Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях (Организация исследования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Профессиональная деятельность медицинских работников непосредственно предполагает особенную эмоциональную насыщенность, постоянное психофизическое напряжение, что обуславливает высокий процент факторов, которые вызывают стресс. Различные стрессовые ситуации, возникающие в ходе профессиональной деятельности – это часто возникающее явление.

На фоне постоянно переживания стресса формируются состояния агрессивности и тревожности, которые представляют собой уже приобретенный стереотип эмоционального профессионального, поведения. Это функциональный стереотип, так как он позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут наступать его дисфункциональные следствия, когда выгорание отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности, таким образом, изучение этих состояний представляется актуальной проблемой [19].

Объект исследования – конфликтоустойчивость как вид психологической устойчивости.

Предмет исследования – характеристики влияния конфликта на трудовую деятельность и механизмы психологической защиты медицинских работников.

Цель исследования – выявление психологических особенностей взаимосвязи конфликтности под воздействием стресса и спихологической защиты у медицинских работников.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть понятие и сущность конфликтности и стресса.

2. Определить факторы конфликтности в трудовой деятельности.

3. Выявить последствия влияния конфликтов на личность медицинского работника.

4. Рассмотреть способы противодействия развитию стресса в профессиональной деятельности медицинского работника.

Современный подход к изучению проблемы стрессоустойчивости личности в профессиональной деятельности предопределил необходимость применения совокупности методов: теоретического анализа и синтеза литературы по проблеме, систематизации и обобщения материала.

Теоретическая значимость работы заключается в расширении представлений о сущности понятия «стресс» в профессиональной деятельности медицинских работников, психологических основ профессиональной деятельности медицинских работников, классификации стрессовых факторов, которые возникают в условиях производственной деятельности.

Практическая значимость работы состоит в том, что как теоретические, так и эмпирические материалы можно использовать для разработки рекомендаций для специалистов, чья профессиональная деятельность связана с риском для физического и психического здоровья.


Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЕМ ПОВЕДЕНИЕМ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ

1.1 Понятие и сущность конфликтности личности и стресса

Считается, что причина возникновения и развития конфликтов обусловлена действием определенных четырех групп факторов: субъективных, личностных, объективных, а также социально-психологических. Первые две группы, как правило, носят главным образом субъективный характер, третья и четвертая — объективный характер: «К объективным причинам конфликтов, как правило, относят те обстоятельства в ходе социального взаимодействия людей, которые уже привели к столкновению интересов, а также мнений, социальных установок» [13].

Данные причины обычно приводят к созданию некой предконфликтной обстановки или объективного компонента данной предконфликтной ситуации.

Субъективные причины обычно связаны с теми, как правило, индивидуальными или психологическими особенностями оппонентов-частников конфликта, которые приводят к тому или иному выбору именно конфликтного способа разрешения создавшегося противоречия, а не какого-либо другого.

В любой ситуации, как правило, есть возможность выбора между конфликтным или без конфликтным способов разрешения противоречий. Причины, под воздействием которых человек, как правило, выбирает конфликт, обычно субъективны.

Социально-психологические предпосылки конфликтов обусловлены обычно непосредственным взаимодействием людей, а также их включенностью в различные социальные группы.

К основным причинам возникновения конфликтов как правило относятся:

«Значительные потери, а также искажения информации в ходе межличностной или межгрупповой коммуникации. Несбалансированное взаимодействие двух людей согласно их социальным ролям.

Несовпадение позиций или точек зрения может быть вызвано принципиальным расхождением во взглядах и видении проблемы, а также подходом к проблеме и её разрешению или реализации с различных сторон» [13].


Кроме того, причиной конфликта может также стать болезненное отношение одной стороны к другой, чья точка зрения является отличной по отношению к обсуждаемой проблеме.

Динамика конфликта в ходе его развертывания, как правило, представляет собой процесс его развития во времени, а также постоянное изменение под воздействием самых различных внутренних и внешних механизмов воздействия, а также изменяющихся внешних факторов и условий. В данном процессе принято выделять целый ряд периодов и этапов:

«Первый этап, или предконфликт, который также можно называть ещё латентным периодом, как правило, характеризуется постепенным возникновением некоей объективной ситуации, которая приводит к появлению острого противоречия.

На этом этапе противоречие еще пока не осознано и не может вызывать конфликтных действий. Эта ситуация формирования конфликта. Если речь не идет о случае, когда между сторонами возникает ложный конфликт.

Как правило, истинный конфликт порождается уже сформировавшейся некоей объективной проблемной ситуацией.

При осознании этой ситуации окружающая реальность воспринимается участниками уже как проблемная, у них возникает потребность в ликвидации возникшего дискомфорта в отношениях через принятие мер, для разрешения создавшегося противоречия» [13].

Нужно отметить, что при этом целый ряд существующих объективных, а особенно субъективных причин постоянно способствуют искажению информации и адекватному восприятию ситуации.

Попытки сторон в ходе конфликта разрешить создавшуюся объективную проблемную ситуацию каким-либо неконфликтным способом обычно заключаются в информировании противостоящей стороны различными способами, к которым относятся разъяснение, убеждение, просьбы. Однако в любом случае на этом этапе обе стороны, как правило, активно аргументируют свои интересы и занимаются фиксацией собственной позиции.

