Файл: Понятие и виды правоотношений по социальному обеспечению в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 123

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как следствие, они не могут пользоваться льготами и социальными гарантиями, предусмотренными законодательством для тех, кто получил ранение при таких же обстоятельствах, но с февраля 1944 года. Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 06.02.2014 года № 2-П, Конституция Российской Федерации (части 1, 2 статьи 19) закрепляет равенство прав и свобод человека и гражданина, защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод принципам юридического равенства и справедливости, а также исходя из конституционных положений на государство возложена обязанность по обеспечению граждан, исполнившим долг и обязанность по защите Отечества, особенно признания особых заслуг перед обществом ветеранов Великой Отечественной Войны закрепляет правовые гарантии их социальной защиты.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на социальное обеспечение, а определение механизма реализации этого права относит к компетенции законодателя. Государство должно обеспечить условия для своевременного и беспрепятственного получения гражданами своей пенсии, а также выработать конкретный и контролируемый механизм расходования бюджетных средств.

В постановлении от 17.07.2014 года № 22-П по делу о проверке конституционности части 11 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» в связи с жалобой гражданки Куликовой Н.Г.

Конституционным Судом Российской Федерации были изложены правовые позиции касаемо того, что со стороны государства необходимо оказание особой социальной поддержки членам семьи погибшего военнослужащего в виде предоставления им права на получение ежемесячной денежной компенсации. [5]

Суд установил, несмотря на то, что мачеха военнослужащего к числу членов семьи, имеющих, право на получение ежемесячной денежной компенсации не отнесена, это не умоляет ее права на возмещение вреда, причиненного гибелью пасынка.

При определенных условиях она наделена правом на получение других выплат. Конституционный Суд рекомендовал федеральному законодателю внести изменения в действующее правовое регулирование, для того чтобы обеспечить адекватное возмещение вреда оказавшимся в затруднительном материальном положении лицам, которые длительное время и надлежащим образом воспитывали и содержали погибшего во время службы по призыву до его совершеннолетия и фактически заменили ему мать.


Возмещение вреда возможно через предоставление мер социальной поддержки, сопоставимых по объему и характеру с ежемесячной денежной компенсацией. 19 ноября 2015 года Конституционный Суд Российской Федерации вынес постановление № 29-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» по жалобе гражданина Н.К. Шматкова».

Согласно приведенных правовых позиции государство должно обеспечить лицам, пострадавшим от незаконного и необоснованного привлечения к уголовной ответственности, эффективное восстановление в правах, гарантировать этим лицам наряду с возмещением как имущественного, так и морального вреда, восстановление в жилищных, трудовых, пенсионных и иных правах. [6]

К способам защиты социальных прав граждан российское законодательство, прежде всего Гражданский кодекс РФ (ст. 12), относит:

- признание права;

- признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;

- неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;

- пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу нарушения, а также восстановление положения, существовавшего до нарушения права;

- прекращение или изменение правоотношения; возмещение убытков;

- взыскание неустойки; компенсация морального вреда;

- присуждение к исполнению обязанности в натуре;

- иные способы, предусмотренные законом.

При этом потребность в применении этих способов защиты может возникать не только в рамках отношений, подпадающих в сферу гражданско-правового регулирования, но и в публичных отношениях.

ГЛАВА 2. ПРАВООТНОШЕНИЯ ПО СОЦИАЛЬНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

2.1. Понятие и виды правоотношений по социальному обеспечению

Правоотношения по социальному обеспечению - это публичные односторонние обязательственные отношения, по которому одна сторона - физическое лицо вправе требовать государственного обеспечения в объеме, предусмотренном законом, а другая сторона - государство в лице своих органов обязана в безусловном порядке его предоставить [9, с. 8].


Существует и более подробное определение этого понятия: правоотношения по социальному обеспечению - это урегулированные нормами права социального обеспечения социально-обеспечительные отношения граждан (семей) с органами социального обеспечения, социальной защиты по вопросам назначения и выплаты пенсий, пособий, социальных компенсаций и предоставлению социальных услуг в натуральном виде. Это юридические связи субъектов права социального обеспечения, в которых один субъект - гражданин (семья) - реализует свои права на определенный вид социального обеспечения, а второй субъект - орган социального обеспечения - обязан обеспечить эту реализацию [10, с. 18].

Все социальное обеспечение граждан производится через вступление их в соответствующие правоотношения (юридические связи) с органами социального обеспечения. Они являются субъектами данных правоотношений. Исключением здесь является лишь материальное обеспечение пенсиями, пособиями в соответствующих случаях священнослужителей. У них свой на это устав, по которому это обеспечение не должно быть ниже государственного социального обеспечения пенсиями, пособиями. Медицинское же обслуживание и лечение священнослужителей производится на общих основаниях. Другие работники религиозных организаций (младший обслуживающий персонал, бухгалтеры и др.) обеспечиваются пенсиями, пособиями, услугами, как и все трудящиеся.

Правоотношения по социальному обеспечению имеют претензионно­обеспечительный характер, когда один субъект - гражданин (семья) - правомочен требовать предоставления полагающегося ему вида социального обеспечения, а другой субъект - орган социального обеспечения - обязан его предоставить. Хотя эти правоотношения являются двусторонними и оба субъекта имеют в них и права и обязанности, но право по обеспечению - на стороне гражданина (семьи), а обязанности по его предоставлению - у органа социального обеспечения.

