Файл: Значение процесса коммуникаций на эффективность управления организацией.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 208

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Коммуникации играет огромную роль в жизни людей. Благодаря коммуникациям человек получает от кого-то информацию, либо передает кому-то информацию. Человек нуждается в общении с другими людьми. Ведь только в общении, с помощью слов, человек может выразить свое мнение, поделиться своими мыслями и идеями, рассказать о том, что тревожит его и, наоборот, что его вдохновляет. Слова в этом случае являются средством коммуникации.

В настоящее время коммуникации очень сильно развиты. Они развивались постепенно, начиная с древних времен. Древние люди передавали информацию друг другу с помощью нечленораздельной речи, звуков, жестов. Со временем появились первые древние языки, с помощью которых люди могли предупреждать друг друга об опасности. Чтобы оставить информацию о себе своим потомкам люди придумали наскальную живопись. Наскальные рисунки помогают современным людям понять быт древнего человека. Человечество развивалось и нуждалось в новом способе общения. Так возникла письменность. Именно эти этапы предшествовали современным коммуникациям.

Если обратиться к словарю Д.Н. Ушакова, термин «коммуникация» определяется как - сообщение, передача мыслей[1].

Коммуникации в менеджменте играют определяющую роль. «Менеджмент» по толковому словарю Ожегова – это искусство управления интеллектуальными, финансовыми, материальными ресурсами[2]. Именно с помощью коммуникаций руководитель может грамотно управлять рабочим процессом компании. Руководитель доносит до подчиненных важную информацию, а также сообщает работникам, что от них требуется для достижения эффективной работы компании. Отдает приказы и распоряжения. В тоже время руководитель получает информацию от своих подчиненных, о ходе выполняемых работ, отчеты, а также получает предложения от сотрудников. Эта информация помогает руководителю контролировать рабочий процесс, а в случае возникновения отклонений, своевременно принять правильные решения. Общаясь с подчиненными, руководитель может понять психологическую обстановку в коллективе. Так выстраиваются внутренние коммуникации в организации.

На самом деле, коммуникации – это сложная, многоуровневая система. А коммуникации в организации является целым разделом этой системы. Выбранная тема для курсовой работы является очень важной и актуальной для любого человека, который трудоустроен в какой – либо организации. Ведь без правильного построения процесса коммуникаций организация не может рассчитывать на высокую эффективность своей работы. А человек, работающий в компании, не может рассчитывать на карьерный рост без совершенствования своих навыков личностных коммуникаций.


Целью курсовой работы является выявление значения процесса коммуникаций на эффективность управления организацией.

В данной курсовой работе решаются следующие задачи:

- первая, будет дана общая характеристика коммуникаций;

- вторая, будут проанализированы внешние коммуникации в организации;

- третья, будут проанализированы внутренние коммуникации в организации;

- четвертая, будет дана оценка степени влияния процесса коммуникаций на управление организацией;

- пятая, на основе анализ будут сделаны выводы.

Объектом курсовой работы является коммуникационный процесс.

Предметом курсовой работы является коммуникации, возникающие в организации.

В данной курсовой работе был использован теоретический метод исследования, а именно, анализ, то есть деление объекта, процесса, предмета на составные части в целях изучения особенностей и свойств.

В курсовой работе используются положения законодательства Российской Федерации. А также современная учебная литература, которая наиболее полно раскрывает значимость рассматриваемой темы. Используемая литература обладает надёжностью, так как она издана популярными изданиями и ведущими университетами России.

ГЛАВА 1 КОММУНИКАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ

1.1 Коммуникации – как средство общения

Коммуникации – это способ общения, способ передачи информации. Общаясь между собой, люди взаимодействуют. Они обмениваются мыслями, идеями, важной информацией. В процессе взаимодействия друг с другом люди находят общие интересы и цели, становятся единомышленниками. Общение помогает человеку знакомиться с другими людьми, узнавать много интересного и полезного, развивать свои социальные связи, а также развивать свои коммуникативные навыки. «Процесс знакомства предполагает установление контакта между партнерами и осуществляется в зависимости от различных норм общества: социальных, культурных, профессиональных»[3]. С помощью коммуникаций один человек передает другому человеку какую – либо информацию. Главная цель этого процесса – обеспечение передачи и понимания информации. «Человек воспринимает информацию органами чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания, гравитации»[4]. Если взаимного понимания не получается, значит коммуникация не состоялась.


Коммуникации в организации один из самых важных процессов. Ведь именно коммуникации влияют на эффективность организации. По мнению Т.В. Тишкиной, «эффективность управленческого труда определяется эффективностью системы коммуникации в организации, особенностями обмена информации на всех ее уровнях. Коммуникационные каналы пронизывают организацию подобно кровеносной системе, обеспечивая взаимообмен информацией между всеми структурными подразделениями и всеми членами организации»[5]. Эти слова точно подтверждают значимость коммуникационного процесса для организации. В любой организации, состоящей из множества отделов, необходим обмен информацией. Именно коммуникации осуществляют этот обмен.

Коммуникации разделяются на вербальные и невербальные. Первым видом коммуникаций являются вербальные коммуникация. Вербальные коммуникации является самым доступным и универсальным способом общения. Информация может передаваться в устной форме, либо письменно. Информация передается устно, с помощью речи. Это происходит в форме монолога или диалога. «Язык является мощным средством регуляции деятельности людей в различных сферах…»[6]. Речь нельзя увидеть, её можно только услышать. Такой обмен информацией возникает между двумя и более людьми, как в формальной, так и в неформальной обстановке.