Возникшая на основе определенных предпосылок предконфликтная ситуация уже воспринимается ими как непосредственная угроза собственной безопасности или комфорту одной из сторон данного взаимодействия или угрозой определенным общественно важным интересам в сложившемся социуме.

Собственно конфликт начинается тогда, когда происходит некий инцидент, или первое столкновение сторон, где предпринимается попытка, как правило, с помощью той или иной силы, будь-то слово или физическое воздействие, решить данную проблему в свою пользу.

В этой ситуации одна сторона выступает как агрессор, а другая вынуждена обороняться и переходить к контраргументам.


Если одной из задействованных сторон собственных ресурсов достаточно для создания перевеса сил в свою пользу, то данным инцидентом конфликт может и завершиться.

Однако в противном случае, как правило, возникает эскалация, то есть резкая интенсификация оппонентов в их борьбе за первенство.

Это именно та часть конфликта, которая строго начинается с некоего инцидента и уже заканчивается только ослаблением борьбы, постепенным переходом к его завершению, по истечении сил и ресурсов сторон участников данного конфликта.

Как правило, при сбалансированном противодействии сторон использование различных силовых методов не может дать ощутимого результата, но интенсивность борьбы постепенно снижается, однако действия к достижению общего согласия еще сторонами не предпринимаются.

Завершение конфликта — это непосредственный переход от острого конфликтного противодействия к постепенному поиску решения, создавшейся проблемы и постепенному прекращению конфликта по каким-либо причинам.

Послеконфликтная ситуация представляет собой второй летентный период, в котором возможна как частичная, так и полная нормализация отношений между сторонами.

Конфликты являются основной причиной стресса. Основоположником теории стресса является Г. Селье, который определяет стресс как неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование.

В настоящее время выявлено, что влияние стрессовых факторов может быть не только физическим, но и психологическим.

Г. Селье выделяет три стадии стресса [11]:

1. Реакция тревоги – в этот момент происходит мобилизация всех резервных ресурсов организма и психики;

2. Сопротивление – когда благодаря резервным силам удается справиться с проблемной ситуацией.

3. Истощение – если стадия сопротивления длится достаточно долго, то резервы организма истощаются и он больше бороться с негативным фактором не может.

Также Г. Селье предлагает различать две разновидности стресса: дистресс, который происходит от английского – истощение и несчастье и эустресс [11]. Эустресс оказывает, наоборот, положительное влияние на организм и психику человека, так как в этот момент происходит как бы некая подзарядка организма человека, в ходе которой он концентрирует все мысли и ресурсы вокруг необходимого решения и, как правило, разрешает стрессовую ситуацию.

Дистресс оказывает на организм и психику негативное влияние, так как в результате безуспешных попыток справиться с проблемой человек начинает испытывать беспоможность, неуверенность и безнадежность. В последние годы исследователи стали отмечать условность разделения у человека физиологического и психического стрессов [9, c. 62 – 68].


Физиологический стресс, как правило, связан непосредственно с реальным раздражителем. Что касается психологического стресса, то он демонстрирует особенности восприятия человеком проблемной ситуации, а также стиль поиска ее решения на основе личного опыта и опыта окружающих.

Психологический стресс, в свою очередь, делится на эмоциональный и информационный. Так, в результате информационной перегрузки человек теряет способность адекватно воспринимать ситуацию, у него ухудшается память, снижается концентрация внимания, деятельность характеризуется медленной врабатываемостью, быстрой утомляемостью. Это симптомы информационного стресса. В наше время стресс часто становится причиной различных тягостных переживаний, нарушений коммуникации людей, а также заболеваний, которые получили название «болезни стресса».

Стресс сопровождает человека на протяжении всей его жизни, формирует определенный стиль поведения, мышления, даже способствует развитию так называемых стрессовых болезней (инфарктов, инсультов, гипертонии и т.д.) [11]

Р.М. Грановская в своих работах определяет стресс как устойчивую совокупность стереотипных, а также филогенетических запрограммированных неспецифических реакций человеческого организма, которые подготавливают его к физической активности, то есть. к сопротивлению, или к борьбе, или к бегству. Слабое воздействие не приводят к стрессу, так как оно возникает только тогда, когда непосредственное влияние стресса значительно превосходит обычные возможности человека приспособительного характера [5, с. 34].

Если воздействие стрессового фактора по силе равно тому, что может «выдать» организм или психика в ответ, то человек справляется со стрессом. В этом случае мобилизируются все резервные силы, повышается быстрота реакции, деятельность психических процессов, способность адаптироваться и т.д. В этом можно отметить положительное влияние стресса.

Далее следует психическая реакция. Она может протекать по двум основным типам. Когда человек, не задумываясь, пользуется этим рефлексом всякий раз, когда непосредственно чувствует приближение какой-либо угрозы, или когда чего-то боится. Стоит человеческому организму принять определенный сигнал тревоги, как в нем происходит сразу целая цепочка различных физиологических и биохимических реакций. То есть первая реакция организма на воздействие стрессора заключается в физиологических реакциях, которые имеют различную степень проявления к которым относятся: сужение сосудов, побледнение или покраснение кожных покровов, учащение сердцебиения и дыхания и т.д. [12, с. 25]