ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Закон N 67-ФЗ предусматривает и другие правила относительно порядка регистрации юридических лиц. Следует отметить, что этот нормативный правовой акт расширил область отношений нотариата и ФНС. Нотариус, согласно положениям указанного Закона, становится активным участником в определенных процедурах при регистрации юридических лиц. Например, он помогает составлять, передавать и вручать лицам, которые заинтересованы, документы.

Вместе с тем между ФНС и нотариатом появляются не только контрольно-надзорные отношения. Тем не менее, некоторые поправки Закона N 67-ФЗ оставляют за собой своего рода неопределенность, недопустимую для законодательства. Например, между законодателем, нотариатом и ФНС до сих пор остаются прения в отношении нотариальных действий, совершаемых при оформлении нотариальными органами заявления участников ООО о выходе из общества (п. 1 ст. 26 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее - Закон об ООО)[24].

Закон N 67-ФЗ устанавливает, что заявление участника о выходе из общества до установленной даты должно быть обязательно заверено нотариусом по необходимым в таком случае правилам. Тогда как, например, письмо в письме ФНС от 11 января 2016 г. N ГД-4-14/52 «О некоторых вопросах, связанных с применением Федеральных законов от 30 марта 2015 года N 67-ФЗ, от 29 июня 2015 года N 209-ФЗ и от 29 декабря 2015 года N 391-ФЗ» (далее - письмо N ГД-4-14/52)[25] отмечается то, что такому участнику требуется только заявление установленной правомочным органом формы.

Вместе с тем необходимо отметить, что «нотариальное заверение» как нотариальное действие не предусмотрено законодательством (ст. 35 Основ о нотариате). Отсюда не представляется правильным употребление такого сочетания слов, как «нотариально заверенное заявление», которое присутствует в письме N ГД-4-14/52. Анализ данного документа позволяет сделать вывод, что ФНС, на наш взгляд, неуместно употребляет специальную терминологию относительно совершаемого нотариального действия.

Сложившаяся в настоящее время практика совершения нотариусами действий показывает, что они не заверяют документы (такое употребление имеет место в бытовом речевом обороте), а свидетельствуют подписи заявителя под документом. Такое употребление термина полностью соответствует сущности действия и его правовым последствиям (ст. 35 Основ о нотариате).

Отсюда следует, что для урегулирования данной проблемы ФНС должна изменить содержание своего письма путем редактирования неверно употребленного понятия.


Согласно ст. 1113 ГК РФ[26] наследственное имущество принадлежит наследнику, который принял завещание, с момента открытия наследства. Необходимо отметить, что могут быть отделены один от другого момент открытия наследства и момент принятия его наследником каким-либо промежутком времени. При этом на наследника будет возлагаться бремя содержания наследственного имущества именно с момента открытия наследства и до самого его принятия.

Но следует отметить, что совершать какие-либо юридически значимые действия в отношении этого имущества наследник сможет только после принятия наследства и оформления своих прав на него (п. 4 ст. 1152 ГК РФ). Из всего этого можно сделать вывод о том, что наследник де-юре лишен такой возможности, как защита своего права на получение наследственного имущества, в количестве не меньшем и состоянии не худшем, чем оно было к моменту открытия наследства.

Законодательство Российской Федерации наделяет правом принятия определенных мер нотариуса, исполнителя завещания, а также должностных лиц органов местного самоуправления и должностных лиц консульских учреждений Российской Федерации только в том случае, если эти лица наделены правом совершения нотариальных действий.

Принятие мер по охране и управлению наследством может напрямую исходить от одного или нескольких наследников, органа местного самоуправления, исполнителя завещания, органа опеки и попечительства, а также какого-либо другого органа, который действует в интересах сохранения наследственного имущества. Таким образом, по заявлению данных лиц, нотариус может принимать соответствующие меры (п. 2 ст. 1171 ГК РФ).

Однако, Основы о нотариате предусматривают, что соответствующие меры принимаются нотариусом «по сообщению граждан, юридических лиц, а также по своей инициативе» (ст. 64). И здесь возникает противоречие двух законодательных норм. Выходит, нотариальное законодательство позволяет нотариусу принимать меры по охране наследства по своей инициативе, а наследственное законодательство такого права и возможности нотариуса не предусматривает.

