Файл: Оптимизация управления бизнес-процессом: основные методы и пути, оценка эффективности проведенных мероприятий (АО «ЭлеСи»).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 322
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятие бизнес-процесса на современном предприятии
1.2 Логистические бизнес-процессы как процессы основный сферы промышленного предприятия
2. АНАЛИЗ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ПРЕДПРИЯТИЯ АО «ЭЛЕСИ»
2.1 Общие сведения о предприятии, анализ его производственных и финансовых результатов
2.2 Анализ организационной структуры предприятия, функции и задачи отдела логистики
3.1 Усовершенствование бизнес – процессов снабжения предприятия АО «ЭлеСи»
- анализируемая компания относится к инновационной и высокотехнологической в оласти промышленных решений, автоматики и комплексной автоматизации;
- компания имеет сложную структуру и состоит из ряда организаций, в том числе и производственной;
- анализ финансового состояния за последние три года свидетельствует о некотором ухудшении результатов деятельности, что соовтетствует кризисным явлениям в отечественной экономике и промышленности, начавшиеся в 2014 году, в то же время компания имеет достаточный финансовый запас прочности и банкротство ей не грозит;
- вышеуказанная тенденция требует пересмотра струкутры затрат производственного предприятия и снижения логистичсеких издержек за счет оптимизации бизнес – процессов.
2.2 Анализ организационной структуры предприятия, функции и задачи отдела логистики
Организационная структура предприятия (завод приборов и автоматизации компании АО «ЭлеСи» г. Томск) приведен в приложении Б (рисунок Б.1) к курсовой работе. Следует отметить, что данная организационная структура соответствует линейно – функциональной структуре и в целом соответствует профилю деятельности предприятия. В данной структуре можно выделить отдел логистики, который подчиняется заместителю директора предприятия по общим вопросам. Частично логистическими задачами также занимается корпоративный отдел (решаемые задачи на стыке маркетинга, сбыта и логистики).
Далее проведем анализ задач и структуру отдела логистики предприятия, выделим ее бизнес – процессы, составим матрицу ответственности для отдела.
Задачи отдела логистики (детальная структура представлена в приложении Б, рисунок Б.2) таковы:
- стратегическое и тактическое планирование ресурсных потоков, в том числе разработка стратегии согласования интересов участников логистических цепей;
- создание и/или усовершенствование процедур взаимодействия участников единого процесса сбыта и поставок готовой продукции;
- получение согласованного и утвержденного от корпоративного отдела маркетингового плана-прогноза продаж и принятие его как основы для осуществления комплексного планирования;
- управление технологическими процессами приема, хранения и отпуска продукции предприятия;
- создание правового и нормативного обеспечения логистической системы предприятия;
- контроль над текущими логистическими процессами;
- формирование информационного обеспечения управления материальными потоками;
- минимизация затрат и сохранение качественных характеристик продукции в процессе физического распределения.
Принцип построения отдела логистики предприятия – функциональный. Как покажут дальнейшие исследования, представленные в курсовой работе, модель организационной структуры отдела логистики можно представить, как адаптивную, поскольку определенные отделения (сектора) способны объединяться в кластеры для выполнения поставленной логистической задачи. Численность сотрудников, которые относятся к отделу логистики, составляет 12 чел. Исходя из представленной структуры отдела логистики и, осуществляемых функции логистики в компании заполним таблицу 3 матрицу ответственности должностных лиц подразделения.
По результатам анализа организации логистического управления на предприятии можно сделать ряд выводов:
- отдел логистики предприятия охватывает управлением все функциональные сферы логистики, которые присущи предприятию;
- проблемным вопросом остается организация складирования, поскольку один кладовщик и подсобный рабочий не справляется с выполнением обязанностей по обеспечению работы склада компании;
- функции транспортировки выполняется одним водителем, что также проблематично для производственной компании.
На рисунке 3 представим дерево функций логистики, выполненное в виде диаграммы ARIS.
Таблица 3
Матрица ответственности должностных лиц отдела логистики [30]
Функции логистики |
Наименование подразделения |
Должность работника, выполняемого соответствующую функцию |
Основные должностные обязанности |
---|---|---|---|
1 |
2 |
3 |
4 |
управление закупками и запасами |
сектор комплексного планирования |
Менеджер по планированию закупок |
- составление комплексного плана закупок; - управление запасами на складах компании - обеспечение бесперебойных поставок производства |
транспортировка |
Сектор диспетчирования |
Водитель |
- осуществление внутренней транспортировки - осуществление транспортировки по заказу; - оптимизация транспортных маршрутов |
организация складского хозяйства |
Сектор диспетчирования |
Кладовщик |
- оптимизация работы складов; - осуществление контроля за деятельностью складского хозяйства; - диспетчирование материального потока |
управление производств. процессами |
Производственные подразделения |
Начальники цехов |
- оптимизация базовых схем движения материальных потоков на производстве; - контроль над выполнением планов по поставке и отгрузке товаров |
управление распределением |
Сектор поставки и реализации продукции |
Начальник сектора |
обеспечение своевременной отгрузки товаров потребителям по контрактам в сроки и в объемах, установленных планом реализации. |
Ключевым подразделением отдела является сектор комплексного планирования. Его целью является разработка системы управления потоками, которая поддерживает стабильность и обеспечивает развитие предприятия, сглаживания противоречия между маркетингом, закупками, финансами и сбытом.
Рисунок 3 – Дерево функций логистической деятельности
(диаграмма процессов ARIS Express) [31]
Ключевой задачам отдела логистики есть разработка комплексного плана производства готовой продукции, а также осуществление планирование загрузки складских помещений, управление закупками и запасами, обеспечение логистического сервиса клиентов. Решение этой задачи предлагается положить на сектор комплексного планирования. Комплексный план должен содержать планы отдела продаж, финансирование, материально-технического обеспечения, запасов, транспорта, потребности в площадях, отгрузка.
