Файл: Понятие и виды правоотношений по социальному обеспечению в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание правоотношений по социальному обеспечению составляют субъективные права и юридические обязанности их участников и реальные действия по их использованию и осуществлению. Субъективное право - это вид и мера возможного поведения лица. Оно выражается в следующих возможностях: совершать определенные действия; требовать совершения каких-либо действий от других участников правоотношений; обращаться за защитой своего нарушенного права. Юридическая обязанность - необходимое поведение субъекта правоотношения, установленное для удовлетворения субъективного права. Она проявляется в необходимости: совершения определенных обязательных действий; воздержаться от действий, которыми могут быть нарушены права других лиц; нести ответственность за совершение правонарушения.

Субъективные права граждан в правоотношениях включают их правомочия требовать предоставления тех или иных видов обеспечения (пенсий, пособий и т.д.) в определенном законодательством размере и в установленные сроки. Если говорить более конкретно, то определенный гражданин, например, имеет право на выбор вида пенсии (по старости, по инвалидности, за выслугу лет), а сделав выбор - на получение пенсии в размере, соответствующем его личному трудовому стажу и заработку. К этому можно добавить, что каждый пенсионер вправе требовать, чтобы его пенсия повышалась в связи с ростом стоимости жизни. Имеет он право и на перерасчет пенсии.

Правомочиям граждан в правоотношениях по социальному обеспечению соответствуют обязанности органов, представляющих обеспечение: своевременно и в установленном размере выплачивать пенсию, пособие, осуществлять их перерасчет, индексацию, предоставлять медицинские услуги, производить выдачу протезно-ортопедических изделий, специальных средств передвижения и т.д. Наряду с правомочиями граждане несут и юридические обязанности. Так, они должны предоставлять надлежаще оформленные документы, извещать органы, выплачивающие пенсии, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты, и др. Организации обязаны выдавать надлежаще оформленные документы для назначения и выплаты пенсий и пособий, назначать пособия по обязательному социальному страхованию. Органы, представляющие обеспечение, обладают и правомочиями. Они могут потребовать от граждан представления всех необходимых документов, сообщения различных сведений, явки па прием к врачу на освидетельствование в бюро медико-социальной экспертизы и т.п. [7, с. 7-12]


Говоря о правоотношениях, нельзя не остановиться на предпосылках их возникновения. Таковыми признаются нормы права, правосубъектность и юридические факты.

К основаниям возникновения, изменения и прекращения материальных правоотношений по социальному обеспечению относятся юридические факты, обладающие определенной спецификой. Это, как правило, события, не зависящие от воли людей и возникающие по объективным причинам.

Применительно к данному виду правоотношений это такие события, как рождение человека или его смерть, наступление временной нетрудоспособности или инвалидности, потеря семьей кормильца, безработица, нуждаемость в постороннем уходе, достижение определенного возраста и т. д.

Наряду с такими юридическими фактами, как события, в юридический состав, вызывающий возникновение того или иного правоотношения включаются также и действия (например, обращение за пенсией и др.). Среди юридических действий особую группу составляет деятельность человека, результатам которой придается юридическое значение. Например, в пенсионном правоотношении - это измеряемая во времени трудовая деятельность (общий и специальный трудовой стаж), участие в военных действиях, наличие определенных государственных наград и т. д. Итак, основаниями возникновения, изменения и прекращения право­отношений по социальному обеспечению являются наступление установленных законом юридических фактов и их составов (т. е. комплекса таких фактов).

Уже в процедурных правоотношениях устанавливается, сущест­вуют или нет соответствующие юридические факты для самого права гражданина на данный объект предполагаемого основного право­отношения (на пенсию по старости, на пособие на детей и т. д.). Таким образом, прежде чем установить основное материальное пра­воотношение по реализации конкретного права, уже в предшест­вующем ему процедурном правоотношении проверяется и устанав­ливается, есть ли само данное право у гражданина, и если есть, на­значается ли этот вид обеспечения, а если нет, то отказывается в его назначении, поскольку нет того или иного юридическою факта. По­этому юридические факты имеют определяющее значение для воз­никновения, изменения и прекращения правоотношений по соци­альному обеспечению, являясь их основанием.

Из общей теории права известно, что юридические факты - это жизненные обстоятельства, бытовые факты, имеющие по закону оп­ределенное правовое последствие.

Юридические факты в социальном обеспечении - это конкрет­ные жизненные факты, обстоятельства, закрепленные в законода­тельстве о социальном обеспечении как имеющие определённое правовое последствие для социального обеспечения по различным видам обеспечения. С юридическими фактами связано и само возникновение пра­ва на определённый вид и размер (объём) обеспечения, а также возникновение и движение правоотношения по реализации этого права. Большинство юридических фактов в социальном обеспечении - это факты-события (инвалидность, нетрудоспособность, смерть и т. п.). Причём такие юридические факты получили наименование «социальные риски».


Но в проце­дурных и процессуальных правоотношениях по социальному обес­печению значение имеют и факты-действия субъектов этих пра­воотношений по назначению пенсий, пособий, компенсаций, услуг и соответственно процессуальные действия по разрешению споров.

В зависимости от срока существования юридические факты можно разделить на кратковременные и факты-состояния. Состояния являются такими юридическими фактами, которые существуют длительное время, непрерывно или периодически поро­ждают юридические последствия (временная нетрудоспособность, состояние в браке, иждивение и т. д.). Но состояния не могут быть выделены в особую группу юридических фактов наряду с события­ми и действиями. Очевидно, что конкретные социальные ситуации представляют собой подчас переплетение элементов объективного и субъективно­го, закономерного и случайного.