По нашему мнению, положение законодательства, которое ограничивает право нотариальных органов по самостоятельному применению норм по охране наследственного имущества, является противоречащим как задачам нотариальной деятельности вообще, так и целям защиты прав наследников, но в части. Такие меры, как меры по охране наследства, в основном применяются в интересах наследников, которые отсутствуют в месте нахождения наследства, а зачастую наследников, которые не имеют информации об открытии наследства, также о составе наследственного имущества, и наследников, которые лишены возможности заявить ходатайство об обеспечении сохранности наследственного имущества.


Таким образом, на наш взгляд, необходимо п. 2 ст. 1171 ГК РФ дополнить абз. 3 следующего содержания: «При отсутствии заявления лиц, которые прямо указаны в законе, о принятии мер по охране наследства и управлению наследством, нотариус, который узнал о такой необходимости, как принятие данных мер, действуя в интересах сохранения наследственного имущества, обязан принять меры по собственной инициативе в защиту интересов заинтересованных лиц».

Необходимо сделать акцент на том, что в том случае, если есть исполнитель завещания, меры по охране и управлению наследственным имуществом принимаются нотариусом по согласованию с этим лицом. Однако, исполнитель завещания по законодательству, в отличие от нотариуса, имеет возможность самостоятельно принимать какие-либо необходимые меры, которые направлены на сохранение наследственного имущества и управление им (абз. 2 п. 2 ст. 1171 ГК РФ).

Следует отметить, что у нотариуса отсутствует заинтересованность в совершении такого нотариального действия, как принятие мер по охране наследственного имущества. Это объясняется тем, что за данное нотариальное действие нотариус получает несоразмерную оплату за его совершение.

На наш взгляд, следует предусмотреть определенный четкий перечень оснований, в котором будет прописано, в каких случаях следует в обязательном порядке принять меры по охране наследства. Подобное нововведение будет способствовать исключению субъективного подхода нотариуса к совершению такого нотариального действия, как принятие мер по охране наследства.

Постановлением Правительства РФ от 27 мая 2002 г. N 350 «Об утверждении предельного размера вознаграждения по договору хранения наследственного имущества и договору доверительного управления наследственным имуществом»[27] законодательно закреплены размеры вознаграждения, которые причитаются хранителю наследственного имущества и доверительному управляющему. Соответственно, если на законодательном уровне закреплен размер вознаграждения, представляется разумным на законодательном уровне закрепить обязанность нотариуса принимать меры по охране наследственного имущества в определенных случаях.

На наш взгляд, необходимо дополнить ст. 64 Основ о нотариате абз. 2, сформулировав его следующим образом: «Нотариус обязан принять меры к охране наследственного имущества в случае, если:

- никто из наследников не вступил во владение наследственным имуществом, которое требует охраны или управления;


- нотариус обладает информацией об отсутствии некоторых лиц, которые призваны к наследованию, в месте нахождения наследственного имущества, которое требует охраны или управления;

- наследник является гражданином, который не обладает дееспособностью в полном объеме, а также в случае, если его опекун не вступил во владение наследственным имуществом, которое требует охраны или управления».

ГК РФ наделяет нотариуса только правом на запрос у кредитных организаций и юридических лиц о том, какое имущество наследодателя находится у таких организаций (п. 3 ст. 1171 ГК РФ), при этом регламентируются основные условия проведения описи наследственного имущества, передачи наследственного имущества на хранение, а также в доверительное управление. В то же время происходит установление того, что порядок охраны наследства и управления им определяется законодательством о нотариате (п. 6 ст. 1171 ГК РФ).

Таким образом, осуществление нотариусом действий по принятию мер к охране наследства носит не только охранительный, но также в большей степени и правозащитный характер. Осуществляя сохранение имущества в его неизменном виде, нотариус во многом содействует реальному, беспрепятственному осуществлению прав на него правопреемниками наследодателя.