Следующим подразделением отдела логистики является сектор диспетчирования. Его функциями является:
- вместе с сектором комплексного планирования преобразования среднесрочного плана в месячный, недельный и суточный планы;
- определение приоритетов и планового времени начала и конца операций;
- увязывание работы транспорта;
- регистрация информации о выполняемой работе с помощью сбора соответствующих данных;
- осуществление контроля входных и исходных материальных потоков на каждой стадии;
- диспетчирование материального и финансового потока;
Интегральной задачей сектора поставки и реализации продукции является обеспечение своевременной отгрузки товаров потребителям по контрактам в сроки и в объемах, установленных планом реализации. Для выполнения этой задачи необходимые следующие функции:
- согласование с сектором диспетчирования;
- прием, учет и надлежащее хранение на складах продукции, готовой к отгрузке;
- проведение вместе с бухгалтерией предприятия инвентаризации товаров;
- передача в бухгалтерию документов по отгрузке товаров.
Для комплексной автоматизации процесса планирования и управления логистикой используется программное обеспечение AVA.ERP[32]. Данное программное обеспечение в рамках управления логистикой реализует направление закупок и управления запасами (что купить, сколько купить, где купить), но не анализирует остальные функции логистики, представленные на рисунке 3. Далее проведем анализ логистической системы предприятия и построим ее бизнес – процессы.
2.3 Анализ логистической системы предприятия и выделение критических бизнес – процессов функционирования
В приложении В (на рисунке В.1) покажем укрупнено логистическую систему предприятия АО «ЭлеСи» и далее проведем анализ ее компонент.
Снабжение предприятия материалами для производства осуществляется по долгосрочным и краткосрочным контрактам с поставщиками, как на территории России, так и зарубежем.
Основными задачами снабжения предприятия является [33]:
- организация беспрерывного и надежного материального потока, и сырья на предприятие;
- взаимодействие с подразделениями предприятия, которые используют материалы и комплектующих, понимание запросов данных подразделений;
- выбор надежных поставщиков, обеспечение взаимодействия с ними, создание предпосылок для формирования взаимовыгодных бизнес - отношений;
- организация закупки необходимых материалов для продажи, ее своевременная доставка;
- заключение договоров, анализ цены продукции и поставки;
- создание и обоснование запасов материалов, требующихся для производства и товарных запасов для продажи;
- оперативное реагирование на изменение условий поставок материалов и товарных запасов, изменение цен, объемов поставок, возникновения дефицита, потребностей при разработке новых продуктов.
Бизнес – процесс организации снабжения представлен на рисунке В.2 приложения В.
На сегодняшний день поставками сырья по данных наименованиям занимается 8 контрагентов предприятия.
Менеджер по планированию закупок с использованием автоматизированной системы AVA.ERP [34] может провести анализ поставщиков материалов и выяснить, что поставкой 50% ассортимента материалов может заниматься одна из 3-х компаний снабжения, остальные 50% ассортимента материала в силу своей специфики будут поставляться 4-мя поставщиками, одного поставщика можно исключить из цепи поставок материалов и сырья для производства. Узким местом организации снабжения является большое число поставщиков, ряд из которых неспособно обеспечить заданное качество и своевременность поставки.
Рассмотрим бизнес – процесс распределения готовой продукции предприятия (приложение В, рисунок В.3).
Доставка готовой продукции осуществляется со склада предприятия самовывозом либо с использованием автомобильного транспорта предприятия согласно контрактов на поставку товаров
При данной форме торговли используются следующие методы оптовой продажи товаров со склада:
- подборка товаров в соответствии с заявками, заказами, оформленными письменно, по телефону, интернету со стороны оптовых покупателей;
- использование при формировании портфеля заказов представителей (дилеров, дистрибьюторов).
Рассмотрим организацию подсистемы складирования логистической системы предприятия. Соответствующий бизнес – процесс представим в приложении В, рисунок В.4. Основное назначение склада – концентрация запасов, их хранение и обеспечение бесперебойного и ритмичного снабжения заказов потребителей.
Анализ данного бизнес – процесса позволяет сделать вывод, что на складе не контролируется качество как поставляемых материалов (данный процесс не выделен в отдельный элемент), так и не осуществляется эффективная раскладка товара для занятия всей полезной площади склада.
Таким образом, с точки зрения теории ограничения систем (ТОС) критическим (узким) местом для процесса складирования является эффективное распределение сырья, материалов и готовой продукции на складе предприятия, выделения горячих зон. Размещение сырья, материалов и готовой продукции на складе должно соответствовать спросу и обеспечивать минимизацию внутри складской транспортировки как для выдачи в производство материалов, так и выдачу готовой продукции [35].
Рассмотрим организацию подсистемы производства предприятия. Бизнес – процесс технологической основной деятельности представим в приложении В, рисунок В.5. Материалы, которые попадают на склад предприятия после контроля их качества, направляют на производство.
В ходе производственных процессов происходит превращение сырья, материалов и полуфабрикатов в готовую продукцию согласно номенклатуры цеха. Основным проблемным вопросом организации логистического обеспечения производства предприятия является необходимость планирования потребностей в материалах, запасах для производства и корректировка производственной программы (увязка производственной программы со снабжением и сбытом).
Данная задача частично решается автоматизированной системой AVA.ERP. Транспортировка осуществляется как собственным транспортом, так и транспортом заказчика. Для совершенствования процесса транспортировки на предприятии используется специализированные программы, которые позволяют отслеживать местонахождения автомобиля.