Поэтому особо остановимся на нормативно установленной совокупности юридических фактов - фактических составах (иногда их называют «сложные юридические составы»). Фактические составы подразделяются на простые и сложные. Простые фактические составы представляют собой со­вокупность фактов, которые могут накапливаться в произвольной последовательности, важно лишь, чтобы в какой-то определенный момент они все были в наличии. Сложные фактические составы - это совокупность фактов, между которыми существует жёсткая за­висимость.

Юридические факты, как и нормы права и правосубъектность, являются необходимыми предпосылками правоотношений по соци­альному обеспечению. Только при наличии одновременно всех трёх этих предпосылок может возникнуть и функционировать пра­воотношение по социальному обеспечению.

Профессор В. С. Андре­ев, все юридические факты по социальному обеспечению разделил по их значению в возникновении конкретного права на определённый вид социального обеспечения и в право­отношении о его реализации при сложном их составе на собственно юридический факт и на другие юридически значимые факты, когда они требуются в юриди­ческих составах для пенсионного обеспечения. Предпочитается основной, определяющий юридический факт на­зывать именно так, а не собственно юридическим фактом [5, с. 42]. Так, в обеспечении пенсией по старости основным юридическим фактом, определяющим и право на неё, и соответствующее пенсионное пра­воотношение, будет пенсионный возраст, а другим значимым юри­дическим фактом - требуемый законом стаж работы, а ныне - страховой стаж.


Один и тот же юридический факт в социальном обеспечении мо­жет быть в одном случае правообразующим, в другом - правоизменяющим, а в третьем - правопрекращающим; в одном правоотно­шении он может быть основным, правообразующим, а в другом - правопрекращающим фактом. Например, смерть кормильца-пен­сионера по старости является основным правообразующим юри­дическим фактом в праве его семьи на пенсию по случаю потери кормильца и возникновении соответствующего пенсионного право­отношения о ней. А в пенсионном правоотношении о пенсии по старости данного пенсионера его смерть является правопрекращающим юридическим фактом (уже не основным, а юридически значи­мым).

Основной юридический факт в сложном (комплексном) составе вызывает и инициативу гражданина на реализацию данного права на социальное обеспечение в соответствующем правоотношении о нём. Он определяет и вид, и объект соответствующего правоотноше­ния по социальному обеспечению. Есть или нет соответствующий юридический факт или все фак­ты в сложном их составе, необходимые для данного права социаль­ного обеспечения, устанавливается процедурными правоотношения­ми по назначению пенсий, пособий, компенсаций и услуг. Это называет­ся сложным составом их возникновения.

2.3. Субъекты правоотношений

Конституционный Суд РФ, принимая решения, не только основывается на конституционных нормах в области установления социальных прав граждан, но и исходит из конституционных принципов, прежде всего принципов равенства и справедливости.

Именно эти цели (равенство и справедливость) преследует конституционное законодательство, устанавливая право на участие в системе социального страхования, право на бесплатную медицинскую помощь и т. д.

При пользовании данными правовыми возможностями происходит «сглаживание» неизбежного неравенства по признаку возраста, состояния здоровья, имущественного положения, образа жизни. [7]

Однако юридические гарантии социальных прав, как правило, не предполагают их абсолютной реализации, поскольку нередко обусловлены самой программно-целевой природой данной группы прав. [8]

В связи с этим Конституционный Суд РФ, исходя из принципов равенства и справедливости, отмечает, что их применение допустимо, как правило, в отношении одинаковой категории лиц, находящихся в сходных ситуациях.


Именно такой подход лежит в основе предоставления государством социальных прав своим гражданам.

При этом на уровне требований принципа равенства применительно к социальной сфере особенно важным является поиск баланса интересов и несовпадающих, а порой и противостоящих ценностей. Так, в одном из постановлений Конституционный Суд РФ сделал вывод, что равенство должно быть не только формальным, но и фактическим. [9]

Хотя равенство перед законом и судом не исключает фактических различий и необходимости их учета законодателем.

Одновременно с этим, опираясь на принцип равенства, провозглашенный в ст. 19 Конституции РФ, Конституционный Суд РФ обосновал и недопустимость установления раз личий внутри одной и той же категории граждан при обеспечении их социальных прав.

Так, решая вопрос о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и добровольно выехавших на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение, Конституционный Суд РФ указал, что введение денежной формы обеспечения жилыми помещениями только в отношении тех граждан, которые были приняты на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г., при отсутствии адекватных социальных гарантий для граждан, относящихся к тем же категориям, но вставших на учет после этой даты, повлекло необоснованную дифференциацию внутри каждой категории в зависимости исключительно от даты принятия гражданина на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (до и после 1 января 2005 г.).

Это, в свою очередь, привело к снижению уровня социальной защиты для части этих граждан. [10]

Такая дифференциация— при наличии у граждан, относящихся к одной и той же категории, одинаковых оснований для льготного (в сравнении с общеустановленным порядком) жилищного обеспечения — в нарушение конституционного принципа равенства приводит к необоснованным различиям в объеме их социальных прав, а потому не согласуется с конституционно значимыми целями возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина.

На данном основании Конституционный Суд РФ признал соответствующие положения, устанавливавшие дифференцированный правовой механизм обеспечения жилыми помещениями указанных граждан, и содержавшиеся в Законе РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» нормы не соответствующими Конституции РФ, в частности ее ст. 19 (ч. 2), 40, 42 и 55 (ч. 3).