Заключение

Итак, благодаря особой частно-публичной роли и объединению в профессиональные корпорации нотариату на протяжении своей истории удалось сохранить и отстоять главное - свою независимость. Причем независимость в двух основных аспектах. Участие государства в назначении нотариусов и установлении тарифов на их услуги, а также закрытость профессионального сообщества помогли сохранить элитарность и высокий профессионализм нотариального сообщества, не допустить его размывания и деградации. Это позволило нотариусам сохранить независимость от клиентов и в любой ситуации оставаться нейтральными, представлять интересы обеих сторон. Этим нотариусы отличаются от адвокатов и юридических консультантов, которые обычно представляют одну сторону. Нотариус является «адвокатом закона». Одновременно финансовая самодостаточность нотариусов и их объединенность в мощные профессиональные корпорации позволила им сохранить независимость от государства и эффективно отстаивать свои права на протяжении многих веков.

Именно частно-публичная природа нотариата позволила этому институту на протяжении многих веков оставаться значимым гарантом юридической безопасности гражданского оборота, коим нотариат остается и по сей день. А сохраненная нотариатом независимость позволяет представителям этой профессии руководствоваться в первую очередь законом и профессиональной этикой.


Основы законодательства РФ о нотариате определяют нотариат через его призвание: «Нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, настоящими Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации». В этой же статье указано, что нотариальные действия в Российской Федерации совершают в соответствии с настоящими Основами нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой.

Исходя из изложенного, можно дать следующее определение нотариата.

Нотариат в Российской Федерации - это система, включающая в себя нотариусов, работающих в государственной нотариальной конторе или занимающихся частной практикой, а также органы нотариального самоуправления, которые призваны обеспечить в соответствии с законодательством защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем организации и совершения предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.

Данное определение включает в систему нотариата также органы нотариального самоуправления, к которым относится Федеральная нотариальная палата, а также нотариальные палаты субъектов Российской Федерации. Несмотря на то что эти органы не совершают напрямую нотариальные действия, они играют системообразующую роль в рамках нотариата, выполняя организационно-управленческие и нормотворческие функции, уточняя и детализируя правила работы нотариусов, а также активно взаимодействуют с государством в вопросах совершенствования нотариального законодательства и правоприменительной практики.

Библиография

Нормативно-правовые акты РФ

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) //Собрание законодательства РФ. – 2014. - N 31. - Ст. 4398.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 N 146-ФЗ (в ред. ФЗ от 28.03.2017 N 39-ФЗ) //Собрание законодательства РФ. 2001. N 49. Ст. 4552; 2017. N 14. Ст. 1998.
  3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (в ред. ФЗ от 27.06.2018 N 158-ФЗ) //Собрание законодательства РФ. 2002. N 46. Ст. 4532; 2018. N 27. Ст. 3941.
  4. Федеральный закон от 30.03.2015 N 67-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в ред. ФЗ от 29.06.2015 N 209-ФЗ) //Собрание законодательства РФ. 2015. N 13. Ст. 1811; 2015. N 27. Ст. 4000.
  5. Федеральный закон от 21.11.2011 N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 28.11.2015 N 358-ФЗ) //Собрание законодательства РФ. 2011. N 48. Ст. 6725; 2015. N 48 (часть I). Ст. 6724.
  6. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (в ред. ФЗ от 23.04.2018 N 87-ФЗ) //Собрание законодательства РФ. 1998. N 7. Ст. 785; 2018. N 18. Ст. 2557.
  7. Постановление Правительства РФ от 27.05.2002 N 350 «Об утверждении предельного размера вознаграждения по договору хранения наследственного имущества и договору доверительного управления наследственным имуществом» //Собрание законодательства РФ. 2002. N 22. Ст. 2096.
  8. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (в ред. ФЗ от 23.05..2018 N 119-ФЗ) //Ведомости СНД и ВС РФ. – 1993. - N 10. - Ст. 357; Собрание законодательства РФ. – 2018. - N 22. - Ст. 3043.
  9. Письмо ФНС России от 11.01.2016 N ГД-4-14/52 ««О некоторых вопросах, связанных с применением Федеральных законов от 30 марта 2015 года N 67-ФЗ, от 29 июня 2015 года N 209-ФЗ и от 29 декабря 2015 года N 391-ФЗ» // Экономика и жизнь. 2016. N 3.