По мнению Гусова К.Н., понятие правоотношения по социальному обеспечению - это научная абстракция, поскольку эти правоотношения в реальной жизни выступают всегда в конкретных их видах [10, с. 19].

Отношения по социальному обеспечению в реальной жизни всегда возникают и проявляются в форме правовых отношений. Существует столько отношений по социальному обеспечению, сколько видов общественных отношений входит в предмет данной отрасли Классификация правоотношений по социальному обеспечению может быть произведена по различным основаниям.


В зависимости от того, результатом реализации, какой нормы является правоотношение - материальной, процедурной или процессуальной, различаются материальные, процедурные и процессуальные правоотношения. Материальные правоотношения являются основными, так как с их помощью происходит распределение материальных благ и услуг в сфере социального обеспечения. Процедурные же и процессуальные правоотношения относятся к правоотношениям второго порядка и играют второстепенную роль.

Основные (материальные) правоотношения - правоотношения по поводу отдельных видов обеспечения. Они возникают по поводу предоставления пенсий, пособий, компенсационных выплат, социального обслуживания, назначения ежемесячного пожизненного содержания судьям Конституционного Суда РФ, судьям, пребывающим в отставке. В свою очередь пенсионные отношения классифицируются в зависимости от вида назначаемой пенсии: по старости, инвалидности, за выслугу лет, по случаю потери кормильца, социальной. Аналогичные классификации существуют и в связи с выплатой пособий, компенсационных и других выплат, перечисленных выше, которые будут рассмотрены в соответствующих темах настоящего пособия.

Материальные правоотношения составляют ядро системы правоотношений, поскольку именно в них удовлетворяются объективные потребности престарелых и нетрудоспособных граждан в материальных средствах, потребности в охране здоровья, в содержании и воспитании детей и др. Они являются сложными, так как правами и обязанностями наделяются оба субъекта. При отсутствии спора о праве эти отношения имеют регулятивный характер.

Отличительная особенность социально-обеспечительных правоотношений состоит в том, что участвующий в них гражданин (или семья) при соблюдении установленных законом условий наделен субъективным правом на получение пенсии, пособия, компенсации, услуги или льготы, а государственный орган обязан ее предоставить. Причем мера обязанности государственного органа предопределяется мерой требований управомоченного лица и законодательством. Это означает, что по общему правилу в одностороннем порядке или по соглашению сторон мера обязанности изменена быть не может.

Именно в этом заключается одно из главных отличий обязанностей в социально-обеспечительных отношениях от обязанностей в гражданских правоотношениях, где субъекты по собственному усмотрению возлагают на себя обязанности в допускаемых законом пределах.

Кроме того, материальные правоотношения по социальному обеспечению являются имущественными, поскольку они возникают по поводу предоставления отдельному лицу (или семье) определенных материальных благ в виде пенсий, пособий и услуг.


Все эти правоотношения являются относительными, поскольку правами и обязанностями в них наделены оба субъекта.

По видам обеспечения правоотношения по социальному обеспечению классифицируются следующим образом:

1) пенсионные;

2) по поводу пособий и компенсационных выплат;

3) по оказанию бесплатной медицинской помощи;

4) по поводу социального обслуживания.

Процедурные правоотношения по установлению фактов, имеющих юридическое значение. Право на тот или иной вид социального обеспечения появляется, как правило, с момента возникновения процедурного правоотношения при его положительном окончании (например, продолжительности трудового стажа, установления инвалидности). Юридическим фактом, порождающим процедурные правоотношения, служит обращение гражданина или его представителей для удостоверения конкретного факта. В пенсионном обеспечении важным юридическим фактом является дата обращения за пенсией. С ее учетом определяется срок, с которого производятся назначение и выплата пенсии.

Процедурные правоотношения являются правоприменительными, связанными с реализацией материальных отношений. Важнейшую роль при этом играют сроки, в течение которых должны выполняться определенные юридические действия. Пропуск сроков без уважительных причин влечет отказ в предоставлении соответствующего вида социального обеспечения. При несогласии с решением компетентного государственного органа гражданин вправе обратиться за разрешением спора в административном или судебном порядке.

Отличие процедурных правоотношений от процессуальных в социальном обеспечении определяется спецификой их содержания. В процедурных правоотношениях законодательством предусмотрена обязательная нормальная процедура его прохождения (без которой невозможны дальнейшие этапы реализации прав и обязанностей в материально-правовом отношении), а процесс рассмотрения спора затрагивает не все, а лишь спорные обстоятельства.

Поскольку право социального обеспечения не закрепляет никакой особой процедуры рассмотрения споров, судебное разбирательство осуществляется по нормам гражданского процессуального права.

Но если спор рассматривается вышестоящим органом в порядке подчиненности, то возникают процессуальные отношения, которые регламентируются административным правом.

Процессуальные правоотношения - они возникают при рассмотрении споров между сторонами, в основном при обжаловании гражданами решений государственных и иных органов, связанных с назначением пенсий, пособий и других социальных выплат. Однако в праве социального обеспечении отсутствуют нормы, регулирующие процедуру рассмотрения и разрешения споров. Поэтому судебное разбирательство осуществляется по нормам гражданско-процессуального законодательства.