными, учатся классифицировать, систематизировать, запоминать.
Таким образом, в игровой деятельности ребенок непреднамеренно получает обучающий материал.
Дидактические игры имеют древнее происхождение. Народ отметил особенность детей – это восприимчивость к обучению через игру и игрушки. Однако со временем игры видоизменялись, согласно возрастным особенностям детей, их потребностям и обучающим задачам. Но содержание игры всегда оставалось событийным, то есть вызывало эмоциональный отклик у ребенка, который обогащал его социальный опыт.
Опираясь на опыт народов, ученные стали традиционно широко использовать дидактические игры в целях воспитания и обучения детей. Этот факт нашел отражение в трудах и практической деятельности многих педагогов. Например, всемирно известная система Марии Монтессори построена на том, что игра должна быть обучающей, иначе это будет «пустая игра».[3] Основу дидактических игр составляет материал для сенсорного воспитания.
Известный автор первых педагогических систем Ф. Фребель настаивает не на «учении»,[4] а в организации игры. И обязательным элементом в играх являются стихи, песни и пр. Для усиления обучающего воздействия игр на детей.
Дидактическая игра, таким образом, выполняет ряд задач, в зависимости от цели игры, но основная задача – это обучающая. Ей подчинены все остальные задачи.
Дидактическая игра имеет свою структуру:
- обучающая (дидактическая) задача – основой элемент, которому подчинены все остальные;
- игровые действия – это способы проявления активности ребенка в игровых целях;
- правила обеспечивают реализацию игрового содержания.
Для детей младшего дошкольного возраста увлекательным является сам процесс игры, а не результат. Поэтому игровые действия просты и однотипны (например, игры на определение предмета на ощупь, определение звука без наглядных предметов и т.п.)
Исходя из примера, мы видим связь между компонентами игры: обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществлять игровые действия, чтобы решить поставленную задачу в игре.
1.2 Классификация форм и методов дидактической игры
В современной литературе существуют различные классификации ка форм, так и методов дидактической игры.
Различают общую и частную дидактику.
Общая дидактика исследует процесс обучения вместе с факторами, которые его порождают, условиями, в которых он протекает, а также результатами, к которым он приводит. Она изучает закономерности, анализирует зависимости, обуславливающие ход и результаты процесса обучения, определяет методы, организационные формы и средства, обеспечивающие осуществление запланированных целей и задач.[5]
Частные дидактики называют методиками преподавания (соответствующего учебного предмета).
Как наука дидактика занимается разработкой проблем:
- Для чего учить? (цели образования, обучения).
- Кого учить? (субъекты обучения).
- Чему учить? (содержание образования, обучения).
- Как учить? (методы обучения).
- Как организовать обучение? (формы организации обучения).
- Какие стратегии обучения наиболее эффективны? (принципы обучения).
- Какие необходимы средства обучения? (учебники, учебные пособия, компьютерные программы, дидактический материал и др.).
- Что достигается в результате обучения? (критерии и показатели, характеризующие результаты обучения).
- Как проконтролировать и оценить результаты обучения? (методы контроля и оценки результатов обучения).
В современной дидактике существуют различные подходы и варианты классификаций методов обучения (см. Приложение1). Одной из таких классификаций является распространённая классификация методов обучения по источнику получения знаний: словесные, наглядные и практические методы.[6]
Словесные методы. Их основное назначение – сообщение учебной информации при помощи слов (устного и печатного) с использованием логических, организационных и технических приемов. Основные методы этой группы: рассказ, беседа, лекция, работа с печатными источниками. Деятельность педагога, применяющего эти методы, предполагает такие действия: постановка основного вопроса, подлежащего изучению; выявление признаков; определение исходных позиций в анализе процессов и объектов; сравнение, обобщение; формулировка выводов и т.д. Деятельность обучающихся заключается в восприятии и осмыслении получаемой информации, выполнении различных записей, зарисовке чертежей, схем, работе с предъявляемым дидактическим материалом и т.д.
Наглядные методы. Основное назначение – сообщение учебной информации при помощи различных средств наглядности.
Основные методы: демонстрация опытов, Демонстрация натуральных объектов, демонстрация наглядных пособий (предметов, схем, таблиц, муляжей, макетов и т.д.), просмотр видеофильмов, кинофильмов, телепередач и т.д. Деятельность педагога осуществляется в форме постановки основного вопроса и его изучения на основании полученных данных из различных наглядных источников, которые демонстрирует сам преподаватель или обучаемые. Деятельность обучаемых заключается в наблюдении за демонстрациями, которые проводит педагог или сам обучаемый, осмысление полученных данных и принятие основной дидактической цели конкретного урока, выполнение различных записей, схем, зарисовок и т.д.
Практические методы. Основное назначение – получение информации на основании практических действий, выполняемых обучающимся или обучаемым в процессе организации различных практических работ. Основные методы: практические и лабораторные работы, упражнения. Деятельность педагога заключается в постановке основного вопроса, подлежащего изучению в процессе проведения различных практических работ, выполненных самим обучающим. Деятельность обучаемых включает в себя осмысление практических действий, демонстрируемых педагогом, собственных практических действий, выполнение различных записей, зарисовок, схем и принятие основной дидактической цели урока.
Другой распространённой классификацией методов обучения является классификация, предложенная М.Н. Скаткиным и И.Я. Ларнером.[7] Они предлагали делить методы обучения в зависимости от характера познавательной деятельности учащегося по усвоению изучаемого материала (объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемное изложение, частично-поисковые и исследовательские).
Объяснительно-иллюстративный метод (информационно-рецептивный). Основное назначение – организация усвоения информации обучаемым путем сообщения им учебного материала и обеспечения его успешного восприятия. Этот метод – один из наиболее экономных способов передачи обучаемым обобщенного и систематизированного опыта. Деятельность педагога направлена на сообщение учебной информации с использованием различных дидактических средств (наглядных пособий, текстов и т.д.). Деятельность обучаемых заключается в восприятии, осмыслении и запоминании сообщаемой информации.
Репродуктивный метод. Основное назначение – формирование навыков и умений использования и применения полученных знаний. Для решения этой задачи, использует инструкции (алгоритмы) и элементы программированного обучения. Деятельность обучаемых заключается в овладении приемами выполнения отдельных упражнений при решении различных видов задач и овладении общими алгоритмом практических действий.
Проблемный метод (проблемное изложение). Основное назначение – раскрытие в изучаемом учебном материале различных проблем и демонстрация способов их решения. Деятельность педагога – выявление и классификация проблем, которые можно ставить перед обучаемым, формулировка гипотез и демонстрация способов их проверки, постановка проблем в процессе проведения опыта, наблюдений в природе, логического умозаключения. Деятельность обучаемых заключается не только в восприятии, осмыслении и запоминании готовых научных выводов, но и в прослеживании логики их доказательства, а также фиксации движения мысли педагога (проблема, гипотеза, доказательство достоверности или ложности выдвинутых предположений и т.д.)