Формальные коммуникации возникают в организациях. Обмен информацией происходит строго по правилам. Неформальные коммуникации также могут возникать в организациях. Они не подвергнуты строгим правилам. Происходит свободный обмен мнениями и сведениями между людьми. «Отличие делового общения от дружеского заключается в том, что его участниками являются официальные должностные лица, исполняющие свои должностные обязанности»[7]. Примером формальных коммуникации может быть случай, когда руководитель на совещании отдает приказы и распоряжения своим подчиненным. В этот момент подчиненные запоминают, что от них требуется, а по окончании совещания преступают к своим обязанностям. После выполненной работы, подчиненные докладывают о завершении своему руководителю. В этом примере говорится о формальных коммуникация в организации. Примером же неформальных коммуникаций может послужить компания «Билайн», входящая в состав Публичного акционерного общества «ВымпелКом». В данной компании принято неформальное общение между сотрудниками, независимо от занимаемой должности. В коллективе преобладает атмосфера взаимопонимания и доверия. Компания «Билайн» очень большая. Её офисы можно встретить во всех крупных городах России. Так же компания популярна в Казахстане, Узбекистане, Киргизии, Таджикистане.


Так же, информация может быть передана письменно. Информация передается с помощью писем, которые написаны от руки или составлены с помощью электронной техники.

Вторым видом коммуникация являются невербальные коммуникации. В учебном издании «Коммуникации в организации» М.В. Каймакова говорит о том, что «невербальные коммуникации осуществляются посредством языка телодвижений и параметров речи. Язык телодвижений – главный компонент невербальных коммуникаций, оказывающих воздействие на другого человека. Параметры речи - второй по значимости компонент невербальных коммуникаций»[8]. Невербальные коммуникации – наиболее древняя форма общения между людьми. Древние люди общались между собой с помощью жестов, мимики, различных движений и наклонов. При этом они друг друга понимали. Со временем невербальные коммуникации развивались. Сейчас мы можем понять характер другого человека и оценить его эмоциональное состояние по тембру, интонации, темпу голоса. Общаясь с другим человеком, мы слушаем только словесную информацию. Но во время общения люди непреднамеренно начинают активно жестикулировать. Эти жесты могут дополнить словесную информацию. Также стоит обратить внимание на мимику, позы, походку человека. В дополнение вышесказанных слов по поводу невербальных коммуникаций, можно привести мнение М.С. Андрианова. Он считает, что «невербальная коммуникация – это совокупность неречевых коммуникативных средств – система жестов, знаков, символов, кодов, использующихся для передачи сообщения с большей степенью точности и играющих важнейшую роль в смысловом понимании людей друг друга»[9].

Таким образом, можно подвести итог. Коммуникации возникают в жизни человека постоянно, они играют очень важную роль. Без коммуникаций люди не смогли бы взаимодействовать друг с другом. Коммуникация – это обмен информацией между людьми. А главной целью коммуникаций считается передача и получение информации. На схеме (рис. 1.1), в приложении, показано, как коммуникации делятся на вербальные и невербальные.

1.2 Элементы и этапы коммуникационного процесса

Коммуникационный процесс – это процесс обмена информацией между двумя и более людьми. Основной целью коммуникационного процесса является обеспечение понимания информации. В учебном пособии Исламовой Н.В. приведено мнение немецкого ученого В. Трама по поводу коммуникационного процесса. Он считает, что «коммуникация выступает как контакт между отправителем и получателем, устанавливаемый с помощью сообщения, которое направляется по определенному каналу, кодируется и декодируется»[10]. Эти слова подтверждают наличие в коммуникационном процессе четырех основных элементов.


Первым и самым основным элементом считается отправитель. Отправитель формирует и кодирует информацию, которая предназначена для передачи другим лицам. С отправителя начинается коммуникационный процесс. В учебнике «Деловые коммуникации» под редакцией Л.И. Чернышевой приводится интересный пример из прошлого. «Например, во времена Советского Союза про сообщении важной информации, использовалось словосочетание «ТАСС уполномочен заявить», придающее Телеграфному агентству Советского Союза «ТАСС» статус отправителя информации. «ТАСС» уведомляет, хотя ясно, что даже в том случае, когда информации передаются от того или иного коллективного органа, прежде чем она будет передана, ее нужно вначале сформулировать и выразить в знаковой форме. В любом случае коммуникационный процесс начинается с лица, генерирующего идею»[11]. Это пример из Советского Союза. В нынешнее время отправителем информации может быть как отдельное лицо, так и группа лиц, или официальный орган, который выступает как отправитель информации.

Вторым элементом является сообщение. Сообщение – это определенная информация, закодированная с помощью символов. Это сообщение подготавливает отправитель, чтобы отправить получателю. Это информация должна быть понятна лицу, которому направляется. Иначе, получатель не сможет понять смысл сообщения. И тогда коммуникация не состоится. В подтверждение этой мысли можно привести мнение из учебника «Деловые коммуникации» под редакцией доктора философских наук В.П. Ратникова. Он выдвигает следующие требования к сообщению: «передаваемая информация, закодированная в форме слов, цифр, рисунков, других символов, должна быть четко структурирована, разделена на модули, блоки; «переведена» на язык, соответствующий культуре получателя. Несоблюдение этих требований может привести к значительному снижению эффективности передаваемой информации из – за непонимание получателем ее смысла»[12].

Третьим элементом признается канал передачи информации. Канал – это средство передачи информации. В учебном пособии Шунейко А.А. и Авдеенко И.А. считают, что «средство коммуникации – это знаки и сигналы, при помощи которых, в рамках коммуникативной ситуации, передается информация. Таким средством может быть любая совокупность любых знаков, более или менее развернутая и сжатая. Например: слова, жесты, огни светофора, флажки, изображение на экране телевизора и т.д.» [13]. Опираясь на это мнение, можно сказать, что существует всего два канала: невербальный канал и вербальный канал.